Урок химии 8 класс Тема урока: РЕАКЦИИ ЗАМЕЩЕНИЯ.
Цель урока. Дать понятие о сущности реакции замещения.Продолжить формирование умения записывать уравнеия химических реакций, начать формировать умение предсказывать продукты реакций замещения. Дать первоначальное понятие об электрохимическом ряде напряжений.
Ход урока.
Изучение нового материала.
Водород был открыт в первой половине 16 века Парацельсом, в 1776г Кавендиш установил его свойства и указал отличие от других газов. В 1783г Лавуазье первый получил водород из воды и доказал, что вода есть химическое соединение водорода и кислорода.
Обратимся к опыту Кавендиша.
HCI + Zn ------ выделяются пузырьки газа, которые собираю в перевернутую пробирку.Этот способ называется способом вытеснения воздуха, а пробирка перевернута потому, что водород легче воздуха.
Показываю способ распознавания водорода.
1. При поднесении горящей спички слышен характерный ‘’лающий’’взрыв – значит, собран водород в смеси с воздухом – не чистый газ.
2. Если же спичка подносится к самой пробирке, где идет реакция,которую предварительно прикрыла пальцем, то слышен ‘’глухой ‘’ хлопок – значит собран чистый водород.
Предлагаю записать уравнение:
Zn + HCI --------
Какие элементы могут быть в составе другого вещества?
Будет ли это вещество простым, сложным?
Zn + HCI = H + ZnCI
Что произошло? Какие вещества по составу вступили? Образовались? Такие реакции называются реакциями замещения.
Химические реакции, при которых атомы простого вещества замещают атомы в молекуле сложного называются реакциями замещения.
Запишите по аналогии:
M + H S O -------
AI + H S O
Вопрос: А ЛЮБОЙ ЛИ МЕТАЛЛ СПОСОБЕН ВСТУПИТЬ В РЕАКЦИЮ ЗАМЕЩЕНИЯ С КИСЛОТОЙ?
Опыт: Си + НСI -------
Для решения этого вопроса можно воспользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов ( ряд активности).
Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет.
Этот ряд имеет и еще одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:
Если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли.
Лабораторный опыт.
Железный гвоздь на ниточке опускаем в раствор сульфата меди.
Fe + CиSO ------- Cи + FeSO
Чашечки Петри снизу подписываются фломастерами ( Li, Na, Cа). В них наливается немного, на донышке воды, куда дабавляется фенолфталеин. Затем опускаю по кусочку металлы. Реакция проецируется на экран.
Записываются уравнения:
2Na + 2HOH = 2NaOH + H
2Li + 2HOH = 2LiOH + H
Ca + 2HOH = Ca(OH) + H
Щелочной ---- щелочь
металл
Дом.зад.$27, упр.3(б-г), 2 (а,б,г) стр.100
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.