Реакции ионного обмена
Оценка 4.8

Реакции ионного обмена

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
27.09.2017
Реакции ионного обмена
Проблемно – исследовательский урок по теме :"Реакции ионного обмена" направлен на актуализацию и углубление знаний о ТЭД. Цель урока:сформировать у учащихся представление о сущности реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных ионных уравнений.
Открытый урок 8 кл.docx
Тема урока: Реакции ионного обмена. Тип урока:    Урок новых знаний. Вид урока:     Проблемно – исследовательский. Цель  урока:  изучение реакций ионного обмена. Задачи урока: Образовательные:  актуализировать и углубить знания о ТЭД; рассмотреть реакции  обмена в свете представлений ТЭД; сформировать у учащихся представление о сущности  реакций ионного обмена; продолжить формировать навыки составления уравнений  диссоциации электролитов, сформировать навыки написания полных и сокращенных  ионных уравнений. Развивающие: продолжить развивать умения применять знания и собственный опыт  в различных ситуациях, в том числе и проблемных: способствовать развитию мышления,  анализу полученных знаний, выделения главного, обобщения и систематизации. Воспитательные: создать условия для формирования культуры умственного и  практического труда, интереса к знаниям, умений проводить самооценку.  Метод обучения:  частично­поисковый. Оборудование и реактивы: штатив с пробирками, реактивы ( р­ры соляной  кислоты,  гидроксида натрия, карбоната натрия, фенолфталеин, хлорид железа (3)). Опорные знания:  Основные положения ТЭД, диссоциация кислот, щелочей, солей. Эпиграф: «Чтобы что­то узнать, надо уже что­то знать»  Станислав  Лем Актуализация опорных знаний На прошлом уроке мы изучили основные положения теории электролитической  диссоциации. Повторим основные понятия темы. 1. Что такое Э.Д.? 2. Что такое ионы? Задание 1. Разложите по папкам катионы и анионы. 3. Какие вещества называются электролитами? 4. На какие две группы можно разделить электролиты? Задание 2. Укажите слабые и сильные электролиты (H2SO4, Ba(OH)2, HNO3, NH4OH,H2S,  H2SO3) Задание 3. Написать уравнения диссоциации веществ (2 человека) BaCL2 CaSO4 KOH Задание 4. Составить молекулярные формулы веществ, состоящих из ионов: Na+   ОН­    Можно ли назвать эти вещества электролитами? Что произойдет, если смешать растворы этих электролитов? Изучение нового материала           Стадия «Вызов» Демонстрационный опыт:   FeCL3 + 3NaОН= Fe(ОН)3 + 3NaCL H2SO4 Mg(OH)2 Na3PO4  Fe3+      CL­      AL3+   SO4 2­      Ca2+    NO3 ­ Вопросы:  ­ есть ли признаки реакций? ­ к какому типу относятся реакции? ­ если это электролиты, то в виде каких  частиц они находятся в растворе?   реакции обмена ионов Как мы сформулируем тему урока? «Реакции ионного обмена Учитель сообщает учащимся, что они знакомы с реакциями обмена. Ребятам также  известно, что данные реакции возможны только в тех случаях, когда в результате реакции  выделяется осадок, газ или вода. Почему так происходит, нам и предстоит разобраться. Вернемся к нашему уравнению. Определим с помощью таблицы растворимости  нерастворимое вещество. Растворимые (сильные электролиты) распишем на ионы. FeCL3 + 3NaОН= Fe(ОН)3 + 3NaCL Fe3+ + 3CL­+ 3Na+ 3ОН­ = Fe(ОН)3 + 3Na+ + 3CL­ Fe3+ + 3ОН­ = Fe(ОН)3 Полное ионное уравнение    сокращенное ионное уравнение Молекулярное уравнение Какие реакции мы называем РИО? Определение стр. 152. Записать в тетрадь Физкультминутка На мои предложения вы отвечаете кивая головой, если ответ положительный, вращением  головы, если ответ отрицательный: 1)раствор серной кислоты является сильным электролитом; (да) 2)в растворе может протекать любая химическая реакция; (нет) 3)раствор сахара является электролитом;(нет) 4)в школу ходят для того, чтобы изучить химию в совершенстве; (возможны варианты) 5)в сокращенном ионном уравнении не могут участвовать ионы натрия;(да) 6)реакция между ионами называют ионными реакциями;(нет) Стадия «Осмысление» Лабораторная работа. (парная) Опыт 1: Взаимодействие растворов карбоната натрия и соляной кислоты. Опыт 2: Взаимодействие растворов гидроксида натрия и соляной кислоты. В процессе выполнения лабораторной работы учащиеся заполняют таблицу. № Исходные          вещества Признаки  реакций                 Уравнения реакций Выводы 1. 2. М.У. П.И.У. С.И.У. М.У. П.И.У. С.И.У. Инструкционная карта лабораторной работы по теме «Реакции ионного обмена». Опыт 1.    К раствору карбоната натрия прилейте раствор соляной кислоты. Запишите  наблюдения. Опыт 2.    В раствор гидроксида натрия капните 1 – 2 капли фенолфталеина. Прилейте   раствор соляной кислоты до исчезновения окраски. Запишите наблюдения. Как называется  эта реакция? Стр.154 учебника записать в тетрадь. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» Закончите предложение или дайте ответ на вопрос  Мне больше всего удалось…   Меня особенно удивило…   для меня было открытием то, что …   за что ты можешь себя похвалить?   за что ты можешь похвалить одноклассников?   за что ты можешь похвалить учителя?   что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?   Мои достижения на уроке. Домашнее задание: Оценка 3 балла: § 37 упр. 2,5. Оценка 4­5 баллов:  Предложите решение следующей задачи: Задача 1. В сточных водах гальванического цеха химического завода обнаружены катионы Fe3+, Fe2+,  Ni2+ и анионы Cl­, SO42­. Как с помощью реакций ионного обмена можно очистить эти  стоки? Задача 2. Предложите ионные реакции для очистки сточных вод автотранспортного предприятия от  катионов Pb2+ и Cu2+, оказывающих токсическое действие на живые организмы. Задача 3. В сточных водах животноводческих ферм отмечено повышенное содержание катионов Ca2+  и Zn2+. Предложите реактивы, с помощью которых можно очистить воду от этих ионов. Приложение 1.  Правила: СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ 1.  Простые вещества, оксиды, а также нерастворимые кислоты, основания и соли не  диссоциируют. 2. Для реакции берут растворы веществ, поэтому даже малорастворимые вещества  3. 4. находятся в растворах в виде ионов.  Если малорастворимое вещество образуется в результате реакции, то при записи  ионного уравнения его считают нерастворимым.  Сумма электрических зарядов ионов в левой части уравнения должна быть равна  сумме электрических зарядов ионов в правой части. СОСТАВЛЕНИЕ ИОННЫХ УРАВНЕНИЙ Алгоритм составления ионного уравнения  Пример реакции 1. Записать молекулярное   уравнение  реакции 2. С помощью таблицы    растворимости  определить    растворимость каждого     вещества. 3. Составить полное ионное    уравнение. 4. Составить сокращенное ионное уравнение (найти одинаковые ионы и сократить их  слева и справа). 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3  + 3NaCl     Р              Р               Н                  Р 3NaOH + FeCl3 = Fe(OH)3  + 3NaCl Fe3+ + 3CL­+ 3Na+ 3ОН­ = Fe(ОН)3 + 3Na+ +  3CL­ Fe3+ + 3ОН­ = Fe(ОН)3

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена

Реакции ионного обмена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.09.2017