Углубить знания об ионах, объяснить понятия катион и анион, раскрыть причинно-следственную связь между свойствами растворов электролитов и ионов. Показать различия в строении и свойствах атомов и анионов. Подвижность ионов в электрическом поле. Качественные реакции на Cl-,SO42-,Ba2+ и другие ионы. Углубить знания об электролитах, научить составлять молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции, условия протекания реакции до конца, повторить качественные реакции на некоторые ионы, закрепить знания учащихся о реакции нейтрализации. Пересмотреть знания учащихся о свойствах веществ и механизме их взаимодействия на качественно новом уровне. Демонстрация реакций ионного обмена, идущих до конца. Качественные реакции на катионы и анионы.
поурочка химия.docx
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
2
Углубить знания об ионах, объяснить понятия катион и анион, раскрыть
причинноследственную связь между свойствами растворов электролитов и
ионов. Показать различия в строении и свойствах атомов и анионов.
Подвижность ионов в электрическом поле. Качественные реакции на
Cl,SO4
,Ba2+ и другие ионы. Углубить знания об электролитах, научить
составлять молекулярное, полное и сокращенное ионные уравнения реакции,
условия протекания реакции до конца, повторить качественные реакции на
некоторые ионы, закрепить знания учащихся о реакции нейтрализации.
Пересмотреть знания учащихся о свойствах веществ и механизме их
взаимодействия на качественно новом уровне. Демонстрация реакций ионного
обмена, идущих до конца. Качественные реакции на катионы и анионы.
Свойства ионов, реакции ионного обмена в растворах
Катод, анод
Растворы серной кислоты, сульфата натрия и магния, хлорида бария, соляной
кислоты, хлориды натрия и бария, нитрат серебра, гидроксиды натрия и бария,
хлорид железа (II, III), карбонат натрия, ф/ф, пробирки, штатив.
Таблица растворимости
§5§6 пересказ, №4,№5 стр.20, №2№4 стр.24 по белой книге
9 9
ТЕМА
ЦЕЛЬ
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕРМИНЫ
ХИМ ЭКСПЕРИМЕНТ
ОБОРУДОВАНИЕ
ДОМ ЗАДАНИЕ
Дата: ____________
План урока
Ответ можно начать с положения о том, что поскольку электролиты в растворах образуют ионы, то реакции в них
происходят не между молекулами, а между ионами.
Если смешать растворы двух диссоциирующих веществ, то положительно заряженные ионы (катионы)
взаимодействуют с ионами, заряженными отрицательно (анионы).
Это положение следует подтвердить примерами.
1. Одно из образующихся веществ является малодиссоциирующим. Это может быть:
а) осадок
В результате реакции образуется угольная кислота, которая разлагается на газ оксид углерода (IV) и воду. Все участвующие в реакции вещества находятся в виде ионов. Связывание их с образованием нового вещества не
происходит, поэтому реакция в этом случае практически не осуществима.
Приведенные примеры свидетельствуют о том, что необходимыми условиями протекания реакций ионного обмена до
конца являются: 1) образование осадка; 2) выделение газа; 3) образование малодиссоциирующих молекул воды.
Естественно, что в ходе ответа можно приводить другие примеры реакций ионного обмена, но при этом важно помнить
об использовании таблицы «Растворимость кислот, оснований и солей в воде», из которой видно, какое вещество
растворимо, а какое — нет.
Отличительной особенностью реакции ионного обмена от окислительновосстановительных реакций является то, что
они протекают без изменения степеней окисления, участвующих в реакции частиц
Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории
электролитической диссоциации
Вариант 1
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор гидроксида бария: сульфат натрия, оксид железа
(111), хлорид меди (11), азотная кислота, гидроксид калия, оксид углерода (IV)? Напишите молекулярные и ионные
уравнения возможных реакций.
2. Как, исходя из сульфата железа (11), получить: а) хлорид железа (11); б) нитрат железа (II)? Напишите
молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Вариант 2
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать разбавленная серная кислота: ртуть, гидроксид натрия,
цинк, хлорид бария, золото, оксид меди (II)? Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
2. Как, имея в своем распоряжении сульфат натрия, соляную кислоту и гидроксид бария, можно получить хлорид
натрия? Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Вариант 3
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать раствор хлорида меди (11): нитрат серебра, хлорид натрия,
железо, фосфорная кислота, оксид цинка, гидроксид калия? Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных
реакций.
2. Укажите, как можно: а) очистить азотную кислоту от примеси серной кислоты; б) превратить хлорид калия в
нитрат калия. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Вариант 4
1. С какими из перечисленных веществ будет реагировать соляная кислота: гидроксид кальция, алюминий, карбонат
натрия, серебро, оксид магния, ртуть? Напишите молекулярные и ионные уравнения возможных реакций.
2. Как можно получить сульфат магния двумя разными способами? Напишите молекулярные и сокращенные ионные
уравнения реакций.
Для закрепления материала ответить на вопросы в конце параграфа
Домашнее задание: §5§6 пересказ, №4,№5 стр.20, №2№4 стр.24 по белой книге
Реакции ионного обмена и условия их протекания
Реакции ионного обмена и условия их протекания
Реакции ионного обмена и условия их протекания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.