РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
Оценка 4.7

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Оценка 4.7
doc
25.05.2021
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
реализация ФГОС НОО Перспективная нач. школа.doc

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ УМК «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

Дерюга Ольга Юрьевна

Заместитель директора по УВР

МБОУ СОШ №1 г. Тимашевска

 

 Изменения, происходящие сегодня во всех областях жизни, не могли  не затронуть и сферу образования.

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли сегодня учиться в первый класс, будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2065 года. Каким будет мир в это время, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Новые требования к системе образования закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), утверждённым Министерством образования и науки РФ в октябре 2009 года.

В новых стандартах речь идет не о формировании каких-либо качеств заранее заданных педагогом, не о преобразовании ребенка педагогом, а о помощи ребенку в развитии качеств, способностей, возможностей, заложенных в нем изначально.

 Одним из комплектов учебного книгоиздания, воплотившим в жизнь требования ФГОС начального общего образования, является УМК «Перспективная начальная школа».

Основная идея данного комплекта - это оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик как равноправный участник процесса обучения  выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации [1].

Несомненным достоинством данного методического комплекса является то, что он ориентирован на реального ученика. Построение процесса обучения по УМК принципиально изменяет позицию ученика. Ученик является равноправным участником процесса обучения. В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности. Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам в равной мере с ним обсуждает различные точки зрения. Каждый шаг для ученика в обучении – это решение новой задачи: её осмысление, анализ, выдвижение гипотез решения. Ученик учится ставить перед собой цели и сознательно предполагает возможные пути их решения. При этом решение поставленных задач всегда проходит на творческом уровне, с самоконтролем и самооценкой. Ребёнок чувствует, что

учение – это радость маленьких открытий.  

Другим достоинством УМК «Перспективная начальная школа» является и новая роль учителя. Его руководящая роль скрыта от ученика. Учитель, прежде всего, – партнёр, консультант по учебному общению. Ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. Учитель должен суметь перестроиться на данный принцип работы. Он не диктатор. Он лишь задаёт наводящие вопросы, ведёт дискуссию, предоставляя ученикам свободу выбора способов, средств и видов деятельности.

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что входящие в его состав учебники действительно представляют собой комплект по целому ряду оснований. У всех учебников общие теоретические позиции, система взаимных ссылок, общие цели каждого года обучения, единая внешняя интрига, единое коммуникативное пространство, общие сквозные герои. Все учебники комплекта опираются на традиционный принцип прочности, который обеспечивается системой неявных для ученика многократных возвращений к уже изученному, созданием условий для применения полученных знаний, развернутым и пошаговым методическим аппаратом, помещенном в самом учебнике.

Единое инструментальное пространство   УМК - это способ и условие общения, поиска информации внутри одного источника знаний, поиска информации в разных источниках.

Особенностью УМК «Перспективная начальная школа» является и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника, использование единой системы условных обозначений во всем УМК, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, каждый школьник получает возможность приобрести универсальные учебные действия, освоить те способы деятельности, которые соответствуют требованиям ФГОС НОО.

Программа «Перспективная начальная школа» решает задачу формирования речевой, познавательной, организационной деятельности и приемов работы с информацией.

Это, прежде всего, первоначальное умение поиска необходимой информации в словарях, справочниках, каталоге библиотеки. Система взаимных перекрёстных ссылок между учебниками, каждый из которых имеет специфичный для своей образовательной области словарь, даёт каждому школьнику возможность в процессе обучения в начальной школе приобрести навыки работы со всеми видами словарей.

Кроме того, УМК «Перспективная начальная школа» формирует умение поиска, передачи и хранения информации. В учебниках комплекта присутствуют ссылки на интернет-сайты, специально разработанные для работы с младшими школьниками.

Все учебники комплекта опираются на коммуникативные технологии. Они учат школьников общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью, смотреть на любое изучаемое явление                              с разных точек зрения. В содержание гуманитарных учебников включена переписка методистов «Научного центра» Академкниги  со школьниками, которая ведется по линии двух научных клубов: «Ключ и заря» (русский язык  и литературное чтение) и «Мы и окружающий мир».

В процессе обучения учащиеся осваивают способы познавательной деятельности. Они приучаются вести наблюдение объектов и явлений окружающего мира, обнаруживать изменения, происходящие с ними, сравнивать отдельные признаки объекта или явления, анализировать результаты сравнения. У них формируются умения и навыки проведения измерений разными способами с помощью простейших приборов. Грамотно и последовательно ведется подготовка к выполнению творческих работ. Младшие школьники готовят сообщения, сочинения (устные и письменные),  выполняют графические работы, разыгрывают воображаемые ситуации.

УМК «Перспективная начальная школа» решает задачи формирования

организационной деятельности. Учащиеся учатся выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам, определять способы контроля, находить ошибки в работе и их исправлять.

Очень важно и то, что в процессе обучения школьники приобретают навыки учебного сотрудничества: умение договариваться, распределять работу, оценивать  общий результат деятельности и свой вклад в него. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности [1].

Универсальные учебные действия, полученные учениками при обучении по УМК, позволяют добиваться достаточно высоких результатов. Это показала проведенная диагностика общеучебных умений и навыков в моем классе.

В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения.

 

 

Литература

1.     Программы четырёхлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук и др. М.: Академкнига/учебник, 2010.

 


РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ

В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности

В его деятельности начинает занимать существенное место роль исследователя, творца, организатора своей деятельности

УМК, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование

УМК, пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование

Младшие школьники готовят сообщения, сочинения (устные и письменные), выполняют графические работы, разыгрывают воображаемые ситуации

Младшие школьники готовят сообщения, сочинения (устные и письменные), выполняют графические работы, разыгрывают воображаемые ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2021