Реализация годовая задачи №2 «Использование методов мнемотехники для развития речи у детей»
Оценка 4.7

Реализация годовая задачи №2 «Использование методов мнемотехники для развития речи у детей»

Оценка 4.7
docx
12.05.2023
Реализация годовая задачи №2 «Использование методов мнемотехники для развития речи у детей»
дидактическое пособие мнемотаблицы.docx

       Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории

воспитатели группы № 8

 

 

 

 

 

Реализация годовая задачи №2

 

ПРОБЛЕМА: «Неумение составлять рассказ по таблице»

 по области: «Речевое развитие»

 

 

Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи у детей»

 

 

 

Цель: изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

 

Задача:

1.Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, с этапами работы с мнемотаблицами.

2.Познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.

3.Оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.

 

 

 

 

 

 

  Мнемоника (греч. — искусство запоминания)

(мнемотехника) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов, фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов для запоминания с уже имеющимися в областях различных типов памяти.

Мнемотехника — система внутреннего письма, основанная на прямой записи в мозг связей между зрительными образами, обозначающими значимые элементы запоминаемо информации. 

 

 

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

 

- кодирование в образы,

- запоминание (соединение двух образов),

- запоминание последовательности,

- закрепление в памяти.

 

Мнемотехника помогает развивать:

 

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

 

Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки. Особое место в работе с детьми мы отводим мнемотаблицам.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложенная определенная информация.

 

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

 

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ сказки с опорой на символы (образы).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Основные направления опыта работы

     В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным.

Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

          Предлагаемая модель обучения рассказыванию с использованием

мнемотаблиц основывается на комплексном подходе, включающем:

использование мнемотаблицы как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации, различных символико-моделирующих видов деятельности в структуре логопедических занятий; решение в единстве коррекционно-развивающих задач, обеспечивающих социально-личностное, коммуникативное, речевое, эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребёнка; специальную организацию пространственно-развивающей среды; развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности;

Технология использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с нарушениями речи предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль. Методические требования к мнемотаблицам.

Основы методики использования мнемотаблиц при составлении описательных рассказов разработаны Л. Н. Ефименковой («Формирование речи у дошкольников», 1985г.) и Т. А. Ткаченко (ж. «Дошкольное воспитание» №10, 1990г.). Исследование данных мнемотаблиц, большая заинтересованность побудили меня к использованию в своей работе данного направления. В Интернете было найдено множество вариантов таких таблиц и схем, которые я предлагаю вашему вниманию для работы.

Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из трех этапов.

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — дети должны уметь самостоятельно.

НАПРИМЕР:

Рассказывание об овощах

1.Что это.

2. Цвет. (Какого цвета овощ)

3. Три круга. (Какого размера)

4. Форма. (Какой он формы)

5. Морковь, перец. (Какой он по вкусу)

6.Какой он на ощупь.

7. Грядка, дерево, куст (Где овощ вырос)

8.Кастрюля, сковорода, тарелка салата, стакан, банка с маринованными овощами, варенье. (Что можно приготовить из данного овоща)

 

 МОРКОВЬ

(Примерный рассказ по мнемотаблице)

Морковь — это овощ. Она оранжевого цвета с зеленой ботвой. Морковь треугольной формы, небольшого размера. Этот овощ сладкий и сочный.

На ощупь он шершавый. Растет морковь на грядке, в огороде. Морковь очень полезна, в ней много витаминов. Из нее готовят салаты, ее добавляют в борщ и щи. Заяц любит морковь больше, чем все животные.

Как создать модель-схему?

Лист плотной бумаги размером 45*30 сантиметров разделён на квадраты (по количеству характерных признаков).

Цвет: нарисованы цветовые пятна. Важно, чтобы они не имели чёткой формы, тогда внимание лучше концентрируется на цвете и не происходит смешение понятий «цвет» — «форма».

Форма: изображены геометрические фигуры.

Величина: нарисованы три круга предмета разной величины. Детям напоминают, что рассказывая о величине предмета, кроме понятий «большой — маленький», надо использовать понятия «высокий — низкий»«длинный — короткий»«широкий — узкий»«толстый — тонкий».

 

     

 

             Как показывает опыт, наибольшие затруднения возникают в самостоятельном определении при рассматривании предмета его главных свойств и признаков, установлении последовательности изложения выявленных признаков, удержании в памяти этой последовательности, которая является планом рассказа-описания.

Учитывая данные особенности в развитии, мы учим детей связно излагать мысли и чувства, формируем способность сообщать, убеждать, доказывать, сравнивать всевозможными приёмами моделирования связной речи.

 Сравнение активизирует мысль детей, направляет их внимание на отличительные и сходные признаки предметов, способствует повышению речевой активности.

Динамические наблюдения, сравнительный анализ состояния связной речи, мониторинговые исследования показали, что использование приёмов мнемотехники в системе при работе над связной речью значительно увеличивает процент показателей информативности и связности речи, улучшает понимание речи, уменьшает количество грамматических и лексических ошибок.

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления связной речи.

Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.

Другой фактор — создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.

Анализируя результаты проводимой работы, можно сделать вывод, что моделирование связной речи приёмами мнемотехники заметно облегчает детям овладение данным видом связной описательной речи. Кроме того, наличие зрительного плана делает такие рассказы чёткими, связными, полными, последовательными.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 1.Методика работы с мнемотаблицами (пособие для воспитателей ДОУ)

Тевкина Олеся Алексеевна

2. С.В.Бойкова Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет. КАРО СПб 2010г.

3. Учимся по сказке. ДЕТСТВО-ПРЕСС Т. В. Большевой. 2005г.

4. Моделирование в описательной речи детей. Дошкольное воспитание №6 2004г. Н.С.Малетина, Л.В.Пономарева

5. С.А.ПетуховаЗадания и упражнения для развития памяти, внимания и воображения у детей 5-7 лет КАРО СПб 2009г.

6. Т.А.Ткаченко
Использование схем в составлении описательных рассказов Дошкольное воспитание №10 1990г.

7. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.Б.Полянская.

8. «Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи» В.К. Воробьёва.

9. «Обучение связной речи детей 6-7 лет» Т.Ю. Бардышева Е.Н. Моносова

10.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва. 

11.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 


 

Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории воспитатели группы № 8

Фирсова Наталья Вячеславовна первой квалификационной категории воспитатели группы № 8

Мнемоника (греч. — искусство запоминания) ( мнемотехника ) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций…

Мнемоника (греч. — искусство запоминания) ( мнемотехника ) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций…

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы

Методические требования к мнемотаблицам

Методические требования к мнемотаблицам

МОРКОВЬ (Примерный рассказ по мнемотаблице )

МОРКОВЬ (Примерный рассказ по мнемотаблице )

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления…

Целесообразность использования мнемотаблиц при формировании связной речи у детей с общим недоразвитием речи очевидна, так как в процессе активно задействованы оба фактора, облегчающие процесс становления…

Список использованной литературы

Список использованной литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2023