Подготовила:
преподаватель математики
Овчарук Л. П.
Реализация компетентностного подхода в преподавании математики через использование ИКТ на уроках.
В XXI веке все больше внимания уделяется вопросу внедрения современных информационных компьютерных технологий практически во все сферы деятельности человека. Cфера образования не могла стать исключением. Именно сфера образования наряду с немногими другими характеризуется огромным потенциалом и разнообразием направлений применения компьютерных технологий. [7, с. 4]
В широком смысле термин «мультимедиа» означает спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем).
Мультимедиа технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти.
При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики. Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика. Структурная компоновка мультимедийной презентации, с применением гипертекстовых ссылок развивает системное, аналитическое мышление. Кроме того, с помощью презентации можно использовать разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную.
Возможны несколько вариантов применения мультимедиа:
1. Мультимедиа-иллюстрации. Это могут быть тексты, рисунки, фотографии, схемы, графики, диаграммы, звуковые фрагменты анимации, видео фрагменты на экране 2. Мультимедиа средства с возможностью интерактивного взаимодействия. Интерактивность означает наличие условий для учебного диалога, одним из участников которого является средство ИКТ
В настоящее время существует множество программных продуктов, которые могут быть использованы на уроках математики в средней школе. При изучении геометрического материала можно использовать такие пакеты, как «Живая геометрия», Lоgо, Gеоmеtrу Inven-tor, конструктор геометрических фигур. С помощью презентации, выполненной в программе PowerPoint, ученики быстро усваивают понятия, которые трудно передать словам. Практика показала, что уроки с использованием презентаций позволяют ученикам с интересом и быстро усваивать большой объём учебного материала. Такие уроки становятся интересным увлечением, а материал темы долго находится в памяти ребёнка. Понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя, зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Компьютерные технологии позволяют: · выиграть время для более интенсивного обучения; · сделать урок интересным, разнообразным и наглядным; · вовлечь всех детей в учебный процесс; · вводить новое через компьютерные технологии; · развивать творчество и самостоятельность школьников. Опыт позволяет утверждать, что информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения.
В настоящее время использование компьютеров вносит существенные изменения в методы обучения. Это связано с широким графическим потенциалом компьютерных программ; возможностями моделирования совместной деятельности учителя и учащегося на всех этапах обучения.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в память детей не только в зрительном, но и в ассоциативном виде. Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, не только повышает непроизвольное внимание детей, но и помогает развить произвольное. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
В связи с этим можно выделить ряд преимуществ использования мультимедийных продуктов на уроках и во внеурочной деятельности:
- аккуратное, яркое, цветное изображение на экране легко воспринимается даже учениками, сидящими за последней партой;
- наглядность материала прямо пропорциональна его усвоению, так как работает наглядно-образное мышление;
- преимущество компьютерной презентации состоит также и в облегчении труда учителя, упорядочивании и сохранности наглядного материала, необходимого для конкретного занятия;
- новизна работы с презентациями вызывает у учащихся повышенный интерес и усиливает мотивацию учения.
Можно выделить следующие основные моменты, которые необходимо учитывать при организации урока математики для школьников с применением мультимедиа-презентаций:
1. Наибольший эффект дает использование мультимедиа-презентаций как наглядного средства.
2. При необходимости учащийся может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил или не успел записать.
3. Работа на уроках математики с обучающими и развивающими компьютерными программами позволяет эффективно закреплять знания других школьных дисциплин и пробуждает дополнительный интерес к их изучению, формирует у учащихся системное восприятие получаемых знаний.
4. Применение мультимедийной презентации формирует у учащихся познавательную активность, интерес к обучению;
5. Возможность создания на уроке обстановки психологического комфорта. Этому в значительной мере способствуют простые и дружелюбные интерфейсы. Как следствие, учащиеся не боятся собственных ошибок, нередко многократно повторяют задания сначала до положительного результата, что делает даже самых робких и застенчивых учеников раскрепощенными и активными.
6. При подготовке урока и соответствующих мультимедийных презентаций информация сети Интернет, современные мультимедийные энциклопедии и электронные учебники могут быть использованы как базовые. Помимо этого, учитель должен быть готов внести изменения по ходу презентации в ответ на реакцию школьников. Современные программные и технические средства позволяют хранить большие объемы информации и легко изменять ее содержание даже в процессе презентации.
Таким образом, мультимедийные презентации на уроках математики позволяют повысить качество усвоения учебного материала и выступают эффективным средством обучения.
Используемая литература:
1) Каптерев А. К20 Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир / Алексей Каптерев ; пер. с англ. С. Кировой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2012. — 336 с.
2) Захаров В.А. Информационное общество. //Системы и средства информатики. –1999.
3)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.