Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне
Оценка 4.7

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне

Оценка 4.7
docx
02.02.2020
Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне
реализация компетентностного подхода.docx

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Французский писатель, правовед и философ Шарль Монтескьё сказал: «Надо многому учиться, чтобы знать хоть немного». Первоочередная задача школы-научить детей учиться. Как это сделать? Как убедить в том, что знания необходимы? Как научить учащихся слушать и слышать, доносить свои мысли, доказывать, убеждать, сравнивать, анализировать? Надо создать такие условия, чтобы они хотели получать знания.

Мы, учителя – словесники, чувствуем большую ответственность перед учащимися и их законными представителями. Ведь все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – это не только гимнастика ума, но и главное средство общения. Именно на уроках языка и литературы учащиеся имеют возможность развивать свою речь, учатся грамотному письму, общению, т. е. развивают следующие предметные компетенции: языковую, речевую, коммуникативную и лингвокультурологическую.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства и функционирования, языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных. Эти задачи традиционно решаются в школе путём введения новых пластов лексики, пополнения фразеологического запаса, обогащения грамматического строя речи учащихся: усваиваются морфологические нормы согласования, управления, построения предложений разных видов, речь школьников обогащается синонимическими конструкциями. Этой цели служат разделы русского языка.

Речевая компетенция - свободное практическое владение речью на данном языке, умение говорить правильно, бегло и динамично как в диалоге, так и в виде монолога, хорошо понимать слышимую и читаемую речь, включая умение производить и понимать речь в любом функциональном стиле. Речевая деятельность – основная в процессе обучения языку и литературе, она формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. Уроки, построенные по принципу "обучать общению, общаясь”, позволяют изучение предмета превратить в деятельность, взаимодействие и учителя с учеником, и учеников между собой.

Коммуникативная компетенция – владение культурой речи, правилами речевого общения и разными видами речевой деятельности; сформированность умения создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей, типов и жанров речи в соответствии с целями и задачами общения. Основное же умение, формируемое в рамках коммуникативной компетенции, - это умение создавать и воспринимать тексты (продукты речевой деятельности). Она включает в себя знание основных понятий лингвистики – стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, т.е. умения и навыки анализа текста.

Лингвокультурологическая компетенция предполагает владение знаниями о языке как системе сохранения и передачи культурных ценностей, как средства постижения общечеловеческих и национальных идеалов, традиций, обычаев, ценностей и норм, регулирующих взаимодействие личностей и их поведение в обществе; сформированность социальных, духовно-нравственных качеств личности и её гражданской позиции.

  Приведу некоторые примеры из своего опыта (не вдаваясь в подробности и анализ, так как вам всем, уважаемые коллеги, известны эти педагогические технологии, методы и приёмы):

1)                Учителя русского языка – это, прежде всего, филологи. Каждый из вас знает, что слово не живёт без контекста. Постижение тайн языка и его главной функции невозможно без обращения к мысли – через предложение и (или) текст. И поэтому используется   метод разворачивания слова в текст и сворачивания текста до ключевого слова (слово – словосочетание – простое предложение – простое осложнённое предложение – сложное предложение – микротекст – текст).

2)                Обращение к тексту на каждом уроке или в домашнем задании. Это может быть авторский текст малого объёма. Но предпочтение мы отдаём текстам произведений, изучаемых в курсе литературы.

3)                На всех уроках, кроме контрольных, предлагаю учащимся пользоваться «помощниками» или «подсказками», которые создаются ими самими. Это своего рода алгоритмы, схемы, рисунки, таблицы, помогающие лучше понять и запомнить правило. Очень удобно использовать обобщающую схему, особенно если она создаётся совместно с учащимися.

4)                «Юмор и занимательность – кратчайшее расстояние между самой серьёзной проблемой и памятью ученика» (Джанни Родари). Материал из разряда «Занимательная грамматика» и «Из истории русского языка» периодически включаю в уроки русского языка, особенно при рассмотрении трудных примеров. Ребятам легче будет запомнить написание слова «багровый», если они узнают, что на Руси красная краска называлась «багр», поэтому слово надо писать с буквой «а».

     Интересна система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающая объем памяти за счет искусственных ассоциаций, так называемых мнемонических форм запоминания.  Например, фонетические (звуковые) ассоциации или создание ассоциативного ряда. Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.

Пассажир берёт билет в кассе

Колоритный колобок 

Смотрели «Вести» в вестибюле 

Инженер жене СМС прислал

Стипендия – стимул к учебе

На кухне кухонный нож  

Старожил деревни сторожил амбар

5) Немаловажную роль играют типы уроков и формы их проведения. Так, например, обобщающие уроки проходят в виде семинаров, уроков коррекции знаний, уроков – практикумов. Формируют предметные компетенции и такие нетрадиционные формы уроков, как урок-конференция, урок-суд, урок-диспут, урок-лингвистическая лаборатория, урок-путешествие, урок-конкурс на самого внимательного читателя.

6) Развитию творческих способностей и формированию языковой компетенции учащихся способствует обращение к лингвистическим миниатюрам, или грамматическим сказкам, особенно при изучении фонетики, морфологии. Дети создают интересные тексты, которые по своему содержанию оказываются более доступными для понимания тех или иных особенностей русского языка, чем написанные научным языком правила. Например, «Сказка о братьях НЕ и НИ», «В стране Морфологии», «Милые подружки З и С».

Хорошим приёмом формирования коммуникативной и речевой компетенций являются различного рода творческие задания:

- написание письма или рассказа от имени героя (письмо от имени Лидии Михайловны герою или его ответ ей по рассказу В. Распутина «Уроки французского»);                                                                                 

- отзыва;

- эссе («Чацкий победитель или побежденный?», «Как я понимаю счастье?»).

- приём словесного рисования (например, создание оригинального памятника литературному герою);

- открытый микрофон;

- оживи картину;

- инсценирование (Басня «Волк и ягненок», рассказ А. П. Чехова «Хамелеон»);                                                                                                                            

- составление кадроплана;

- сюжетно-ролевая игра, в которой каждому отводится особая роль, пусть даже роль художника-декоратора или музыкального оформителя.

7) Использование на уроках и во внеурочной деятельности ИКТ-технологий сегодня является неотъемлемым элементом учебного занятия. Интерактивный демонстрационный материал делает урок более современным, результативным и увлекательным.

Сделать учебное занятие более занимательным и интересным позволяет использование интерактивных игр, которые выполняют развлекательные (воодушевить, развлечь, доставить удовольствие), коммуникативные (позволяет общаться), терапевтические (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности), диагностические функции. Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он может себя проявить. Данная форма работы может быть использована на уроках обобщения знаний по русскому языку, внеклассного чтения по русской литератур, а также для организации внеклассной работы по данным предметам.

Следует отметить не меньший интерес учащихся к разгадыванию интерактивных кроссвордов. Для этого можно использовать различные программы и приложения, например, программа HotPotatoes, а также приложение LearningApps.оrg.

Более наглядным и выразительным делает урок литературы органичное включение в его структуру просмотра видеороликов или видеофрагментов. Например, на уроках изучения романа-эпопеи «Война и мир» при рассмотрении особенностей изображения в романе Отечественной войны 1812 года можно использовать видеоролик, дающий историческую справку о ходе Бородинского сражения, и фрагменты из одноимённого фильма.  Это помогает учащимся представить сцены, описанные в романе, более ярко и точно.

         Также эффективным является использование аудиофайлов на уроках ознакомления с поэтическими произведениями, чтение изучаемого текста профессиональным актёром позволяет учащимся услышать образец прочтения и подготовить самостоятельное выразительное чтение. Так, на уроке знакомства с произведением М. Горького «Песня о Соколе» прослушивание отрывка в прочтении актёра-профессионала произвело на учащихся сильное впечатление, многие впоследствии при подготовке чтения отрывка наизусть не раз прослушивали данный отрывок в сети Интернет.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде (обычно в виде простого набора текстовых файлов, в форматах doc, txt) и объединённые в некую логическую структуру средствами гипертекста широко представлены в сети Интернет и могут активно использоваться на учебных занятиях. Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажёры, например, для формирования орфографической зоркости и пунктуационной грамотности. Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты, позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты.

Таким образом, целенаправленное формирование предметных компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме и разумном сочетании традиционных и современных методов и приёмов работы. «Выдающиеся педагоги — не те, кто владеет какой-то особенной методикой, а те, кто умеет в ребенке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта. Методика - лишь инструмент, у одного работает, у другого — нет" (В.С. Юркевич «Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность»). 


 

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне

Реализация компетентностного подхода в процессе обучения учебным предметам "Русский язык", "Русская литература" на базовом и/или повышенном уровне

Коммуникативная компетенция – владение культурой речи, правилами речевого общения и разными видами речевой деятельности; сформированность умения создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей,…

Коммуникативная компетенция – владение культурой речи, правилами речевого общения и разными видами речевой деятельности; сформированность умения создавать самостоятельные устные и письменные связные высказывания разных стилей,…

Руси красная краска называлась «багр», поэтому слово надо писать с буквой «а»

Руси красная краска называлась «багр», поэтому слово надо писать с буквой «а»

Басня «Волк и ягненок», рассказ

Басня «Волк и ягненок», рассказ

Интернет и могут активно использоваться на учебных занятиях

Интернет и могут активно использоваться на учебных занятиях
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020