МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
МР Абзелиловский район
Методическое объединение учителей изобразительного искусства
Приложение
к рабочей программе
по изобразительному искусству в 5-7 классах
«Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей»
Авторы: Мухаметзянова Р.Ф. МБОУ СОШ №1 с. Аскарово
Коробкина Ю.Ю. МБОУ СОШ им. Г.Т. Васева с. Михайловка
Мингажева Э.М. МБОУ СОШ д. Салаватово
Мирсаяпова И.М. МБОУ СОШ с. Красная Башкирия
Аскарово
Пояснительная записка
В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.
В Конституции Республики Башкортостан говорится: «Культура башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Важность сохранения региональной культуры и национального искусства выделены среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. Ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить: сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.
Региональный компонент является частью федерального государственного стандарта общего образования, составляя с ним единое целое, дополняя и детализируя его содержание с учетом специфики региона. Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Региональный компонент государственных образовательных стандартов в Абзелиловском районе Республики Башкортостан определяется природно-географическим, социально-экономическим, историческим, культурным и единством региона; включает учебный материал, раскрывающий этнохудожественные особенности района как части республики.
Цель работы методического объединения: организация работы по региональному компоненту – создание методического материала «Приложение» к рабочей программе по учебной дисциплине «Искусство» для использования национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
Реализация национально-регионального компонента обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.
Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Есть возможность проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая прикладную сущность предмета и дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике на эмоционально-ценностном уровне.
Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Башкортостан каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона. Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений регионального искусства и культуры углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.
Приложение к рабочей программе с национально-региональным компонентом к курсу «Искусство» изучается на учебных предметах «Изобразительное искусство» и «Музыка».
Цель реализации курса «Искусство»: формирование личности ученика школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и художественных традиций.
Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Изучение курса «Искусство», интегрированного в учебный предмет «Изобразительное искусство» в 5-7 классах, направлено на решение следующих задач:
приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным, нравственно-этическим и художественным-эстетическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку, истории, культуре и искусству.
формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате - осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;
воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом;
развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии.
Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:
- ценностного отношения к себе, другим и миру;
- формирование знаний об истории, культуре, и традициях своего народа;
- развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);
- формирование активной жизненной позиции.
Содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 3 инвариативным модулям, которые последовательно реализуются в 5, 6, 7 классах.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Каждый модуль определен принципом системности обучения и опытом педагогической работы, а также учетом психологических возрастных особенностей обучающихся; организован по восходящему принципу и обладает содержательной целостностью.
Результаты освоения программы по изобразительному искусству в части реализации приложения по национально-региональному компоненту
Личностные результаты освоения программы курса отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование представлений о особенностях художественной культуры и истоков народного творчества родного края;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре своего народа как части российского;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- воспитание уважения к коренным жителям Башкортостана, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;
- понимание ценности семьи в жизни человека, осознание ценности природы.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение выделять характерные черты творческого наследия авторов Республики Башкортостан, отражающие традиции художественной культуры региона;
- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;
- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках);
- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях иных этнокультур;
- умение работать в парах, группе, коллективе;
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- усвоение названий ведущих художественных музеев своего региона;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к родной природе, человеку, обществу;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту родной природы;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры народов Башкортостана, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории и культуры;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям родного города;
- умение работать с разными источниками информации о культуре народов Башкортостана – электронными, учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями;
-усвоение сведений, знаний о культуре своего народов, о богатстве и красоте своего края;
- усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в школе;
- развитие умения составлять представления, модели, знаково-символическими средствами культуры народов Башкортостана (курай, юрта и др.)
Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:
-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;
-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения;
-работать в команде и самостоятельно;
-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе, регионе и за ее пределами.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ |
Номер урока |
Дата |
Тема урока |
Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей |
1 |
1 |
|
Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры. |
Башкирский кускарный орнамент |
2 |
2 |
|
Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства. |
Виды ДПИ в Башкортостане. |
3 |
3 |
|
Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций. |
Юрта – жилище кочевников |
4 |
7 |
|
Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды. |
Башкирская деревянная посуда «Ижау» |
5 |
8 |
|
Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца. |
Башкирская перетяжная лента «Тартма» |
6 |
13 |
|
Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки. |
Матрешка в башкирском стиле |
7 |
16 |
|
Золотая Хохлома: выполняем роспись. |
Башкирская художественная роспись «Агидель». |
8 |
20 |
|
Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов. |
ДПИ Башкоростана |
9 |
21 |
|
Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства. |
Башкирские женские украшения кашмау, нагрудник. |
10 |
27 |
|
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба. |
Герб Республики Башкортостан |
11 |
28 |
|
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете |
Герб Абзелиловского района |
12 |
29 |
|
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме. |
Войлоковаляние – традиционный промысел башкир |
13 |
30 |
|
Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства. |
Творчество учеников нашей школы, села, района. |
14 |
31 |
|
Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации. |
Башкирское рукоделие «Корама» |
15 |
32 |
|
Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу. |
Цветы нашей школы. |
16 |
33 |
|
Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы. |
Башкирский кускарный орнамент |
17 |
|
|
Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы. |
Разрезная кукла из республиканского детского журнала «Акбузат» |
6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
№ |
Номер урока |
Дата |
Тема урока |
Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей |
1 |
2 |
|
Рисунок –основа изобразительного творчества. |
Наскальные рисунки пещеры Шульган-таш. Творчество башкирских графиков. Художник Э. Саитов «Осень в деревне», «Снопы», «Река Инзер», «Белорецк». |
2 |
5 |
|
Цвет в произведениях живописи. |
Живопись башкирских художников Р. Нурмухаметова, Б. Домашникова. |
3 |
7 |
|
Изображение предметного мира-натюрморт. |
Предметы народного быта в творческих работах башкирских художников. А.Х. Ситдикова «Оружие батыра», «Чак-чак», А.К. Сайфутдинов «Натюрморт», Е.И Мельникова «Натюрморт с самоваром». |
4 |
11 |
|
Объемные изображения в скульптуре. |
Объем, характер, форма в работах скульптора Р. Салимгареева «Укрощение огня», «Башкирка». |
5 |
13 |
|
Цвет в натюрморте. |
Многообразное видение башкирских художников цветового решения композиции натюрморта. Выставочные работы художников из разных городов Республики. |
6 |
14 |
|
Образ человека – главная тема в искусстве. |
Образ башкирского народа в творчестве разных поколений художников. Р.М. Нурмухаметов «Башкирка», Р.С. Хабиров «Портрет девушки Алсу в национальном костюме», АФ. Лутфуллин «Портрет матери». |
7 |
17 |
|
Портрет в скульптуре. |
Живая пластика в монументе и памятниках, посвященных С. Юлаеву. |
8 |
22 |
|
Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете. |
Творческие работы Абзелиловского художника Ахмата Фатхулловича Лутфуллина «Портреты односельчан». Знакомство с творчеством художников А. Тюлькина, А. Лежнева, М. Елгаштиной, К. Девлеткильдеева. |
9 |
27 |
|
Пейзаж – большой мир. |
Природа родного края. Воспевание красоты башкирской природы в работах А. Бурзянцева. «На Караидели», «Старый уральский городок». |
10 |
28 |
|
Пейзаж настроения. Природа и художник. |
Мастерство художников – пейзажистов в изображении особенностей природы родного края: В. Рыбалка «Озера Башкирии», Г.Е. Харин «Башкирский пейзаж». |
11 |
29 |
|
Пейзаж в русской живописи. |
Пейзажи Башкирии в картинах художников. М. Нестеров «Осень», «Уральский пейзаж», Р. Ахметшин «Башкирский пейзаж». |
12 |
30 |
|
Пейзаж в графике. |
Мир природы глазами башкирских графиков. Графические серии Алексея Королевского |
13 |
31 |
|
Городской пейзаж. |
Воспевание красоты городских пейзажей в творчестве башкирских художников Станислава Никиреева, Амира Мазитова |
14 |
33 |
|
Историческая картина: создаем композицию исторического жанра (сюжеты из истории России) |
Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Республики Башкортостан (Рамазан Гимранович Уметбаев «Генерал Кусимов») |
7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
№ |
Номер урока |
Дата |
Тема урока |
Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей |
1 |
1 |
|
Архитектура и дизайн - предметно- пространственная среда, создаваемая человеком |
Чишминские мавзолеи: Хусейн-бека и Тура-хана |
2 |
5 |
|
Искусство шрифта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне |
Башкирский алфавит |
3 |
6 |
|
Логотип. Построение логотипа |
Логотип хоккейной команды «Салават Юлаев» |
4 |
7 |
|
Многообразие форм графического дизайна |
Создание макета обложки книги о нашем районе. Рекламное агентство «Инфинити» (с. Аскарово) |
5 |
8 |
|
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала |
Дизайн республиканских детско-юношеских журналов «Аманат», «Акбузат» |
6 |
12 |
|
Важнейшие архитектурные элементы здания |
Конгресс-холл «Торатау» |
7 |
15 |
|
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката |
Символика и орнаментика Республики Башкортостан в агитационном плакате на экологическую тему |
8 |
17 |
|
Пути развития современной архитектуры и дизайна |
Уфимская соборная мечеть «Ляля-Тюльпан» |
9 |
20 |
|
Городской дизайн. |
Фонтан «Семь девушек» |
10 |
24 |
|
Замысел архитектурного проекта и его осуществление |
Историко-культурный музей-заповедник |
11 |
30 |
|
Дизайн современной одежды |
Дизайн одежды в этническом стиле. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.