Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках изобразительного искусства в Республике Башкортостан
Оценка 4.6

Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках изобразительного искусства в Республике Башкортостан

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
изобразительное искусство
5 кл—7 кл
04.11.2023
Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей на уроках изобразительного искусства в Республике Башкортостан
Приложение к рабочей программе по изобразительному искусству в 5-7 классах «Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей» является методической разработкой цикла уроков с использованием национально-регионального и этнокультурного материала Республики Башкортостан. Творческая группа Районного методического объединения учителей изобразительного искусства Абзелиловского района: Ю.Ю. Коробкина, Э.М. Мингажева и И.М. Мирсаяпова под руководством Р.Ф. Мухаметзяновой обобщили опыт работы педагогов.
Приложение к РП с НРК.docx

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Башкортостан‌‌

‌МР Абзелиловский район‌​

Методическое объединение учителей изобразительного искусства

 

 

 

 

Приложение

к рабочей программе

по изобразительному искусству в 5-7 классах

«Реализация национальных, региональных и этнокультурных особенностей»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторы: Мухаметзянова Р.Ф. МБОУ СОШ №1 с. Аскарово

Коробкина Ю.Ю. МБОУ СОШ им. Г.Т. Васева с. Михайловка

Мингажева Э.М. МБОУ СОШ д. Салаватово

 Мирсаяпова И.М. МБОУ СОШ с. Красная Башкирия

 

Аскарово

Пояснительная записка

     В последние годы в нашей стране проблема учета особенностей региона в образовании становится все более актуальной во многих отношениях. Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, он усиливает роль человеческого фактора в образовании, актуализируя вопросы развития духовной культуры школьника, его самостоятельности, творчества, активности, имиджа, интеллигентности.

    В Конституции Республики Башкортостан говорится: «Культура башкирского народа и других народов, проживающих на территории Республики Башкортостан, является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством». Важность сохранения региональной культуры и национального искусства выделены среди основных целей и задач образования, определенных Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 года. Ведущее место отведено задачам обеспечения системой образования исторической преемственности поколений, сохранения, распространения и развития языка, национальной культуры. Отмечено, что государство в сфере образования обязано обеспечить: сохранение и поддержку этнической самобытности народов России, гуманистических традиций их культур; сохранение языков и культур малых народов Российской Федерации, гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

    Региональный компонент является частью федерального государственного стандарта общего образования, составляя с ним единое целое, дополняя и детализируя его содержание с учетом специфики региона. Региональный компонент призван отразить национальные и региональные особенности конкретного субъекта Российской Федерации. Региональный компонент государственных образовательных стандартов в Абзелиловском районе Республики Башкортостан определяется природно-географическим, социально-экономическим, историческим, культурным и единством региона; включает учебный материал, раскрывающий этнохудожественные особенности района как части республики.

   Цель работы методического объединения: организация работы по региональному компоненту – создание методического материала «Приложение» к рабочей программе по учебной дисциплине «Искусство» для использования национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

    Реализация национально-регионального компонента обуславливает особые требования к деятельности учителя. Учитель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.

   Творчество учителя вознаграждается повышением интереса к предмету, творческих способностей его учеников и положительной эмоцией на уроке. В полной мере достигаются образовательные, развивающие и воспитательные цели урока. Есть возможность проявить творчество и строить уроки в интеграции с другими предметами, раскрывая прикладную сущность предмета и дать возможность ученику увидеть применение полученных знаний для его условий жизни. Использование материала с национально-региональным компонентом на уроках несёт очень большой объём знаний по различной тематике на эмоционально-ценностном уровне.

    Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных ценностей и традиций; гарантировать право на получение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре Республики Башкортостан каждым учащимся; содействовать формированию деятельностной структуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, трудовой, эстетической и физической культуры; расширять, повысить статус образования как фактора развития региона. Таким образом, включение в историко-литературный курс произведений регионального искусства и культуры углубляет понимание общенациональных художественных ценностей, открывает новые аспекты их содержания.

    Приложение к рабочей программе с национально-региональным компонентом к курсу «Искусство» изучается на учебных предметах «Изобразительное искусство» и «Музыка».

    Цель реализации курса «Искусство»: формирование личности ученика школы как представителя региона, ревностного хранителя, рачительного пользователя и умелого создателя его социокультурных ценностей и художественных традиций.

    Цель использования материала национально-регионального компонента – это формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.

    Изучение курса «Искусство», интегрированного в учебный предмет «Изобразительное искусство» в 5-7 классах, направлено на решение следующих задач:

приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным, нравственно-этическим и художественным-эстетическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку, истории, культуре и искусству.

формирование способности к восприятию региональной культуры как неотъемлемой составляющей мировой культуры и в результате - осознание ее ценности, уникальности и неповторимости;

воспитание уважения к культурному наследию региона и мира в целом;

развитие у школьников системного взгляда на художественную культуру родного края, представления о ее целостности, единстве и многообразии.

   Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

- ценностного отношения к себе, другим и миру;

- формирование знаний об истории, культуре, и традициях своего народа;

- развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

- формирование активной жизненной позиции.

    Содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 3 инвариативным модулям, которые последовательно реализуются в 5, 6, 7 классах.

Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)

 Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)

Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)

   Каждый модуль определен принципом системности обучения и опытом педагогической работы, а также учетом психологических возрастных особенностей обучающихся; организован по восходящему принципу и обладает содержательной целостностью.

  Результаты освоения программы по изобразительному искусству в части реализации приложения по национально-региональному компоненту

Личностные результаты освоения программы курса отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование представлений о особенностях художественной культуры и истоков народного творчества родного края;

- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

- уважительное отношение к культуре своего народа как части российского;

- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

- воспитание уважения к коренным жителям Башкортостана, к их культуре, обычаям, верованиям и нравам;

- понимание ценности семьи в жизни человека, осознание ценности природы.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение выделять характерные черты творческого наследия авторов Республики Башкортостан, отражающие традиции художественной культуры региона;

- умение ставить цели, планировать проектную деятельность на основе культуроведческого материала;

- способность к коллективной этнокультурной деятельности (участие в национальных праздниках);

- умение вести себя и соблюдать традиции в условиях иных этнокультур;

- умение работать в парах, группе, коллективе;

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

- усвоение названий ведущих художественных музеев своего региона;

- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к родной природе, человеку, обществу;

- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту родной природы;

- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры народов Башкортостана, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, - свидетелей нашей истории и культуры;

- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям родного города;

- умение работать с разными источниками информации о культуре народов Башкортостана – электронными, учебной, художественной, научно-популярной, справочной литературой, со словарями;

-усвоение сведений, знаний о культуре своего народов, о богатстве и красоте своего края;

- усвоение естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятий, необходимых для продолжения образования по курсам естественнонаучных и социально-гуманитарных предметов в школе;

- развитие умения составлять представления, модели, знаково-символическими средствами культуры народов Башкортостана (курай, юрта и др.)

   Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:

-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения;

-работать в команде и самостоятельно;

-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе, регионе и за ее пределами.

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 КЛАСС. МОДУЛЬ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»

Номер урока

Дата

Тема урока

Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей

1

1

 

Древние образы в народном искусстве: выполняем рисунок или лепим узоры.

Башкирский кускарный орнамент

2

2

 

Декоративно-прикладное искусство и человек: обсуждаем многообразие прикладного искусства.         

Виды ДПИ в Башкортостане.

3

3

 

Отражение в изделиях народных промыслов многообразия исторических, духовных и культурных традиций.

Юрта – жилище кочевников

4

7

 

Конструкция и декор предметов народного быта (продолжение): выполняем роспись эскиза прялки или посуды.

Башкирская деревянная посуда «Ижау»

5

8

 

Русская народная вышивка: выполняем эскиз орнамента вышивки полотенца.

Башкирская перетяжная лента «Тартма»

6

13

 

Древние образы в современных народных игрушках (продолжение): выполняем роспись игрушки.

Матрешка в башкирском стиле

7

16

 

Золотая Хохлома: выполняем роспись.

Башкирская художественная роспись «Агидель».

8

20

 

Роль народных художественных промыслов в современной жизни: конкурс поисковых групп и экспертов.

ДПИ Башкоростана

9

21

 

Зачем людям украшения: социальная роль декоративного искусства.

Башкирские женские украшения кашмау, нагрудник.

10

27

 

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы: создаем композицию эскиза герба.

Герб Республики Башкортостан

11

28

 

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы (продолжение): создаем эскиз герба в цвете

Герб Абзелиловского района

12

29

 

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме.

Войлоковаляние – традиционный промысел башкир

13

30

 

Современное выставочное пространство: выполняем проект эскиза панно для школьного пространства.

Творчество учеников нашей школы, села, района.

14

31

 

Лоскутная аппликация, или коллаж: выполняем практическую работу по созданию лоскутной аппликации.

Башкирское рукоделие «Корама»

15

32

 

Витраж в оформлении интерьера школы: выполняем коллективную практическую работу.

Цветы нашей школы.

16

33

 

Нарядные декоративные вазы: выполняем практическую работу по изготовлению декоративной вазы.

Башкирский кускарный орнамент

17

 

 

Декоративные куклы: выполняем практическую работу по изготовлению куклы.

Разрезная кукла из республиканского детского журнала «Акбузат»

 

6 КЛАСС. МОДУЛЬ «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»

Номер урока

Дата

Тема урока

Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей

1

2

 

Рисунок –основа изобразительного творчества.

Наскальные рисунки пещеры Шульган-таш.  Творчество башкирских графиков. Художник Э. Саитов «Осень в деревне», «Снопы», «Река Инзер», «Белорецк».

2

5

 

Цвет в произведениях  живописи.

Живопись башкирских художников Р. Нурмухаметова, Б. Домашникова.

3

7

 

Изображение предметного мира-натюрморт.

Предметы народного быта в творческих работах башкирских художников. А.Х. Ситдикова «Оружие батыра», «Чак-чак», А.К. Сайфутдинов «Натюрморт», Е.И Мельникова «Натюрморт с самоваром».

4

11

 

Объемные изображения в скульптуре.

Объем, характер, форма в работах скульптора Р. Салимгареева «Укрощение огня», «Башкирка».

5

13

 

Цвет в натюрморте.

Многообразное видение башкирских художников цветового решения композиции натюрморта. Выставочные работы художников из разных городов Республики.

6

14

 

Образ человека – главная тема в искусстве.

Образ башкирского народа в творчестве разных поколений художников. Р.М. Нурмухаметов «Башкирка», Р.С. Хабиров «Портрет девушки Алсу в национальном костюме», АФ. Лутфуллин «Портрет матери».

7

17

 

Портрет в скульптуре.

Живая пластика в монументе и памятниках, посвященных С. Юлаеву.

8

22

 

Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете.

 Творческие работы Абзелиловского художника Ахмата Фатхулловича Лутфуллина «Портреты односельчан». Знакомство с творчеством художников А. Тюлькина, А. Лежнева, М.

Елгаштиной, К. Девлеткильдеева.

9

27

 

Пейзаж – большой мир.

Природа родного края. Воспевание красоты башкирской природы в работах А. Бурзянцева. «На Караидели», «Старый уральский городок».

10

28

 

Пейзаж настроения. Природа и художник.

Мастерство художников – пейзажистов в изображении особенностей природы родного края: В. Рыбалка «Озера Башкирии», Г.Е. Харин «Башкирский пейзаж».

11

29

 

Пейзаж в русской живописи.

Пейзажи Башкирии в картинах художников. М. Нестеров «Осень», «Уральский пейзаж», Р. Ахметшин «Башкирский пейзаж».

12

30

 

Пейзаж в графике.

Мир природы глазами башкирских графиков. Графические серии Алексея Королевского

13

31

 

Городской пейзаж.

Воспевание красоты городских пейзажей в творчестве башкирских художников Станислава Никиреева, Амира Мазитова

14

33

 

Историческая картина: создаем композицию исторического жанра (сюжеты из истории России)

Иллюстрирование произведения литературы одного из писателей Республики Башкортостан (Рамазан Гимранович Уметбаев «Генерал Кусимов»)

 

 

7 КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

Номер урока

Дата

Тема урока

Содержание национально-регионального этнокультурных особенностей

1

1

 

Архитектура и дизайн  - предметно- пространственная среда, создаваемая человеком

Чишминские мавзолеи: Хусейн-бека и Тура-хана 

2

5

 

Искусство шрифта. Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне

Башкирский алфавит

3

6

 

Логотип. Построение логотипа

Логотип хоккейной команды «Салават Юлаев»

4

7

 

Многообразие форм графического дизайна

Создание макета обложки книги о нашем районе. Рекламное агентство «Инфинити» (с. Аскарово)

5

8

 

Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала

Дизайн республиканских детско-юношеских журналов «Аманат», «Акбузат»

6

12

 

Важнейшие архитектурные элементы здания

Конгресс-холл «Торатау»

7

15

 

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении текста и изображения. Искусство плаката

Символика и орнаментика Республики Башкортостан в агитационном плакате на экологическую тему

8

17

 

Пути развития современной архитектуры и дизайна

Уфимская соборная мечеть «Ляля-Тюльпан»

9

20

 

Городской дизайн.

Фонтан «Семь девушек»

10

24

 

Замысел архитектурного проекта и его осуществление

Историко-культурный музей-заповедник

11

30

 

Дизайн современной одежды

Дизайн одежды в этническом стиле.

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных…

Исходя из вышеизложенного, национально-региональный компонент в содержании общего образования призван способствовать формированию личности выпускника как достойного представителя региона, умелого хранителя, пользователя и создателя его социокультурных…

Содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 3 инвариативным модулям, которые последовательно реализуются в 5, 6, 7 классах

Содержание национально-регионального компонента по изобразительному искусству на уровне основного общего образования структурировано по 3 инвариативным модулям, которые последовательно реализуются в 5, 6, 7 классах

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - усвоение названий ведущих художественных музеев своего региона;…

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета: - усвоение названий ведущих художественных музеев своего региона;…

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества: определяем роль декоративно-прикладного искусства в жизни современного человека и обобщаем материалы по теме

Объемные изображения в скульптуре

Объемные изображения в скульптуре

КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» №

КЛАСС. МОДУЛЬ «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН» №
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2023