«Реализация принципа системной дифференциации компонентов в ходе развития исследовательской деятельности дошкольников, применение комплексного метода развития в педагогической поддержки самодеятельных игр». ( Выступление из опыта работы музыкального руководителя Сизикиной Нины Александровны в подготовительной группе).
Современные педагогические технологии, применяемые в
дошкольном образовательном учреждении, направлены на реализацию Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в том
числе в области познавательно-исследовательской деятельности.
К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности
поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового,
которые развивают продуктивные формы мышления. Ребенок-дошкольник проявляет
живой интерес к исследовательской деятельности различного рода, в частности – к
экспериментированию со звуками.
Цель исследовательской деятельности в музыкальном воспитании
дошкольников - стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала
дошкольника через развитие и совершенствование исследовательских способностей
(изучение звуковых возможностей различных предметов и музыкальных инструментов)
и навыков исследовательского поведения (поиск различных вариантов
звукоизвлечения). Творческое освоение звуковой картины окружающего мира
обогащает память ребёнка, активизирует мыслительные процессы, даёт детям
реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, формирует
интеллект, развивает речь.
Каковы особенности исследовательской деятельности дошкольников в области детского музицирования? “Музицирование” (от нем. Musizieren - заниматься музыкой, исполнение музыки в домашней обстановке, в более широком понимании - игра на музыкальных инструментах. Сегодня музицирование дома, при встрече друзей практически свелось на «нет». Однако в дошкольной педагогике накоплен большой опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития и обучения.
Поддержка познавательных интересов дошкольников осуществляется с помощью создания исследовательской среды, наполненной источниками звуков, новыми для них предметами и музыкальными инструментами.
Именно музыкальный руководитель должен заинтересовать ребёнка новыми предметами, развивая тем самым познавательную активность, любознательность. Например, я предлагаю прислушаться к звукам деревянных предметов, окружающих детей.
Слуховое внимание активизируется, обостряется чувствительность к оттенкам звучания дерева. Дети активно исследуют звуковые свойства стульев, столов, шкафов, пианино, дверей. Предлагаю найти другие источники деревянных звуков.
После изучения звуковых свойств предметов из дерева можно начать исследование особенностей звучания деревянных музыкальных инструментов: деревянных ложек, ксилофонов, клавес, трещоток, деревянных коробочек, маракасов и т. д., используя игровые приемы. В игре «Здравствуйте! » каждый деревянный инструмент в руках ребенка приветствует остальных. При этом развивается не только тембровый, но и ритмический слух, а также фантазия и воображение.
После приветствия музыкальные инструменты вступают в
«Деревянный разговор» - дети разбиваются по парам и с помощью звуков,
издаваемых инструментами, «рассказывают» друг другу истории. Затем можно
поменяться инструментами, а можно найти другого партнера. После «разговора»
инструменты вместе с детьми «танцуют» «Деревянные танцы», побуждая найти
образные движения для передачи характера музыки.
Разнообразие музыки народов мира становится своеобразным
«переходом» к активному слушанию музыки, знакомству с народными инструментами,
а затем и изготовлению их своими руками (из природных или бросовых материалов).
Содержательно это выглядит просто и даже примитивно: дети стучат деревянным
палочками по дощечке. Но внешне простое занятие формирует качества творческой
личности.
Таким образом, в цикле занятий дети получают представления о
различных музыкальных инструментах, запоминают звуки, издаваемые ими, обогащают
багаж музыкальных впечатлений, развивают коммуникативные и исполнительские
навыки.
Созданный на занятиях позитивный настрой приводит к получению положительного результата. Ведущая роль музыкального руководителя несомненна, без него исследования превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Качество исполнения необязательно будет высоким, глубина выводов будет соответствовать возрасту детей, но само исследование мира звуков проходит в положительной эмоциональной атмосфере и много значит для детей. Своеобразным результатом такой работы я считаю любовь к музыкальным занятиям, а затем дальнейшее обучение детей в музыкальной школе или хореографической студии. Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению исследовательской активности и творчества в решении жизненно важных проблем.
Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.