Реализация проекта взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ
«УЧИМСЯ ВМЕСТЕ»
Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) – одно из приоритетных направлений системы образования (Закон РФ «Об образовании» ст. 79). Реализация права таких детей на образование – условие их успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Работа с семьей – одно из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
Школа создает условия для вовлечения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс, формирует у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья компетентную психолого-педагогическую позицию, создает условия для обеспечения физического, психического, интеллектуального и эстетического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и формирует конструктивные способы общения всех участников педагогического взаимодействия.
Работе с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья неслучайно уделяется большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семья осуществляет значительный вклад в воспитание детей, их социализацию, профессиональное и трудовое самоопределение. Семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ - это реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями к созданию благоприятных условий для развития и воспитания ребенка.
В то же время, существует ряд проблем, затрудняющих успешность реализации права детей с ОВЗ на образование.
Среди них, в первую очередь, следует отметить недостаточную компетентность родителей в вопросах специфики обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Педагогическая компетентность родителей служит основой повышения эффективности современного образования. От уровня педагогической компетентности родителей зависит успешность и результативность обучения детей с особенностями в развитии. Она включает следующие компоненты:
- Мотивационно-личностный (заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе, педагогическая рефлексия).
- Гностический (когнитивный, связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации).
- Коммуникативно-деятельностный (коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения).
- Информационно-коммуникативная компетентность.
Современные изменения, связанные с процессами информатизации культурного пространства исключают ряд традиционных для становления личности социокультурных технологий. Поиск нового ведет не только к решению задач адаптации человека к иным жизненным ситуациям, но и к новому пониманию мира, выстраиванию собственных перспектив самореализации в контексте происходящих изменений, в том числе информационно-коммуникативной компетентности.
Данное направление особенно актуально в нашем образовательном учреждении в связи с реализацией проекта “Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья”.
Поскольку в современной школе необходим заинтересованный диалог между педагогом и родителями, позволяющий выработать оптимальную систему взаимодействия, направленную на развитие детей, то формирование информационно-коммуникативной компетентности является необходимым условием формирования общей компетентности родителей.
На сегодняшний день дети с особыми образовательными потребностями есть почти в каждой школе. При этом в ходе обучения такого ребенка возникает ряд проблем:
· со стороны педагогов: чему учить, как учить, как взаимодействовать с таким ребенком и многое другое.
· со стороны родителей: как будет организован учебный процесс, чему должны учить ребенка, как решать проблемы взаимодействия с окружающим миром и др.
· со стороны ребенка с ОВЗ: сможет ли он хорошо учиться, как к нему будут относиться учителя, сможет ли найти друзей и т.д.
Другая особенность – вследствие занятости родителей экономическими и бытовыми проблемами возникает нехватка свободного времени, перегрузка на работе, что приводит к ухудшению физического и психосаматического состояния самого родителя, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам.
Свои эмоции родители переносят на детей. Ребёнок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Таким образом, возникает необходимость включения родителей детей с ОВЗ в образовательный процесс в качестве его активных участников.
В МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева обучается 1250 детей, из которых 118 - дети с ограниченными возможностями здоровья. В связи с особенностями развития данной категории детей необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны.
Семьи очень разные, у каждой происходят свои психологические и социальные изменения, отмечаются свои трудности, однако, можно выделить ряд проблем, затрудняющих успешность обучения ребенка с особенностями развития:
1. В вопросах специфики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
2. Их психолого-педагогического сопровождения.
В связи с этим нами определены цель и задачи проекта по организации взаимодействия школы и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья «Учимся вместе»
Проект ориентирован на родителей детей с ОВЗ которые получают образование по адаптированной общеобразовательной программе для учащихся с задержкой психического развития, для учащихся со слуховой депривацией, а также для учащихся, получающих образование на дому (с использованием дистанционных технологий - скайп) в нашем образовательном учреждении.
На базе нашего образовательного учреждения с 2011 года функционирует Центр дополнительного образования детей (далее – ЦДОД) в котором на 17 дистанционных курсах ежегодно занимаются 100 учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Поскольку курсами дополнительного образования охвачены не только дети из МБОУ СОШ № 18 имени В.Я. Алексеева, но и учащиеся из других образовательных учреждений города, перспектива распространения проекта представляется нами во включении родителей учащихся ЦДОД в проект по формированию психологической, педагогической, а в особенности, информационно-коммуникационной компетентности.
Повышение компетентности родителей в сфере воспитания и образования детей с особенностями в развитии осуществляется посредством направлений и форм деятельности: диагностическое, просветительское, консультативное, воспитательное, программно-методическое.
Реализация направлений осуществляется посредством определенных форм деятельности (таблица 1).
Таблица1. Формы деятельности при реализации проекта
Направление |
Цели |
Формы работы |
Диагностическое |
- сбор и анализ информации
|
диагностика, анкетирование, беседы, наблюдение |
Просветительское |
- повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах обучения и воспитания; - обеспечение сотрудничества и реализации единых требований образовательного учреждения и семьи; - пропаганда психолого-педагогических знаний; - повышение информационной компетентности родителей. |
тематические консультации, лектории, семинары-практикумы, собрания, наглядная пропаганда, презентация учреждения |
Консультативное |
- оказание оперативной консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья; - организация информационно-разъяснительной работы; - семейное консультирование. |
индивидуальные консультации (режим on-lain, off-lain), очные групповые тематические консультации, заседания ПМПк |
Воспитательное |
- формирование межличностных взаимоотношений; - формирование положительной мотивации взаимоотношений родителей и педагогического коллектива образовательного учреждения. |
педагогические беседы с родителями, досуговые мероприятия, детско-родительские встречи |
Программно-методическое |
выполнение государственного стандарта основного образовательного стандарта |
проведение уроков, занятий в рамках дополнительного образования |
Взаимодействие с родителями осуществляется на протяжении всего процесса обучения ребенка, является систематическим и непрерывным процессом.
В связи с этим определены этапы реализации проекта.
Сроки реализации проекта определены из расчета на учебный год и разделены на этапы:
Диагностический этап
Основная цель этапа: сбор и анализ информации.
На данном этапе используются методики получения количественных результатов, например, - анкеты, и качественных результатов - наблюдение.
Технологический этап является самым содержательным и продолжительным. Он включает просветительскую, консультативную, воспитательную и программно-методическую работу.
На данном этапе используются:
- информационная работа посредством оформления стендов, подготовки психологических рекомендаций, размещение их на сайте образовательной организации;
- индивидуальные и групповые консультации;
- лектории, практикумы, обучающие семинары по формированию психологических позиций, формированию эффективных моделей семейного воспитания;
- традиционные детско-родительские досуговые мероприятия, проводимые как при самостоятельной подготовке, так и совместно с социальными партнерами.
Важно отметить: в школе обучаются дети различных нозологий (дети с задержкой развития, дети с нарушением слуха, слабовидящие и слепые дети, дети с ДЦП и ОДА, РАС), в связи с этим при организации работы выделяются общие мероприятия для всех родителей детей с ОВЗ, например, «Семья и её роль в развитии ребенка с особыми потребностями», и мероприятия для отдельной категории родителей - «Возрастные особенности детей со слуховой депривацией».
Также используются:
- педагогические беседы по формированию единого взгляда образовательной организации и семьи на образовательный процесс;
- просвещение в сфере нормативно-правового регулирования деятельности образовательной организации;
- родительские собрания в рамках классов, тематических направлений (например, выходы в детские сады), а также общегородские мероприятия.
В этом году нами было организовано 2 общегородских мероприятия: для родителей будущих первоклассников с особыми потребностями и для родителей учащихся с ОВЗ из образовательных организаций города. Также специалисты образовательного учреждения являются активными участниками родительских собраний города для родителей с ОВЗ (взять грамоту в слайд)
Данные мероприятия организованы как с целью привлечения учащихся с ОВЗ в нашу школу, так и с целью информирования об итогах работы за год, получения от родителей обратной связи от процесса взаимодействия.
Заключительный этап
Предполагает анализ результатов за учебный год с целью корректировки процесса взаимодействия семьи и школы в следующем учебном году. На данном этапе важными показателями результатов деятельности являются:
- повышение удовлетворенности родителей образовательным процессом;
- повышение информационной компетентности родителей в сфере дистанционного обучения;
- повышение активности родителей при организации процесса взаимодействия;
- вовлечение родителей в процесс обучения, где отмечается динамика в процентном соотношении активности родителей при участии в общешкольных, классных и других мероприятиях.
- показателем эффективного взаимодействия являются отзывы по итогам годовых мероприятий, а также ежегодное увеличение количества детей с особенностями в развитии обучающихся образовательного учреждения.
Таким образом, вышеперечисленные показатели свидетельствует о системной работе с родителями детей с ОВЗ в части повышения компетентности их в сфере воспитания и образования, а следовательно, о значимости и перспективности данного проекта.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.