«Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Оценка 4.7

«Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Оценка 4.7
docx
12.05.2020
«Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»
Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования УУД.docx

 «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

 

Краткая аннотация работы

        В проекте  «Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников» представлена методическая система формирования у учащихся начальной школы понимания того, что значит «уметь учиться», апробированная в практике работы по Образовательной системе «Школа 2100».

С позиций системно-деятельностного подхода описана структура и результат учебной деятельности, технология деятельностного метода обучения и ее значение для повышения качества современного образования, даны методические рекомендации по подготовке и проведению уроков на основе данной технологии.

Разработанные в проекте методические рекомендации помогут учителю организовать обучение, направленное не только на повышение качества усвоения учащимися системы знаний, умений и навыков, но и на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, определенных ФГОС начального общего образования.         

Медуница Татьяна Николаевна, учитель начальных классов

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Белоярский»

 

Формирование общеучебных умений и навыков − умений фиксирования затруднений в собственной учебной деятельности и выявления их причин, целеполагания и планирования, выбора способов и средств проектирования, самоконтроля и самооценки и др. − является сегодня приоритетом начального общего образования. Одним из подходов для решения данной проблемы является использование технологии деятельностного метода обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

Известно, что формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности.

Технология деятельностного метода обучения позволяет учителю на уроках по разным учебным предметам системно включать учащихся в учебную деятельность, где протекают процессы мотивации, построения и коррекции способов действий, реализации нормы и рефлексии, самоконтроля и самооценки, коммуникативного взаимодействия и др. Использование технологии деятельностного метода в учебном процессе позволяет системно формировать общеучебные умения, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения.

Технология деятельностного метода обучения не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Важно и то, что данная технология обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям

В течение нескольких лет я работаю в прогимназическом классе по Образовательной системе «Школа 2100». Прогимназический класс на параллели является единственным в городе и районе. Цель его открытия: создать условия для развития детей начальной школы, готовых на более высоком уровне к обучению, способных к повышенной интеллектуальной деятельности как в познавательном, эмоционально-волевом плане, так и по состоянию здоровья. Однако новое зачастую пугает родителей. Поэтому в класс, в основном, приходят обычные первоклассники. Родители в прогимназических классах более мотивированы в развитии своих детей. И школа, и родители ждут от прогимназистов больших достижений и результатов. Встает проблема: как имея почти обычных детей и заинтересованных родителей дать максимальное развитие обучающимся, сохранив их здоровье, их любознательность, качественно сформировать в них универсальные учебные действия.  Сегодня как никогда актуальны слова Д. Писарева: «Надо учиться в школе, но ещё гораздо больше надо учиться по выходе из школы, и это второе учение по своим последствиям, по своему влиянию на человека и на общество неизмеримо важнее первого». Деятельностный метод обучения дает реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам предметов, но и для комплексного своевременного развития многогранной личности гражданина 21 века. Поэтому сегодня особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению универсально-учебных действий в реальных жизненных ситуациях.

Внедрение технологии деятельностного метода обучения в учебно-воспитательный процесс обучающихся будет способствовать улучшению результатов обучения в соответствии с требованиями стандартов и формированию универсальных учебных действий школьников.

       Для того чтобы сформировать у учащихся любое универсальное учебное действие (УУД) нужно пройти каждому ученику путь, состоящий из четырех этапов:

1 этап - вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения осваиваемого УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

2 этап - основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает общий  способ  (алгоритм) выполнения соответствующего УУД (или структуру учебной деятельности в целом);

3 этап - далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль его выполнения и, при необходимости, коррекция;

4 этап - в завершение, организуется контроль уровня сформированности данного УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

1 этап формирования УУД

Для того чтобы организовать прохождение учащимися 1 этапа формирования универсальных учебных действий, с 1 класса уроки строю по технологии деятельностного метода обучения, создавая условия для выполнения каждым учеником в ходе уроков по разным учебным предметам всего комплекса УУД, входящих в целостную структуру учебной деятельности.

Структура урока по технологии деятельностного метода обучения, на котором вводится новый учебный материал, графически может быть изображена с помощью схемы, помогающей учителю соотнести между собой этапы учебной деятельности. Эта схема представляет собой опорный сигнал, который в адаптированном виде представляет общую методологически обоснованную структуру учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Технология деятельностного метода (ТДМ)

 

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Выявление места и причины затруднения.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Для формирования у учащихся целостного представления о мире введение нового знания должно пройти через все этапы формирования нового элемента системы. Ими являются: 1) подготовка места для нового элемента системы; 2) построение нового элемента системы и установление первичных связей с исходными элементами; 3) коррекция нового элемента; 4) установление связей между новым и исходными элементами системы; 5) контроль деятельности системы.

Исходя из этого уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы:

1. Урок открытия нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок обобщения и систематизации знаний.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Комплекс УУД, выполняемых учащимися на уроках по ТДМ каждого типа, создает благоприятные условия для реализации требований ФГОС к формированию метапредметных результатов образования.

2 этап формирования УУД

Формирование умения применять любое действие возможно лишь тогда, когда есть «форма», то есть знание учащимися способа выполнения этого действия. В противном случае, формирование надпредметных умений будет неэффективно.

Поэтому в учебный процесс с 1 класса вводится и надпредметный курс «Мир деятельности» («МИД»), целью которого является создание теоретического фундамента для формирования соответствующих УУД и умения учиться в целом, то есть прохождения 2 этапа их формирования.

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развивающихся содержательно-методических линий:

I. Организационно-рефлексивная: формирование умения учиться в своей полноте: личностное самоопределение в учебной деятельности (УД), умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в УД, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, организовывать свою деятельность по усвоению знаний, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.

II.      Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т.д.

III. Познавательная: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов и т.д.

IV.Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни и т.д.

Учебный план курса предполагает выделение на его изучение 1 ч в неделю, то есть 33 ч в год (возможно во второй половине дня или в рамках проведения классных часов).

Разработаны сценарии проведения занятий курса «Мир деятельности» для 1 класса, дидактические материалы, таблицы, презентации и методические рекомендации для учителей. Этим обеспечивается прохождение второго этапа формирования УУД.

3 этап формирования УУД

После того как учащиеся на занятии по курсу «Мир деятельности» освоят знание о способе выполнения некоторого УУД, в течение текущей недели они отрабатывают и закрепляют его на уроках по разным учебным предметам, проводимым в технологии деятельностного метода обучения.

Уроки проходят так же, как и на 1 этапе, но теперь учащиеся выполняют данные УУД самостоятельно и осознанно, проговаривая вслух соответствующий способ действий, а на этапе рефлексии урока организуется самооценка каждым учащимся успешности выполнения этого действия.

4 этап формирования УУД

Контроль знания способов выполнения УУД проводится на уроках по курсу «Мир деятельности», а контроль умения их применять - на предметных уроках и во внеурочной деятельности. Для этого используются специальные разработанные диагностические средства: (мониторинг ЗУН на основе ИКТ - «Электронное приложение к учебнику», «Самостоятельные и проверочные работы», «Итоговые контрольные работы», «Тесты»; мониторинг психического развития; мониторинг универсальных учебных действий; «Портфолио» ученика – инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности, «Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования.1, 2, 3-4 классы»).

В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обучения обеспечивается следующей системой дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостности, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

При организации деятельности учащихся 1 класса ведущим является принцип психологической комфортности, поскольку мотивация к учебной деятельности может быть достигнута только при условии ее благоприятного эмоционального сопровождения. Для учащихся 2–4 классов ведущим становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это время уже, в основном, сформирована, и приоритетное значение для выполнения поставленных на данном этапе целей образования приобретает формирование умения учиться.

Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечивает сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим технологиям.

Инновационный педагогический опыт дает возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации проекта, так как функция руководителя требует от учителя профессионализма и владения теми культурными ценностями, которые он призван передать. Среди них на нынешнем этапе развития образования ключевое значение имеет понимание самим педагогом того, что значит «уметь учиться» (то есть нормы учебной деятельности), его способность к самоизменению и рефлексии.

                Данная технология организации образовательного процесса обеспечивает включение учащегося в учебную деятельность, в ходе которой он имеет возможность системно выполнить весь комплекс УУД, определенных ФГОС НОО, сохраняя и укрепляя при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе. Значит, учителю есть за что бороться, осваивая тонкости ТДМ обучения.

 


 

Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Реализация технологии деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников»

Цель его открытия: создать условия для развития детей начальной школы, готовых на более высоком уровне к обучению, способных к повышенной интеллектуальной деятельности как в познавательном,…

Цель его открытия: создать условия для развития детей начальной школы, готовых на более высоком уровне к обучению, способных к повышенной интеллектуальной деятельности как в познавательном,…

Технология деятельностного метода (ТДМ) 1)

Технология деятельностного метода (ТДМ) 1)

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развиваю щихся содержательно-методических линий:

Курс «Мир деятельности» состоит из 4 параллельно развиваю щихся содержательно-методических линий:

Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечива ет сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим техноло…

Важно и то, что данная система дидактических принципов обеспечива ет сохранение и поддержку психического здоровья детей в соответствии с требованиями, предъявляемыми сегодня к здоровьесберегающим техноло…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.05.2020