Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.
Оценка 4.6

Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.

Оценка 4.6
docx
преподавание
Детсад—2 кл
10.03.2024
Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.
В статье рассматривается организация социально и предметно-пространственного окружения как одного из условий реализации воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.
статья.docx

Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.

Аннотация.

В статье рассматривается организация социально и предметно-пространственного окружения как одного из условий реализации воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения.

Ключевые слова:

Ключевые слова: коммуникативная культура, предметно- развивающая среда, социальное окружение, коммуникация

         Annotation.

The article deals with the organization of the social and subject-spatial environment as one of the conditions for the implementation of the education of the communicative culture of a younger student in the lessons of literary reading.

Keywords:

Keywords: communicative culture, subject-developing environment, social environment, communication

При формировании коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения необходимо соблюдать следующие условия:

-социальная и предметно-развивающая среда,

-позитивное взаимодействие участников образовательного процесса

- социальное и предметно-пространственное окружение,
- содержание и методы обучения, реализуемые
в образовательном учреждении;
- материально-техническая база, обеспечивающая полноценное психическое, физическое развитие - учащихся с трудностями в обучении;
- комплексное медико-социальное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с -трудностями в обучении
- создание педагогами, родителями эмоционально-положительного отношения учащихся к использованию языковых средств в различных ситуациях общения [1]

Таким образом, одной из важнейшей задачей современной педагогики является развитие условий для воспитания коммуникативной культуры. Для ее реализации необходимо создавать в среде ребенка такие ситуации, которые бы требовали от него самостоятельного, осознанного выбора вида действий, а также способа поведения, выбора круга общения, требующих творческого проявления как групповых, так и индивидуальных коммуникативных навыков.

И.С. Кон в своей работе утверждал, что для развития коммуникативности необходимо создать условия для подобной деятельности. Благоприятными условиями будет коллективное занятие, имеющее общую направленность, но выявляющее индивидуальные способности каждого, и позволяющие подростку продемонстрировать свои личные умения. Только в ситуации высокой значимости, старший подросток сможет почувствовать себя комфортно и самостоятельно выстраивать линии общения со взрослыми и сверстниками [2].

         Предметно - развивающая среда по литературному чтению – это комплекс эстетических, психолого – педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами [3].

         Целенаправленная организация предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы дает возможность каждому ученику выбрать интересное занятие, проверить свои силы и способности на деле, тем самым, найти занятие по душе, научиться работать в малых группах, научиться взаимодействовать со сверстниками, а также способствует гармоничному развитию и воспитанию ребенка.

         Работая по созданию учебной и развивающей среды большое внимание уделяется основным требованиям к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования. Для организации учебного процесса кабинеты начальных классов имеют предметно-развивающие зоны:

-учебная,

-игровая,

-зелёная,

-информационная,

-санитарно-гигиеническая зона. [4]

В учебной зоне расположены парты, стулья, которые легко переставлять, объединять для групповых работ; учительский стол; компьютер, видеопроектор; учебные классные доски: интерактивная, меловая; шкафы, которые позволяют разделить игровое и учебное пространство. Учебная зона правильным подбором цветовых решений должна сочетать в себе одновременно строгость и комфорт одновременно.

Информационная зона располагается по периметру кабинета и представлена стендами на стенах. Содержание стендов отражает жизнь России, края, города, класса, информации для родителей. Стенды оформляются в цветном варианте, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. На стендах размещаются детские творческие работы.

 В игровой зоне расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры. Дети с удовольствием могут  проводить время, беседуя и играя в игровой зоне на диване и в кресле. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников, здесь нужно ощутить комфорт и присутствие домашнего уюта, что важно, особенно при обучении первоклассников. Занятия в игровой зоне благоприятно влияют на общий тонус ребёнка, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, создают положительный настрой и снимают статическое, психоэмоциональное напряжение. Организация и использование игровой зоны является необходимым условием для сохранения и улучшения здоровья младших школьников. 

Зеленая зона предполагает многообразие декоративных цветов (желательно в отдельно отведенном месте), информационные карты о цветах (название цветка, семейство и т.д.).

Таким образом, правильная организация предметно- пространственной зоны способствует развитию личности ребенка. Данные среды должны быть открытыми и обновляться в соответствии с возрастными особенностями детей и их потребностями, также предметно-пространственные среды должны обеспечить активную и разноплановую деятельность обучающихся на уроках литературного чтения, создать условия для развития коммуникативных универсальных учебных действий детей, а также для развития самостоятельности, инициативности.

 

Список используемых источников:

1. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"

2.  Гулевич, О.А. Психология коммуникации [Текст] : учебное пособие / О.А. Гулевич. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. - 384 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ

4.  Бондаренко, А.К. Ребусы и дидактические игры в начальной школе. Учебное пособие/А.К.Бондаренко//Начальная школа. – 2018. – 300 с.


 

Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

Реализация условий воспитания коммуникативной культуры младшего школьника на уроках литературного чтения

И.С. Кон в своей работе утверждал, что для развития коммуникативности необходимо создать условия для подобной деятельности

И.С. Кон в своей работе утверждал, что для развития коммуникативности необходимо создать условия для подобной деятельности

В игровой зоне расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры

В игровой зоне расположена мягкая мебель (диван и кресла), журнальный столик, детские игрушки и игры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2024