Реализация здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе как фактор повышения качества образования
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 426
Петродворцового района Санкт-Петербурга
имени Героя Советского Союза Г.Д. Костылева
Учитель: Полякова Ольга Анатольевна
Однако по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее десятилетие (1998 – 2008 гг.) продолжается ухудшение состояния здоровья детей Российской Федерации, замедление физического развития и полового созревания подростков. В результате 80% выпускников школы имеют ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья.
Здоровьесберегающие технологии в школе это –
системно организованная деятельность, направленная на защиту здоровья учащихся, педагогов, других специалистов школы от неблагоприятного воздействия факторов, связанных с образовательным процессом и пребыванием в школе.
Задачи:
обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья;
научить использовать полученные знания в повседневной жизни;
укреплять здоровье во время учебного процесса.
Критерии здоровьесбережения | Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
|
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа |
Чередование видов преподавания |
|
Наличие и место методов, | метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки) |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза ребенка, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интереса к изучаемому материалу |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие) |
Эмоциональные разрядки на уроке | шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Актуальность мониторингов здоровья в образовании
Мониторинг здоровья с использованием современных информационных технологий рассматривается как необходимый компонент общего и дополнительного образования детей. При этом на него возлагаются две основные задачи:
мониторинг здоровья рассматривается как инструмент оценки качества образования в области влияния его на здоровье участников образовательного процесса, который обеспечивает индивидуальный характер образования;
мониторинг здоровья является средством самоанализа, побуждающим школьников (воспитанников) и их родителей заботиться о здоровье.
Исследование выявило следующие позитивные особенности и тенденции образа жизни учащихся по сравнению с более ранними исследованиями:
количество социально неблагополучных детей не увеличивается;
структура питания относительно благополучна и устойчива; несколько уменьшилось количество нарушений режима питания учащихся;
в структуре досуга учащихся уменьшается доля времени на просмотр ТВ-передач;
уменьшается количество школьников, употребляющих психоактивные вещества;
повышается уровень воспитательного эффекта деятельности школы по формированию здорового образа жизни учащихся
В то же время наблюдаются следующие негативные особенности образа жизни учащихся:
наблюдаются значительные негативные изменения режима питания с переходом в основную и среднюю школу;
увеличиваются негативные отличия режима дня школьников от гигиенических нормативов;
в структуре досуга доминирующими предпочтениями являются досуг с друзьями, просмотр ТВ, игры на компьютере;
сохраняется значительный прирост риска наркотизма от основной ступени обучения к старшим классам;
от основной к старшей ступни обучения происходит снижение воспитательного эффекта школьных мероприятий по формированию готовности учащихся к здоровому образу жизни.
Городское исследование СПб АППО 2014 г.
по направлению «Здоровье в школе»:
результаты среза мониторинга ЗОС, 48 ОО, 2643 уч-ся
Прогнозируемые результаты при комплексном подходе:
Рост физической и санитарно-гигиенической культуры учащихся. Формирование устойчивого интереса и потребностей к занятиям физкультурой и спортом, здоровому и активному образу жизни. Приобретение учащимися устойчивых навыков обеспечения безопасной жизнедеятельности как важного условия самореализации личности.
Укрепление морально-психологического здоровья учащихся, развитие их коммуникативных способностей, нравственное и эстетическое совершенствование личности каждого ребенка.
Рост мотивации к обучению, развитие навыков самоконтроля и самоанализа, стойкий интерес к познавательной деятельности, в том числе творческой.
Повышение профессиональной компетенции педагогов и работников школы в сохранении и укреплении физического, нравственного, морального и социального здоровья школьников.
Привлечение внимания общественности к опыту работы школы и расширению материально-технических возможностей для совершенствования оптимального учебно-воспитательного процесса;
В комплексе реализация данной программы создаст предпосылки к успешной подготовке детей к жизни, труду, позволит растить нравственно и физически здоровое поколение граждан России ХХ1 века.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.