В условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ общеобразовательное учреждение разрабатывает коррекционную программу. Данный материал содержит тезисы о реализации коррекционной программы в школе-интернате для детей с нарушенной функцией слуха, а также раскрываются особенности специального обучения, современные технологии, описываются специальные коррекционно-развивающие курсы, мероприятия.
Н.Г. Парамонова, учительдефектолог
«Реализация коррекционной программы
в условиях реализации ФГОС НОО для обучающихся
с нарушенной функцией слуха»
Особое внимание во ФГОС для детей с ОВЗ уделено Программе
которая разрабатывается и утверждается
коррекционной работы,
общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с
федеральным государственным образовательным стандартом общего
образования для детей с ОВЗ и с учетом АООП для обучающихся этой
категории.
В Программе коррекционной работы, важно учитывать особенности
ФГОС для детей с ОВЗ:
отличия в целевых ориентирах воспитания детей с ОВЗ
•
в масштабе, объеме качеств и характеристик личности;
•
•
•
различия в сферах жизни, которые имеют ограниченный характер;
кроме того, различие в средствах воспитания;
так же при составлении Программы коррекционной работы,
необходимо помнить то, что в работе с детьми с ОВЗ результат воспитания
менее прогнозируем и не всегда достижим в полном объеме, который
предполагает педагог;
•
и самое главное то, что дети с ОВЗ имеют особые
образовательные потребности.
Рассмотрим особые образовательные потребности детей с
нарушенной слуховой функцией, т.е. для детей: глухих, слабослышащих и
позднооглохших, глухих после кохлеарной имплантации.
1. Потребность в увеличении сроков освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Нормативный срок обучения слабослышащих детей и глухих детей
после КИ для:
I отделения (с относительно развитой речью) (1–4 классы) 4 года;
II отделения (с глубоко неразвитой речью) (1–5 классы) и при
необходимости первый дополнительный класс 6 лет.
Все обучающиеся нашей школы получают начальное общее
образование в пролонгированные сроки.
А в общеобразовательных учреждениях пролонгировать сроки
обучения для обучающихся с нарушением слуховой функцией
затруднительно, так как общеобразовательных классах начальное общее
образование получают за 4 года, по сути обучающийся с нарушением слуха,
нуждающийся в увеличении сроков обучения, должен будет оставаться на
второй год.
2. Вариативность получения образования.
1В нашем учреждении предоставляется обучение по всем формам:
в образовательном учреждении – это очная форма, домашнее
обучение, дистанционное обучение;
вне организации, в форме семейного образования.
Но как показывает практика, не всегда можно использовать
разнообразие содержания АООП НОО и смену программы, т.к. при всех
рекомендациях педагогов и заключений ПМПК «последнее слово» остается за
родителями, которые не всегда объективно оценивают возможности своих
детей.
3. Полисенсорная основа восприятия информации.
Оптимальное восприятие, осмысление, усвоение материала можно
обеспечить только при расширении сенсорной основы обучения, подключении
у детей с нарушенным слухом максимального количества анализаторов
(слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный и др.) при работе с
информацией.
При применении словесных методов, таких, как: рассказ, беседа,
объяснение и др. требуется соблюдать специфические условия, специальные
коррекционные приемы при их использовании.
4. Потребность в формировании и развитии собственной внятной
речи в ее коммуникативной функции, а также как средства обучения и
познания.
5. Формирование навыков использования слухового восприятия в
различных жизненных и коммуникативных ситуациях.
Ребенок должен носить слуховые аппараты и КИ постоянно, они
должны быть подобраны и настроены правильно, не вызывать у ребенка
дискомфорта. У обучающихся всегда должны быть запасные батарейки.
Каждый педагог перед началом занятий должен проверять исправность
слуховых аппаратов и процессора кохлеарных имплантов.
В нашем учреждении функционируют 12 комплектов
звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, «Эхо», Унитон –
АК «Форте», ППО Унитон – АКУ «Маэстро», радиокласс «Ралэт», «Интон»,
«Глобус», «Верботон» и 22 слухоречевых тренажёра.
Оборудован кабинет для проведения фронтальных занятий
«Развитие слухового восприятия и техника речи»:
адаптированным набором музыкальных инструментов;
коррекционноразвивающим программным комплексом «Живой звук»;
инфракрасным динамикомусилителем,
который увеличивает
распознавание устной речи;
звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования
«Верботон».
6. Непрерывность коррекционноразвивающего процесса,
2реализуемого как через содержание образовательных областей,
внеурочной деятельности, так и в процессе индивидуальной работы.
Коррекционная работа не является неким самостоятельным разделом
в учебновоспитательной деятельности, она пронизывает все направления
деятельности школы: общеобразовательные уроки; индивидуальные занятия
по развитию слухового восприятия и речи; внеурочную деятельность; занятия
воспитателей; дополнительное образование; практическую деятельность
учащихся во внеурочное время; работу с родителями; самообразование
педагогов.
С учетом особенностей ФГОС для детей с ОВЗ и особых
образовательных потребностей обучающихся с нарушенной слуховой
функцией в ГКОУ «Волгоградская школаинтернат №7» разработана и
реализуется Программа коррекционной работы:
•
•
для глухих обучающихся – варианты 1.2, 1.3, 1.4;
для слабослышащих, позднооглохших и глухих после кохлеарной
имплантации обучающихся – варианты 2.2, 2.3.
программы коррекционных предметов (курсов),
Все варианты Программы коррекционной работы содержат: цель,
систему
задачи,
обследования
комплексного
обучающихся, основные направления, описание специальных условий
обучения и воспитания обучающихся с нарушением слуха, планируемые
результаты освоения коррекционноразвивающей области, механизмы
реализации программы.
психологомедикопедагогического
Программа коррекционной работы реализуется через обязательные
коррекционноразвивающие учебные предметы (курсы).
Для варианта 1.2 обязательные коррекционноразвивающие учебные
предметы; для вариантов 1.3,1.4 обязательные предметы; для вариантов 2.2,
2.3 обязательные коррекционные курсы.
Коррекционноразвивающая работа являются обязательной частью
внеурочной деятельности, на которую выделено 10 часов.
В зависимости от варианта на коррекционноразвивающую работу
выделяется от 6 до 8 часов.
К обязательным коррекционноразвивающим учебным предметам
(курсам) относятся:
1. Индивидуальные занятия «Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи», где ведется специальная работа по
формированию и коррекции произносительной стороны речи (для вариантов
1.2, 1.3, 2.2, 2.3, так как для этих вариантов предусматривается
целенаправленное развитие словесной речи); для варианта 1.4 – занятие имеет
другое название «Развитие слухового восприятия и обучение
произношению», так как в случае наличия тяжелых нарушений зрения,
3опорнодвигательного аппарата используются дополнительные ассистивные
средства и средства альтернативной коммуникации.
2. Фронтальные занятия «Развитие слухового восприятия и техника
речи», где проводится специальная работа по формированию и развитию
возможностей восприятия звучащего мира: неречевых звучаний и речи,
слухозрительного восприятия устной речи, ее произносительной стороны,
формированию умения использовать свои слуховые возможности в
повседневной жизни (варианты 1.2, 1.3, 2.2, 2.3), (в варианте 1.4 нет);
3. Музыкальноритмические занятия, где происходит развитие
слухового восприятия во взаимосвязи его с речевым и другими моторными
компонентами (этот предмет есть во всех вариантах).
4. Социальнобытовая ориентировка (фронтальные занятия) является
реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности в современных условиях (вариант 1.2,1.3, 2.3), (в
вариантах 1.4 и 2.2 – нет).
Для вариантов 1.3, 1.4, 2.3 имеются дополнительные коррекционные
занятия:
•
индивидуальное коррекционное занятие по психофизическому
развитию обучающихся «Развитие познавательных процессов», направленное
на развитие познавательной сферы глухого школьника со сложной структурой
дефекта (вариант 1.3); индивидуальное коррекционноразвивающие занятия –
познавательное развитие, направленное на развитие познавательных
процессов, представлений об окружающей действительности; коррекцию
личностных особенностей (вариант 1.4); развитие познавательной сферы
(индивидуальные занятия), направленное на коррекцию высших психических
функций и развитие моторики (вариант 2.3);
•
двигательное развитие, целенаправленное развитие движений на
специально организованных занятиях (вариант 1.4).
В период реализации Программы коррекционной работы обязательно
проводится оценка результативности коррекционноразвивающего обучения.
В первом дополнительном классе, вначале учебного года, учитель
дефектолог слухового кабинета проводит комплексное обследование и
заполняет «Карту первоначального обследования устной речи (восприятия и
воспроизведения)».
По результатам обследования в соответствии с уровнем
слухоречевого развития обучающиеся распределяются по группам, с целью
составления разноуровневых программ по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи.
Дальше, на протяжении всего периода обучения в школе, на каждого
обучающегося учителемдефектологом ведется мониторинг развития слуха и
речи, результаты которого
отражаются в «Слухоречевой карте
обучающегося».
4Это результаты аудиологического обследования – степень снижения
слуха, обследование проводит сурдолог или учительдефектолог слухового
кабинета.
Это результаты аналитической проверки произношения, в процессе
которой учительдефектолог определяет уровень внятности речи: внятная,
маловнятная, невнятная.
С целью проведения мониторинга восприятия и воспроизведения
устной речи обучающихся с нарушенной слуховой функцией в ГКОУ
«Волгоградская школаинтернат №7» учителемдефектологом слухового
кабинета совместно с методической комиссией учителей коррекционных
предметов
мероприятия,
направленные на формирование устной речи и развитие речевого слуха.
организуются и проводятся специальные
Экзамен по устной речи проводится один раз в год – в апреле.
Обучающиеся демонстрируют отработанное произношение. Это итог работы
учителядефектолога с обучающимся за год над внятностью устной речи.
Участие в экзамене обязательно для всех обучающихся. При подведении
итогов оценивается внятность, соблюдение правил орфоэпии, словесное
ударение. Обязательным условием при проведении экзамена является то, что
речь обучающегося должны оценивать педагоги, которые не занимаются с
этим обучающимся.
Речевая конференция проводится также один раз в год – в феврале. На
конференции обучающиеся показывают свои умения выразительного чтения,
правильного произношения и сопровождение устной речи жестовым языком,
т.е. билингвизм (двуязычье), словесножестовое общение. Детям предлагается
выразительно прочитать сообщение, сопровождая устное проговаривание
жестовым языком.
Конкурс чтецов проводится один раз в год – в марте. Участие в
конкурсе обязательно для всех слабослышащих обучающихся. При
подведении итогов оценивается выразительность, эмоциональность речи.
Победители конкурса дальше принимают участие в очном областном
конкурсе и дистанционно в международном конкурсе.
Конкурс «Речевой этикет» также проводится один раз в год – в 1
полугодии. Обучающиеся демонстрируют свой навык словесного общения и
речевого поведения в течение всего дня. Проводится опрос по теме какой
либо теме. Дети спрашивали взрослых или отвечают на их вопрос по данной
теме, т. е. вступают в диалог с взрослыми. В процессе ведения диалога с
разными работниками школыинтерната дети демонстрируют: знание текста,
внятность речи, культуру поведения; проявляют речевую активность. В
конкурсе принимают участие все обучающиеся и весь коллектив школы
интерната. Все работники школыинтерната обязаны обеспечивать общение с
ребенком, независимо от его уровня речевого развития. Дети весь день
опрашивают работников школыинтерната, которые поощряют обучающихся
5фишкой. Количество фишек определяет речевую активность детей и
выявляет победителей конкурса.
Тестирования «Неделя «дежурного» звука» проводится несколько раз в
год.
Учительдефектолог слухового кабинета определяет звук,
автоматизированный у большинства обучающихся, и объявляет
его
«дежурным». Качественное произношение данного звука отслеживают все
педагоги школыинтерната в течение определенного срока. Далее проверку
данного звука осуществляет учительдефектолог слухового кабинета в
присутствии учителядефектолога.
Контрольные работы по развитию речевого слуха проводится в конце
года, детям предлагаются списки слов и фразы на слух. Определяется
динамика развития речевого слуха.
Результаты проверок, итогов конкурсов восприятия и воспроизведения
устной речи заносятся в протоколы «Слухоречевой карты», в которых
прослеживается динамика слухоречевого развития обучающегося с
нарушенной слуховой функцией.
В нашем учреждении создана специальная коррекционноразвивающая
образовательная среда с учетом особых образовательных потребностей
обучающихся с нарушенной функцией слуха и требований ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ к условиям реализации АООП НОО, для того чтобы
дети с нарушенной слуховой функцией могли открыть себе путь к общему
образованию и дальнейшей успешной социализации.
6