«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»
Оценка 4.7

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
музыка
1 кл—4 кл
10.12.2018
«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»
В настоящее время вопрос формирования толерантности является особенно актуальным в связи с теми процессами, которые тревожат как мировую общественность, так и российское общество. Прежде всего, это рост различного рода агрессивности и конфликтных ситуаций. В современной науке толерантность рассматривается как важнейшее качество личности, характеризующееся как ценностное отношение к другим людям, выражающееся в принятии и понимании различного мировоззрения, разных стереотипов поведения представителей иных культур. Россия – многонациональное государство, в котором остро стоит проблема сохранения и развития национальной культуры всех народов. Решение проблемы учёные видят в реализации национально - регионального компонента (НРК) через образовательный процесс учебных заведений разного уровня.
Реализация НРК на уроках музыки Шитова Т.Ф. (2).docx
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования». Факультет повышения квалификации. Кафедра гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин.                                                             «Реализация национально­регионального компонента на уроках музыки» «Мастер класс» Итоговая работа Исполнитель:  Стародубцева Марина Владимировна,  учитель музыки  МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94»   г. кЕМЕРОВО Консультант:  Шаталова  И. Л.              методист кафедры гуманитарных и художественно­эстетических дисциплин 2 Кемерово 2016. Содержание Пояснительная записка ………………………..3 Мастер класс…………………………………….7 Заключение……………………………………...11 Литература………………………………………12 3 «Формирование толерантности младших школьников в процессе реализации регионального компонента на уроках музыки» «Воспитание любви к родному краю,  к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это  доказывать» Д.С.Лихачев В настоящее время вопрос формирования толерантности является особенно актуальным   в   связи   с   теми   процессами,   которые   тревожат   как   мировую общественность,   так   и   российское   общество.   Прежде   всего,   это   рост различного   рода   агрессивности   и   конфликтных   ситуаций.   В   современной науке   толерантность   рассматривается   как   важнейшее  качество   личности, отношение   к   другим   людям, характеризующееся   как  выражающееся в принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностное    Россия   – стереотипов   поведения   представителей   иных   культур. многонациональное государство, в котором остро стоит проблема сохранения и развития национальной культуры всех народов. Решение проблемы учёные видят в реализации национально ­ регионального компонента (НРК) через образовательный   процесс   учебных   заведений   разного   уровня.   Проблему межнациональных   отношений   поднимает   правительство   России.     Целью введения НРК в программу по музыке в соответствии с требованиями ФГОС НОО   –   формирование   гражданской   сознательности,   осознание   своей этнической   и   национальной   принадлежности,   духовно­нравственное воспитание, формирование уважительного отношения к истории и культуре своего и других народов. 4 В своей статье «Россия: национальный вопрос» В. В. Путин отметил о и межнациональной недопустимости     «раскачивания»   межконфессиональной   обстановки   и   выразил   необходимость уважительного отношения к культуре, к языку, к обычаям людей разных национальностей. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения   разработан с учетом региональных,   национальных   и   этнокультурных   потребностей   народов Российской федерации. Формирование   толерантности   есть   сложный   и   длительный   процесс, который не может осуществляться самопроизвольно, а требует специально организованной   деятельности.   В   связи   с   этим,   школа   имеет   большие возможности для формирования толерантности детей. Поскольку   в  младшем  школьном  возрасте  закладываются  морально­ культурные   основы   становления   личности,   именно   этот   период   является наиболее   благоприятным   для   формирования   толерантности   детей. Необходимость и возможность такой работы обусловливается их возрастными особенностями,   такими   как   доверительность,   открытость,   стремление   к подражанию, послушание, исполнительность.  Противоречие   между   необходимостью   формировании   толерантности младших школьников и недостаточной разработанностью рекомендаций для обеспечения этого процесса позволил сформулировать проблему: потребность в     методических   материалах   по  формированию   толерантности   младших школьников   на   уроках   музыки   в   процессе   реализации   национально регионального компонента (НРК). Цель:  разработка   и   апробация   методических   рекомендаций   по формированию  толерантности  младших школьников  в процессе  реализации национально регионального компонента (НРК). Для достижения данной цели определены следующие задачи: 5 1.   Изучить   философскую,   педагогическую,   психологическую литературу по рассматриваемой проблеме. 2.   Определить   критерии  сформированности  толерантности   младших школьников. 3.   Разработать   методические   рекомендации   по   формированию толерантности   младших   школьников   в   процессе   реализации   регионального компонента. 4.  Выявить   уровень   сформированности   толерантности   младших школьников в процессе реализации регионального компонента. Толерантность – это проявление людьми терпимости по отношению к представителям другой культуры и традиций. Национально­региональный компонент ­ это постижение самобытности местной   культуры,   изучение   краеведческих   материалов,   сохранившихся   в недрах традиционной культуры. Учет национального состава региона является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования. Сложный   спектр   межнационального   взаимодействия   представляет собой   Кузбасский   регион,   в   котором   пересекаются   культуры   русских, татарских, мордовских, чувашских, телеутских, шорских народов. Цель   введения   НРК   в   программу   по   музыке   ­   формирование гражданской   сознательности,   духовно­нравственное,   патриотическое   и музыкально­эстетическое   воспитание,   рост   национального   самосознания   и толерантности в общении детей. Предмет «Музыка» в школе является одним из основных предметов освоения   искусства   как   духовного   наследия   человечества.   Специфика музыкального образования в начальной школе состоит в формировании основ музыкальной культуры и приобретении первоначального опыта музыкально­ 6 творческой   деятельности.   В   программе   курса   «Музыка»   учитель   может самостоятельно  перераспределять  часы   на изучение   НРК  в  соответствии  с изучаемыми темами и с учетом подготовленности учащихся, т. е. 5­7 минут на каждом уроке. Работая   над   материалом   национально­регионального   компонента   и используя его на уроках, важно придерживаться определённых принципов:  Систематичность  Доступность   Наглядность     Разнообразность материала  Связь материала в учебной и воспитательной работе  Взаимосвязь местного исторического материала. На территории нашей области проживает около 90 национальностей, доля коренного населения ­ шорцев и телеутов невелика ­ 0,5%. Дети,   живущие   на   Кузбасской   земле,   должны   узнать   ее   культуру, историю. Это в дальнейшем приведет к сохранению, и развитию национальной культуры, бережному отношению к историческому и культурному наследию.  Знание музыкальных традиций способствует формированию  национального самосознания, гордости за свою культуру, пониманию  культурных достижений. 7 Мастер класс. При работе над данной темой был определен круг тем, в которые  целесообразно включать НРК для формирования и развития толерантности  младших  школьников.  С первого класса учащиеся встречаются с темой: «Музыка, музыка  всюду нам слышна…». Интерес на уроках вызывает звучание плясовых в  исполнении на традиционных народных музыкальных инструментах­ барабан,  колотушки, трещотки, свистульки.  В   этой   связи   необходимо   уделять   особое   внимание   такому   виду музыкальной   деятельности,   как   игра   на   музыкальных   инструментах. Некоторые   музыкальные   инструменты   приносят   сами   ребята.   Эти инструменты, как правило, или сделаны взрослыми, или куплены на ярмарках, народных   праздниках.   Отдельные   ударные   музыкальные   инструменты учащиеся могут изготовить на уроках технологии в школьной мастерской. Тема одного из уроков 2­й четверти звучит так: «Русские народные  музыкальные инструменты. Оркестр русских народных музыкальных  инструментов». Именно здесь предоставляется возможность рассказать  ребятам о прекрасном оркестре Калашникова, который действует на  территории Кузбасса. Мы же создадим свой оркестр русских народных инструментов. 1 Создаем русский народный оркестр. В 4­й четверти на уроке «Музыкальные инструменты. Тембры­краски»  дети знакомятся с инструментами телеутов: ворган, шаманский бубен.      К этому времени запас знаний о разновидностях музыкальных  инструментов достаточно велик и детям не составляет труда определить 8 среди них новый.       2 Угадай инструмент. Среди   наиболее   эффективных   способов   реализации   национально­ регионального   компонента   является  экскурсия  по   улицам   города,   к архитектурным памятникам. Изучая тему 2 класса «Музыкальная прогулка», мы   вместе   с   родителями   посещаем   населенные   пункты   родного   края, беседуем   со   старожилами.   Таким   образом,   дети   лучше   узнают   историю образования улиц, памятных мест. Основным средством таких занятий служит наглядность. Активную помощь нам оказывают краеведческий музей, Музей истории   образования   Телеутского   района,   школьные   библиотека, предоставляя   необходимую   наглядную   среду.   В   музее   у   детей   появляется возможность   реально   представить   конкретные   исторические   события, познакомиться   с   культурно­бытовыми   хозяйственными   особенностями народа.  Основным  средством  таких  занятий   служит наглядность. Проверим, хорошо ли вы знаете свой родной Кузбасс.  3 Достопримечательности Кузбасса. Темы 2­го класса представлены интонационно яркими, контрастными  произведениями. Исполнение народных песен с использованием движений и  музыкальных инструментов соответственно жанровой основе, тогда дети  чувствуют, что не только пение, но и голос передает мелодическую  интонацию, что важен и шаг, передающий ритмическую интонацию.  1­я четверть ­ урок №9 «Озорные частушки» знакомит с фольклорным  коллективом «Скоморохи» ДК имени Артема города Прокопьевска.  Проверьте порывы своей русской души и сочините частушку. Для  облегчения задания я предлагаю начало. 4 Закончи частушку. 9 4­я четверть ­  урок №32 «Эту музыку лёгкую…называют эстрадной».  Дети знакомятся с творчеством групп и исполнителей нашего города (Салават Хайдаров, вокальная группа «108» ЦДК г.Белово, «Миллениум» Культурный  цент «Инской»);   Многие из них достигают больших высот. Узнаете ли вы наших звёзд  среди большого созвездия артистов. 5 наши современники Мария Распутина. ­ урок №34 «Музыкальные театры мира». Кузбасский театр оперетты,  Кемеровская государственная областная филармония имени Б.Т.Штоколова,  Новокузнецкий драматический театр, Государственный музыкальный театр  Кузбасса им. А.Боброва" являются предметом знакомства для учащихся. Со всеми этими храмами искусства дети знакомятся не только  снаружи, но и внутри.  В одном из них находится самый большой в мире  инструмент, который называется…. Предлагаю вам назвать это здание, но  прежде вам необходимо его собрать. 6 Собрать пазл,  филармония где « живет»  орган. В программу 3 класса, тема которого «О чём рассказывает музыка», не включены маршевые народные песни, так как у местных народностей они не  получили развития. Рекрутские песни были протяжными, грустными (тоска,  память о доме, прощание с родными). 3­й четверть ­ урок №18 «Музыка в храме». Кемеровская  государственная областная филармония имени Б.Т.Штоколова, органный зал,  Церковный хор храма «Святой Троицы» п.Инской – основные музыкальные  источники для прослушивания. 4­я четверть – уроки №25 «Композиторы детям», №33 «Выдающиеся  музыканты­исполнители», №34 «Концертные залы мира» являются темами  воспитательного характера − воспитание интереса и уважения к музыке  других народов, дружба между народами. 10 В классном кабинете обучающиеся 3 класса, изучая тему «Что такое патриотизм», оформили стенды о родном городе.  Сквозной темой 3 и 4 классов является тема «Композитор,  исполнитель, слушатель». Для формирования и развития музыкальных умений и певческих навыков в урок включаются произведения местных  композиторов: В.Пипекин. С. Хайдаров. Такой репертуар является своего  рода той планкой, преодолев которую, можно говорить о решении главной  задачи вокально­хоровой работы на уроках музыки − «Каждый класс − хор». А чтобы не терять время на заучивание текста, можно использовать  приём караоке. Точно так мы и сделаем, исполняя песню о Кузбассе.  Интонации этой песни вам всем знакомы.  7 караоке 11 Заключение Для   учебных   занятий   подбирается   материал,   который   поможет ребёнку   посмотреть   иными   глазами   на   знакомое   окружение.   Именно   это вызывает чувство гордости и патриотизма.  Важной частью работы учителя музыки являются внеурочные формы, расширяющие рамки уроков, направленные на углубление знаний, умений и навыков в области музыкальной культуры. Это могут быть беседы о музыке, встречи   с   деятелями   культуры,   викторины,   праздники.   Фольклорные коллективы могут представлять календарные праздники и обряды, концерты, творческие отчеты.  На   этих   мероприятиях   осуществляются   межпредметные   связи, происходит   вовлечение   в   музыкальную   деятельность   учащихся   разных возрастных групп и взрослых (учителей, родителей). Учителю важно широко использовать историко­этнографический и художественный материал, тесно связанный со звучащей музыкой. В результате у детей развивается интерес и желание знакомиться с музыкальными и художественными традициями своего народа, историей родного края. 12 Говоря   о   культуре   Кузбасса,   А.Г.Тулеев   отмечает:  «Как   говорится, здесь   все   жанры   хороши,   кроме   скучного.   Что   касается   театра,   тут   я приверженец   классики.   Что   касается   литературы,   я   с   большим   интересом отношусь к творчеству наших кузбасских авторов — Владимира Чивилихина, Геннадия Юрова. Ну как не любить нашего «кузбасского Пушкина» — поэта Василия Федорова! И вот что интересно: его стихи написаны почти полвека назад, а звучат так современно, ярко, мудро.» Список литературы. 1 Алеев, В.В. Музыка [Текст] : программа для общеобразоват. учреждений: 1­4  классы / В.В. Алеев, Т. И. Науменко. ­ М. : Дрофа, 2010. ­ 58 с. 2 Музыкальная культура Кузбасса [Текст] : учебно­методическое  пособие / сост. О. В. Гусева,Н. П.Сокольникова, И. Л. Шаталова. ­  Кемерово : КРИПКиПРО, 2013. ­ 101 с. 3 Уроки музыки с применением информационных технологий. 1­8  классы [Текст] : методическое пособие с электронным приложением /  авт.­сост. Л. В. Золина. ­ М. : Глобус, 2009. ­ 176 с. Предложены различные формы проведения уроков музыки. 4 Русский фольклор[Текст]: программно­метод. матер. 1­4 классы/Авт.­ сост. Л.Л. Куприянова [Текст]. ­ М. : Мнемозина, 2008. ­ 160 с. Пособие содержит факультативную программу и методические  рекомендации. Оно поможет педагогу в работе над символическим и 13 вариативным содержанием материала учебников "Русский фольклор"  (1­4 классы), познакомит со специфическими приемами развития  голоса, координации движений, подскажет, как подготовить и провести  фольклорный праздник, даст информацию о народных инструментах,  промыслах и костюме. 5 Край в котором мы живем ( электронный ресурс)  http://krai.myschool44.edu.ru/zelyonaya_apteka_kuzbassa%22    6   сайты: http://www.nvkz.Kuzbass.ru, http://www.Kuzbass.ru,            http://www.ecology.ru.

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»

«Реализация национально-регионального компонента на уроках музыки»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2018