Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Оценка 4.8
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.10.2017
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования это в первую очередь обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребёнка в соответствии с их индивидуальными особенностями и образовательными потребностями. В данном материале дано краткое описание коррекционной программы для детей с ОВЗ.О коррекционной программе (ОВЗ)
выступление.doc
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным
Выступление подготовила педагогпсихолог
первой квалификационной категории
Белоклокова Марина Сергеевна
государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для
индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей
степени нуждается в специальных условиях обучения», «детей с ограниченными
возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья».
В нашей школе дети с ограниченными возможностями здоровья это в основном
дети с ЗПР (26% обучающихся и 2 ребёнка с лёкгой степенью умственной отсталостью
(обучаются на дому)).
«Дети с задержкой развития – это – те, у которых по различным причинам
произошли отклонения от возрастной нормы сформированности физических, социальных,
моральных, интеллектуальных качеств – общая характеристика: отставание в учебе,
отклоняющееся поведение.
Диагноз ЗПР может быть установлен ребенку только медико – педагогической комиссией
(МПК) или психолого – медико педагогической консультацией (ПМПК), другими
консультативно – педагогическими службами.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития,
однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с
незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью,
функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения
эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок,
эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости,
двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с
незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, речи, с
функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой
координацией движений.
Контингент учащихся сельских школ на 80 % состоит из детей «группы риска». Как
правило, в таких школах нет возможности вводить ставку педагога дефектолога, врача
психоневролога, следовательно, простые педагоги, вынужденные обучать таких детей, не
всегда могут проводить квалифицированную коррекционно – развивающую работу с учащимися, нуждающимися в такой помощи.
Дети с ЗПР нуждаются в особой заботе, в особых методиках. Для них недопустима
длительная, напряжённая работа; работа в шумной неспокойной обстановке. При работе с
такими учащимися следует придерживаться ровного, спокойного темпа объяснения
материала урока; активизировать интерес учащихся к предлагаемой информации,
привлекать, заинтересовывать, удивлять ребёнка; обязательно чередовать виды
деятельности; двукратно или многократно объяснять материал; обязательно использовать
аудиовизуальные средства; использовать индивидуальный подход.
Дети с ЗПР с разным уровнем развития, и комуто требуется больше уделить
времени на развитие высших психических функций. Также индивидуально следует
заниматься с детьми, которым требуется различная помощь в развитии и коррекции
эмоциональноволевой сферы. С агрессивными детьми следует проводить занятия на
снятие агрессии, с тревожными детьми на снятие тревожности и т.д.
Кроме того, есть так называемые дети с не выявленной задержкой психического развития.
Эти дети испытывают трудности в обучении, т.к. у них имеет место быть недоразвитие
памяти, внимания, мышления, речи и т.д. Такие дети в нашей школе тоже имеются.
Для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья,
разработана программа коррекционной работы.
Цель коррекционной программы:
Оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении
основной образовательной программы, в коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии обучающихся, в их социальной адаптации.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий
обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности
детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и
дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы
получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с
ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в
общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего
образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы
обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также
организационные формы работы.
Задачи программы: 1.Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными
ограниченными возможностями здоровья.
2.Определение особенностей организации образовательного процесса для
рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями
каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными
возможностями здоровья основной образовательной программы общего образования и
их интеграции в образовательном учреждении.
4.Осуществление педагогической, психологической помощи детям с
ограниченными возможностями здоровья.
5.Разработка и реализация индивидуальных и групповых занятий для детей с
выраженным нарушением физического и психического развития.
6. Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным
образовательным программам и получения дополнительных образовательных
коррекционных услуг.
7. Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
8. Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным
представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим,
социальным, правовым и другим вопросам.
В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями
адаптации в образовательном процессе может быть определена как «…система
профессиональной деятельности, направленной на создание социальнопсихологических
условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации
школьного взаимодействия» (по М.Р. Битяновой).
Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие
специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение
детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в
образовательном процессе.
Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях
общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки
педагогических работников (учителядефектолога, учителялогопеда, педагогапсихолога).
В нашей школе из всех перечисленных специалистов имеется только 0,5 ставки
педагогапсихолога.
Педагогпсихолог выявляет особенности их интеллектуального развития,
личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоциональноволевой сферы, формирование
продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных
отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям;
развивает психологопедагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное
изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных
особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику
развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ,
совместно с педагогомпсихологом ведут карты сопровождения учащихся.
Одним из связующих звеньев системы коррекционной работы являются родители.
Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных
микрокультурных ценностей религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие
носит скорее не формирующий, а регулирующий характер.
Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность
обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные
результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся,
формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений
фиксируются в карте сопровождения обучающегося.
Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с
детьми с ОВЗ:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные
средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала
небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и
средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся
(игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых
признаков предметов; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с
другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы,
особенно в области лица и кистей рук), развивающих их устную и письменную речь и
формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи,
своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные
силы и возможности.
Эффективность коррекционной работы с детьми, возможность в полной мере осуществить
психопрофилактику в ответственное для школьников с точки зрения учебного процесса
время зависит от методикопедагогической грамотности учителя, от того, насколько он
способен воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу.
Основная цель коррекционных занятий с учащимися в ликвидации причин слабой
успеваемости учащихся.
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.