Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Оценка 4.8

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
30.10.2017
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования это в первую очередь обеспечение условий для индивидуального развития каждого ребёнка в соответствии с их индивидуальными особенностями и образовательными потребностями. В данном материале дано краткое описание коррекционной программы для детей с ОВЗ.О коррекционной программе (ОВЗ)
выступление.doc
Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным  Выступление подготовила педагог­психолог  первой квалификационной категории  Белоклокова Марина Сергеевна государственным образовательным стандартом является обеспечение «условий для  индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей  степени нуждается в специальных условиях обучения»,  «детей с ограниченными  возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными  возможностями здоровья». В нашей школе дети с ограниченными возможностями здоровья ­ это в основном  дети с ЗПР (26% обучающихся и 2 ребёнка с лёкгой степенью умственной отсталостью  (обучаются на дому)). «Дети с задержкой развития – это – те, у которых по различным причинам  произошли отклонения от возрастной нормы сформированности физических, социальных,  моральных, интеллектуальных качеств – общая характеристика: отставание в учебе,  отклоняющееся поведение. Диагноз ЗПР может быть установлен ребенку только медико – педагогической комиссией  (МПК) или психолого – медико педагогической консультацией (ПМПК), другими  консультативно – педагогическими службами. Дети с ЗПР имеют потенциально сохраненные возможности интеллектуального развития,  однако для них характерны особенности познавательной деятельности, связанные с  незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью,  функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения  эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок,  эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости,  двигательной расторможенности, либо, наоборот, вялости, апатичности. Недостаточная выраженность познавательных интересов у детей с ЗПР сочетается с  незрелостью высших психических функций, с нарушениями внимания, памяти, речи, с  функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, с плохой  координацией движений. Контингент учащихся сельских школ на 80 % состоит из детей «группы риска». Как  правило,  в таких школах нет возможности вводить ставку педагога ­ дефектолога, врача  психоневролога, следовательно, простые педагоги, вынужденные обучать таких детей, не  всегда могут проводить квалифицированную коррекционно – развивающую работу с учащимися, нуждающимися в такой помощи. Дети с ЗПР нуждаются в особой заботе, в особых методиках. Для них недопустима  длительная, напряжённая работа; работа в шумной неспокойной обстановке. При работе с  такими учащимися следует придерживаться ровного, спокойного темпа объяснения  материала урока; активизировать интерес учащихся к предлагаемой информации,  привлекать, заинтересовывать, удивлять ребёнка; обязательно чередовать виды  деятельности; двукратно или многократно объяснять материал; обязательно использовать  аудиовизуальные средства; использовать индивидуальный подход. Дети с ЗПР с разным уровнем развития, и кому­то требуется больше уделить  времени на развитие высших психических функций. Также индивидуально следует  заниматься с детьми, которым требуется различная помощь в развитии и коррекции  эмоционально­волевой сферы. С агрессивными детьми следует проводить занятия на  снятие агрессии, с тревожными детьми на снятие тревожности и т.д. Кроме того, есть так называемые дети с не выявленной задержкой психического развития.  Эти дети испытывают трудности в обучении, т.к. у них имеет место быть недоразвитие  памяти, внимания, мышления, речи и т.д. Такие дети в нашей школе тоже имеются. Для преодоления трудностей в обучении,  коррекции  недостатков  в  физическом  и психическом  развитии  обучающихся,  с ограниченными возможностями здоровья,  разработана программа коррекционной работы. Цель коррекционной программы: Оказание  помощи  детям  с  ограниченными  возможностями  здоровья  в  освоении  основной  образовательной  программы,  в коррекции  недостатков  в  физическом  и   психическом  развитии  обучающихся,  в   их  социальной адаптации. Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий  обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности  детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и  дифференциации  образовательного процесса. Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы  получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с  ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в  общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего  образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы  обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также  организационные формы работы. Задачи программы: 1.Своевременное  выявление  детей  с  трудностями  адаптации,  обусловленными  ограниченными возможностями здоровья.  2.Определение  особенностей  организации  образовательного  процесса  для  рассматриваемой  категории  детей  в  соответствии  с  индивидуальными  особенностями  каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.  3. Создание  условий,  способствующих  освоению  детьми  с  ограниченными  возможностями  здоровья  основной  образовательной  программы  общего образования и  их интеграции в образовательном учреждении.  4.Осуществление педагогической, психологической помощи детям с   ограниченными возможностями здоровья.  5.Разработка  и  реализация  индивидуальных  и    групповых  занятий  для  детей  с  выраженным нарушением  физического и  психического развития.  6. Обеспечение  возможности  обучения  и  воспитания  по  дополнительным   образовательным  программам  и  получения  дополнительных  образовательных  коррекционных услуг. 7.  Реализация  системы  мероприятий  по  социальной  адаптации  детей  с ограниченными возможностями здоровья. 8.  Оказание  консультативной  и  методической  помощи  родителям    (законным   представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по психологическим,  социальным, правовым и другим вопросам.  В целом сопровождение ребенка или группы детей с ограниченными возможностями адаптации в образовательном процессе может быть определена как «…система  профессиональной деятельности, направленной на создание социально­психологических  условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуации  школьного взаимодействия» (по М.Р. Битяновой). Механизмом реализации коррекционной работы является взаимодействие  специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в  образовательном процессе. Для обеспечения комплексного сопровождения детей с ОВЗ в условиях  общеобразовательного учреждения целесообразно вводить в штатное расписание ставки  педагогических работников (учителя­дефектолога, учителя­логопеда, педагога­психолога). В нашей школе из всех перечисленных специалистов имеется только 0,5 ставки  педагога­психолога. Педагог­психолог выявляет особенности их интеллектуального развития,  личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально­волевой сферы, формирование  продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных  отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям;  развивает психолого­педагогическую компетентность педагогов и родителей. Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное  изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных  особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику  развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ,  совместно с педагогом­психологом ведут карты сопровождения учащихся. Одним из связующих звеньев системы коррекционной работы являются родители.  Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных  микрокультурных ценностей ­ религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие  носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность  обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные  результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся,  формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных  программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений  фиксируются в карте сопровождения обучающегося. Необходимо соблюдать общие принципы и правила при коррекционной работе с детьми с ОВЗ:  1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2.   Предотвращение   наступления   утомления,   используя   для   этого   разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся (игровые ситуации; дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков   предметов;   игровые  тренинги,  способствующие  развитию   умения  общаться  с другими; психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей  рук), развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Эффективность коррекционной работы с детьми, возможность в полной мере осуществить  психопрофилактику в ответственное для школьников с точки зрения учебного процесса  время зависит от методико­педагогической грамотности учителя, от того, насколько он  способен воспринимать рекомендации психолога, включаться с ним в совместную работу. Основная цель коррекционных занятий  с учащимися в ликвидации причин слабой  успеваемости учащихся.

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС

Реализация программы коррекционной работы в условиях ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.10.2017