Реализация регионального компонента в МБДОУ Волоконовском
детском саду комбинированного вида №1 «Берёзка»
Старший воспитатель
МБДОУ Волоконовского детского сада
комбинированного вида №1 «Березка»
Жаркова Галина Александровна
Люблю и знаю, знаю и люблю,
И тем сильней люблю, чем больше знаю…
Ю. К.Ефремов
А нам есть что любить и узнавать, ведь нам выпала замечательная
возможность жить в Белогорье. Равниннополевой, хлебный, богатый
полезными
природными
достопримечательностями край славится золотой пшеницей и молоком,
крупными промышленными и сельскохозяйственными предприятиями. Земля
белгородская
славится трудовой и боевой героикой, замечательными
народными традициями.
ископаемыми
уникальными
и
Структура образовательной программы в соответствии с требованиями
стандарта ДО предполагает обязательное включение регионального
компонента в содержание образования дошкольников. Важность данной
проблемы отражена в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где
один из пунктов документа направлен на защиту национальных культур и
региональных культурных традиций. Содержание регионального компонента
дошкольного образования призвано способствовать формированию у
дошкольников духовнонравственных ориентаций, развитию их творческого
потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды. Система
дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами
общества и государства, а воспитатели делать жизнь в детском саду более
осмысленной и интересной.
В нашем ДОУ реализуется несколько региональных проектов
Проект «Социокультурное развитие подрастающего поколения через
изучение родного края («Белгородоведение»)» в Основной образовательной
программе дошкольного образования МБДОУ Волоконовского детского сада
комбинированного вида №1 «Берёзка», представлен интегрированный курс
«Белгородоведение», на основе парциальной программы для дошкольных
1 образовательных организаций (Т.М.Стручаева, Н.Д.Епанчинцева, и др. –
Белгород: ООО «Эпицентр», 2015).
цель
Основная
парциальной интегрированной региональной
программы
социальнонравственное становление дошкольников,
направленное на развитие личности посредством приобщения детей к
культуре родного края, формирование исторического и патриотического
сознания через изучение истории, культуры, природы Белогорья.
Проект «Создание региональной системы личностного развития
дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
(«Дошкольник Белогорья»). В рамках данного проекта в ДОУ реализуется
парциальная программа по художественноэстетическому развитию
дошкольников «Цветной мир Белогорья». Цель программы: обеспечение
художественноэстетического развития
детей 38 лет на основе
художественных традиций
с учётом индивидуальных и возрастных
особенностей дошкольников, потребностей детей и родителей.
Проект «Танец как средство эстетического развития детей»
(«Танцевальная палитра»)
представлен парциальной программой
«Танцевально-игровая гимнастика» для дошкольников 5-
7 лет. Цель – содействовать формированию личности ребенка средствами
танцевальноигровой гимнастики
Для эффективной реализации регионального компонента
необходим ряд педагогических условий:
Создание культурноразвивающей среды в ДОУ
В группах функционируют уголки нравственнопатриотического
воспитания и уголки регионального содержания. В них представлены образцы
символики края, страны, тематические альбомы (родословные, фотопейзажи,
улицы посёлка и др.), дидактические игры, гербарии растений, портреты
известных и знаменитых людей Белгородчины, детские произведения
белгородских писателей и поэтов, предметы быта и старины, декоративно –
прикладного искусства,
коллекция полезных ископаемых региона,
дидактический материал. Главными героями этих уголков являются куклы в
национальных одеждах. Пространство сконструировано таким образом, чтобы
ребенок имел широкий выбор разнообразных видов деятельности совместно с
педагогом, со сверстниками и индивидуально.
Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального
компонента дошкольного образования
2 Педагогами ДОУ внесены изменения в рабочие программы, в
календарнотематическое планирование организованной образовательной
деятельности, в перспективное планирование деятельности с детьми и
родителями (с учётом регионального компонента и, вместе с тем, в
соответствии с тематическим планированием Основной образовательной
программы).
Педагоги используют разные формы работы, по приобщению детей к
культуре родного края. Образовательная деятельность краеведческого
содержания реализуется через организацию различных видов детской
деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами в зависимости от
контингента детей и решения конкретных образовательных задач.
Организация эффективного
образовательного учреждения и социума
взаимодействия дошкольного
В рамках реализации регионального компонента дети посещают
краеведческий музей, центральную библиотеку, районный дом культуры,
которые помогают расширить представления детей об истории и
современности волоконовского района, знакомят с предметами быта,
орудиями труда, одеждой предков, традициями и культурой родного края.
Экспозиции природоведческого содержания позволяют показать богатство и
разнообразие животного и растительного мира нашего региона.
Интеграция регионального компонента в образовательную
деятельность
Важную роль в процессе познания родного края играют народные
праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно
обрядовым праздникам ( Рождество, Новый год, Масленица и др) и
государственным праздникам (День России, 8 Марта, День защитника
Отечества, День Победы и др.).
Целевые прогулки помогают детям понять, что красота малой родины
создана не только природой, но и руками жителей посёлка. Дети посещают
достопримечательные места посёлка, знакомятся с памятниками истории и
культуры, а потом отражают свои впечатления в рисунках и аппликациях.
Организация эффективного
образовательного учреждения и семьи.
взаимодействия дошкольного
Фундамент нравственного воспитания, которое неразрывно связано с
региональным компонентом, также закладывается в семье именно в период
раннего детства. Большое внимание уделяется совместной деятельности
3 детей и их родителей. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой
родине был двусторонним. Организуются и проводятся совместные
мероприятия с детьми и родителями. Родители являются активными
участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду, участвуют в
экологических акциях, реализации проектов.
Таким образом, работа по реализации регионального компонента в
рамках ООП позволяет сделать два основных вывода: вопервых, в период
дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой
можно моделировать на основе материала региональной культуры; вовторых,
поддержание интереса к традициям культуры родного края через разные виды
деятельности позволяет раскрыть духовнонравственный потенциал
дошкольника.
Воспитание любви к своей Родине, своему краю, родному селу – это
многотрудный, долговременный процесс, он должен осуществляться
ненавязчиво и постоянно, с самого раннего детства. Еще великий педагог
гуманист В.А. Сухомлинский писал, что «в сознании каждого человека на всю
жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются
воспринятые в детские годы яркие картины, образы». Мы верим, что
впечатления детства у наших воспитанников станут истоками любви к
родному краю и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
4
Реализация регионального компонента в МБДОУ Волоконовском детском саду комбинированного вида №1 «Березка»
Реализация регионального компонента в МБДОУ Волоконовском детском саду комбинированного вида №1 «Березка»
Реализация регионального компонента в МБДОУ Волоконовском детском саду комбинированного вида №1 «Березка»
Реализация регионального компонента в МБДОУ Волоконовском детском саду комбинированного вида №1 «Березка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.