Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы
Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
23.07.2019
В материале представлено описание личного опыта использования системно-деятельностного подхода в обучении детей на уроках русского языка и литературы учащимися 5-8 классов. Рассказываю о тех методах и приемах, которые лично освоены и применяю на практике, стали частью моей системы работы и дают реальные результаты.
деятельностый подход.docx
Реализация системно деятельностного подхода в обучении на уроках
русского языка и литературы
Важным документом, определяющим стратегическое направление
развития современного образования, является ФГОС. В нём сделан акцент на
усиление практической составляющей новой модели образования.
Современному школьнику необходимо получить не только глубокие
теоретические знания, но и практические умения, которые позволят не просто
реализоваться в жизни, а сделать его успешным. Задача учителя –
способствовать социализации личности.
Известно, что формирование любых личностных умений, способностей,
качеств возможно лишь в деятельности. Поэтому задачей современной школы
становится формирование человека, способного самостоятельно принимать
решения, отвечать за них, находить пути их реализации, то есть необходимо
становление творческой нравственной личности в широком смысле этого
слова.
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а
учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него
материал», — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа,
в основе которого заложен принцип системно деятельностного подхода.
Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть
вдохновителем учащихся.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной
активности на уроках является создание проблемных ситуаций.
Создание проблемных ситуаций помогает мне поддерживать стойкий
интерес учеников к русскому языку и литературе. Непременным этапом
любого урока является беседа с учениками, где стараюсь совместными
усилиями вести их к поиску истины. Ученики спорят, мыслят, сравнивают,
доказывают, делают выводы. Важно, чтобы собственное знание о незнании
воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом
дальнейшего обучения. При этом очень важна доверительная атмосфера, так
как без психологического комфорта учебный процесс никогда не принесёт
желаемых результатов.
Основная часть урока – сотворчество всех участников или же поисковая
или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем.
В процессе такой систематической работы на уроке формируются
регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся
фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины
этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать
средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск
необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные
позиции в сотрудничестве.
В своей работе я использую разнообразные приемы, позволяющие
осуществить исследовательскую технологию. Так, например, умение
воспринимать информацию, способность к рефлексии развивает прием «Знаю
– хочу узнать – узнал – научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре:
что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» формулирование цели; «Узнал»
соотношение старой и новой информации; «Научился» осознание
результативности деятельности.
Умение прогнозировать задания вырабатывается с помощью приема
«Верные–неверные утверждения». Используя этот прием, можно предложить
ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают
верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На
стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из
утверждений были верными.
Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную
емкость и системность в усвоении учебного материала, активизируют
мыслительную деятельность,
развивают способность к лаконичному
изложению мыслей в устной и письменной форме широко охватывают
внутрипредметные и междисциплинарные связи.
Основным источником коммуникативной деятельности является работа
с текстом.
Именно на уроках русского языка и литературы мы непосредственно
работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы,
конспекты,
аннотации и рецензии информационных сообщений;
аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное
уважительное отношение к слову.
Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для
формирования моральноценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно
специально организовать деятельность учащихся, ориентированную на
поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования
коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на
осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с
пометками», «Составление кластера», «облако слов», метальные карты.
Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных
действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной,
но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию
очень важно развивать именно письменную форму диалогического
взаимодействия с другими и самим собой.
Использование парной
и групповой
формы работы помогает
реализовывать принцип дифференцированного обучения. Использование системнодеятельностного подхода открывает новые
перспективы и в системе оценивания знаний и умений учащихся. Задачей
учителя является формирование у учащихся собственного «инструмента» для
контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую
различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей.
Предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками),
дружно, быстро (медленно), кто лучше всех работал. Применяю словесные
оценки самого ученика, других учеников, использую листы самооценки, когда
ребёнок сам оценивает свою деятельность в течение всего урока. Так у
ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается
мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается
атмосфера взаимного доверия и сотрудничества
Деятельностный подход диктует новый подход и к организации
домашней работы учащихся. Домашние задания не ограничиваются
выполнением упражнений в учебнике, часто тоже носят творческий или
исследовательский характер (подготовь вопросы по теме, составь задание сам,
сочини грамматическую сказку или зарифмуй правило, нарисуй рисунок,
составь опорный конспект по теме или кроссворд, создай свой минипроект и
т.д.).
Важной частью
свой педагогической
деятельности считаю
использование метода учебного проекта, который предполагает
связь обучения с жизнью;
развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
развитие умения адаптироваться к действительности;
умение общаться, сотрудничать, с людьми в разных видах деятельности.
Метод проектов помогает наиболее ярко проявить индивидуальные
способности учащихся, способствует личностному росту ученика
Так
мои учащиеся ежегодно являются участниками научно
практической конференции. В 2016 г. моя ученица стала призером 6
междисциплинарной научнопрактической конференции «Шаг в науку»,
получив диплом 2 степени.
Деятельностный
подход дает огромный эмоциональный заряд,
способствует созданию атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения между
субъектами образовательного процесса, а главное побуждает в учениках
стремление к более глубокому изучению предмета.
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы
Реализация системно - деятельностного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.