урок предназначен для 10- 11 классов с русским языком обучения, а также для 1 курса колледжей. Урок разработан с целью представления о литературных течениях начала XX века; развития устной и письменной речи студентов; воспитания чувства сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к ее культуре.
реализм и модернизм.docx
«Қазтұтынуодағының Қостанай жоғары экономикалық колледжі» Мекемесі
Учреждение «Костанайский высший экономический колледж Казпотребсоюза»
САБАҚ ЖОСПАРЫ
ПЛАН ЗАНЯТИЯ (Урока) №_____
Пән
Дисциплина: Русский язык и литература
Тақырыбы
Тема: Реализм и модернизм. Правописание частиц.
Сабақтың түрі
Тип урока: комбинированный
Сабақтың мақсаттары
Цели урока
Білімдік
Образовательные: Дать общее представление о литературных течениях начала XX века;
дамытушылық
развивающие: развивать устную и письменную речь студентов.
тәрбиелік
воспитательные: Воспитывать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь
к ее культуре.
Сабақтың жабдықтары
Оборудование урока
көрнекілік құралдар
наглядные пособия: эпиграф к уроку.
раздаточный материал: стикеры для рефлексии, карточки, учебники.
Әдебиет
Литература
Сабақтың мазмұны
Содержание занятия
Кезендері
Этапы
1. Организационная часть
Приветствие.
Отметка отсутствующих.
Смайлик.
Уақыт
Время
12 мин.
Сабақтың барысы
Ход урока
Деятельность преподавателя
Опрос домашнего задания.
Словарный диктант.
I. Не было ни пылинки; не мог не думать о матери; нимало не сомневался в успехе; не считаться ни с
чьими интересами; ничем не помочь; ему нельзя ни в чем довериться; ни к кому не обращался; не знал
ни правил, ни формул; как ни трудно, а сделать надо; нельзя не гордиться его успехами; здание
оказалось не чем иным, как библиотекой; ничем иным это не могло оказаться; не шелохнется ни
кустик, ни веточка; что ни сделает, все хорошо; как ни старайся, все напрасно. Не поймал ни
рыбешки; в поле ни былинки; не мог не расслышать; в доме ни кусочка; не вырастил ни зернышка; ни
один не пришел; не раз опаздывал; ни разу не был; откуда ни возьмись; не умолкая ни на минуту; в доме ни души; о нем ни слуху ни духу; не пролито ни слезинки; не сделал ни одной модели; не сказал
ни слова.
Сообщение новой темы.
Прежде чем говорить о том, что отличает модернизм от реализма, следует понять, когда эти
течения получили свое развитие. Более ранним является реализм, который зародился в русской
литературе в начале 19 века и имел наибольшее распространение в его середине. Следом за реализмом
развивался модернизм, а именно в конце 19 и начале 20 века.
Можно сказать, что модернизм пришел на смену реализму, вытеснил прямое и конкретное понятие
мира, добавил множество форм. Его представители имели большую свободу в своем творчестве,
брали подходящие материалы из других литературных направлений и добавляли свое, что отличает
модернизм от реализма.
Понятие о реализме
Реализм — это такое направление в литературе, в котором вещи изображаются максимально
правдиво и достоверно, опираясь на исторические факты и события. Основоположником русского
реализма является Пушкин Александр Сергеевич. Его произведения «Капитанская дочка», «Борис
Годунов», «Евгений Онегин» и другие передают всю атмосферу и быт того общества, рассматривают
проблемы настоящего для героев времени.
Автор в реализме не судит, а лишь передает чувства персонажей и события, которые с ними
происходят. Основными можно выделить такие черты:
объективное изображение действительности, что отличает реализм от модернизма;
типические характеры, обстоятельства и конфликты;
точность деталей;
внимание к социальным проблемам;
две линии: любовная и социальная.
Такое следование реалистичности изображения в 20 веке претерпевает изменения, из реализма
развиваются течения:
Критический реализм: классические традиции, рассматриваются социальные явления (Антон
Чехов и Лев Толстой).
Социалистический реализм: жизнь рассматривается с точки зрения ее исторического развития,
анализируются конфликты между героями разных классов (Максим Горький).
Мифологический реализм: реальная жизнь рассматривается путем сопоставления ее с мифами
и легендами (Леонид Андреев «Иуда Искариот»).
Натурализм: особенно правдивое изображение жизни, часто с неприятными подробностями
(Александр Куприн «Яма», Викентий Вересаев «Записки врача»).
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов»;
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (с чертами романтизма);
Н.В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»;
И.А. Гончаров «Обломов», «Обыкновенная история»;
И.С. Тургенев «Отцы и дети», «Рудин»;
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот»;
Л.Н. Толстой «Анна Каренина», «Воскресенье»;
А.П. Чехов «Вишнёвый сад», «Человек в футляре»;
А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», «Яма».
Реализм все более изживает себя в 20 веке, на смену ему приходит модернизм.
Понятие о модернизме
Модернизм — направление в литературе, для которого уход от стандартов является главной
ценностью. Его представители создают нечто новое на старых основах. Автор не доносит абсолютно
точную и реальную картину мира, что отличает модернизм от реализма в литературе.
Модернизм имеет свои течения:
Символизм. Идеи воплощались с помощью символов и образов, которые были таинственны
(Александр Блок, Константин Бальмонт).
Акмеизм. Четко описывались предметы и образы (Анна Ахматова, Николай Гумилев). Футуризм. Особое внимание к форме произведения, использование ранее не свойственной
лексики (Владимир Маяковский, Борис Пастернак).
Имажинизм. Образы сопоставлялись с помощью метафор (Сергей Есенин).
Главные черты: рассмотрение индивидуальности, что отличает модернизм от реализма, внимание к
духовной сфере жизни, отрицание классических устоев.
Главные различия (ПОКАЗАТЬ ТАБЛИЦУ).
Запись правила.
Раздельное и дефисное написание частиц
1. Частицы бы (б), ли (ль), же (ж) пишутся раздельно, за исключениемтех случаев, когда они
входят в состав целых слов (чтобы, неужели, даже и т. п.).
2. Частицы то, либо, нибудь, кое (кой), таки, ка, де, ткапишутся через дефис.
Частица кое (кой), отделенная от местоимения предлогом, пишется отдельно (кое с кем).
Частица таки пишется через дефис только после наречий (опятьтаки) и глаголов (взял
таки), в остальных случаях — отдельно (он таки не пришел; дачку таки себе построил). Сочетание
все ж таки пишется в три слова.
Частицы будто, ведь, мол и другие, а также сочетания почти что, только что и т. п. пишутся
отдельно.
Упражнение.
При переписывании предложений раскройте скобки.
1. Я(б) мечтал не ради славы перед утром боевым, я(б) желал на берег правый, бой
пройдя, вступить живым (Твард.). 2. Что(бы) вам нынче у себя вечер устроить с хорошим
ужином! (Остр.). 3. Я(таки) думаю (кое) что (М.Г.). 4. (Кое)где вдали желтеет поспевающая
рожь. (Тург.). 5. Барин(де) завалился спать, можно и заглянуть (кое) куда (Г.). 6. «Нет(с), она не
странная, а золотая лошадь, да(с)!» — с какою(то) гордостью заговорил Калин Калинович (М.С.).
7. Покажи (ка) руку (Фед.) 8. Ребята! Не Москва(ль) за нами? (Л.). 9. По его мнению, лед еще
тонок и вряд(ли) выдержит тяжесть автомашины (Аж.). 10. Так(таки) я и не мог понять,
почему неприязненно отзывается о Захаре Алеша (Троеп.). 11. Уж как я(ль) мою коровушку
люблю! Уж как я(то) ей крапивушки нажну (Из народной песни).
Рефлексия со стикерами.
Д\З.
Оқутышы
Преподаватель: Нургожаева Ф.О.
"Реализм и модернизм. Правописание частиц"
"Реализм и модернизм. Правописание частиц"
"Реализм и модернизм. Правописание частиц"
"Реализм и модернизм. Правописание частиц"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.