Ребенок и история: Облики детства

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализирующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, стимулирует познавательную деятельность через использование старинных и современных изделий ремесленного промысла, проведение исследований. Очень важно заинтересовать детей уже на вводном занятии дополнительного объединения. Возраст детей 11-13 лет. Тема и форма занятия, предложенная мною позволяет сделать интересным и увлекательным познание своего края, даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активировать их мысленную деятельность помогает лучше осмыслить материал, закрепить его. Через игры и игрушки своих предков дети познают историю страны, укрепляется духовная связь представителей старшего и младшего поколений. Это занятие апробировано в школах окрестных сел Купинского района. Задачи: • знакомство с навыками самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе; • развитие исторического мышления, умение сопоставлять и сравнивать; • воспитание патриотических чувств, гордости, уважения к историческому прошлому.
Иконка файла материала Ребенок и история Облики детства.doc
Ребенок и история: Облики детства Педагог дополнительного образования ­ один из важнейших специалистов, непосредственно реализирующих  дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и  способностей школьников, стимулирует познавательную деятельность через использование старинных и современных  изделий ремесленного промысла, проведение исследований. Очень важно заинтересовать детей уже на вводном занятии  дополнительного объединения. Возраст детей 11­13 лет. Тема и форма занятия, предложенная мною позволяет сделать  интересным и увлекательным познание своего края, даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их  эрудицию, активировать их мысленную деятельность помогает лучше осмыслить материал, закрепить его. Через игры и  игрушки своих предков дети познают историю страны, укрепляется духовная связь представителей старшего и младшего  поколений. Это занятие апробировано в школах окрестных сел Купинского района. Задачи:    знакомство с навыками самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе; развитие исторического мышления, умение сопоставлять и сравнивать; воспитание патриотических чувств, гордости, уважения к историческому прошлому. Оборудование: компьютер, мультимедиа­ проектор. Дидактический материал: презентация, игрушки. План: 1) Вводное слово педагога. Знакомство. 2) Теоретическая часть:   знакомство учащихся с этапами исследовательской работы; знакомство с результатами исследовательской работы. 3) Практическая часть:   описание игрушки; оформление экспозиции. 4) Подведение итога работы. 5) Рефлексия. Вступительное слово педагога: (примерный вариант) Ход занятия "Здравствуйте! Всем говорю от души! Здравствуйте мои воспитанники и мои ученики! В слово "здравствуйте" я вкладываю большое значение. Я не только Вас приветствую, но и желаю Вам здравствовать, удачи и успешности. Ребята, давайте познакомимся. Я, педагог дополнительного объединения "Поиск" Медяковской средней школы ­ Анистратова Валентина Михайловна.  Возможно, вы не знаете, где это село и район находится. Обратите внимание на карту области. (показ слайда № 2 и далее  № 3­10). Каждое место имеет свою историю. Рождение нашего села произошло более 100 лет назад. Нам есть, что исследовать. Чем интересоваться и чем гордиться. Сегодня вы узнаете то, что наши дети уже узнали, исследовали по теме: "История игры и  игрушки". Каким образом они это делали, через что, мы с вами познакомимся. Фрагменты отдельной исследовательской  работы вы сделаете сами.А теперь представьтесь, пожалуйста, Вы. Я передаю Вам символ нашего занятия, а вы друг другу, называя при этом своё  имя и любимую игрушку или игру. (Педагог передает детям мягкую игрушку. Происходит знакомство) Педагог: "Спасибо. Я думаю, что наше знакомство состоялось. Теперь с вами мы друзья? Что ответите вы мне "нет" или "да"? Мы сотрудники? (Да). Итак, начинаем работу. (Рассказ сопровождается показом слайдов № 12, 13) Каким образом идёт исследование по данной теме? Перед вами алгоритм исследования, который разработали наши краеведы. ­ Они определили: 1) Период истории: 40­е годы ­ конец ХХ века; 2) Возрастные группы: 60 ­ 75 лет 45 ­ 50 лет 40 ­ 18 лет Педагог: "С результатом их работы я вас познакомлю. По древне русской традиции детские игрушки, в основном делали из дерева. Палочки, дощечки, чурочки, прутики были  строительным материалом для различных поделок из дерева. Житель нашего села Нихай Анатолий Михайлович сохранил  эту традиции и до сих пор. В настоящее время создаёт игрушки для нашей детворы. Некоторые из них перед вами.  (Демонстрация игрушек и слайдов № 14­18) У мальчиков были деревянные игрушки, у девочек куклы. Мягких игрушек из пушистого меха не было. Были мягкие  игрушки­самоделки: зайчики, кошки, собачки или вот такие самоделашные куклы, которых вы видите на этих слайдах.  Жумабаева Коркем и Дербич Дарья сделали куклу по рассказам своих бабушек. Прабабушка Оли Кригер научила делать  кукол из соломы. Глазками были бусинки или пуговицы, а носик был деревянный. У наших предков была своя традиция ­  иметь любимую игрушку. Одной из любимых игрушек наших прабабушек и прадедушек был мяч. Конечно, такого  разнообразия мячей, как сейчас, не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком. Можно  было играть одному или с друзьями. Придумывали игры сами. Самая простая ­ бросали мяч друг другу и ловили. Выбывал  тот, кто мяч не поймает. Но резиновый мяч это редкость, а мальчикам хотелось побегать, погонять мяч. Поэтому его  мастерили сами. Кусок парусины (плотной непромокаемой ткани) набивали сухой травой, туго перевязывали веревками и  гоняли по двору. (педагог демонстрирует мяч и организует игру). Детство наших прабабушек проходило в годы Великой Отечественной войны. В это время фабрики и заводы делали  снаряды, самолеты, танки. Было не до игрушек. Но тем не менее и в это трудное время отдельные фабрики и мастерские  из отходов производства делали детям игрушки. Это были игрушки на военную тему: солдаты, матросы, самолеты, танки.  Эти игрушки делали и в первые послевоенные годы. Еще свежа была память о войне.(Демонстрация слайдов № 19­23). После войны постепенно налаживалась жизнь. Восстанавливали села, города, строили новые заводы и фабрики. Дошли  руки идо детских игрушек. В 60­е годы уже выпускали достаточно много игрушек. В городах открыли отделы детских  игрушек в детских магазинах. Стоили они не очень дорого, поэтому родители покупали своим детям много игрушек. Но  часто можно было увидеть в отделах детской игрушки заигравшегося малыша или ребенка любовавшегося этими  игрушками. В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только видов таких игрушек стало гораздо  больше. Красочные матрешки, пирамидки, кубики, треугольники, кольца и конструкторы. Эти игрушки давали пищу для  фантазии. Игрушка должна развивать смекалку, прививать хороший вкус, тренировать пальцы. Из одной детали можно  было создавать все новые и новые игрушки.(Демонстрация слайдов №23­28). Отправляемся в виртуальный мир игрушек ваших мам и старших сестер. (Просмотр слайдов № 29­ 37). Педагог:Переходим к следующему этапу нашей работы. Я прошу Вас выбрать понравившуюся Вам игрушку и сделать ее описание.  Перед Вами алгоритм, (демонстрация слайдов № 38­39) который Вам поможет это сделать. Практическая работа: описание игрушки по алгоритму. Педагог: "После того как сделано описание каждый предмет получает свой инвентарный номер, и все данные о нем заносятся в  главную инвентарную книгу музея. (Демонстрация книги). Ребята, обратите внимание на слайд, который знакомит Вас с понятием "Экспозиция". (Демонстрация слайда № 40). Это  понятие имеет два значения, но в данный момент нас интересует второе значение. Мы создадим с Вами свою экспозицию.  Назовите ее и расставьте игрушки по периодам (годам)". (Практическая работа в группах) Педагог: "Теперь, когда Вы возьмете в руки игрушку, вспомните определенный период истории нашего государства, где ее начало,  как она связана с тем, что уже было. Ведь недаром говорят, что все новое ­ хорошо забытое старое. Пройдут годы многое  со временем забудется. Жизнь преподнесет Вам свои испытания и надо их преодолевать. Помогут Вам в этом любовь,  семья, память." Рефлексия: Я­­­МЫ­­­Дело Что узнал каждый из нас? Что узнали, получили от занятия МЫ? Какое мы ДЕЛО сделали?

Посмотрите также