Педагог дополнительного образования - один из важнейших специалистов, непосредственно реализирующих дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и способностей школьников, стимулирует познавательную деятельность через использование старинных и современных изделий ремесленного промысла, проведение исследований. Очень важно заинтересовать детей уже на вводном занятии дополнительного объединения. Возраст детей 11-13 лет. Тема и форма занятия, предложенная мною позволяет сделать интересным и увлекательным познание своего края, даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их эрудицию, активировать их мысленную деятельность помогает лучше осмыслить материал, закрепить его. Через игры и игрушки своих предков дети познают историю страны, укрепляется духовная связь представителей старшего и младшего поколений. Это занятие апробировано в школах окрестных сел Купинского района.
Задачи:
• знакомство с навыками самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе;
• развитие исторического мышления, умение сопоставлять и сравнивать;
• воспитание патриотических чувств, гордости, уважения к историческому прошлому.
Ребенок и история: Облики детства
Педагог дополнительного образования один из важнейших специалистов, непосредственно реализирующих
дополнительные образовательные программы различной направленности. Он занимается развитием талантов и
способностей школьников, стимулирует познавательную деятельность через использование старинных и современных
изделий ремесленного промысла, проведение исследований. Очень важно заинтересовать детей уже на вводном занятии
дополнительного объединения. Возраст детей 1113 лет. Тема и форма занятия, предложенная мною позволяет сделать
интересным и увлекательным познание своего края, даёт возможность расширить кругозор школьников, развить их
эрудицию, активировать их мысленную деятельность помогает лучше осмыслить материал, закрепить его. Через игры и
игрушки своих предков дети познают историю страны, укрепляется духовная связь представителей старшего и младшего
поколений. Это занятие апробировано в школах окрестных сел Купинского района.
Задачи:
знакомство с навыками самостоятельной творческой и поисковой работы индивидуально и в группе;
развитие исторического мышления, умение сопоставлять и сравнивать;
воспитание патриотических чувств, гордости, уважения к историческому прошлому.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор.
Дидактический материал: презентация, игрушки.
План:
1) Вводное слово педагога. Знакомство.
2) Теоретическая часть:
знакомство учащихся с этапами исследовательской работы;
знакомство с результатами исследовательской работы.
3) Практическая часть:
описание игрушки;
оформление экспозиции.
4) Подведение итога работы.
5) Рефлексия.
Вступительное слово педагога: (примерный вариант)
Ход занятия
"Здравствуйте!
Всем говорю от души!
Здравствуйте мои воспитанники и мои ученики!
В слово "здравствуйте" я вкладываю большое значение.
Я не только Вас приветствую, но и желаю Вам здравствовать, удачи и успешности.
Ребята, давайте познакомимся.
Я, педагог дополнительного объединения "Поиск" Медяковской средней школы Анистратова Валентина Михайловна.
Возможно, вы не знаете, где это село и район находится. Обратите внимание на карту области. (показ слайда № 2 и далее
№ 310).
Каждое место имеет свою историю. Рождение нашего села произошло более 100 лет назад. Нам есть, что исследовать. Чем
интересоваться и чем гордиться. Сегодня вы узнаете то, что наши дети уже узнали, исследовали по теме: "История игры и
игрушки". Каким образом они это делали, через что, мы с вами познакомимся. Фрагменты отдельной исследовательской
работы вы сделаете сами.А теперь представьтесь, пожалуйста, Вы. Я передаю Вам символ нашего занятия, а вы друг другу, называя при этом своё
имя и любимую игрушку или игру. (Педагог передает детям мягкую игрушку. Происходит знакомство)
Педагог:
"Спасибо. Я думаю, что наше знакомство состоялось.
Теперь с вами мы друзья?
Что ответите вы мне "нет" или "да"?
Мы сотрудники? (Да).
Итак, начинаем работу. (Рассказ сопровождается показом слайдов № 12, 13)
Каким образом идёт исследование по данной теме?
Перед вами алгоритм исследования, который разработали наши краеведы.
Они определили:
1) Период истории:
40е годы конец ХХ века;
2) Возрастные группы:
60 75 лет
45 50 лет
40 18 лет
Педагог:
"С результатом их работы я вас познакомлю.
По древне русской традиции детские игрушки, в основном делали из дерева. Палочки, дощечки, чурочки, прутики были
строительным материалом для различных поделок из дерева. Житель нашего села Нихай Анатолий Михайлович сохранил
эту традиции и до сих пор. В настоящее время создаёт игрушки для нашей детворы. Некоторые из них перед вами.
(Демонстрация игрушек и слайдов № 1418)
У мальчиков были деревянные игрушки, у девочек куклы. Мягких игрушек из пушистого меха не было. Были мягкие
игрушкисамоделки: зайчики, кошки, собачки или вот такие самоделашные куклы, которых вы видите на этих слайдах.
Жумабаева Коркем и Дербич Дарья сделали куклу по рассказам своих бабушек. Прабабушка Оли Кригер научила делать
кукол из соломы. Глазками были бусинки или пуговицы, а носик был деревянный. У наших предков была своя традиция
иметь любимую игрушку. Одной из любимых игрушек наших прабабушек и прадедушек был мяч. Конечно, такого
разнообразия мячей, как сейчас, не было. Поэтому тот, у кого был резиновый мяч, был счастливым человеком. Можно
было играть одному или с друзьями. Придумывали игры сами. Самая простая бросали мяч друг другу и ловили. Выбывал
тот, кто мяч не поймает. Но резиновый мяч это редкость, а мальчикам хотелось побегать, погонять мяч. Поэтому его
мастерили сами. Кусок парусины (плотной непромокаемой ткани) набивали сухой травой, туго перевязывали веревками и
гоняли по двору. (педагог демонстрирует мяч и организует игру).
Детство наших прабабушек проходило в годы Великой Отечественной войны. В это время фабрики и заводы делали
снаряды, самолеты, танки. Было не до игрушек. Но тем не менее и в это трудное время отдельные фабрики и мастерские
из отходов производства делали детям игрушки. Это были игрушки на военную тему: солдаты, матросы, самолеты, танки.
Эти игрушки делали и в первые послевоенные годы. Еще свежа была память о войне.(Демонстрация слайдов № 1923).
После войны постепенно налаживалась жизнь. Восстанавливали села, города, строили новые заводы и фабрики. Дошли
руки идо детских игрушек. В 60е годы уже выпускали достаточно много игрушек. В городах открыли отделы детских
игрушек в детских магазинах. Стоили они не очень дорого, поэтому родители покупали своим детям много игрушек. Но
часто можно было увидеть в отделах детской игрушки заигравшегося малыша или ребенка любовавшегося этими
игрушками.
В эти годы продолжалась давняя русская традиция делать игрушки из дерева, только видов таких игрушек стало гораздо
больше. Красочные матрешки, пирамидки, кубики, треугольники, кольца и конструкторы. Эти игрушки давали пищу для
фантазии. Игрушка должна развивать смекалку, прививать хороший вкус, тренировать пальцы. Из одной детали можно
было создавать все новые и новые игрушки.(Демонстрация слайдов №2328).
Отправляемся в виртуальный мир игрушек ваших мам и старших сестер. (Просмотр слайдов № 29 37).
Педагог:Переходим к следующему этапу нашей работы. Я прошу Вас выбрать понравившуюся Вам игрушку и сделать ее описание.
Перед Вами алгоритм, (демонстрация слайдов № 3839) который Вам поможет это сделать.
Практическая работа: описание игрушки по алгоритму.
Педагог:
"После того как сделано описание каждый предмет получает свой инвентарный номер, и все данные о нем заносятся в
главную инвентарную книгу музея. (Демонстрация книги).
Ребята, обратите внимание на слайд, который знакомит Вас с понятием "Экспозиция". (Демонстрация слайда № 40). Это
понятие имеет два значения, но в данный момент нас интересует второе значение. Мы создадим с Вами свою экспозицию.
Назовите ее и расставьте игрушки по периодам (годам)". (Практическая работа в группах)
Педагог:
"Теперь, когда Вы возьмете в руки игрушку, вспомните определенный период истории нашего государства, где ее начало,
как она связана с тем, что уже было. Ведь недаром говорят, что все новое хорошо забытое старое. Пройдут годы многое
со временем забудется. Жизнь преподнесет Вам свои испытания и надо их преодолевать. Помогут Вам в этом любовь,
семья, память."
Рефлексия: ЯМЫДело
Что узнал каждый из нас?
Что узнали, получили от занятия МЫ?
Какое мы ДЕЛО сделали?