Ребенок учится тому, что видит у себя в дому

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 19.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о родительской любви, о ее силе, значении, разумности и чувстве меры. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей. Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть. В.А.Сухомлинский говорил: "Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их.
Иконка файла материала Лекция для родителей.doc
Лекция для родителей  Тема:  … Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» «Как по­настоящему любить детей»  Ребенок учится тому,  Что видит у себя в дому.  Родители пример ему…  Уважаемые родители, давайте сегодня поговорим о родительской любви, о ее  силе, значении, разумности и чувстве меры.  Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и взрослых  объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых –  отсутствие любви и неумение хвалить и поощрять своих детей.  Самое главное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.  В.А.Сухомлинский говорил: "Там, где нет мудрости родительского  воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их. Есть много  разновидностей этой уродливой любви, главные из них:  ­ любовь умиления,  ­ любовь деспотическая,  ­ любовь откупа.  Любовь умиления развращает душу ребенка. Мать и отец радуются каждому  его шагу, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.  Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом  общежитии есть понятия "можно", "нельзя", "надо". Он не знает своего долга  перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей  и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, и прежде всего у матери,  отца, дедушки, бабушки, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир.  Величайшую ошибку допускают те родители, которые влюблены в своих  маленьких детей, все прощают, никогда не наказывают. О таких сказано:  «Лелей дитя, и оно устрашит тебя». Святитель Тихон Задонский дал совет:  «Юнии ненаказанные и в возраст пришедшие суть как кони не обученные и  свирепеющие. Посему, христианин, люби детей своих и наказуй их. Пусть они  плачут от тебя, чтобы не плакал ты от них и о них».  Есть еще одна разновидность неразумной родительской любви. Это любовь  деспотическая.  Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители  делают, как они говорят, только потому, что любят, желают добра, учат жить– чтобы умнее был и родителей уважал.  Деспотизм – это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается  представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и  человечность. В обстановке мелочных придирок, постоянных упреков  маленький человек ожесточается.  Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы  ребенка – его желание быть хорошим. Это желание есть буквально у каждого.  Берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не  злоупотребляйте своей властью.  Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа.  Родители убеждены в том, что, обеспечивая все материальные потребности  детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт,  здоров– что же вам еще надо? Материальными затратами, считают они, можно измерить родительскую любовь.  В таких семьях ребенка окружает атмосфера духовной пустоты, убожества.  Он живет среди людей и не знают людей. Его сердцу совершенно незнакомы и  недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость,  сострадание, милосердие.  Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Как добиться, чтобы родительская любовь зажигала в детских сердцах неугасимые искры  благодарности?  Учить ребенка видеть и понимать людей – это, пожалуй, самое сложное в  трудном деле воспитания человека. Родительская любовь должна быть такой,  чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко  всему, что создает человек, и, конечно, прежде всего, к самому человеку.  Дети – наши постоянные свидетели, где­то краем глаза они видят наше  падение, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. Краем уха  слышат, как мы разговариваем с друзьями, соседями, просто случайными  попутчиками. Резкий тон, недоброе слово родителей по отношению к другим  непременно оставят след в поведении и мироощущении ребенка, послужат  примером для невольного подражания, хотим мы этого или не хотим. К  сожалению, этот образ жизни и будет усвоен детьми. Как же надо не любить  свое дитя, чтобы отправить его в жизнь со своими недостатками!  То, как ребенок воспринимает самого себя, зависит от наших оценок. Если мы ждем от ребенка очень многого – он растерян и подавлен, потому что боится  не оправдать наших надежд. Если он сам ждет от себя очень многого, он  дерзает и стремится превратить свои надежды в реальность.  Если ребенок растет в терпимости,  Он учится принимать других.Если ребенка подбадривают,  Он учится верить в себя.  Если ребенка хвалят,  Он учится быть благодарным.  Если ребенок растет в честности,  Он учится быть справедливым.  Если ребенок растет в безопасности,  Он учится верить в людей.  Если ребенка постоянно критикуют,  Он учится ненавидеть.  Если ребенок растет во вражде,  Он учится агрессивности.  Если ребенка высмеивают,  Он становится замкнутым.  Если ребенок растет в упреках,  Он учится жить с чувством вины...  Воспитывая ребенка, мы только и думаем, как мы воздействуем на него и  совсем не предполагаем, что дети тоже на нас действуют, действуют куда  сильнее, чем нам кажется. Именно дети делают нас красивее, добрее,  покладистее, умнее, собраннее, счастливее.  Общение с ребенком – это всегда искушение. Он слабее меня, он меньше  знает, он не может без меня жить. Значит, я могу командовать, диктовать  условия, сердиться на него, негодовать, если он не слушается. Я могу делать с ним все, что хочу.  Родителю, который с этим согласится, на свете жить легко – он поступает в  соответствии со своими представлениями. Он уверен в своей правоте.  Трудно становится, когда ты с самого начала решаешь для себя: я не буду  поддаваться соблазну, я не буду давить, покрикивать на него. Я не буду  пользоваться своей властью.  Отважившись на истинную любовь и свободу в отношениях с детьми, многое  приходится переосмыслить.  Мать, очень любившая свою дочь, высказывала свои опасения духовнику, что  ей нестерпимо думать о предстоящих жизненных невзгодах ее дочери. Матери хотелось оградить ее от всякого зла и, если возможно, принять ее будущие  страдания на себя. Духовник упрекнул ее в эгоизме, в том, что, отнимая удочери крест, она лишает ее спасения. «Учите ее не опираться на вас, а искать опоры всецело у Господа. И в час, когда вас не будет с ней, она не останется  одинокой и беспомощной, без поддержки. Сердце девушки, у которой нет  рядом матери и которая не умеет прибегать ко Господу, это сердце падает,  разбивается и часто загрязняется». Духовник замолчал, мать плакала…  Иногда думается, что потребность человека в детях не только инстинкт  продолжения рода. Может быть, ребенок – одна из попыток Бога научить  прощать, научить любить. А что если это попытка научить раскаянию?  Пример. Ребенок не желает засыпать. Раздражаешься. Говоришь железным  голосом и смотришь медным взглядом. Он, конечно, подчинится. Уснет,  доверчиво положив голову на твою ладонь. Он простит тебе и железный голос, и медный взгляд. И вот когда понимаешь в очередной раз: ничто не способно  поколебать его любовь к тебе, – тогда­то и наступает раскаяние. Настоящее,  такое, за которое все простится.  Похвала – лучший способ закрепить положительные поступки, она улучшает  взаимоотношения родителей и детей. Не умеют хвалить те, кого в детстве  мало хвалили или не хвалили вообще.  Похвала матери, отца в особенности, окрыляет ребенка. Скажите мне доброе  слово, и я оправдаю его; скажите мне доброе слово и я приумножу его. В  похвале ребенок зримо ощущает родительскую любовь.  Уважаемые родители, нет готовых рецептов в воспитании, есть только советы, рекомендации. И только чуткое сердце матери и отца найдут правильное  решение.Поговорим о детской жестокости Одна из актуальных проблем современного общества ­ проблема детской жестокости по  отношению к окружающим. Это подтверждают и многочисленные факты, освещаемые  средствами массовой информации, и случаи из повседневной жизни, свидетелями которых  становятся многие из нас. Об этом наш разговор и с психологом, директором Психолого­ педагогического Центра ­ Н.А.Логиновой.  ЛИЧНОСТЬ ФОРМИРУЕТСЯ В РАННЕМ ДЕТСТВЕ ­ Надежда Александровна, что порождает в детях жестокость?  ­ Прежде всего, причина кроется в семейных отношениях, в системе воспитания. Если  родители жестоки к другим членам семьи, они способствуют порождению жестокости и в  своих детях. Подросток из такой семьи просто не умеет вести себя по­другому ­ семья, в  которой он рос, не научила его. Родители не приложили усилий к его воспитанию, не  поняли его состояния ещё в детский период жизни. Вторая причина ­ влияние телевизионных программ. В наше время развит культ  американского кино, где герои жестоки, беспощадны, всемогущи и властны над  окружающими. Мировая киноиндустрия выпускает всё больше фильмов, которые полны  сцен убийств, физического и психологического насилия. Даже детские мультфильмы порой носят жестокий характер. Это связано с коммерционализацией искусства, которое стало  товаром, и чтобы продать этот товар, необходимо показать нечто крутое, эффектное,  сногсшибательное. Поэтому наше телевидение и изощряется ­ фантазирует, как может,  чтобы продать свой товар. Маленькие дети, просматривая мультфильмы или играя в компьютерные игры, которые  также полны жестоких сцен, часто не отличают, что из этого можно делать в жизни, а что  нельзя. Не понимают, что нельзя просто так ударить или убить человека, как там. Не  осознают, что этим можно причинить другому человеку физическую боль. Они просто  повторяют то, что видят на экране. Более того, детям доставляет удовольствие жить в  виртуальном мире, а он постепенно убивает в них жалость, любовь и сострадание.  Телевидение и компьютерные игры будто пропагандируют: ты в этой жизни должен быть  жестоким и агрессивным, иначе не выживешь. Третья причина ­ интеллектуальный уровень ребёнка. Если интеллект сохранный, ребенок  может отличить хорошее от плохого. Если заниженый ­ ребёнок либо подражает, либо  берёт чаще всего то, что плохо, так как оно более примитивное и легкое. Ненормативную лексику употреблять куда легче, чем общаться вежливо, ведь эти  вежливые слова ещё нужно выучить, напрячь мозг. Эта вербальная агрессия (в видеиспользования ненормативной лексики) связана либо с недостаточным развитием  интеллекта, либо с какими­то эмоциональными нарушениями. Поэтому третьей причиной  является состояние мозга. А детей с органическим поражением центральной нервной  системы у нас немало, потому что многие мамы вынашивают их в неблагоприятных  условиях ­ курят, употребляют алкоголь во время беременности. ­ Есть ли в нашем городе случаи проявления детской жестокости? ­ Встречаются. В основном, среди подростков с 10 до 14­15 лет. В группе, возглавляемой  отрицательным лидером, подростки могут совершить даже особо тяжкое преступление. В  нашем городе случаи насилия над детьми зафиксированы в районе берега озера, где обычно собирается молодёжь.  Известны случаи нападения подростков с целью ограбления даже на взрослых людей.  Достаточно распространено в среде подростков психическое насилие, когда ребёнок  вынужден уйти из родного класса из­за психологического давления одноклассников. В  Заречном ежегодно около 6­7 детей переходят в другую школу. Если ребёнок не такой, как все, сверстники начинают унижать его, лишая права быть другим. Понимания, что люди  могут быть разными, у некоторых детей просто нет. У них нет набора других форм поведения. Это люди с низкой социальной зрелостью. Они  не позволяют другим быть самими собой с какими­то определёнными недостатками. И  причина здесь кроется и в атмосфере коллектива класса, и в подходах к воспитанию  классного руководителя, и в системе воспитания самой школы. ­ Подростки ­ свидетели сцен насилия ­ зачастую остаются равнодушными, либо проявляют неподдельный интерес к происходящему, снимая на видеокамеры телефонов. Как Вы  можете прокомментировать подобное поведение? ­ Если подросток снимает происходящее на видео, то он принимает прямое участие в  издевательстве над человеком. Видение и смакование сцен жестокости дает ему ощущение  власти. Если подросток оказался в жестокой компании, то это уже не просто так. Он  изначально выбрал таких друзей, зная, что они агрессивны и жестоки, значит, и он сам по  себе жесток. Каждый человек выбирает себе компанию по интересам. Если вы оказались случайным свидетелем жестокого обращения, и нет возможности  предотвратить его в одиночку, нужно уйти и сообщить в надлежащие органы. Другого  выхода в данной ситуации просто нет. Здесь встает вопрос о понимании социальных норм в обществе, то есть какова степень  социальной зрелости личности. Есть люди, которым нравится прямая агрессия, то есть  физическое издевательство, для других удовольствие ­ косвенная агрессия, то есть  наблюдение.  Издевательство над другим человеком ­ это паталогическое поведение. Исключением  является самозащита, которая тоже носит агрессивный характер, но она оправданна, так  как человек защищает себя в ответ на провокацию.В заключение хочу сказать, что формирование личности происходит до 3 лет, и именно в  этом возрасте закладываются такие нравственные понятия, как любовь, милосердие,  сострадание ко всему живому. Если же ребёнка не научили любить окружающий мир, то  идёт аномальная линия развития. Чему же он, когда вырастит, научит своих детей?.. О ЖЕСТОКОСТИ В СЕМЬЕ  Действительно, самой первой и самой главной причиной проявления в детях жестокости  являются семейные отношения. По данным статистики, в России ежегодно более 50тыс.  детей убегают из дома из­за жестокого обращения; более 2млн. детей в возрасте до 14 лет  избивают родители, при этом каждый десятый ребёнок умирает, а около 2тыс. детей  кончают жизнь самоубийством.  К ближайшим последствиям жестокого обращения с детьми относятся физические травмы, а также острые психические нарушения, тяжёлая депрессия и чувство собственной  неполноценности. Среди отдалённых последствий выделяют нарушения психического  развития ребёнка, личностные и эмоциональные нарушения, а также социальные  последствия. Такие дети сами испытывают гнев, их агрессия чаще всего обрушивается на  более слабых: младших по возрасту детей, животных. Некоторые из них чрезмерно  пассивны и не могут себя защитить.  В этих случаях нарушается контакт со сверстниками.  Наиболее тяжелой реакцией на любое насилие является низкая самооценка, чувство вины  или стыда. Вследствие этого ребёнку трудно добиться успеха, уважения, общение с  окружающими затруднено. Решение своих проблем они часто находят в криминальной  среде. Чувствуя себя несчастными, обделёнными, они и сами могут стать шантажистами  или насильниками. НАСИЛИЕ ­ ЭТО СИЛА СЛАБОГО  "Были ли вы свидетелем жестокого обращения детей к своим сверстникам?" ­ на этот  вопрос я попросила ответить 50 школьников в возрасте от 10 до 16 лет. 96% дали  положительный ответ. На вопрос "Часто ли вы слышите ненормативную лексику от детей примерно до 16 лет в  адрес окружающих?" утвердительно ответили все 100% опрошенных. Отсюда очевидный вывод: детская жестокость на виду, и дети привыкают наблюдать её  проявления, как физические, так и психические. Быть жестоким становится нормой  поведения. Более того, жестокие дети влияют на сверстников, провоцируя и вынуждая их  тоже становиться жестокими. Поэтому родителям необходимо следить за тем, с кем  проводит время их ребёнок. Если человек не уверен в себе, не чувствует себя значимым для общества, у него  появляется потребность в самоутверждении. За счёт другого. Насилие ­ это сила слабого. Мария Морозова   О ЖЕСТОКОСТИ В СЕМЬЕДве женщины, мило беседуя, идут по тротуару. Рядом плетется, изнывая от скуки, малыш  лет четырех. Мать увлечена разговором и не видит, как ребенок устремляется вперед.  Проходит несколько минут, женщина замечает отсутствие сына, бежит и нагоняет далеко  впереди. Малыш, услышав голос матери, оглядывается, смеясь. Но увидя перекошенное лицо  пугается. Женщина, выкрикивая ругательства, грубо вздергивает сына за шиворот и изо  всей силы шлепает по чему попало, да так, что голова ребенка нечаянно стукается о стену  дома, возле которого все это происходит... Знакомая картина, не так ли? Не секрет: жестокое обращение с детьми и другими членами  семьи весьма распространено. Посторонние стараются не вмешиваться в такие, казалось  бы, личные дела. Но специалисты во всем мире единодушны: семейная жестокость касается всего общества, последствия издевательств над одним человеком неизбежно задевают всех  окружающих. Формы жестокости в семье Жестокость в семье может проявляться в разных формах: физической, эмоциональной и  сексуальной. ФИЗИЧЕСКАЯ ЖЕСТОКОСТЬ ­ простейший способ подавления личности. По отношению к ребенку она часто начинается с легких шлепков, переходящих в избиение. Известно, что  70% детских травм ­ бытовые. Не секрет, что за этой статистикой подчас скрываются  систематические побои в семье. Мгновенно вспыхнувшая ярость порой настолько  ослепляет родителей, что они, не задумываясь, сильно бьют ребенка по голове, в грудь, по  рукам... В результате ­ переломы носа, ребер, черепно­мозговые травмы! Могут возникнуть нарушения слуха, зрения, не говоря уже об искалеченной психике. Из­за этого начинаются  трудности с учебой, в общении со сверстниками. В некоторых семьях кулаки используют и как доказательство “неравнодушного  отношения” многих мужей к женам (а иногда ­ наоборот). Да так, что пострадавшая  сторона нередко попадает в больницу, а то и в морг. Ежедневные наставления, категорические приказы, оскорбления, угрозы, чрезмерная опека  членов семьи ­ все это проявления ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЖЕСТОКОСТИ. Цель? Контроль  над чувствами, психическим состоянием окружающих. Американские специалисты  отмечают особую форму эмоционального насилия ­ гаслайтинг: жертву вовлекают в какие­ то ситуации, а потом, уничтожив все следы, отрицают случившееся. Например, самое  “невинное” ­ прячут очки или варежки. А когда хозяин начинает их разыскивать, он уже  начинает сомневаться: “А не потерял ли?”. Ему лицемерно сочувствуют: дескать, с  памятью у тебя что­то не то, давай помогу. И незаметно кладут припрятанное на прежнее  место. Особенно часто это проделывают с пожилыми. Человек в конце концов начинает  верить: с его психикой не все в порядке. И полностью подчиняется агрессору. СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ ­ домогательства, изнасилования, инцест ­ обычно  происходит за закрытыми дверьми, тайно. Часто оно совершается теми, кто пользовался  доверием жертвы, более того, ближайшим родственником. Например, отцом над  несовершеннолетней дочерью. Самое печальное, что мать, узнав об этом, порой не только  отказывается подать на мужа в суд, но и делает вид, что ничего особенного не случилось,провоцируя его таким образом на новые преступления. Вместо понимания, сочувствия дочь сталкивается с равнодушием, а то и ревностью, ненавистью матери ­ самого близкого  человека. Какую семью сможет создать, каких детей вырастит в будущем эта девочка, для  которой жестокость стала повседневностью, нормой? И кто знает о тех кошмарах, которые изливаются в таких случаях на жертву? В США, где службы помощи жертвам сексуального насилия существуют много лет и  располагают обширной статистикой, известно: каждая вторая женщина подвергается  насилию сексуального партнера хотя бы раз в жизни! В нашей стране такие службы только  начинают создаваться. Вряд ли у них будет меньше работы. Опыт американских специалистов свидетельствует: женщины в семье чаще становятся  жертвами физического насилия. Мужчины и пожилые люди ­ эмоционального, причем (в  отличие от многих женщин) они не склонны распространяться о происходящем. Старики  неохотно рассказывают о своих проблемах, поскольку физически зависимы от агрессора,  стыдятся, что вырастили таких детей, а подчас просто из боязни попасть в дом  престарелых. Но очевидно, что более всего от семейной жестокости во всех ее видах страдают дети. И не только прямо, но и косвенно. Ведь для ребенка, особенно маленького, родители ­  воплощение силы, доброты, знающие и умеющие все на свете. И когда один из них  оскорбляет, унижает другого и даже применяет физическую силу, малыш не может его  осудить. Он начинает думать, что сам в чем­то виноват и если научится вести себя  правильно, этот кошмар прекратится. Многие дети часто неосознанно стремятся привлечь  внимание родителей и тем самым погасить агрессию. Обычно это не помогает. В результате страдания малыша усугубляются. У него появляются различные расстройства: недержание  мочи, заикание, склонность к истерикам. Бродяжничество, пьянство в школьном возрасте ­  это тоже чаще всего результат семейного неблагополучия. Мучительные переживания отражаются и на отношениях с братьями, сестрами,  одноклассниками. Ребенок становится замкнутым, вялым или, наоборот, агрессивным.  Если обстановка в доме накаляется долгие годы, он может попытаться даже убить  агрессора. Но чаще в таких случаях дети совершают попытки суицида. По данным  прокуратуры, среди причин смерти детей самоубийства находятся на третьем месте и  количество их постоянно растет.  Причины жестокости в семье Главная причина жестокости в семье ­ желание подчинить себе другую личность.   Агрессия, направленная на детей, объясняется, как ни парадоксально, обычно незрелостью  родителей. Не имея представления о реальных способностях сына или дочери, они думают, что дети умышленно не выполняют предъявляемые требования. Проблемы в воспитании,  дефицит педагогических знаний невольно вызывают у родителей чувство неполноценности.  Не желая в подобном признаться даже себе, они перекладывают вину на сына, дочь и  наказывают их. Еще одна причина жестокости по отношению к ребенку ­ эмоции взрослых  по поводу финансовых трудностей в семье. Этот мотив особенно явным стал в последнее  время.На поведении семейного диктатора отражается и его внутренняя убежденность не только в эффективности, но и неизбежности наказания, как меры воспитания. Характерный  приговор в такой ситуации: “Посмотри, что ТЫ заставляешь меня с тобой делать!” Мужчина, выросший в семье, где дед и отец не считались с мнением бабушки, матери или  жены ­ вряд ли допускает мысль о том, что другие женщины заслуживают большего  уважения. Агрессором часто становится человек с проблемами в эмоциональной сфере: ему трудно  общаться, справляться со стрессами.      Симптомы жестокости в семье   Агрессоры навязывают близким почти полное социальное одиночество: стремятся  постоянно быть рядом, под разными предлогами запрещают встречаться с посторонними,  закатывают скандалы, сцены ревности. Ревность иногда приобретает иррациональный,  фантастический характер. Супруга или супругу обвиняют не только в возможных  отношениях с другим человеком, но даже в подобных мыслях! Знаю случай, когда жена развелась с чрезмерно “заботливым” мужем из­за того, что он  ежедневно вечером осматривал и обнюхивал ее белье, сам его стирал... И если вдруг у него  возникало малейшее подозрение, начинал повсюду следовать за женой как тень, едва не  наступая ей на пятки. А вечером долго не давал уснуть, расспрашивая, где и с кем она  была, что говорила... Характерны стремление запретить жертве распоряжаться ее собственными деньгами,  вещами, контроль за телефонными разговорами, покупками и прочим. Часто деспоты  впадают в ярость без видимых причин. Требуют, что называется, вылизывать до последней  пылинки квартиру, готовить изысканную пищу, ублажать в постели. Парадоксально, но факт: лицо агрессора в кругу знакомых и сослуживцев иной раз  настолько же полно очарования, настолько злобно и отвратительно дома, перед ближними.  Один и тот же мужчина, скажем, может на работе быть галантным кавалером, дарить  цветы, помогать надевать пальто, целовать руки и раскрывать двери перед многими  женщинами, а дома... бросаться на жену с кулаками и изводить ее мелкими придирками  только за то, что не угодила и приготовила не то, что ему хотелось. Жертвы жестокости в семье Жертвой жестокости в семье может стать любой человек. Психологи не выделяют  типичных черт жертвы, считая, что тем самым переложили бы на нее вину за  происходящее. Однако можно сказать, что многие из взрослых страдальцев сами  воспитывались в атмосфере скандалов, были свидетелями невеселой жизни матерей, отцов, выросли в убеждении: семейный мир надо сохранять любой ценой. Для них характерна  низкая самооценка и, как следствие, невысокое мнение о детях.   Дети часто не могут противостоять убежденности родителя и относятся к себе  соответственно.Но почему жертва не покидает обидчика? Причин много. Иногда они выступают в  комплексе: невозможность поделить квартиру, нежелание разрушать семью, страх  одиночества, экономическая зависимость, боязнь возмездия со стороны агрессора, деления  детей на “его” и “моих”, отлучение от детей, осуждение родственников и друзей,  невозможность маленького ребенка ухода от родителей... И самая удивительная причина:  жертвы нередко... любят своих притеснителей. Очевидно, потому, что никогда не видели  другого обращения. Посторонние люди не всегда знают о проблемах в семье. Но синяки и ушибы неясного  происхождения, резкие перемены в поведении, особенно замкнутость и отчужденность,  ложь, пропуски детьми школьных занятий без справки о болезни, алкоголизм и наркомания ­ свидетельства того, что в доме неладно. Жестокости нет предела. Сама по себе она не остановится никогда. После вспышки  агрессор всегда извиняется, раскаивается, даже одаривает жертвы подарками, обещает  создать гармонию в семье. Но когда ему кажется, что вина искуплена, вызревает новая  вспышка насилия. Ибо агрессор ­ живой человек. И хотя страдает подчас не менее жертвы,  но он не в состоянии справиться со своими проблемами. Это лабиринт, в котором замкнуты вы и ваши дети. И если вы сами не остановите этот бессмысленный путь в никуда, если не  попросите окружающих о помощи, не порвете нескончаемую цепь зла, ­ точно так же будут жить и ваши дети. А разве такого будущего вы им желаете? Защитить себя и ребенка ­ первое, что необходимо сделать. Даже если супруг продолжает  любить свою вторую половину, а ребенок ­ родителей, не стоит терпеть и скрывать  насилие. Учтите: есть опытные люди, которые помогут вам найти выход из замкнутого  круга. Позвоните в справочную и узнайте номер ближайшего кабинета социально­ психологической помощи семье. Не ждите, пока семейный агрессор сочтет себя  полновластным диктатором, хозяином ваших души и тела и распоясается во всей “красе”.  Не доводите дело до трагедии!