1. Здравствуйте, уважаемые члены аттестационной комиссии! Меня зовут Мазурина Анна Владимировна, работаю воспитателем в МБДОУ д/с № 18 «Рябинушка», образование высшее.
2. Хочу представить вашему вниманию методическую разработку по теме: «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения».
3. Специалистами разных научных направлений, а также законами РФ отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Храмцова и др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.
4. С развитием автопрома, в нашей стране увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий. По статистике каждой десятой жертвой является ребёнок, так как у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Поэтому знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навык правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста. Знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Правила усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение — потребностью человека. Именно в этом возрасте в процессе игры дети получают первые сведения о правилах дорожного движения и поведения на улице, закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире.
5. В своей работе по формированию навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения использую программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных ситуациях на дороге. Это программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стеркина); основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; методическое пособие «Дорога, ребенок, безопасность» Н.И. Клочанова; цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста «Ребенок на улице» А.А. Вдовиченко; методическое пособие для занятий с детьми 3-7 лет «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» Т.Ф. Саулиной.
6. Целью моей работы является создание условий для формирования навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с правилами дорожного движения.
Для достижения данной цели мною были поставлены следующие задачи:
Ø воспитание культуры поведения на улице и в общественном транспорте;
Ø воспитание осознанного отношения к соблюдению ПДД;
Ø уточнение и расширение представлений детей обо всех участниках дорожного движения, об элементах дороги, о работе светофора;
Ø продолжать знакомить с дорожными знаками, с правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;
Ø повышение уровня знаний родителей по формированию навыков безопасности у детей через ознакомление с ПДД; воспитание у родителей ответственности за сохранение здоровья и безопасности детей.
Ø Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, создающей условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
7. Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными формами работы для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, а так же в создании системы комплексного взаимодействия, сотрудничества детей и взрослых.
8. Работа по формированию у детей навыков безопасного поведения через ознакомления с ПДД проводилась в 3 этапа. На первом этапе работы была изучена научно-методическая литература, поставлена цель, определены задачи. На данном этапе создается РППС, проводится мониторинг детей и анкетирование родителей. Изучив все полученные материалы, переходим ко второму этапу: разработки перспективного плана и системы работы с детьми и родителями, происходит подбор информационного материала, литературы. На этом же этапе проводится вся работа по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге, которая плавно переходит в третий, заключительный этап – на котором обобщается опыт работы по данному направлению.
9. Разберем подробнее каждый из этапов работы.
Для формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге и поддержания интереса к предметной деятельности в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая отвечает требованиям ФГОС ДО и является - содержательно-насыщенной, доступной, безопасной. Все предметы и материалы доступны детям и постоянно обновляются.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
10. С целью наиболее эффективной работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге мной была проведена диагностика знаний детей по данной теме, которая была разработана на основе методики Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой «Основы безопасности для детей дошкольного возраста», а так же проведено анкетирование родителей. Данная диагностика проводилась по трем показателям, а именно:
1. знание детьми знаков дорожного движения;
2. знание ПДД;
3. знание видов транспорта;
На основе этих данных мною была выстроена система работы с детьми и родителями.
11. Учебно-воспитательный процесс по данному направлению достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов. В связи с этим работа по формированию навыков безопасного поведения детей через ознакомления с ПДД ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна входить во все разделы и направления программы воспитания в детском саду:
• организованные формы обучения на занятиях,
• совместную деятельность взрослого и ребенка,
• самостоятельную деятельность ребенка.
12. Чтобы выработать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, при проведении занятий по правилам дорожного движения, имея минимум дорожных символов и атрибутов. Так, во время практических занятий, просмотра презентаций, бесед регулярно отрабатываю у детей навыки перехода проезжей части. Все действия детей стараюсь доводить до автоматизма, правильное поведение на пешеходном переходе должно стать привычкой. В своей практике активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint, для ознакомления детей с правилами дорожного движения в соответствии с возрастом детей. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
13. Полученные детьми знания закрепляем и отрабатываем. Легче всего это сделать в игре. Это могут быть дидактические игры, сюжетно-ролевые, подвижные, а так же создание различных проблемных ситуаций. Стараясь шагать в ногу со временем, в своей работе так же используем различные ИКТ-игры по данной тематике.
14. Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения демонстрируем детям обучающие мультфильмы, сказки, организуем просмотры театров.
Это несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
15. Работа по усвоению детьми правил безопасного поведения на дороге не может быть эффективной без целевых экскурсий и прогулок к проезжей части, различным дорожным знакам и пешеходным переходам, где дети на практике оттачивают свое мастерство и свои знания.
Одним из эффективных методов в работе с детьми является работа с родителями. Поэтому вовлекаем родителей в совместные с детьми мероприятия по обобщению навыков безопасного поведения на дороге. В рамках проекта «Правила дорожной безопасности» были организованы и проведены с родителями акции «Светоотражающий жилет», «Автокресло» и «Засветись!», целью которых была профилактика дорожно- транспортного травматизма детей.
16. Работа дошкольного учреждения может быть эффективной только при условии его сотрудничества с родителями. Осуществляя работу по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге с семьями воспитанников, строю контакт так, чтобы родители из пассивно- принимающих информацию, становились активно-действующими в процессе ее усвоения. В одном случае, более оправданным окажется индивидуальный диалог с отдельными родителями, в другом - знакомство с печатной продукцией (папки-передвижки, буклеты и т.п.).
Очень важно, чтобы родители были активными участниками в процессе обучения детей правилам дорожного движения. Они закрепляют знания детей, полученные в детском саду, и знакомят детей с правилами безопасного поведения на дороге.
Мною проводятся различные анкетирования, беседы и на основе полученной информации готовлю консультации, папки-передвижки, рекомендации и буклеты для родителей на наиболее интересные для них темы в этом вопросе, а так же провожу родительские собрания и различные мероприятия с участием родителей.
17. Обобщающим, заключительным мероприятием по данному направлению стала квест-игра «Волшебный ключик от Буратино».
Целью данного мероприятия было закрепление знаний детей по ПДД и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.
По данному мероприятию была проведена предварительная работа с детьми и родителями – совместная деятельность детей с родителями по изготовлению светофора («Задание от Буратино», которое было представлено в виде видео-обращения через приложение Viber) и запись видео-загадок от родителей. В видео-обращении Буратино сообщает о своем приходе в определенный день.
Данный квест состоит из 5 заданий:
1 задание – пазлы «Дорожные знаки»: собрать пазлы, сказать как они называются и что они обозначают;
2 задание – презентация «Правила дорожного движения»: просмотреть дорожные ситуации и выбрать правильные;
3 задание – «Загадки от родителей»: прослушать видео-загадку о дорожных знаках и дать правильный ответ;
4 задание – Отгадать загадку, сфотографироваться с отгадкой (домашнее задание Светофор), а также инсценировка «Сказки о заветных огоньках»;
5 задание – отгадывание загадки и нахождение по карте дорожного знака из загадки. Знак находится вблизи детского сада, и возле него нас ожидает бабушка одного из детей.
По возвращении в детский сад открываем шкатулку. В ней находятся подарки от Буратино - это книга по ПДД и сладости.
18. С целью наиболее эффективной работы по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге мной был разработан перспективный план работы по данной теме, план социального партнерства с родителями, разработаны и реализованы проекты по данной тематике, разработаны конспекты ООД, квест-игры, картотеки, дидактические игры и лепбук.
Для родителей разрабатывались рекомендации, папки-передвижки, буклеты. Были проведены акции, викторина, родительское собрание.
19. Используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста, методы, формы и средства обучения, имеют положительные результаты, которые отражены в представленной диаграмме. Для проверки уровня сформированности навыков безопасного поведения, мною была использована та же диагностика, что проводилась в начале работы над данной темой, разработанная на основе методики Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой «Основы безопасности для детей дошкольного возраста». Мы видим, что с сентября 2018 по январь 2021 г. уровень формирования навыков безопасного поведения на дороге имеет положительную динамику.
Так же на данном слайде отображены результаты анкетирования родителей, в которых прослеживается повышение ответственного отношения родителей к обучению детей ПДД и соблюдению родителями этих правил и повышение ответственности за безопасность и здоровье детей.
В результате совместной работы детского сада и семьи произошли качественные изменения в поведении и деятельности детей:
• стали более дисциплинированными и ответственными, меньше допускают нарушений правил дорожного движения.
• с желанием участвуют в игровых ситуациях по ориентированию в окружающем пространстве с применением правил дорожного движения
• проявляют сознательное отношение к соблюдению правил безопасного движения
• могут ориентироваться в разных дорожных ситуациях
• у детей сформировались представления о транспортных средствах (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
• родители стали активными помощниками педагога.
20. Большое внимание уделяю повышению собственного профессионализма. Активно участвую в методической работе дошкольного учреждения: делюсь опытом работы по проектной деятельности, её эффективностью и трудностями, встречающимися в ходе деятельности. Провела открытые занятия по безопасности дорожного движения «Транспорт на улицах нашего поселка (использование ИКТ)» «Путешествие в страну правил дорожного движения»; квест-игру по ПДД с использованием ИКТ и участием родителей; проводила мастер-класс для педагогов.
Имею публикации на сайте maam.ru, на образовательном портале «nsportal.ru», на сайте педагогического сообщества «Урок РФ» и на сайте ведущего образовательного портала России «ИНФОУРОК».
21. На данном слайде изображены законы, научно-методическая литература и интернет ресурсы, которые использовала в своей работе.
22.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.