Речевая карта
обследования ребенка с фонетическим (ФН) и
фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
I. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления на логопункт __________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
II. Анамнез (какая беременность по счету, как протекали роды)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения_________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении) __________
V. Объективные медицинские данные о состоянии здоровья
Неврологический статус (невропатолог) |
Состояние интеллекта (психоневролог) |
Состояние слуха (отоларинголог) |
Общее состояние здоровья (педиатр) |
Состояние зрения (окулист) |
|
VI. Общее развитие ребенка
(Разговорно-описательная беседа. Цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VII. Состояние общей и мелкой моторики
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VIII. Состояние психофизических процессов (уровни развития)
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
Губы_________________________________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма) |
Челюсти______________________________ (норма, прогения, прогнатия) |
Прикус_______________________________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса) |
Зубы_________________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма) |
Твёрдое нёбо__________________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) |
Мягкое нёбо___________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) |
Язык_________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий) |
Подъязычная связка____________________ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области) |
Кончик языка__________________________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный) |
Позиция языка в полости рта_____________ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
Губы_________________________________ (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; |
Саливация____________________________ (норма, повышенная …) |
Язык_________________________________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма) |
Состояние дыхательной и голосовой функций: а) тип физиологического и речевого дыхания __ ______________________________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) в) характер голоса ___________________________ (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)_ |
Выразительность речи__________________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая) |
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XI. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия
1.Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
да – та – та |
ка – га – га |
ба – па – ба |
ко – го – го |
то – то – до |
бу – бу – пу |
вы – ви – вы |
ма – мя – мя |
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
кот – ток |
тень – день |
бочка – почка |
том – дом |
коза – коса |
мышка – мишка |
суп – зуб |
рак – лак |
корка – горка |
3. Определение звука в ряду других звуков ______________________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)
4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_________________
5. Выделение ударного гласного в начале слова _________________________________
6. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет): кот_____, дом _____, утка_____
7. Придумай слова с заданным звуком __________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XII. Состояние звукопроизношения
Звуки |
Воспроизведение звука |
|
изолированно |
в речи |
|
Свистящие, [ц] |
|
|
Шипящие, [ч] |
|
|
Звуки [л], [л ′] |
|
|
Звуки [р], [р ′] |
|
|
Прочие звуки |
|
|
Дифференциация звуков |
|
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XIII. Слоговая структура слова
1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:
сковорода |
милиционер |
остановка |
аквариум |
велосипед |
космонавт |
градусник |
|
|
2. Повторение предложений:
Милиционер стоит на перекрестке _______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _______________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XIV. Состояние лексической стороны речи
1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:
гроза |
пылесос |
аквариум |
сердитый |
клумба |
винегрет |
венок |
корни |
тротуар |
томатный |
острый |
седой |
2. Называние предмета и его частей:
стул |
чайник |
машина |
|
3. Употребление обобщающих слов:
овощи |
ягоды |
мебель |
транспорт |
домашние животные |
фрукты |
насекомые |
посуда |
рыбы |
дикие животные |
одежда |
продукты |
цветы |
грибы |
бытовые приборы |
обувь |
профессии |
деревья |
|
|
4. Называние детенышей животных и птиц:
кошка |
коза |
курица |
медведь |
лиса |
собака |
утка |
волк |
гусыня |
лошадь |
свинья |
корова |
заяц |
белка |
овца |
5. Кто где живет?
медведь |
лиса |
белка |
птица |
волк |
собака |
6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):
солнце (какое?)________________________________________________________________
апельсин (какой?)_____________________________________________________________
лиса (какая?)__________________________________________________________________
облака (какие?)________________________________________________________________
7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:
(с 5 лет) |
(с 6 лет) |
(с 6 лет) |
веселый |
друг |
говорить |
широкий |
шум |
ссориться |
большой |
больной |
радоваться |
злой |
свет |
спать |
сладкий |
сухой |
хвалить |
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XV. Состояние грамматического строя речи
1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:
дом |
карандаш |
рукав |
глаз |
ухо |
окно |
утенок |
перо |
паук |
петух |
стул |
мост |
стакан |
стол |
рот |
2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже
Чего много в лесу? |
Чего много в детском саду |
Кого много в лесу? |
Кого много в зоопарке |
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
нос |
ведро |
голова |
утка |
стул |
рука |
диван |
плечо |
вишня |
птица |
воробей |
сумка |
стол |
глаз |
мост |
|
4. Согласование числительных с существительными в роде:
1 мяч |
1 яблоко |
1 елка |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
5 |
5. Употребление предлогов:
простых |
сложных |
6. Образование притяжательных прилагательных
Чей фартук? |
Чьи следы? |
Чей дом? |
Чья голова? |
7.Образование относительных прилагательных
Каша из риса |
Дом из кирпича |
Компот из вишни |
Платье из шерсти |
Салат из моркови |
Одеяло из пуха |
8. Образование глаголов при помощи приставок:
ехал |
летел |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XVI. Состояние связной речи
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение: __________________________________________________
Дата ______________ Логопед: Плужникова Ю.И.
_____________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.