Речевая карта
обследования ребенка с фонетическим (ФН) и
фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН)
I. Анкетные данные ребенка
Фамилия, имя _________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________
Дата поступления на логопункт __________________________________________________
Домашний адрес _______________________________________________________________
II. Анамнез (какая беременность по счету, как протекали роды)
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Раннее физическое и психическое развитие
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Речевая и социальная среда
Контакты с лицами, имеющими речевые нарушения_________________________________
Наличие в семье двуязычия (билингвизм); какой язык преобладает в общении) __________
V. Объективные медицинские данные о состоянии здоровья
|
Неврологический статус (невропатолог) |
Состояние интеллекта (психоневролог) |
|
Состояние слуха (отоларинголог) |
Общее состояние здоровья (педиатр) |
|
Состояние зрения (окулист) |
|
VI. Общее развитие ребенка
(Разговорно-описательная беседа. Цель: выявить общий кругозор ребенка, уровень сформированности связного высказывания)
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VII. Состояние общей и мелкой моторики
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
VIII. Состояние психофизических процессов (уровни развития)
Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Обследование артикуляционного аппарата
|
Губы_________________________________ (толстые, тонкие, короткие, имеются шрамы, норма) |
Челюсти______________________________ (норма, прогения, прогнатия) |
|
Прикус_______________________________ (норма, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус, ассиметрия прикуса) |
Зубы_________________________________ (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, с большими промежутками, отсутствуют резцы, норма) |
|
Твёрдое нёбо__________________________ (норма, высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) |
Мягкое нёбо___________________________ (норма, укороченное, отсутствует маленький язычок) |
|
Язык_________________________________ (обычный, массивный, широкий, географический, маленький, длинный, короткий, узкий) |
Подъязычная связка____________________ (обычная, короткая, укороченная, спайка с тканями подъязычной области) |
|
Кончик языка__________________________ (норма, истонченный, широкий, толстый, раздвоенный) |
Позиция языка в полости рта_____________ (правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта, при фонации в межзубном положении) |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
X. Подвижность органов артикуляционного аппарата
|
Губы_________________________________ (достаточно подвижные, малоподвижные, не удерживает «улыбку», «трубочку»; |
Саливация____________________________ (норма, повышенная …) |
|
Язык_________________________________ (подвижность достаточная, с трудом удерживает позу, недостаточный объём движений, движения неточные, замедленные переходы с одной артикулемы на другую, идет поиск артикуляционной позы, девиация (отклонение языка в сторону), не удерживает язык «лопаткой», тремор (подергивание), изменение цвета; тонус (понижен, повышен, смешанный, норма) |
Состояние дыхательной и голосовой функций: а) тип физиологического и речевого дыхания __ ______________________________________________ (верхнеключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное) в) характер голоса ___________________________ (обычный, глухой, слабый, истощаемый, тихий, хриплый, приглушенный)_ |
|
Выразительность речи__________________ (разборчивая, выразительная, неразборчивая, смазанная, с незначительной назализацией, назализованная, разборчивость снижена, монотонная, нечеткая) |
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XI. Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия
1.Повторение слоговых рядов (рот у логопеда закрыт экраном):
|
да – та – та |
ка – га – га |
|
ба – па – ба |
ко – го – го |
|
то – то – до |
бу – бу – пу |
|
вы – ви – вы |
ма – мя – мя |
2. Различение слов со сходным звуковым составом:
|
кот – ток |
тень – день |
бочка – почка |
|
том – дом |
коза – коса |
мышка – мишка |
|
суп – зуб |
рак – лак |
корка – горка |
3. Определение звука в ряду других звуков ______________________________________
(хлопни в ладоши, если услышишь звук …)
4. Отбор картинок, в названии которых слышится заданный звук_________________
5. Выделение ударного гласного в начале слова _________________________________
6. Назови первый и последний звук в словах (с 6 лет): кот_____, дом _____, утка_____
7. Придумай слова с заданным звуком __________________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XII. Состояние звукопроизношения
|
Звуки |
Воспроизведение звука |
|
|
изолированно |
в речи |
|
|
Свистящие, [ц] |
|
|
|
Шипящие, [ч] |
|
|
|
Звуки [л], [л ′] |
|
|
|
Звуки [р], [р ′] |
|
|
|
Прочие звуки |
|
|
|
Дифференциация звуков |
|
|
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XIII. Слоговая структура слова
1. Произношение слов со сложной слоговой структурой:
|
сковорода |
милиционер |
остановка |
|
аквариум |
велосипед |
космонавт |
|
градусник |
|
|
2. Повторение предложений:
Милиционер стоит на перекрестке _______________________________________________
Экскурсовод проводит экскурсию по городу _______________________________________
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XIV. Состояние лексической стороны речи
1. Понимание слов, обозначающих предметы, действия, признаки:
|
гроза |
пылесос |
аквариум |
сердитый |
клумба |
винегрет |
|
венок |
корни |
тротуар |
томатный |
острый |
седой |
2. Называние предмета и его частей:
|
стул |
чайник |
|
машина |
|
3. Употребление обобщающих слов:
|
овощи |
ягоды |
мебель |
транспорт |
домашние животные |
|
фрукты |
насекомые |
посуда |
рыбы |
дикие животные |
|
одежда |
продукты |
цветы |
грибы |
бытовые приборы |
|
обувь |
профессии |
деревья |
|
|
4. Называние детенышей животных и птиц:
|
кошка |
коза |
курица |
|
медведь |
лиса |
собака |
|
утка |
волк |
гусыня |
|
лошадь |
свинья |
корова |
|
заяц |
белка |
овца |
5. Кто где живет?
|
медведь |
лиса |
белка |
|
птица |
волк |
собака |
6. Подобрать прилагательные к имени существительному (2-3 слова):
солнце (какое?)________________________________________________________________
апельсин (какой?)_____________________________________________________________
лиса (какая?)__________________________________________________________________
облака (какие?)________________________________________________________________
7. Подобрать антонимы к существительным, прилагательным, глаголам:
|
(с 5 лет) |
(с 6 лет) |
(с 6 лет) |
|
веселый |
друг |
говорить |
|
широкий |
шум |
ссориться |
|
большой |
больной |
радоваться |
|
злой |
свет |
спать |
|
сладкий |
сухой |
хвалить |
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
XV. Состояние грамматического строя речи
1. Преобразование существительных ед. числа в существительные мн. числа:
|
дом |
карандаш |
рукав |
|
глаз |
ухо |
окно |
|
утенок |
перо |
паук |
|
петух |
стул |
мост |
|
стакан |
стол |
рот |
2. Употребление существительных мн. числа в родительном падеже
|
Чего много в лесу? |
Чего много в детском саду |
|
Кого много в лесу? |
Кого много в зоопарке |
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
|
нос |
ведро |
голова |
утка |
|
стул |
рука |
диван |
плечо |
|
вишня |
птица |
воробей |
сумка |
|
стол |
глаз |
мост |
|
4. Согласование числительных с существительными в роде:
|
1 мяч |
1 яблоко |
1 елка |
|
2 |
2 |
2 |
|
3 |
3 |
3 |
|
4 |
4 |
4 |
|
5 |
5 |
5 |
5. Употребление предлогов:
|
простых |
сложных |
6. Образование притяжательных прилагательных
|
Чей фартук? |
Чьи следы? |
|
Чей дом? |
Чья голова? |
7.Образование относительных прилагательных
|
Каша из риса |
Дом из кирпича |
|
Компот из вишни |
Платье из шерсти |
|
Салат из моркови |
Одеяло из пуха |
8. Образование глаголов при помощи приставок:
|
ехал |
летел |
Вывод: ______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
XVI. Состояние связной речи
Вывод: ______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении; аграмматизмы; нераспространенные предложения; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)
Логопедическое заключение: __________________________________________________
Дата ______________ Логопед: Плужникова Ю.И.
_____________
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.