Риторика.
Урок 4.
Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
Цель:
- Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.
- Учим определять функции адресата и адресанта.
– Учим выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).
Этапы урока |
Ход урока |
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) |
|||||||||||||||||||||||
Ι. Актуализация знаний.
|
3 3 3 – Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Мы учились определять компоненты речевой ситуации: кто – кому – о чём.) – На примере какой речевой ситуации мы рассматривали её компоненты? («Сказка о рыбаке и рыбке».) – Сегодня мы рассмотрим ещё одну речевую ситуацию. Откройте учебники на с. 13 Работа по учебнику. Задание 16. – Прочитаем фрагмент басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Вы помните, события в басне начинаются так: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру...»
– Что же произошло дальше? Почему именно так стали разворачиваться события? (Вся причина в сыре, который увидела Лисица и решила хитростью его выманить у Вороны. Почему хитростью? Ведь отнять-то она его не может: Ворона сидит высоко на ветке, и Лисице её не достать.) – Какова цель речи Лисицы, чего она хочет? (Она хочет усыпить бдительность Вороны, хочет уговорить её спеть, чтобы сыр выпал из её клюва, и тогда уж Лисичка непременно им полакомится.) – Лисичка тщательно продумала свою речь. Что же делает она для достижения своей цели? Как она ведёт себя? (Подходит к дереву на цыпочках, «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит».) – Каким голосом она говорит? (Говорит «... сладко, чуть дыша».) – Как Лисица обращается к Вороне? (Очень ласково, с любовью, восхищением – «голубушка», «светик», «сестрица».) – Каково содержание речи Лисицы? (Лиса хитра, она продумала свою речь. Вначале она восхваляет достоинства Вороны, её внешний вид: «Что за шейка, что за глазки!.. Какие перышки! Какой носок!» Одним словом, чудо как хороша! И лишь как бы невзначай говорит о её ангельском голоске и просит Ворону спеть.) – Почему Лисица не обращается к Вороне с просьбой, а совершает этот манёвр? (Лисица знает, что у Вороны сыра не допросишься. Ей надо усыпить внимание Вороны; важно, чтобы Ворона поверила в то, что она необыкновенно хороша и что у неё ангельский голосок. Лисица старается убедить Ворону в том, что она – царь-птица, именно убедить её в этом – тогда она и каркнет во всё «воронье горло».
– Хорошим ли ритором была Лисица? Почему? (Хорошим. Она умело достигла поставленной цели, учла того, с кем ей пришлось говорить, и то, ради чего, зачем она говорит.) – Прочитайте выразительно фрагмент басни. Передайте голосом все оттенки речи плутовки Лисицы. Она обманывает, а для этого восхищается Вороной, льстит ей, очень осторожно просит, умоляет спеть. Задание 17. Схема речевой ситуации по басне «Ворона и Лисица». – Посмотрите на схему. Расскажите по схеме об общении Лисицы и Вороны.
умоляет продемонстрировать свой ангельский голосок)
(Вороне)
усыпить её бдительность, чтобы она поддалась на уговоры, запела, и тогда Лисица достигнет своей цели) |
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |
|||||||||||||||||||||||
ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.
|
1 3 2 4 3 Беседа. – Общаясь (в письменной или устной форме), мы обращаемся к кому-либо или кто-то обращается к нам, мы либо передаём информацию, либо получаем её. Откройте учебники на с. 14. Прочитайте. После чтения учебника (с. 14) приходим к выводу, что адресант – это отправитель информации, а адресат – получатель. – Посмотрите на задание 18. Дети читают задание, отмечаем, что в данной ситуации мама – отправитель информации, то есть адресант, а ребёнок – получатель, то есть адресат. В школе отвечающий ученик – адресант, а адресат – слушающие: одноклассники и учитель. – Итак, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличаются адресат и адресант, от чего зависят их роли.) – Давайте выполним задание 19. Пример выполнения задания «Кто я?» («Я – кто?»).
– Продолжим устно эту работу: – Кто ты для незнакомых людей, которые к тебе обращаются? (Мальчик, девочка.) – Кто ты для ребят клуба «Юный шахматист»? (Шахматист, шахматистка.) – Для твоего библиотекаря? (Абонент.) – Для твоего друга? (Друг, Коля.)
Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься. И роль во многом определяет, что и как ты говоришь.
|
||||||||||||||||||||||||
ΙΙΙ. Применение знаний. |
Разыгрывание ситуаций. 2 4 3 Ты в магазине, тебе надо купить молоко. Ты обращаешься к продавцу: – Скажите, пожалуйста, молоко есть? – Да. – А оно свежее? – Посмотри, на пакете отмечен срок хранения – послезавтра. – Тогда дайте два пакета. – Пожалуйста. Плати в кассу. – Хорошо. – Назовите компоненты ситуации: кто с кем общается. (Продавец и покупатель.) – Кто запрашивает информацию? – Кто отправитель (адресант) и адресат в этом разговоре? – Кроме тех ролей, которые бывают в жизни, у нас ещё собственно речевые роли: – Я делаю доклад, и в этот момент я – ... (докладчик). – Читаю текст – информацию по радио, и в этот момент я – ... (диктор, информатор). – Слушаю рассказ моего дедушки, и в этот момент я – ... (слушатель).
– Читаю книгу, и весь погружён в неё, и в этот момент я – ... (читатель). – Выступаю на торжественном вечере с поздравлением в честь 10-летия нашей школы, и в этот момент я – ... (оратор). – Безусловно, этот ряд может быть продолжен (корреспондент газеты, редактор, экскурсовод и т.д.). Работа в учебнике. Задание 20, 21. Заголовок (из последнего предложения текста) «Не бросай слов на ветер»; другой заголовок – из пословиц, высеченных на камне: «Меньше говори, да больше делай». – Как вы понимаете эти пословицы? (Если ты что-то обещал и не сделал, говоришь вместо того, чтобы сделать что-то нужное, то ты бросаешь слова на ветер. Тогда твои слова ничего не стоят – как у путника, который хотел словами сдвинуть камень с дороги. Это же объяснение относится и ко второй пословице.) – Да, конечно. Эта же мысль о том, что слово во многих случаях не заменяет реального дела, выражена и в других пословицах, например: «Не спеши языком – торопись делом». – Теперь скажите, кто с кем общается в этом рассказе? (Путник со всадником.) – А путник – с камнем? (Нет. Ведь камень не слышит и ничего ответить не может. Он же неживой.) – Кто начинает разговор? (Путник.) – Каким был ответ путника? (Он ничего не сказал, но оттащил камень с дороги.)
– Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны. Как всадник оправдывает поговорку «Сильнее слова ничего на свете нет»? («Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал».) Задание 22. В этом шутливом диалоге адресат – тот, к кому девочка обращается (плачет), – тетя Сима, а адресант – девочка. Комизм этой ситуации подчёркивается ещё употреблением глагола «плачет» с существительным в дательным падеже: «Я плачу не тебе, а тёте Симе», что противоречит нормам литературного языка. (Можно плакать о чём-то, но не кому.) Задание 23. Адресантом и адресатом первой пословицы могут быть учитель и ученик; второй пословицы – мать (отец) и сын (дочка); третьей пословицы – обучающий вышиванию, вязке и т.д. и обучаемый; четвёртой – провожающий и отъезжающий. Конечно, возможны и другие варианты. Задание 24. Читаем задание и анализируем образец на с. 17. В нём выделены обращение «Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель» и подпись (в конце справа). Это обязательные части письменного приглашения. Само приглашение: «Приходи ко мне на пир, угощаю я весь мир» (т.е. пир будет большой и для всех). В конце – важное примечание в сказочном духе (т.к. герой сказки пишет своему автору): «Пир будет в воскресенье, на вечерней заре» (т.е. когда и где будет пир). – Кого ещё приглашает Иван на свой пир? (Отца, Жар-птицу, Конька-Горбунка.) – Найдём и запишем подходящие обращения и подписи: К отцу: Батюшка ты мой родной! Подпись: Иван (Иванушка, твой сын Иван и т.д.). Обращение и подписи ласковые – так можно обратиться и подписать приглашение родному, близкому человеку. К Жар-птице: Светлая моя, чудесная моя Жар-птица. Подпись: Иван – преданный тебе (благодарный тебе и т.д. Иван). В самом тексте – приглашение повеселиться; обещание, что будет вкусное для Жар-птицы угощение («вино с пшеном клевать»). К Коньку-Горбунку – совсем другое приглашение. Обращение: Горбунок, удалой ты мой Конёк и т.д. Подпись: твой друг Иван, любящий (не забывающий тебя и т.д. Иван). Делаем вывод: содержание текста-приглашения, обращение и подпись тесно связаны между собой. Приглашение отражает доброе отношение к тому, кого приглашают. Отсюда так много добрых, ласковых слов в их адрес. Задание 25. Иванушка мог бы пригласить на свой день рождения братьев, Месяца Месяцовича и т.д. Дети пишут от имени Ивана свои приглашения (не обязательно стихами). Например: Мой любимый Месяцович! Шлёт поклон Иван Петрович. Буду ждать я с нетерпеньем На свой праздник – день рожденья. С благодарностью. Иванушка Петрович. Праздник состоится на вечерней заре в воскресенье. Задание 26. Лучше всего инсценировать отрывок из сказки С.Я. Маршака. Для этого нужно подготовить заранее трёх учеников. В ином случае ученики читают отрывок вначале тихо про себя, потом организуется чтение по ролям (парами, а затем для всего класса). В результате анализа ученики выделяют самое смешное: королева собирается вместо четверостишия написать только два слова (а успевает записать только «Травка зе... не»); не хочет дописать последнее слово и вообще в самом начале заявляет: «Терпеть не могу писать». Делаем вывод: четырнадцатилетняя королева не может (или не хочет) понять, что в классной комнате она не королева, а ученица, изменяется её роль. Здесь она должна слушаться профессора и выполнять его указания (а не наоборот). Задание 27. Возможный диалог. Королева. Я очень не люблю писать, господин профессор. И зачем? Ведь у меня всегда под рукой есть секретарь. Профессор. Ваше величество! Настоящая королева, по-моему, должна быть более умной, образованной, грамотной, чем любой человек в государстве. Тогда вы сможете хорошо управлять королевством и народ будет уважать вас, а значит, и любить. Королева. Хорошо, я поняла. Диктуйте. Канцлер. Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа. Королева. Оставьте, я подпишу их после урока. Зайдите позже, расскажете мне подробно об этих указах и рескрипте. |
|
|||||||||||||||||||||||
ΙV. Итог урока. |
– Что нового мы сегодня узнали? 4 – Что повторили?
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями? – Кто доволен своей работой? – Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать? – Кто получил сегодня отметку? За что?
|
ТООУ |
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
к другу.
Деятельность учеников:
– Называть адресанта, адресата высказывания.
– Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.
– Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.