Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
Оценка 4.6

Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
1 кл
09.03.2018
Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.
Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
konsp_rit_2kl_ur4.doc

Риторика.

Урок 4.

Тема: Речевая ситуация. Кому – кто. Речевые роли. Кто кого и как приглашает.

 

Цель:

-       Учим анализировать и восстанавливать речевую ситуацию.

-       Учим определять функции адресата и адресанта.

     –  Учим выявлять особенности речи общающихся в зависимости от того, кто говорит (пишет) – кому говорит (пишет).

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)

 

Ι. Актуализация знаний.

 

 

 

 

3  3  3

– Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Мы учились определять компоненты речевой ситуации: кто – кому – о чём.)

 – На примере какой речевой ситуации мы рассматривали её компоненты? («Сказка о рыбаке и рыбке».)

– Сегодня мы рассмотрим ещё одну речевую ситуацию. Откройте учебники на с. 13

Работа по учебнику.

Задание 16.

– Прочитаем фрагмент басни И.А. Крылова «Ворона и Лисица». Вы

помните, события в басне начинаются так: «Вороне где-то Бог послал кусочек сыру...»

 

Что же произошло дальше? Почему именно так стали разворачиваться события? (Вся причина в сыре, который увидела Лисица и решила хитростью его выманить у Вороны. Почему хитростью? Ведь отнять-то она его не может: Ворона сидит высоко на ветке, и Лисице её не достать.)

– Какова цель речи Лисицы, чего она хочет? (Она хочет усыпить бдительность Вороны, хочет уговорить её спеть, чтобы сыр выпал из её клюва, и тогда уж Лисичка непременно им полакомится.)

– Лисичка тщательно продумала свою речь. Что же делает она для достижения своей цели? Как она ведёт себя? (Подходит к дереву на цыпочках, «вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит».)

Каким голосом она говорит? (Говорит «... сладко, чуть дыша».)

Как Лисица обращается к Вороне? (Очень ласково, с любовью, восхищением – «голубушка», «светик», «сестрица».)

– Каково содержание речи Лисицы? (Лиса хитра, она продумала свою речь. Вначале она восхваляет достоинства Вороны, её внешний вид: «Что за шейка, что за глазки!.. Какие перышки! Какой носок!» Одним словом, чудо как хороша! И лишь как бы невзначай говорит о её ангельском голоске и просит Ворону спеть.)

– Почему Лисица не обращается к Вороне с просьбой, а совершает этот манёвр? (Лисица знает, что у Вороны сыра не допросишься. Ей надо усыпить внимание Вороны; важно, чтобы Ворона поверила в то, что она необыкновенно хороша и что у неё ангельский голосок. Лисица старается убедить Ворону в том, что она – царь-птица, именно убедить её в этом – тогда она и каркнет во всё «воронье горло».

 

– Хорошим ли ритором была Лисица? Почему? (Хорошим. Она умело достигла поставленной цели, учла того, с кем ей пришлось говорить, и то, ради чего, зачем она говорит.)

– Прочитайте выразительно фрагмент басни. Передайте голосом все оттенки речи плутовки Лисицы. Она обманывает, а для этого восхищается Вороной, льстит ей, очень осторожно просит, умоляет спеть.

Задание 17. Схема речевой ситуации по басне «Ворона и Лисица».

Посмотрите на схему. Расскажите по схеме об общении Лисицы и

Вороны.

Кто?

 
                               (Лисица)

                                                      

 

Что?

 
                                       (Хвалит, просит спеть,

                               умоляет продемонстрировать

                                      свой ангельский голосок)

 

Кому?

 

говорит

 
 


                                 (Вороне)

 


Почему?

 
                                  («Сыр пленил». Лисица хочет его съесть)

 

 

Зачем?

 
                           (Хочет обмануть Ворону,

                            усыпить её бдительность,

                            чтобы она поддалась на уговоры,

                          запела, и тогда Лисица достигнет своей цели)

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

 

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

ΙΙ. Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний.

 

  1  3  2  4  3

Беседа.

Общаясь (в письменной или устной форме), мы обращаемся к кому-либо или кто-то обращается к нам, мы либо передаём информацию, либо получаем её. Откройте учебники на с. 14. Прочитайте.

После чтения учебника (с. 14) приходим к выводу, что адресант – это отправитель информации, а адресат получатель.

Посмотрите на задание 18.

Дети читают задание, отмечаем, что в данной ситуации мама – отправитель информации, то есть адресант, а ребёнок – получатель, то есть адресат. В школе отвечающий ученик – адресант, а адресат – слушающие: одноклассники и учитель.

– Итак, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы узнаем, чем отличаются адресат и адресант, от чего зависят их роли.)

– Давайте выполним задание 19.

Пример выполнения задания «Кто я?» («Я – кто?»).

 

В семье

Маме, папе  –     сын или дочка

                       (зачеркни ненужное)

Бабушке, дедушке          внук

Сестре, брату             брат

Дяде, тёте              племянник

 

 

 

В школе

Учительнице           ученик

Ребятам           одноклассник

 

В общественных местах

В автобусе, поезде      пассажир

В магазине           покупатель

В парикмахерской       клиент

В больнице             пациент

В кино, в театре         зритель

– Продолжим устно эту работу:

– Кто ты для незнакомых людей, которые к тебе обращаются? (Мальчик, девочка.)

– Кто ты для ребят клуба «Юный шахматист»? (Шахматист, шахматистка.)

– Для твоего библиотекаря? (Абонент.)

– Для твоего друга? (Друг, Коля.)

 

Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься. И роль во многом определяет, что и как ты говоришь.

 

 

ΙΙΙ. Применение знаний.

Разыгрывание ситуаций.     2  4   3

Ты в магазине, тебе надо купить молоко. Ты обращаешься к продавцу:

– Скажите, пожалуйста, молоко есть?

– Да.

– А оно свежее?

– Посмотри, на пакете отмечен срок хранения – послезавтра.

– Тогда дайте два пакета.

– Пожалуйста. Плати в кассу.

– Хорошо.

– Назовите компоненты ситуации: кто с кем общается. (Продавец и покупатель.)

– Кто запрашивает информацию?

– Кто отправитель (адресант) и адресат в этом разговоре?

– Кроме тех ролей, которые бывают в жизни, у нас ещё собственно

речевые роли:

– Я делаю доклад, и в этот момент я – ... (докладчик).

– Читаю текст – информацию по радио, и в этот момент я – ... (диктор, информатор).

– Слушаю рассказ моего дедушки, и в этот момент я – ... (слушатель).

 

– Читаю книгу, и весь погружён в неё, и в этот момент я – ... (читатель).

– Выступаю на торжественном вечере с поздравлением в честь 10-летия нашей школы, и в этот момент я – ... (оратор).

– Безусловно, этот ряд может быть продолжен (корреспондент газеты, редактор, экскурсовод и т.д.).

Работа в учебнике.

Задание 20, 21.

Заголовок (из последнего предложения текста) «Не бросай слов на ветер»; другой заголовок – из пословиц, высеченных на камне: «Меньше говори, да больше делай».

– Как вы понимаете эти пословицы? (Если ты что-то обещал и не сделал, говоришь вместо того, чтобы сделать что-то нужное, то ты бросаешь слова на ветер. Тогда твои слова ничего не стоят – как у путника, который хотел словами сдвинуть камень с дороги. Это же объяснение относится и ко второй пословице.)

– Да, конечно. Эта же мысль о том, что слово во многих случаях не заменяет реального дела, выражена и в других пословицах, например: «Не спеши языком – торопись делом».

– Теперь скажите, кто с кем общается в этом рассказе? (Путник со

всадником.)

– А путник – с камнем? (Нет. Ведь камень не слышит и ничего ответить не может. Он же неживой.)

– Кто начинает разговор? (Путник.)

– Каким был ответ путника? (Он ничего не сказал, но оттащил камень с дороги.)

 

– Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны. Как всадник оправдывает поговорку «Сильнее слова ничего на свете нет»? («Ты мне сказал, что тебе камень мешает, я его и убрал».)

Задание 22.

В этом шутливом диалоге адресат – тот, к кому девочка обращается (плачет), – тетя Сима, а адресант – девочка. Комизм этой ситуации подчёркивается ещё употреблением глагола «плачет» с существительным в дательным падеже: «Я плачу не тебе, а тёте Симе», что противоречит нормам литературного языка. (Можно плакать о чём-то, но не кому.)

Задание 23.

Адресантом и адресатом первой пословицы могут быть учитель и ученик; второй пословицы – мать (отец) и сын (дочка); третьей пословицы – обучающий вышиванию, вязке и т.д. и обучаемый; четвёртой – провожающий и отъезжающий.

Конечно, возможны и другие варианты.

Задание 24.

Читаем задание и анализируем образец на с. 17. В нём выделены обращение «Дорогой ты мой писатель и старинный мой приятель» и подпись (в конце справа). Это обязательные части письменного приглашения.

Само приглашение: «Приходи ко мне на пир, угощаю я весь мир» (т.е. пир будет большой и для всех). В конце – важное примечание в сказочном духе (т.к. герой сказки пишет своему автору): «Пир будет в воскресенье, на вечерней заре» (т.е. когда и где будет пир).

– Кого ещё приглашает Иван на свой пир? (Отца, Жар-птицу, Конька-Горбунка.)

– Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:

К отцу: Батюшка ты мой родной! Подпись: Иван (Иванушка, твой сын Иван и т.д.). Обращение и подписи ласковые – так можно обратиться и подписать приглашение родному, близкому человеку.

К Жар-птице: Светлая моя, чудесная моя Жар-птица. Подпись: Иван – преданный тебе (благодарный тебе и т.д. Иван). В самом тексте – приглашение повеселиться; обещание, что будет вкусное для Жар-птицы угощение («вино с пшеном клевать»).

К Коньку-Горбунку – совсем другое приглашение. Обращение: Горбунок, удалой ты мой Конёк и т.д. Подпись: твой друг Иван, любящий (не забывающий тебя и т.д. Иван).

Делаем вывод: содержание текста-приглашения, обращение и подпись тесно связаны между собой. Приглашение отражает доброе отношение к тому, кого приглашают. Отсюда так много добрых, ласковых слов в их адрес.

Задание 25.

Иванушка мог бы пригласить на свой день рождения братьев, Месяца Месяцовича и т.д. Дети пишут от имени Ивана свои приглашения (не обязательно стихами).

Например:

Мой любимый Месяцович!

Шлёт поклон Иван Петрович.

Буду ждать я с нетерпеньем

На свой праздник – день рожденья.

С благодарностью.

Иванушка Петрович.

Праздник состоится на вечерней заре в воскресенье.

Задание 26.

Лучше всего инсценировать отрывок из сказки С.Я. Маршака. Для

этого нужно подготовить заранее трёх учеников. В ином случае ученики читают отрывок вначале тихо про себя, потом организуется чтение по ролям (парами, а затем для всего класса).

В результате анализа ученики выделяют самое смешное: королева собирается вместо четверостишия написать только два слова (а успевает записать только «Травка зе... не»); не хочет дописать последнее слово и вообще в самом начале заявляет: «Терпеть не могу писать».

Делаем вывод: четырнадцатилетняя королева не может (или не хочет) понять, что в классной комнате она не королева, а ученица, изменяется её роль. Здесь она должна слушаться профессора и выполнять его указания (а не наоборот).

Задание 27. Возможный диалог.

Королева. Я очень не люблю писать, господин профессор. И зачем? Ведь у меня всегда под рукой есть секретарь.

Профессор. Ваше величество! Настоящая королева, по-моему, должна быть более умной, образованной, грамотной, чем любой человек в государстве. Тогда вы сможете хорошо управлять королевством и народ будет уважать вас, а значит, и любить.

Королева. Хорошо, я поняла. Диктуйте.

Канцлер. Доброе утро, ваше величество. Осмелюсь почтительнейше просить вас подписать один рескрипт и три указа.

Королева. Оставьте, я подпишу их после урока. Зайдите позже, расскажете мне подробно об этих указах и рескрипте.

 

 

 

ΙV. Итог урока.

 

– Что нового мы сегодня узнали?  4

– Что повторили?

 

– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?

– Кто доволен своей работой?

– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Кто получил сегодня отметку? За что?

 

 

 

 

 

ТООУ

 

Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг

к другу.

 

Деятельность учеников:

– Называть адресанта, адресата высказывания.

– Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

– Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.


Риторика. Урок 4. Тема: Речевая ситуация

Риторика. Урок 4. Тема: Речевая ситуация

Что же произошло дальше? Почему именно так стали разворачиваться события? (Вся причина в сыре, который увидела

Что же произошло дальше? Почему именно так стали разворачиваться события? (Вся причина в сыре, который увидела

Хорошим ли ритором была Лисица?

Хорошим ли ритором была Лисица?

Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

Постановка учебной проблемы. Совместное открытие знаний

В школе Учительнице ученик

В школе Учительнице ученик

Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься

Делаем вывод: в жизни каждый из нас выступает в разных ролях – в зависимости от того, где, в какой ситуации ты находишься

Читаю книгу, и весь погружён в неё, и в этот момент я –

Читаю книгу, и весь погружён в неё, и в этот момент я –

Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны

Это был ответ делом. Две следующие реплики очень интересны

Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:

Найдём и запишем подходящие обращения и подписи:

Задание 26. Лучше всего инсценировать отрывок из сказки

Задание 26. Лучше всего инсценировать отрывок из сказки

V. Итог урока. – Что нового мы сегодня узнали? 4 –

V. Итог урока. – Что нового мы сегодня узнали? 4 –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.