Речевое развитие будущего первоклассника

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 04.10.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. По данным научных исследований примерно 40% современных дошкольников имеют нарушения речи. Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении звукопроизношения у детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, т.к. не всегда улавливают на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом все пройдет. Другие же, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребенка правильного произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок в 2-3 года имеет право произносить неправильно. Сначала он осваивает произношения простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [д], [т]). По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (мыщц губ и языка) ему становятся доступны и остальные звуки. В норме усвоения всех звуков родного языка заканчивается к 4-5 годам.
Иконка файла материала Речевое развитие будущего первоклассника.docx
Речевое развитие будущего первоклассника Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для  уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. По данным научных исследований примерно 40% современных  дошкольников имеют нарушения речи. Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении  звукопроизношения у детей, хотя обе они неправильные. Одни родители  длительное время закрывают глаза на существующую проблему, т.к. не всегда  улавливают на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом все пройдет.  Другие же, напротив, уже в 2­3 года требуют от ребенка правильного  произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания.  Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания.  Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок  в  2­3 года имеет право произносить неправильно. Сначала он осваивает  произношения простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б],  [м], [н], [д], [т]). По мере развития речевого слуха и укрепления  артикуляционного аппарата (мыщц губ и языка) ему  становятся доступны и  остальные звуки. В норме усвоения всех звуков родного языка заканчивается  к 4­5 годам. Каковы же причины нарушения звукопроизношения?  Во­первых, это может быть плохое различение звуков на слух, т.е. у  ребенка не развит речевой (фонематический) слух.  Во­вторых, причина может быть в нарушении строения речевых органов  (неправильный прикус, высокое небо, укороченная подъязычная связка)  В­третьих, нарушение звукопроизношения может вызывать  неправильная речь окружающих, отсутствие правильного образца для  подражания. На что же следует обратить внимание родителей будущих  первоклассников? На:  Неправильное звукопроизношение, т.к. это может вызывать  проблемы с письмом (ребенок пишет так, как говорит: шуба ­ суба,  корова ­ коёва) Фонематические нарушения, насколько ребенок различает звуки  родной речи. Физический слух ребенка в норме, а вот звуки речи он  слышит по­своему (путает глухие и звонкие согласные, твердые и  мягкие и т.д.)  Лексико­грамматические нарушения, когда искажается слоговая  структура слова (сковорода­скорода, милиционер ­ миционер).  Может быть, ребёнок не умеет строить предложение, грамматически  правильно его оформлять, последовательно передавать содержание  рассказа, неправильно употребляет предлоги и проговаривает  окончания (создается впечатление, что он говорит «не по­русски»).  Бедность словарного запаса, когда ребенок употребляет в своей речи мало слов, заменяет одни другими (пальто­платье, чашка­стакан).  Проблемы с мелкой моторикой (неловкие пальчики). Известно, что  формирование устной речи ребенка начнётся только тогда, когда  движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Кроме того, в группу риска по речевому развитию входят  ­двуязычные дети, когда в семье говорят на 2­ух и более языках ­ а также дети с вялой артикуляцией, они нечетко произносят звуки. Итак, вам необходимо обязательно обратиться к логопеду, чтобы  выяснить, какие же причины мешают вашему ребёнку овладеть правильным  звукопроизношением и только специалист сможет исправить недостатки  устной речи вашего ребёнка. Но уже перед тем, как начать заниматься с логопедом, вы можете сами  выполнять ряд несложных упражнений со своим ребёнком. Вот некоторые  общие упражнения, необходимые для развития речевого аппарата: 1) Упражнения для губ: удерживание губами различных предметов  (столовой и чайной ложки, при этом взрослый пытается вытащить  удерживаемы ребенком предмет). Для развития мышц губ полезно  ребёнку пить из трубочки, что так любят дети. 2) Некоторые упражнения для развития мышц языка: ­ круговые движения языка внутри рта (футбол) ­ пытаться достать кончиком языка до носа ­ цоканье языком то быстро, то медленно 2Для работы над правильным дыханием, для вызывания направленной  воздушной струи (нужна для многих звуков) существуют такие упражнения:        ­  надувание воздушных шариков        ­ дутье на различные вертушки, бумажные снежинки и другие  приспособления       ­ очень полезны губные гармошки       ­ надувание мыльных пузырей       ­ дуем на карандаш, лежащий на столе, заставляем его кататься. 3) Надо сказать и об упражнениях, которые развивают слуховое внимание,  слуховое восприятие и слуховую память ребёнка, так же необходимых для  успешного вызывания логопедом того или иного неправильно произносимого  звука. Это, например, такие задания:  Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные  инструкции взрослого без показа (правой ладонью прикрой левое ухо,  подними правое плечо, левую руку вверх, правую на пояс и др.) Конечно же, для правильного их выполнения ребенку необходима  концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем  слухового внимания.  Или же ещё, ребенок выполняет названное взрослым действие только,  когда услышит ключевое слово «просьба» (просьба, подними руки  вверх, руки вниз, просьба, руки в стороны)  Очень любят дети игру «Бывает ­ не бывает». Если действия или  явления могут происходить в реальной жизни, ребёнок поднимает руки  вверх, если они нереальны, прячет руки за спину.  4) Для успешного овладения звуковой культурой необходимо развивать  фонематическое восприятие ребенка. Этому способствуют следующие  упражнения:  «Поймай звук». Взрослый медленно произносит различные звуки, а  ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит заданный звук.  Другое упражнение: вслед за взрослым ребенок произносит 3­4 слова,  похожих по звучанию (ком­дом­том). Ребенок должен их воспроизвести  в той же последовательности. Можно использовать имена (Витя – Митя  3– Катя ­ Полина). Выбрать, какое имя отличается от других по  звучанию.  Вот тот немногий перечень общих упражнений. Повторяю, что постановка  звука и его первичное закрепление должны проходить при помощи логопеда.  Именно специалист поможет выявить причины нарушений речи и подберет  необходимые упражнения и приемы для успешного вызывания того или иного  звука. Определить степень речевого развития вам помогут в поликлинике по  месту жительства. В медицинской карте будущего первоклассника должна  быть запись о состоянии речи ребенка и ее нарушениях, если таковые  имеются. Во многих образовательных учреждениях создана комплексная служба по  оказанию логопедической и психолого­социальной помощи детям. Есть она и  в нашей школе. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту. Помощь,  оказанная своевременно сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает  вашего ребенка более успешным и счастливым. 4