Речевое развитие будущего первоклассника
Оценка 4.6

Речевое развитие будущего первоклассника

Оценка 4.6
Повышение квалификации
docx
чтение
Детсад
04.10.2017
Речевое развитие будущего первоклассника
Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. По данным научных исследований примерно 40% современных дошкольников имеют нарушения речи. Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении звукопроизношения у детей, хотя обе они неправильные. Одни родители длительное время закрывают глаза на существующую проблему, т.к. не всегда улавливают на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом все пройдет. Другие же, напротив, уже в 2-3 года требуют от ребенка правильного произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания. Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания. Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок в 2-3 года имеет право произносить неправильно. Сначала он осваивает произношения простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б], [м], [н], [д], [т]). По мере развития речевого слуха и укрепления артикуляционного аппарата (мыщц губ и языка) ему становятся доступны и остальные звуки. В норме усвоения всех звуков родного языка заканчивается к 4-5 годам.
Речевое развитие будущего первоклассника.docx
Речевое развитие будущего первоклассника Одним из важных показателей готовности ребенка к школе является его речевое развитие. Правильное звукопроизношение необходимо ребенку для  уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма. По данным научных исследований примерно 40% современных  дошкольников имеют нарушения речи. Взрослые часто проявляют две полярные точки зрения в отношении  звукопроизношения у детей, хотя обе они неправильные. Одни родители  длительное время закрывают глаза на существующую проблему, т.к. не всегда  улавливают на слух дефекты речи или полагают, что с возрастом все пройдет.  Другие же, напротив, уже в 2­3 года требуют от ребенка правильного  произношения даже самых сложных звуков, поправляя его и делая замечания.  Такие завышенные требования родителей могут вызывать негативную реакцию со стороны малыша и даже послужить толчком для появления заикания.  Следует знать, что согласно «законам природы» некоторые звуки ребенок  в  2­3 года имеет право произносить неправильно. Сначала он осваивает  произношения простых звуков (гласных и простых согласных, типа [п], [б],  [м], [н], [д], [т]). По мере развития речевого слуха и укрепления  артикуляционного аппарата (мыщц губ и языка) ему  становятся доступны и  остальные звуки. В норме усвоения всех звуков родного языка заканчивается  к 4­5 годам. Каковы же причины нарушения звукопроизношения?  Во­первых, это может быть плохое различение звуков на слух, т.е. у  ребенка не развит речевой (фонематический) слух.  Во­вторых, причина может быть в нарушении строения речевых органов  (неправильный прикус, высокое небо, укороченная подъязычная связка)  В­третьих, нарушение звукопроизношения может вызывать  неправильная речь окружающих, отсутствие правильного образца для  подражания. На что же следует обратить внимание родителей будущих  первоклассников? На:  Неправильное звукопроизношение, т.к. это может вызывать  проблемы с письмом (ребенок пишет так, как говорит: шуба ­ суба,  корова ­ коёва)  Фонематические нарушения, насколько ребенок различает звуки  родной речи. Физический слух ребенка в норме, а вот звуки речи он  слышит по­своему (путает глухие и звонкие согласные, твердые и  мягкие и т.д.)  Лексико­грамматические нарушения, когда искажается слоговая  структура слова (сковорода­скорода, милиционер ­ миционер).  Может быть, ребёнок не умеет строить предложение, грамматически  правильно его оформлять, последовательно передавать содержание  рассказа, неправильно употребляет предлоги и проговаривает  окончания (создается впечатление, что он говорит «не по­русски»).  Бедность словарного запаса, когда ребенок употребляет в своей речи мало слов, заменяет одни другими (пальто­платье, чашка­стакан).  Проблемы с мелкой моторикой (неловкие пальчики). Известно, что  формирование устной речи ребенка начнётся только тогда, когда  движения пальцев рук достигают достаточной точности.  Кроме того, в группу риска по речевому развитию входят  ­двуязычные дети, когда в семье говорят на 2­ух и более языках ­ а также дети с вялой артикуляцией, они нечетко произносят звуки. Итак, вам необходимо обязательно обратиться к логопеду, чтобы  выяснить, какие же причины мешают вашему ребёнку овладеть правильным  звукопроизношением и только специалист сможет исправить недостатки  устной речи вашего ребёнка. Но уже перед тем, как начать заниматься с логопедом, вы можете сами  выполнять ряд несложных упражнений со своим ребёнком. Вот некоторые  общие упражнения, необходимые для развития речевого аппарата: 1) Упражнения для губ: удерживание губами различных предметов  (столовой и чайной ложки, при этом взрослый пытается вытащить  удерживаемы ребенком предмет). Для развития мышц губ полезно  ребёнку пить из трубочки, что так любят дети. 2) Некоторые упражнения для развития мышц языка: ­ круговые движения языка внутри рта (футбол) ­ пытаться достать кончиком языка до носа ­ цоканье языком то быстро, то медленно 2 Для работы над правильным дыханием, для вызывания направленной  воздушной струи (нужна для многих звуков) существуют такие упражнения:        ­  надувание воздушных шариков        ­ дутье на различные вертушки, бумажные снежинки и другие  приспособления       ­ очень полезны губные гармошки       ­ надувание мыльных пузырей       ­ дуем на карандаш, лежащий на столе, заставляем его кататься. 3) Надо сказать и об упражнениях, которые развивают слуховое внимание,  слуховое восприятие и слуховую память ребёнка, так же необходимых для  успешного вызывания логопедом того или иного неправильно произносимого  звука. Это, например, такие задания:  Ребенок после однократного прослушивания выполняет словесные  инструкции взрослого без показа (правой ладонью прикрой левое ухо,  подними правое плечо, левую руку вверх, правую на пояс и др.) Конечно же, для правильного их выполнения ребенку необходима  концентрация, устойчивость, переключаемость и достаточный объем  слухового внимания.  Или же ещё, ребенок выполняет названное взрослым действие только,  когда услышит ключевое слово «просьба» (просьба, подними руки  вверх, руки вниз, просьба, руки в стороны)  Очень любят дети игру «Бывает ­ не бывает». Если действия или  явления могут происходить в реальной жизни, ребёнок поднимает руки  вверх, если они нереальны, прячет руки за спину.  4) Для успешного овладения звуковой культурой необходимо развивать  фонематическое восприятие ребенка. Этому способствуют следующие  упражнения:  «Поймай звук». Взрослый медленно произносит различные звуки, а  ребенок хлопает в ладоши только тогда, когда услышит заданный звук.  Другое упражнение: вслед за взрослым ребенок произносит 3­4 слова,  похожих по звучанию (ком­дом­том). Ребенок должен их воспроизвести  в той же последовательности. Можно использовать имена (Витя – Митя  3 – Катя ­ Полина). Выбрать, какое имя отличается от других по  звучанию.  Вот тот немногий перечень общих упражнений. Повторяю, что постановка  звука и его первичное закрепление должны проходить при помощи логопеда.  Именно специалист поможет выявить причины нарушений речи и подберет  необходимые упражнения и приемы для успешного вызывания того или иного  звука. Определить степень речевого развития вам помогут в поликлинике по  месту жительства. В медицинской карте будущего первоклассника должна  быть запись о состоянии речи ребенка и ее нарушениях, если таковые  имеются. Во многих образовательных учреждениях создана комплексная служба по  оказанию логопедической и психолого­социальной помощи детям. Есть она и  в нашей школе. Не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту. Помощь,  оказанная своевременно сэкономит ваши нервы и даже, может быть, сделает  вашего ребенка более успешным и счастливым. 4

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника

Речевое развитие будущего первоклассника
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017