V класс I четверть
1. Речевой материал обиходно-разговорного характера и связанный с организацией учебной деятельности.
Обращаться с книгой нужно бережно и аккуратно, потому над ней трудилось много людей.
Для чего нужна закладка?
Нельзя читать книгу во время еда. Почему?
Не клада в книгу карандаш, ручку, можно порвать переплет.
Где печатают книги?
Ты ездил в гости к своим товарищам?
В классе холодно, а товарищ открыл окно.
О чем ты попросишь товарища?
У тебя сегодня хор шее настроение?
У Пети испортилось настроение.
Словарь: Обращаться, обращается, обращаются; бережно, закладка, во время, порвать - порвал, порвали переплет; печатают - печатает - печатать; настроение.
Доволен (довольна) ли ты своими отметками (поведением) в этой четверти?
Внимателен (внимательна) ли ты к родителям (товарищам, ... )?
Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
На плане местности поля, луга, леса, реки, озера, дороги изображают (обозначают) условными знаками.
Обозначь на плане местности хвойный лес (родник, сад). Что ты сделаешь?
Моря и океаны на карте обозначают голубым цветом.
Что обозначают на карте зеленым цветом?
Каким цветом обозначают горы на карте?
Сколько тепловых поясов на земле?
Покажи на глобусе северный холодный (умеренный) пояс.
Какие тепловые пояса ты еще знаешь?
Мы живем в северном умеренном поясе.
Покажи на глобусе экскаватор.
В жарком поясе никогда не выпадает снег, не замерзают реки.
Какие растения растут в лесах в жарком поясе?
(В лесах жаркого пояса растут бананы, бамбук, папоротники).
В лесах жаркого пояса много животных. Назови их.
Словарь: План местности, на плане местности; условные знаки, условными знаками; обозначь - обозначают; тепловой (холодный, умеренный, жаркий), пояс, экватор, тундра.
Тема «Береги лес».
Лесник следит, чтобы мелкие кусты и погибшие (сухие) деревья не мешали расти молодому дереву.
Лесник заботится о том, чтобы вредные насекомые не портили деревья.
Из древесины делают бумагу. Кто должен беречь лес?
Расскажи, какую пользу приносит лес.
Словарь: погибшие, молодому, молодое; древесина, древесины; чтобы не портили, . . .
Ребята целый час ныряли в воду.
Мальчик часто моргал, потому что ему в глаза попала соринка.
Витя сел в автобус и долго махал товарищам рукой.
Маленький котенок царапнул девочку.
Больной долго кашлял; вошел в класс и кивнул головой ребятам.
После спектакля зрители долго хлопали артистам.
Словарь: Нырял - нырнул, выныривал - вынырнул; царапал - царапнул; кивал - кивнул; хлопал - хлопнул; кашлял - кашлянул; моргал - моргнул; махал - махнул.
Тема: «Корабли».
Ледоколы проводят суда сквозь льды.
Что перевозят на танкерах?
Туристы путешествуют по морям на пассажирских теплоходах.
Как называется передняя часть корабля?
Задняя часть корабля называется кормой.
Матросы сели в шлюпки и поплыли к берегу.
Яхта - это лодка под парусом.
Ты катался на моторной лодке?
Словарь: Нос корабля, корма, танкер, на танкерах; ледоколы; путешествуют - путешествует - путешествие; шлюпками; моторная лодка, на моторной лодке; яхта.
Тема: «Школьные кружки».
После уроков ребята занимаются в школьных кружках.
В нашей школе есть танцевальный кружок, кукольный театр, кружок вязания.
Какие ещё кружки бывают в школах?
В каком кружке ты занимаешься?
Ребята, которые занимаются в кукольном театре, показали малышам спектакль «Колобок».
Девочки из четвертого и пятого классов занимаются в танцевальном кружке.
Ребята разучили украинский танец.
В кружке вязания девочки учатся вязать.
Таня и Наташа связали куклам кофточки и шапочки.
В шахматном кружке часто проводятся соревнования.
Кто руководит танцевальным (...) кружком?
По каким дням ты занимаешься в кружке?
Словарь: Школьный кружок, школьные кружки; танец, танцы, танцевальный кружок; кукольный театр; шахматный кружок, в шахматном кружке, занимаются в кружке.
Фразы, связанные с изучением общеобразовательных дисциплин.
Назови союзные слова.
Из двух простых предложений составь одно сложное с союзными словами:
Дежурный поливает цветок. Цветок стоит на окне.
Внучка съела мороженое. Мороженое купил ей дедушка.
Люда принесла домой ягоды. Ягоды она собрала в лесу.
Послушай сложное предложение. Назови главное (придаточное) предложение. Придумай придаточное предложение с союзом «потому что».
Нельзя пить холодную воду, ...
Надо взять зонтик, ... .
Вася и Алеша подметают столовую, ... .
Зимой нельзя ходить без шапки, ....
На уроке нельзя разговаривать, ... .
Послушай предложение.
Дай полный ответ на вопрос.
Учительница прочитала интересный рассказ.
Ученики смеялись. Почему ученики смеялись?
Дежурные не поливали цветок. Цветок погиб. Почему погиб цветок?
Главное (придаточное) предложение, союзные слова, союз, который (-ая, - ое).
Считай по сто от . . . до . . .
Сколько единиц в ... сотнях?
Сколько сотен в тысяче?
Сколько копеек в ... рублях? Сколько см в ... м., (дм, ...)?
Назови число, в котором: ... десятка и ... единица (-ы).
Назови число, которое на ... больше (меньше) чем ... .
Запиши число цифрами ... .
Назови единицы первого (...) разряда.
Запиши число, которое следует при счете за числом ... .
Напиши любое трехзначное число.
Реши примеры: 200 + + 300.
Назови разряды в классе единиц (тысяч).
Запиши число, которое содержит ... тысяч, ... сотен, ... десятков;
«Лайка»
Летом наша семья выезжает (едет) на дачу к бабушке. Дача находится далеко от города на берегу реки. На даче первой нас встречает собака Лайка. Она радуется, бросается к нам и старается лизнуть в лицо. Один раз моя сестра Наташа, я и Лайка пошли на родник. Родник был далеко от дома. Вдруг собака бросилась к кусту, в зубах у нее была змея, Мы даже не успели испугаться. На родник мы уже не пошли, а вернулись домой. За обедом Лайке собрали все косточки и дали кусок мяса. С тех пор я понял, что собака - большой друг человека. Когда мы уезжали в город, Лайка уже не прыгала, как при встрече, а глаза у нее были грустные,
Задания к тексту:
Кто первым встретил детей на даче?
Как радовалась Лайка когда встречала детей?
Как собака спасла ребят?
Что понял мальчик после этого случая?
Как вела себя собака, когда дети уезжали в город?
Как ты относишься к собакам?
Словарь: Уезжает, выезжает, уезжали; встречает нас, бросается к нам, родник, у неё зубах, не успели испугаться, глаза грустные.
«О честности»
Ученики 5 класса пришли в школу. Сегодня они с учителем будут сажать яблони на пришкольном участке. Федя тоже пришел, но ему не хотелось работать. Сегодня на стадионе интересный футбольный матч (игра). Пришел учитель. Федя подошел к нему и сказал, что у него болит нога. Иван Петрович разрешил ему уйти домой. Потом он сказал всем ребятам: «Мы сегодня не будем сажать яблони. Саженцы (яблони) привезут только завтра. Сегодня мы пойдем на стадион». «Ой!» - закричал Федя. Учитель спросил, что случилось. Федя ничего не ответил. Он только покраснел.
Задания к тексту:
Почему Феде не хотелось работать?
Что сообщил учитель ребятам?
Почему Федя закричал «0й!»?
Почему он ничего не ответил на вопрос учителя?
Как поступил бы ты на месте Феди?
Словарь: Пришкольный участок, на пришкольном участке, футбольный матч; будем сажать, саженец, саженцы; стадион, на стадионе, на ста он, покраснел.
«Лоси в беде»
Летом я был в лагере. Лагерь находился в лесу. Недалеко было большое болото. Однажды мы пошли за ягодами. Мы проходили мимо и увидели в болоте лося и лосиху. Они увязли (попали туда) и не могли выбраться. Мы вернулись в лагерь и подняли всех на ноги (и позвали всех на помощь). Вожатые отрядов, родители, сторожа лагеря - все пришли на помощь. Лосиха была близко, ее скоро вытащили. А лось зашел далеко, увяз (погрузился) в болоте почти с головой. С ним пришлось долго возиться. (Его пришлось долго вытаскивать), мы все усталые, но очень довольные, что спасли лосей.
Задания к тексту:
Куда отправились дети?
Что случилось с лосями?
Как спасли животных?
Словарь: Лагерь; лось-лосиха; увязли, погрузился, усталый сторож, сторожа, сторожить.
«Мяч»
Хороший мяч прислал дедушка из Москвы своему внуку. Поле вина мяча - синяя, другая половина - красная-красная. А весь он блестящий, покрыт лаком. Величиной мяч с арбуз. Все любуются мячом, гладят его. (Всем ребятам мяч понравился). А Алик просит ребят: «Осторожнее, лак сотрете. Он не будет блестеть. Долго ребята уговаривали Алика поиграть с ними красивым мячом. Алику тоже хотелось поиграть, да мяч жалко. Так мяч в сетке долго висел над кроватью. Не играл Алик мячом, лак жалел. Только пыль вытирал. Время шло, и на мяче появились трещины, воздух из мяча вышел. Тут из Москвы приехал дедушка. Алик рассказал дедушке, как он берег мяч. Дед (-) покачал головой и сказал: «Долго прожил твой мяч, но никому радости не принес».
Задания к тексту:
Какой мяч прислал дедушка Алику?
Почему Алик не играл с мячом?
Что случилось с мячом?
Что сказал дедушка, когда посмотрел на мяч?
Как ты думаешь, правильно поступил Алик?
Словарь: Блестящий - блестеть - блестел; любуется - любоваться; гладит - гладили мяч; осторожно - осторожнее; жалел - жалеть; беречь берёг.
«Кривая указка».
Учительница Нина Васильевна на большой карте показывала реки и моря. Указки у нее не было, она пользовалась карандашом. Карандаш был короткий, учительнице было неудобно им показывать. Нина Васильевна попросила ребят принести ей хорошую палочку. На другой день ребята принесли ей несколько указок. Все указки были правильной формы, покрыты лаком. Только одна указка была не очень ровная, самодельная. Учительница взяла ее и спросила, кто сделал. Вася Лукашев встал с места и оказал, что эту палочку выстругал он. Учительница похвалила мальчика, взяла указку и стала показывать ею по карте. Все ребята смотрели на Васю с уважением.
Задания к тексту:
Зачем учительнице нужна была указка?
Какие указки принесли ребята?
За что учительница похвалила Лукашева Васю?
Почему она выбрала кривую указку?
Как ребята смотрели на Васю? Почему?
Словарь: Пользовалась карандашом; удобно - неудобно; указка, аккуратно сделаны, покрыты лаком, смотрели с уважением!
«Вороны и чайка».
Город Сочи расположен на берегу моря. Однажды вечером прохожие на улице наблюдали интересный случай.
Большая красивая чайка залетела в город. Её ослепил электрический свет. Птица потеряла дорогу к морю. Чайка долго летала над площадью и устала. Она опускалась все ниже и ниже, почти задевая машины.
Вдруг с дерева слетели две вороны. Они подлетели к морской птице и стали подталкивать ее вдоль аллеи к морю.
Вороны летели возле чайки, пока она не нашла дорогу к морю. Люди с изумлением следили за поведением птиц.
Задания к тексту:
Что случилось в Сочи?
Как чайка могла погибнуть?
Кто и как ее спас?
Как это характеризует ворон?
Словарь: Следили с изумлением, поведение птиц; летала, задевая машины.
II четверть
I. Речевой материал обиходно - разговорного характера.
Ты хорошо знаешь свой город?
Что находится в центре вашего города?
Как проехать к стадиону?
Какие улицы и площади ты знаешь в своем городе?
Расскажи, как пройти в кинотеатр.
Чем ты будешь заниматься сегодня вечером?
На кого ты похож? На отца или на маму?
Твой брат (сестра) похож (а) на тебя или нет?
Учительница довольна твоим поведением?
У ... поведение примерное, у ... поведение удовлетворительное. А какое у тебя поведение?
Какие отметки по русскому языку у тебя были за первую четверть?
У тебя всегда аккуратно причесаны волосы?
В вашем классе есть неаккуратные ученики?
Кого называют неряхой?
В этом году ты был в цирке?
Ученики вашего класса в субботу пойдут в кино, а в воскресенье - в музей.
Кто в вашем классе самый старательный ученик?
Каждый ученик должен помнить, что с него берут пример малыши.
Ты разговариваешь со своими товарищами по телефону?
У тебя дома есть телефон? Скажи номер своего телефона.
... позвонил маме по телефону и сказал, что сегодня он пойдет на экскурсию.
Сколько раз в неделю ты ходишь на индивидуальные занятия?
Какой у тебя слуховой аппарат? Сколько лет ты пользуешься этим аппаратом?
Какая звукоусиливающая аппаратура в вашем классе?
Кто проводит с тобой слуховые занятия?
На каком расстоянии та слушаешь с аппаратом (без аппарата)?
Ты слушаешь радио?
Аппарат, аппаратура; слух, слуховые, слушать, слушаешь; похож(и), доволен, довольна; причесаться, причесываться, причесан; неряха, индивидуальные занятия, номер телефона.
П. Речевой материал, связанный с изучением общеобразовательных дисциплин.
Солнце - это звезда или планета?
Земля вращается вокруг Солнца.
Какой день в году самый длинный?
24 декабря - самый короткий день.
За какое время Земля совершает один полный оборот вокруг Солнца?
Сколько дней в году?
Почему происходит смена дня и ночи?
Звезда, планета; вращается, вращаются, вращаться, совершает, совершают, совершил, полный оборот, смена дня и ночи.
Тема: «Беседа о книге».
Из чего делают книги?
Чтобы получить бумагу, нужно вырастить дерево.
Кто рубит дерево в лесу?
Из леса деревья отправляют на фабрику.
На фабрике из древесины рабочие делают бумагу.
Где печатают книги? Ты был на экскурсии в типографии?
Древесина - из древесины; типография; отправляют, отправлять, типография.
Тема: «Спорт».
Чём полезна спортивная и художественная гимнастика?
Какой вид спорта делает человека более выносливым и ловким?
Спортивные игры вырабатывают быстроту движения, сообразительность глазомер.
Гимнаст красиво соскочил с перекладины.
Ты знаешь игроков сборной команды России по хоккею?
К какому виду спорта откосится бег, прыжки, метание копья?
Тема: «Спорт».
Скажи, для чего нужно заниматься физкультурой и спортом?
Видов спорта очень много. Назови, какие ты знаешь.
Назови виды зимнего спорта.
Каких известных спортсменов ты знаешь?
Какие ты знаешь спортивные игры?
Все мальчики нашего класса увлекаются хоккеем (любят хоккей).
Перечисли (назови) спортивные снаряды, которые есть в физкультурном зале.
Продолжи предложения: футбол, теннис, волейбол, хоккей- это ... .
Брусья, канат, кольца, конь - это ... .
Бассейн, стадион - это ... .
Кеды, чешки, кроссовки - это ... .
Девочки любят художественную гимнастику.
Лучше других выполняет опорный прыжок ... .
На соревнованиях по прыжкам в длину первое место занял ... .
Бег на 100 метров выиграл ... .
Волейбольная команда 5 класса выиграла у команды ... класса.
Словарь: Спорт, вида спорта, зимний спорт, известные спортсмены, спортивные игры (снаряда, сооружения), хоккей, брусья, кольца, конь, чешки, кроссовки, опорный прыжок, соревнование (-я)..
Фразовый материал по математике:
Запиши числа ... . .
Сколько тысяч в одном миллионе?
Реши примеры: 50000 + 3000 (...).
Запиши числа: 48419.....Увеличь в 100 раз числа: 57, . . .
Уменьши в 10 раз числа ... . Реши задачу: ... чая весят ... Сколько весит одна пачка?
Запиши наименьшее семизначное число. Натяни наибольшее пятизначное число.
Назови меры массы.
Сколько килограммов (центнеров, ...) в 1 т?
Что больше: ...или ... ?
Уменьшаемое ..., вычитаемое .... Чему равна разность? .... - сколько килограммов? ... кг - сколько это центнеров (...)?
Словарь: Тонна, центнер, меры массы, миллион, миллиард, ... значное число, пятизначное число.
Почему ученик не должен забывать дома тетради и книги?
Ребята не должны смотреть телевизор после 10 часов вечера. Почему? Дай полный ответ.
Где можно встретить летчика? Почему?
Дополни фразу.
Грузовик ехал медленно, потому что ....
Почему куртка шофера пахнет бензином?
От рыбака пахнет рыбой. Почему?
Почему в классе нет света?
Должен - не должен - должны; забыл - забытъ - забывать; можно встретить, бензин; пахнет - пахнуть - пахнут.
Когда и кем был основан город Ленинград?
Как он раньше назывался?
Ты был в Ленинграде?
Покажи на карте Кавказские горы. Эльбрус и Казбек - самые высокие горы Кавказа.
Чем богаты Кавказские горы?
Основан; называется, назывался, называется; Кавказские горы, Кавказ, Эльбрус, Казбек.
Ш. Тексты. «Дятел и берёза».
Пришел как-то мальчик в берёзовую рощу. Слышит, стучит кто-то, как топором. Подкрался (подошел) и видит: сидит на березе дятел и долбит ее изо всех сил. Жалко мальчику стало березу. И решил он сделать доброе дело. Прогнал он дятла, а не разглядел, что дятел сухую березу долбил. Дятел доставал из-под коры жуков, личинок и гусениц. Перестал дятел в рощу летать. В роще стало много гусениц и они объели на берёзах все листья. Стали берёзы болеть и сохнуть. А этот мальчик все охраняет рощу от дятлов (ходит и гоняет дятлов). Скоро и охранять стало нечего. Шла живая и веселая роща, а теперь на этом месте валежник (сухие деревья).
Задания к тексту:
Почему мальчик прогонял дятлов?
Что делал дятел на березе?
Почему березы стали сохнуть?
Как ты .думаешь, доброе дело сделал мальчик?
Кто же, по-твоему, охранял рощу?
Стучит, как топором; долбит изо всех сил, объели листья, стали сохнуть, охраняет рощу, валежник, перестал летать, много гусениц.
«Старик и дерево».
Однажды ребята пошли на рыбалку. Вдруг небо потемнело, начался ливень (сильный дождь). Ребята побежали к лесу. На лесной поляне под развесистой сосной ребята решили развести костер. Собрали хворост и сложили ближе к стволу, чтобы до. не загасил пламя. Долго горел костер. Когда дождь кончился, ребята пошли К реке. Однажды старик увидел на поляне дерево. Внизу ствола огонь выжег ямку (осталась ямка от огня). Старик спустился к воде, набрал глины и вернулся к дереву. Лопатой замазал выжженное место (ямку), чтобы сосна не погибла. Когда работа была закончена, старик присел и долго о чем-то думал.
Задания к тексту:
Что сделали ребята на лесной опушке?
Как поступил старик?
О чем он долго думал?
Чему учит этот рассказ?
Развели костер, ливень, сложили хворост, пламя, огонь, набрал глины, замазал глиной, о чем-то думал.
«Для чего нужна стенгазета».
У нас в школе некоторые ребята бросают хлеб на пол. Я решила написать в школьную газету. В тот день, когда вышла стен газета, у нас было классное собрание. Учительница оказала, что я поступила правильно. А ребята молчали. Когда мы вышли из школы, девочка, о которой я писала, и ее подруги кричат. «Эй, ты, ябеда!» Мы поссорились. Я подумала, что может быть, я поступила не по - товарищески (неправильно). Но потом перестала сомневаться. Я права.
Для чего существует пионерская газета?
Чтобы все друг друга только хвалили?
А хлеб, растоптанный ногами, пусть валяется на полу?
Задания к тексту:
В чем основная мысль рассказа? (Какова основная мысль рассказа?). Правильно ли поступила девочка, когда написала заметку? Чему учит рассказ? Бросать - бросают; некоторые, стенгазета, классное собрание, поссорились, растоптанный хлеб, решила написать; школьная - в школьную; хвалили - хвалить; валяется валяться.
«На площадке молодняка».
Вера Васильевна Чаплина работала в Московском зоопарке. Ей поручили воспитывать малышей (она воспитывала малышей). Огородили (сделали) большую площадку. Вокруг площадки поставили клетки. В каждой клетке домик для малышей. В домике зверьки ели, а потом отдыхали. Потом малышей выпускали на площадку. Для каждого - свои игры. Медвежата лазают по лестнице. Лисенок играет в мяч. Маленькие бобры купаются под фонтаном. Зайчики прыгают на площадке. Осенью молодняк (зверят) переводили с площадки в закрытые помещения. Скучали звери без Веры Васильевны.
Задания к тексту:
Что поручили Вере Васильевне?
Как устроена площадка?
Назови игры зверей.
Почему зверушки скучали без Веры Васильевны?
Ты любишь животных?
Докажи. Поручили воспитывать, большая(-да) площадка (у); зверек, зверьки, зверю, фонтан, под фонтаном.
«Хатынь».
Наша семья поехала в Хатынь. Хатынь - это название деревни. Здесь во время войны погибли все жители. Фашисты согнали в сарай женщин, детей и стариков и подожгли его. Теперь там памятники: печные труда с колоколами. Было 28 домов, а теперь 28 памятников. Когда идешь по улице, то становится страшно. Вместо домов стоят трубы. На них написаны имена погибших. В тот день собралось очень много народу. Все плакали и несли цветы. Я спросила шепотом у папы: «Почему все молчат?». Папа ответил: «Слушай звон колоколов - они отвечают всем».
Задания к тексту:
Что случилось в деревне Хатынь во время войны?
Какие памятники поставили погибшим жителям Хатыни?
О чём звонят колокола?
Хатынь, жители, согнали в сарай, печные трубы, памятник(и), спросила шепотом; имена погибших, погибли; подожгли.
I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и связанный с организацией учебной деятельности.
Какую интересную статью ты читал в газете?
Какие журналы для детей печатают в нашей стране?
О чём пишут в журнале «Юный натуралист»?
Какие газеты и журналы выписывает ваша семья?
Когда было холоднее (теплее) сегодня или вчера?
Что дальше от школы - кинотеатр или стадион?
Кто должен первым говорить «здравствуйте» - взрослый или ребенок?
Утром люда говорят друг другу «Доброе утро».
Что можно сказать, если ты встретишь знакомого днем?
А что говорят люди друг другу вечером?
Скажи, что ты говоришь, когда прощаешься с товарищами?
Если ты кого-нибудь нечаянно толкнешь, что ты должен сказать?
Послушай и скажи: кто правильно переходит дорогу, а кто неправильно: Миша перебежал дорогу перед машиной. Алёша спускается в тоннель.
Что может случиться, если ребенок играет на мостовой?
Тебе нужно отправить телеграмму. Ты не знаешь, где находится почта. Что ты спросишь у прохожего?
Что нужно оказать продавщице, если хочешь посмотреть игрушку в магазине?
Как ты думаешь, можно опаздывать к началу фильма (спектакля)? Почему?
Мальчик проходил на свое место спиной к сидящим. Какую ошибку он допустил?
Можно разговаривать или вскакивать с места, когда идет фильм или концерт?
Опаздывает - опаздывать – опаздывают; вскакивать - вскакивает - вскакивают; взрослый; знакомый- знакомого - встретишь знакомого; прощаешься; уступаешь - уступил-уступить; нечаянно толкнул; перебежал перебегал перебегают; тоннель - в тоннель, спускаются в тоннель; «Пионерская(-ую) правда(-у)», статья (-ю), журналы для детей; выписывают – выписатъ - выписал.
У тебя есть часы?
Кто купил (подарил) тебе часы?
Скажи, пожалуйста, ты сам просыпаешься утром или тебя кто-нибудь будит?
У вас дома есть будильник?
Мама завела будильник на семь утра. Зазвонил будильник, мама разбудила Витю.
Какой пастой ты чистишь зубы? Таня любит чистить зубы пастой «Колгейт».
Какая зубная паста для детей продается в магазине?
Родители подарили на дань рождения сыну часы.
У кого из ребят вашего класса есть часы?
Когда ты болел в последний раз? Что у тебя болело? Наташа часто болеет ангиной. Ты болел(а) воспалением легких?
Кто, за тобой ухаживает, когда ты болеешь?
Когда ты болеешь, тебя навещают (к тебе приходят) твои одноклассники?
Не забывай чистить свою одежду, обувь.
Помни: солнце, воздух и вода - твои лучшие друзья.
Словарь: будильник, кто-нибудь; звонить - зазвонил; паста, ангина(-ой), в последний раз.
П. Материал, связанный с изучением учебных дисциплин.
Тема: «Труд детей в школе».
В какой мастерской работают ваши мальчики? Какой инструмент нужен для выпиливания? Какие инструменты ты знаешь? Назови их. Какие мастерские есть в нашей школе? Пионеры собирают металлолом. Металлолом, который собрали пионеры нашей школы отправили на завод. Что делают из металлолома на заводе? Де-
дочки занимаются в швейной мастерский, а мальчики - в слесарюй и столярной. Покажи отвертку (клещи, ...). Ткани бывают хлопчатобумажные, льняные, шёлковые, синтетические. Девочки сшили игрушки из меха и подарили мальчикам. Катя хорошо шьет на швейной машинке. Ира умеет вышивать. Нина выкроила фартук и сама его сшила. Инструменты, лобзик, лобзиком, клеши, отвертка, швейная машина, швейная (столярная) мастерская, в швейной мастерской; металлолом - из металлолома; хлопчатобумажная (льняная, шелковая, синтетическая) ткань. Выпиливать - выпиливание-выпиливанием.
Тема: «Детская поликлиника».
Кого вызывает мама, когда ты заболеешь? Какие детские болезни ты перенес? Где находится детская поликлиника, в которой ты лечишься? Детей лечит врач-педиатр. В детской поликлинике есть кабинет глазного врача. Если ребенок ломает ногу или руку, его примет хирург. Кто лечит тебе зубы? Зубной врач поставил Васе пломбу на зуб. Тебе удаляли зубы? Больно было или нет? Это болезненно? Ты боишься ходить к зубному врачу? Глазной врач проверил у девочки зрение и выписал ей очки. Маленьким детям делают прививки против болезней. Ты был на приеме у хирурга? Что тебе сделал врач? Каждый год в школу приезжает зубной врач и проверяет зубы ученикам. Педиатр назначил лечение. Скажи, как зовут врача, который в нашей школе лечит ухо, горло и нос? Как зовут медсестру нашей школы? В нашей
Для детей строят специальные детские поликлиники. Детские болезни, детская поликлиника, педиатр, хирург, зубной (глазной) врач, зрение, прививки, пломба.
Что обозначает местоимение? Местоимение 3 лица единственного числа.
Назови местоимение первого лица
Что обозначает местоимение? Местоимение 3 лица единственного
числа изменяются по родам. Назови местоимение первого лица единственного числа (2 лица множественного числа).
Местоимения указывают на предметаы, но не называют их.
На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени в единственном числе? Уничтожать; польза, пользу; не страшно, страшно; указывают на предметы; изменяются, изменяться.
Вова бросил мяч далеко, а Вася еще дальше.
Саша живет близко от школы, а Таня еще ближе.
Туристы медленно поднимались в гору.
Орел поднялся высоко в небо.
Вчера было жарко, сегодня еще жарче.
Правый берег реки ниже левого берега.
Быстрый, быстро, быстрее; жарко, жарче, жаркий; медленный, медленно, медленнее; высокий, высоко, выше; низкий, низко, ниже; далекий, далеко, дальше. ... секунд - сколько это минут?
Сколько секунд в ... минутах?
Назови числа, которые делятся на .......
Прыгает в длину на ... метров.......
Может прыгнуть на ... метров ... см.
Реши примеры: 700:100 (...). Большая перемена кончилась в ... .
Она продолжалась ... минут.
Когда началась большая перемена?
Сколько минут продолжается большая перемена в нашей школе?
Когда она начинается, когда заканчивается?
Спектакль начался ... часов и продолжался ... часа ... .
Когда кончился спектакль?
Сколько часов в .... сутках? ... часов - сколько это суток?
Сколько океанов на Земле? Назови их.
Покажи Тихий океан (Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый).
Самый большой и глубокий - Тихий океан.
Саши маленький океан - Северный Ледовитый.
Почему нельзя пить морскую воду?
Моря очень богаты рыбой.
По морям плавают пассажирские теплоходы, грузовые (рыболовецкие) суда.
Покажи на карте Черное море.
Сколько на Земле материков?
Назови все материки. Покажи на карте самый большой материк. Как он называется? Какой материк маленький? Покажи его.
Покажи Антарктиду (Африку, Северную Америку, Южную Америку).
Покажи морские (сухопутные) границы нашей Родины.
Покажи Баренцево море (Белое, Карское, море Лаптевых, Чукотское, Восточно-Сибирское).
Назови и покажи моря Атлантического океана.
Черное море никогда не замерзает.
Наша страна богата полезными ископаемыми.
Какие ты знаешь полезные ископаемые?
Какие полезные ископаемые добывают на Урале?
Золото добывают в Сибири.
Словарь: Океан(-ы), в океане; грузовые (рыболовецкие) суда; в море, в морях; Тихий (..., ...., ...) океан; карта- на карте; материк(-и), Антарктида (...), морские (сухопутные) границы, полезные ископаемые; золото (...)
«Катин подарок».
Рано проснулся Володя в день своего рождения. Папа подарил ему игрушечный пистолет, а мама - книгу с картинками.
А Катя сказала ему: «У меня тоже есть подарок для тебя. Пойдем, покажу его тебе» . Катя взяла с собой маленькую корзинку и повела брата на пруд. На берегу пруда дети сели под тенью большой ивы (под иву) Она достала из корзиночки колокольчик и стала звонить. На поверхности пруда появилось сначала несколько рыбок, потом еще появились рыбки. Все они подплывали к тому месту, где была Катя. Она вытащила из корзинки хлеб и стала бросать рыбкам крошки. Весело было смотреть, как рыбки хватали их, толкали друг друга и отнимали кусочки одна у другой. Катя сказала брату. «Я дарю тебе колокольчик. Когда тебе захочется посмотреть на рыбок, позвони в колокольчик. Володя прыгал от радости и обнимал сестру. Катя целый месяц приходила каждый день на пруд, бросала крошки и в это время звонила. Рыбки привыкли приплывать на звон колокольчика.
Задания к тексту:
Что подарили Володе родители?
Какой подарок приготовила Катя брату?
Какому подарку Володя был рад больше всего?
Словарь: повела на пруд, игрушечный, весело было смотреть; колокольчик; позвони в колокольчик;»,дарю - подарю - подарила; прыгал от радости, обнимал.
«Лжегерой».
Когда ребята купались в реке, Вова спас маленького Димку. Димка закричал: «Тону!» - и скрылся под водой, а Вова вытащил его за волосы. За этот поступок Вову похвалили на собрании. А потом Вова спас на реке семилетнего Костю. Все подумали, что Вова - настоящий герой. Но вот в совет отряда пришел маленький Вася Скворцов и сказал, что сегодня он тонуть не хочет. Мама запретила (не разрешила) ему купаться, потому что у него болит ухо. Ребята закричали: «Зачем тонуть?» И тут они узнали, что это Вова уговорил его «тонуть». И Димку он уговорил, и Костю. Он велел им кричать нарочно «Тону!», а потом их спасал». На совете отряда пионеры обсудили поведение Вовы.
Словарь: скрылся под водой, вытащил за волосы, поступок, совет отряда, герой, герой, запретила, уговорил тонуть, нарочно.
«Хлеб». .
«Один раз уехали на дачу и забыли в буфете хлеб. Вернулись домой через неделю. Хлеб покрылся плесенью (хлеб стал чёрствым). Я хотел его выбросить, но вспомнил один случай. Была война. Наша часть освобождала деревню. (Наши солдаты освободили деревню). У ворот дома стояла девочка и просила хлеба. Я вынул из мешка солдатские сухари и отдал ей (Я отдал девочке свои сухари). Она схватила их (сухари) и стала есть Я вспомнил этот случай, и мне стало стыдно, что я хотел выбросить хлеб. (Я вспомнил эту девочку ...).
Задания к тексту:
Почему автор хотел выбросить хлеб? Какой случай он вспомнил? Почему нельзя бросать хлеб? Почему хлеб остался? Сколько хлеба надо покупать? Забыли - забывать; вернулись - покрылся плесенью - плесень; стал чёрствый; вспомнил случай; бросить, - выбросить.
«Расплата»
Оба они (мальчики) были из Донбасса. Жили в одном доме учились в одной школе. Коля - в четвертом классе, а Вася -во втором . Началась война. В посёлок пришли фашисты. Отец Коли ушёл в партизаны (стал партизаном). Васину мать фашисты увезли в Германию. Мальчики стали жить одни. Рядом в комнате поселился немецкий солдат. Он заставлял ребят чистить ему . сапоги и одежду, стирать бельё. Однажды, когда фашист спал, Вася взял у него гранату и отдал её в окно Коле. Потом собрал свои книжки и побежал в рощу. Коля бросил гранату в окно на кровать фашисту. Граната взорвалась, а мальчики ушли к партизанам. нам.
Задания к тексту:
В каком городе жили ребята? Почему мальчики остались одни? Кто поселился рядом в комнате? Расскажи, какой отважный поступок совершили ребята. В Донбассе, из Донбасса; посёлок, пришли ли фашисты, увезли в Германию, заставлял, граната (-у), бросил гранату, граната взорвалась, ушел в партизаны.
«Москва - столица нашей Родины».
Москва - главный город, столица, нашей Родины. Это очень большой и красивый город. С каждым годом он становится еще лучше, еще красивее. В Москве много школ, театров, кинотеатров, стадионов, парков. В городе работают громадные заводы и фабрики. По широким улицам Москвы идут пешехода, бегут трамваи, троллейбусы, автобусы. Под землей быстро мчатся поезда метро. Московское метро (метрополитен) самое красивое и удобное в мире. Красная площадь - самая красивая площадь Москвы. На Красной площади находится Кремль. Над Кремлём развевается государственный флаг России. (На Красной площади находится мавзолей Владимира Ильича Ленина.Россияне любят свою столицу. Каждый хочет побывать в Москве. Все гости столицы спешат на Красную площадь. Задания к тексту:
Какое место является центром Москвы? Что находится на Красной площади? Почему каждый хочет побывать в Москве? Куда спешат гости столицы? Становится лучше; каждый год - о каждым годом; широкие улицы-га широким улицам; метрополитен, государственный флаг; гранитный мавзолей- в гранитном мавзолее.
«Лес».
Проснулся лес после зимнего сна. В эту пору (время) оживает каждое дерево. Глубоко в земле корни уже вбирают в себя влагу. Весенние соки поднимаются вверх по стволу, к сучьям, наполняют собой почки. Андрей в один такой весенний день бродил по лесу. Неожиданно он услышал стук топора и поспешил на стук. Вышел к опушке, но там никого не было. Вдруг он заметил у самой дороги развесистую березу. На её стволе виднелись свежие следы топора. Раны заливал прозрачный березовый сок. Андрей поглядел на густые ветви, усыпанные почками. Они уже больше не распустятся. На сборе отряда Андрей предложил ребятам помочь леснику охранять лес.
Задания к тексту: Расскажи, как просыпается лес весной? Что услышал Андрей в лесу? Почему береза погибнет? Что предложил Андрей на сборе отряда? Сон-после сна; дерево оживает; влага (-и), сучья-к сучьям; по стволу; ветки- к веткам; у самой дороги; бродить-бродил; (не) распустятся; березовый сок.
«Маленькие помощники».
Зимой к колодцу подбежали Танюшка и Иришка с ведрами в руках. Около колодца было очень скользко, ноги девочек катились по льду. Вдруг девочки увидели старушку. Она медленно шла к колодцу. Идти ей было трудно, она часто останавливалась. 'Танюшка и Иринка помогли бабушке набрать вода и помогли отнести воду домой. Анна Михайловна рассказала девочкам, что во время войны у нее погибли муж и два сына, теперь она живет одна, (Анна Михайловна жила одна. Ей некому было помочь). На другой день во двор к бабушке пришли пионеры. Мальчики кололи дрова и носили в дом, а девочки мыли пол в доме. Всю зиму пионеры помогали Анне Михайловне. Весной ребята снова пришли к старушке. Сначала они работали в огороде, а потом повесили на березку скворечник. Весной и летом будет бабушка слушать песни птиц.
Задания к тексту:
Почему старушке было трудно идти?
Как девочки помогли ей?
Что узнали девочки об Анне Михайловне?
(Почему Анна Михайловна жила одна?
Как пионеры стали помогать ей?
Как ты относишься к старым людям?
Словарь: Колодец - к колодцу; с ведром - с ведрами; скользко; часто останавливалась - останавливаться; погиб - погибли; колоть - кололи дрова; пение (песни) птиц.
«Туман».
Туман - лучшая пограничная собака. Когда-то московский школьник Слава принес домой пушистого щенка. Щенок скулил, был очень слабый, долго болел. Слава начал его дрессировать. Учение давалось щенку с трудом. Но Слава был терпеливый и не переставал учить его. На смотре собак Туман получил первый приз. Когда Слава ушел в пограничники, Туман уехал вместе с ним. Их теперь знают на всех заставах. Туман хорошо берет след, прыгает через барьеры. Когда нужно, он на самолете спешит туда, где враг нарушил границу. У Славы Дунаева - значок «Отличник пограничной службы», а у Тумана - медали.
Задания к тексту:
Кем служил Слава на границе? Как появился на заставе Туман? Чем были награждены Слава я Туман за хорошую службу? Дрессировка - дрессировать; терпеливо - терпеливый - терпеть; берет след; барьер; спешит - спешить; туда-сюда! нарушил границу.
«Друг».
Утром Володя Ульянов пришел в гимназий. В классе было шумно, ребята громко разговаривали, бегали, смеялись. Только один мальчик сидел тихонько на своей парте. Володя раньше никогда не видел этого мальчика. Он посмотрел на его грустное лицо и догадался, что это Митя Андреев, о котором вчера рассказывал папа. Отец привез Митю в Симбирск о Кавказа, чтобы отдать в гимназию, и вдруг неожиданно умер. Митя остался у дальних родственников. Вчера были похороны, а сегодня Митя в первый раз пришел в гимназию. Володе стало очень жалко Митю. Он предложил: «Хочешь я тебе все твои карандаши очиню? «Володя молча сидел радом с Митей и старательно чинил его цветные карандаши. А Митя уже не чувствовал себя таким одиноким в шумном классе среда незнакомых веселых ребят. Ведь рядом с ним был товарищ.
Задания к тексту:
Почему новенький мальчик ни с кем не разговаривал и был грустным? Что предложил ему Володя Ульянов? (Как он помог ему?). Гимназия - в гимназию - гимназист; никогда не видел, грустное лицо, Симбирск, стало жалко, неожиданно, сидел в стороне, догадался. А как ты относишься к товарищам, если случится беда?
IV четверть
I. Речевой материал обиходно-разговорного характера и связанный с организацией учебной деятельности.
Девочка высокого роста, у неё короткие светлые волосы, глаза карие.
Девочка маленького роста, у нее густые темные волосы, глаза голубые.
Опиши внешний вид своего товарища (подруги).
У моей подруги светлые волосы, она заплетает их в косички.
Мой товарищ среднего роста. У него светлые волосы, зеленые глаза.
У ... длинные или короткие волосы (волнистые, прямые или вьющиеся)?
Моя подруга курносая. У ... прямой нос, румяное лицо, темные глаза, рыжие волосы. ... среднего роста, у него высокий лоб, смуглое лицо, он всегда аккуратно одет.
Какого роста твой друг (подруга, отец, мать)?
Какой размер одежды (обуви) ты носишь?
Мама купила костюм ... размера, ... роста.
Ты летал когда-нибудь на самолете? Какие самолеты ты знаешь?
Словарь:
русые (короткие, длинные, кудрявые, прямые, вьющиеся, темные, светлые, рыжие) волосы;
карие (серые, черные, голубые, зеленые, синие) глаза;
высокого (среднего, маленького) роста,
у него (у нее) смуглое (румяное) лицо, размер обуви, (одежды).
Как ты переносишь перелеты? Как ты себя чувствуешь при полете самолета?
Как ты думаешь, коллектив вашего класса хороший? Почему?
Как ты относишься к Оле (...), почему?
Ты уважаешь своего одноклассника ..., за что?
Кто с кем .дружит в вашем классе?
А кто чувствует себя одиноким?. Почему?
Что ты сделал чтобы ... не чувствовал(а) себя одиноким?
«В колхозе».
Наступили ясные весенние дни. На широких полях колхоза идет дружная работа. В колхозе заканчивается весенний сев. В поле слышатся звонкие молодые голоса и громкое гудение тракторов. На ближнем участке работает колхозная молодежь. Лучшая бригада уже закончила свою работу. Теперь она пришла на помощь соседней бригаде. Идешь по узкой тропинке и радуешься. Черное поле скоро покроется нежной зеленью. Хорошо работают колхозники. О работе колхоза писали в газете. Колхоз ставят в пример другим колхозам области.
Задания к тексту:
Какое время года наступило? Что делали весной колхозники в поле? Почему о колхозниках написали в газете? Назови весенние полевые работы. Весенние дни, весенний день; весенний сев, лучшая бригада; своя, -свое, пришли на помощь, слышатся голоса, гудение трактора, бригада, колхозная молодежь.
«Ему было 14 лет».
Шла Великая Отечественная война. Марату Казею было 14 лет. Он был разведчиком в партизанском отряде. В отряде сражались тысячи бойцов - партизан. Все они были отважные, сильные. Но Героем Советского Союза стал самый юный из них. Враги хотели схватить его живым. А у него не было больше патронов. Только одна граната. Эта граната была последняя. Он поднялся из своего окопа. Отстегнул от пояса гранату и шагнул навстречу немцам. Раздался взрыв. Рядом о убитыми врагами лежало тело юного героя. Задания к тексту:
Сколько лет было Марату Казею, когда началась война? Кем был Марат Казей в партизанском отряде? Почему юный партизан стал героем Советского Союза? Разведчик(-ам); партизанский отряд - в партизанском отряде; боец (бойцы); патрон(-ов); окоп -из окопа, юный герой; схватить живым, отстегнул гранату, взрыв, убитые враги. '
«У вечного огня».
На главной площади города - героя Волгограда каждой утро к Вечному огню подходит почетный караул. Этот почетный караул необычный: четыре мальчика с настоящими автоматами и две девочки с красными повязками на рукаве. Пионерские караулы сменяются каждые 20 минут - с восьми утра до восьми вечера. Вокруг сотни людей. Но у Вечного огня так тихо, что юные часовые слышат стук своего сердца. Они смотрят на яркое пламя Вечного огня и думают о том, как бились на этой площади наши воины (солдаты), думают о том, что было здесь во время войны. И еще о том, как сделать, чтобы это никогда не повторилось.
Задания к тексту:
Почему караул назван необычным? Как сменяется караул? О чем думают юные часовые? Какие еще города-герои вы знаете? Город Волгоград, город-герой; почетный караул, в почетном каракуле; Вечный огонь, юные часовые; главная площадь - на главной площади; площадъ Павших борцов; красные повязки- с красными повязками; пламя Вечного огня; воин - воины - война.
«Про Артек»
На берегу Черного моря в Крыму у подножия горы раздаются звонкие голоса. Сюда, в пионерский лагерь «Артек», приезжают ребята со всех концов Советского Союза и из разных стран мира. Дети говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга. Ребята купаются в море, загорают на южном солнце, совершают интересные экскурсии. Утром звук горна поднимает ребят. Начинается новый, увлекательный (интересный) день: походы в горы, игры, прогулки на катерах и лодках. Много интересных дел у ребят в этом лагере. По вечерам они устраивают концерты самодеятельности у костра. Дети разных стран исполняют свои национальные песни и танцы. Быстро пролетит время. Пионеры всегда будут помнить Артек, своих новых друзей.
Задания к тексту:
Где находится международный пионерский лагерь»Артек»? Откуда приезжают дети в этот лагерь? Какие интересные дела ждут ребят в лагере? О чем будут вспоминать пионеры, которые отдыхали в Артеке? Артек, в Артеке; из разных стран; говорят на разных языках, прогулка на катере, пролетит время, национальные песни, устраивают концерта, южное солнце, на южном солнце: экскурсиями), поход (-ы).
« Половодье».
С каждым днём солнце светит все ярче. Тает снег и лед. Бегут веселые ручейки к реке. Река выходит из берегов и заливает поля и леса. Кругом вода. А посреди воды остались маленькие островки земли. На таких островках можно увидеть пенек, кустик, а иногда целое дерево. Трудно приходится лесным жителям в половодье. Вот на бугорке стоит на задних лапах заяц и испуганно смотрит на воду. Вот плывёт бревно, на бревне белочка. Вот за бревно схватился мокрый медвежонок. Он дрожит от страха и от холода и ревёт на весь лес. Многие животные гибнут в это время. Задания к тексту:
Как начинается половодье? Почему трудно приходится лесным жителям в половодье? Каждый день, с каждым днем; светит всё ярче, выходит из берегов, заливает поля, половодье, дрожит от стража; гибнут - гибнуть, на бревне - за бревно, трудно приходится.
Примерный проверочный материал по развитию слухового восприятия учащихся V класса II отделения
«Три друга».
Это было во время Великой Отечественной войны. Однажды над деревней начался воздушный бой. Немецкие самолеты окружили советский самолёт. Жители деревни спрятались по избам. Три пионера тихонько через огороды вышли из деревни. Они спрятались в кустарнике и наблюдали за воздушным боем. Им очень хотелось, чтобы советский летчик победил. Но врагов было слишком много. Наш самолёт вспыхнул и стал падать на землю. Со всех ног бросились три друга к месту падения самолёта. Они быстро взобрались в самолет и вытащили лётчика из огня. Друзья надежно спрятали его в лесу. Задания к тексту: За чем наблюдали три друга? (Что произошло однажды над деревней?
Почему наш самолёт загорелся? Как три друга спасли советского лётчика? Воздушный бой, окружали самолет, спрятались в кустарнике (кустах); наблюдатъ - наблюдали; хотели -хотелось; вспыхнул (загорелся); стал падать - место падения- к ту падения; вытащили из огня, спрятали в лесу (надежно).
Речевой материал, связанный изучением учебных дисциплин.
1. Обращаться с книгой надо бережно и аккуратно, потому что над ней трудилось много людей.
2. Моря и океаны на карте обозначают голубым цветом.
3. Скажи, какую пользу приносит лес?
4. Ты катался на моторной лодке?
5. После уроков ребята занимаются в школьных кружках.
6. Сколько десятков в двух сотнях?
7. Запиши число ....
8. Какие улицы и площади ты знаешь в своем городе?
9. У тебя всегда аккуратно причесаны волосы?
10. Когда самый короткий день?
11. Ученик не должен забывать дома тетради и книги.
12. Реши пример ... .
13. В детских газете пишут о жизни и делах детей нашей страны и жизни детей в других странах.
14. Какие газеты и журналы выписывает ваша семья?
15. В каком кружке ты занимаешься? Вова бросил мяч далеко, а Вася еще дальше.
16. Сколько минут продолжается большая перемена в нашей школе?
17. Какой размер обуви ты носишь?
18. Во время Великой Отечественной войны дети помогали взрослым бороться с фашистами.
19. Где находится детский лагерь «Артек»?
20. Некоторые дети бросают хлеб на пол.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.