Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей школьного возраста для уровня начального общего образования (от 7 до 11лет) |
|||
№;№ |
Наименование методики |
Аннотация |
Практика применения в России |
1 |
Методика наблюдения |
Оценка адекватности ( в соответствии с возастом и ситуацией) поведения ребенка во время обследования, особенностей его контакта со взрослыми, критичности. В ситуации использования параметрического структурированного наблюдения возможна балльная оценка. |
С 19 века |
2 |
Счет по Крепелину |
Исследование работоспособности, выявление параметров утомляемости и врабатываемости. Материал устный счет на цифровом материале. Возможна уровневая , балльная оценка |
С начала 20 века |
3 |
Таблицы Шульте
|
Оценивается общий темп деятельности, работоспособность при выполнении заданий удержания порядка чисел, расположенных в случайном порядке на таблице. |
С 40-х гг. |
4 |
Методика оценки произвольной регуляции |
Оценивается сформированность функции программирования, контроля на сенсомоторном уровне. Ребенку предлагают выполнение по показу взрослым - сложных мануальных (в том числе пальцами) двигательных программ (по Н.Я.Семаго) |
С начала 21 века |
5 |
Запоминание 10 слов |
Автор А.Р. Лурия Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого завпоминания. Представляет из себя набор из 10 простых, односложных, частотных слов. |
С 40-х гг. |
6 |
Запоминание 2-х групп слов и фраз |
Автор А.Р. Лурия Представляет из себя наборы простых слов и фраз: Запоминание двух групп слов по 3 и , соответственно 5 слов группах. - Запоминание двух фраз – по 4-7 слов в каждой. Оценивается объем запоминания, влияние интерференции, удержание порядка слов. |
С 40-х гг. |
7 |
Методика корректурные пробы |
Оценивается устойчивость внимания, возможность переключения и темпа деятельности на буквенном или цифровом материале. Возможна балльная оценка. |
С 50-х гг. |
8 |
Методика Пиктограмма |
Автор А.Р. Лурия Используется для оценки доступности опосредующих операций, анализа различных нарушений мышления и памяти, специфических нарушений мышления. |
С 30-х гг. |
9 |
Цветные Прогрессивные матрицы Дж. Равена |
Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 36 усложняющихся цветных матриц. Имеется балльная оценка. |
С 80-х гг. |
10 |
Стандартные прогрессивные матрицы Дж.Равена (черно-белые) после 9 лет
|
Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 60 усложняющихся черно-белых матриц, организованных в 5 серий (используются серии А,В, С). Имеется балльная оценка. |
С 80-х гг. |
11 |
Исключение предметов (4-лишний) |
Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, особенности словесно-логического мышления. Методика представляет собой набор из четырех изображений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка |
Применяется в диагностической практике с 30-х гг. |
12 |
Подбор простых аналогий |
Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности. |
С 60-хх гг. |
13 |
Подбор парных аналогий |
Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности. |
С 60-х гг. |
14 |
Сравнение понятий |
Используется для выявления особенностей протекания мыслительных операций, нарушений и искажения мышления. |
С 60 гг. |
15 |
Выделение двух существенных признаков |
Оценивается возможность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличие их от второстепенных. Позволяет оценить последовательность рассуждений ребенка. Имеет градуирование степени сложности. |
С 60-х гг. |
16 |
Понимание сюжетных изображений |
Автор идеи А.Н.Бернштейн Набор различных по смысловой нагрузке и сложности сюжетных изображений (картин) Оценивается понимание сюжетной картины, степень развернутости сюжета, понимание скрытого смысла, или подтекста.
|
С 1907 |
17 |
Понимание скрытого смысла в коротких рассказах |
А.Н.Бернштейн. Ребенку на слух предъявляются рассказы со скрытым смыслом – (Всадник, Осели муравей, Последний вагон и т.п.) Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа, умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления. Оценка уровневая |
С 60-х годов |
18 |
Методика Кооса) |
Представляет из- себя набор кубиков, раскрашенных таким образом, чтобы из них составлялись различные узоры. Узоры предлагаются разной трудности ,от минимальной (1), до максимальной (12). Оценивается возможность пространственного анализа и синтеза, соответствие возрасту, характер ошибок и трудностей ребенка. |
С 70-х гг. |
19 |
Оценка сформированности сложных пространственных и квазипростанственных представлений |
Предложена А.Р. Лурия. Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов - «Немые» часы - Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций Понимание сложных речевых, причинно-следственных и пространственно-временных конструкций.
|
С 40-хх гг. |
20 |
Рисуночные тесты
|
Свободный рисунок. - Рисунок человека. -Автопортрет. - Моя семья. Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребенка, его социальной адаптации, фона настроения.
|
С 80-х гг |
21 |
«Контурный КАТ-Н» |
Идея Л.Н. Собчик. Оцениваются реакции ребенка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ребенком и другими детьми, сверстниками. |
С 2000-х гг |
22 |
Методики «Рука», |
Модификация для детей 4-11 лет Н.Я.Семаго. Оценивает наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции, общий уровень психической активности, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка, по категориям: Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность). |
С середины 80-х гг. |
23 |
Беседа |
Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
24 |
Методика «Разрезные картинки» |
А.Н. Бернштейн. Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление. |
Широко используется в дефектологической практике |
25 |
Последовательные картинки Субтест 3. Тест умственного развития младшего школьника |
Методика направлена на изучение параметров словесно-логического мышления – аналитико-синтетической деятельности, установления причинно-следственных зависимостей. Представляет собой 10 серий картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности. Оценивается умение учитывать два и более существенных признака в изображении, ориентироваться на них при установлении последовательности. |
Используется при проведении психолого-педагогического обследования младших школьников |
26 |
Исключение понятий Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний) |
Авторы Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
27 |
Понимание сложных картин со скрытым смыслом |
А.Р.Лурия, А.Н.Бернштейн Методика направлена на выявление способности определять скрытый смысл сюжетной линии, на основании сопоставления деталей происходящего, делать выводы, объяснять причинно-следственные связи. Представляет собой сюжетный рисунок, в котором заключен подтекст. Оценивается умение делать вывод на основании анализа деталей, понимания позы, мимики, жестов изображенных персонажей, умение устанавливать логические связи, обосновывать свою точку зрения. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
28 |
Понимание скрытого смысла текста |
А.Р.Лурия, Методика направлена на исследование способности понимать главную мысль и скрытый смысл текста (Лев и мышь, Лев и лисица, Муравей и голубка). Представляет собой текст со скрытым смыслом, который читает взрослый или ребенок самостоятельно. Оценивается умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
29 |
Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок |
Методика направлена на изучение способности видеть и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок. Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснить народное изречение. Оценивается способность абстрагироваться от конкретики высказывания и обобщенно объяснить пословицу (поговорку). Для семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета. |
Применяется в практике ПМПК во всех регионах России
|
30 |
Овладение программным материалом в области (математика, середина 1 класса) |
Проверка направлена на изучение уровня математических знаний и представлений первоклассника к середине учебного года. Оценивается умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10. Умение прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 10. Уметь считать в пределах 8 - 10 устно или при помощи пальцев. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал) УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10. Находить значение числового выражения в 1действие. Решать задачи в 1 действие |
В соответствии с ФГОС |
31 |
Овладение программным материалом в области (математика, конец 1 класса) |
Проверка направлена на изучение уровня математических знаний и представлений первоклассника к концу учебного года. Оценивается умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 40, обратный – от 20. Умение прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 20. Уметь считать в пределах 10 устно или при помощи пальцев, уметь ориентироваться во втором десятке, т.е. уметь прибавлять единицы к круглому десятку или вычитать единицы из двузначного числа до круглого десятка, или вычитать из двузначного числа второго десятка круглый десяток. Уметь прибавлять и вычитать единицы в числах второго десятка без перехода через десяток. Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал) Уметь чертить прямую и заданный отрезок по линейке. УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Находить значение числового выражения в 1-2 действия без скобок. Решать задачи в 1 действие |
В соответствии с ФГОС |
32 |
Овладение программным материалом в области (математика, конец 2 класса) |
ЗНАТЬ. Названия и последовательность чисел от 1 до 100. Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания. Порядок 1-2 действий в выражениях со скобками и без них. УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100. Находить сумму и разность чисел в пределах 100 устно или письменно. Находить значение числового выражения в 1-2 действия со скобками и без них. Решать задачи в 1-2 действие на сложение и вычитание и задачи в 1 действие на умножение и деление. Находить длину ломаной и периметр многоугольника. |
В соответствии с ФГОС |
33 |
Овладение программным материалом в области (математика, конец 3 класса) |
ЗНАТЬ. Названия и последовательность чисел до 1000. Название компонентов и результатов умножения и деления. Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Правила порядка выполнения 2-3 действий в выражениях со скобками и без них. УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000. Выполнять устно 4 арифметических действия в пределах 100. Выполнять письменно сложение и вычитание двух и трехзначных чисел в пределах 1000. Выполнять проверку вычислений. Находить значение числового выражения в 2-3 действия со скобками и без них. Решать задачи в 2-3 действия. Находить периметр многоугольника. |
В соответствии с ФГОС |
34 |
Овладение программным материалом в области (математика, конец 4 класса) |
ЗНАТЬ. Названия, последовательность и разрядность чисел до 1000000. Правила порядка выполнения 4-5 действий в выражениях со скобками и без них. УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000. Выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на двузначное. Выполнять проверку вычислений. Находить значение числового выражения в 4-5 действий со скобками и без них. Решать задачи в 3-6 действий. Находить площадь прямоугольника. Уметь находить долю числа и число по его доле. К концу 4 класса ребенок должен овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, уметь действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные; |
В соответствии с ФГОС |
35 |
Оценка сформированности грамматического строя речи
|
Оценка уровня сформированности навыков синтаксического оформления предложения и словосочетания Составление предложений различных структур по опорам и без опор; Редактирование предложений; Отраженное воспроизведение предложений, предъявленных на слух;
|
Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века)
|
36 |
Оценка сформированности грамматического строя речи |
Конструирование и моделирование словосочетаний, построенных на основе согласования, управления (беспредложного и предложно-падежного); Восстановление деформированного предложения уровневый анализ |
В соответствии с ФГОС |
37 |
Уровень сформированности навыков словоизменения |
Понимание грамматических форм числа Составление словосочетаний по опорам и без опор; Изменение по моделям (системные формы) |
В соответствии с ФГОС |
38 |
Уровень сформированности навыков словообразования |
Составление словосочетаний по опорам и без опор; Изменение по моделям (системные формы) |
В соответствии с ФГОС |
39 |
Состояние диалогической связной речи и коммуникативных навыков: - Особенности коммуникативного поведения; - Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств |
Свободная беседа; Организованный диалог; Наблюдение в ходе обследования и повседневной жизнедеятельности Качественный, уровневый анализ |
90-е годы 20в. |
40 |
Обследование связной речи и текстовой деятельности |
Понимание текстов различных жанров (пересказы, ответы на вопросы); Продуцирование текстов различных жанров (по опорам и без опор); Достраивание текста (по началу, по концу, по началу и концу) Выделение ключевых опор; Качественный анализ |
Традиционные виды обследования
2000е годы |
41 |
Уровень сформированности навыка чтения:
|
Слоговые таблицы Таблицы слов различной слоговой структуры Таблицы предложений различной протяженности и сложности Таблицы с текстами) (содержащими материал сходный по оптическим или /или акустическо-артикуляционным признакам) Восстановление деформированных слов Оценивается понимание прочитанного; — скорость чтения слов с различной слоговой структурой; — тип слоговой структуры, который вызывает у ученика наибольшие затруднения при чтении; характер Уровневая оценка |
В соответствии с ФГОС |
42 |
Оценка уровня сформированности навыка письма (не ранее 2-ой половины 2 года обучения) |
Чиркина Г.В. Списывание (букв, слогов, слов, предложений, текстов, содержащих потенциально смешиваемые графемы) Запись по памяти; Запись аудируемых текстов (слуховые диктанты с учетом пройденных правил); Изложения; Сочинения (по различным опорам) Уровневая оценка |
В соответствии с ФГОС |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.