Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании
Оценка 4.6

Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании

Оценка 4.6
doc
01.02.2020
Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании
Реестр диагностических методик_7_11.doc

Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на ПМПК для детей школьного возраста для уровня начального общего образования

(от 7 до 11лет)

№;№

Наименование методики

Аннотация

Практика применения в России

1

Методика наблюдения

Оценка адекватности ( в соответствии с возастом и ситуацией) поведения ребенка во время обследования, особенностей его контакта со взрослыми, критичности. В ситуации использования параметрического структурированного наблюдения возможна балльная оценка.

С 19 века

2

Счет по Крепелину

Исследование работоспособности, выявление параметров утомляемости и врабатываемости. Материал устный счет на цифровом материале. Возможна уровневая , балльная оценка

С начала 20 века

3

Таблицы Шульте

 

Оценивается общий темп деятельности, работоспособность при выполнении заданий удержания порядка чисел, расположенных в случайном порядке на таблице.

С 40-х гг.

4

Методика оценки произвольной  регуляции

Оценивается сформированность функции программирования, контроля на сенсомоторном уровне. Ребенку предлагают выполнение по показу взрослым - сложных мануальных (в том числе пальцами) двигательных программ (по Н.Я.Семаго)

С начала 21 века

5

Запоминание 10 слов

Автор А.Р. Лурия

Оценивается скорость, динамика и объем слухоречевого завпоминания. Представляет из себя набор из 10 простых, односложных, частотных слов.

С 40-х гг.

6

Запоминание 2-х групп слов и фраз

Автор А.Р. Лурия

Представляет из себя наборы простых слов и фраз:

Запоминание двух групп слов по  3 и , соответственно 5 слов группах.

- Запоминание двух фраз – по 4-7 слов в каждой. Оценивается объем запоминания,  влияние интерференции, удержание порядка слов.

С 40-х гг.

7

Методика корректурные пробы

Оценивается устойчивость внимания, возможность переключения и темпа деятельности на буквенном или цифровом материале. Возможна балльная оценка.

С 50-х гг.

8

Методика Пиктограмма

Автор А.Р. Лурия

Используется для оценки доступности опосредующих операций, анализа различных нарушений мышления и памяти, специфических нарушений мышления.

С 30-х гг.

9

Цветные Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 36 усложняющихся цветных матриц.

Имеется балльная оценка.

С 80-х гг.

10

Стандартные прогрессивные матрицы Дж.Равена (черно-белые) после 9 лет

 

Направлена на исследование особенностей перцептивно-логического мышления, возможность распределения внимания по ряду признаков, удержания сложного алгоритма деятельности. Представляет 60 усложняющихся черно-белых матриц, организованных в 5 серий (используются серии А,В, С).

Имеется балльная оценка.

С 80-х гг.

11

Исключение предметов (4-лишний)

Методика направлена на изучение параметров формирования процессов обобщения и классификации. Оцениваются параметры: способность к обобщению, сформированность обобщающих понятий, особенности словесно-логического мышления.

Методика представляет собой набор из четырех изображений, подобранных в соответствии с возрастом ребенка

Применяется в диагностической практике с 30-х гг.

12

Подбор простых аналогий

Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности.

С 60-хх гг.

13

Подбор парных аналогий

Оценка возможности установления логических связей и отношений между понятиями. Предъявляется детям с сформированным навыком чтения. Материал градуирован по степеням сложности.

С 60-х гг.

14

Сравнение понятий

Используется для выявления особенностей протекания мыслительных операций, нарушений и искажения мышления.

С 60 гг.

15

Выделение двух существенных признаков

Оценивается возможность выделения самых существенных признаков предметов и явлений и отличие их от второстепенных. Позволяет оценить последовательность рассуждений ребенка. Имеет градуирование степени сложности.

С 60-х гг.

16

Понимание сюжетных изображений

Автор идеи А.Н.Бернштейн

Набор различных по смысловой нагрузке и сложности сюжетных изображений (картин)

Оценивается понимание сюжетной картины, степень развернутости сюжета, понимание скрытого смысла, или подтекста.

 

С 1907

17

Понимание скрытого смысла в коротких рассказах

А.Н.Бернштейн. Ребенку на слух предъявляются рассказы со скрытым смыслом – (Всадник, Осели муравей, Последний вагон и т.п.)

Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа, умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления. Оценка уровневая

С 60-х годов

18

Методика Кооса)

Представляет из- себя набор кубиков, раскрашенных таким образом, чтобы из них составлялись различные узоры. Узоры предлагаются разной трудности ,от минимальной (1), до максимальной (12).

Оценивается возможность пространственного анализа и синтеза, соответствие возрасту, характер ошибок и трудностей ребенка.

С 70-х гг.

19

Оценка сформированности сложных пространственных и квазипростанственных представлений

Предложена А.Р. Лурия. Понимание и употребление в речи всех предлогов и слов, обозначающих пространственное взаиморасположение объектов

- «Немые» часы

- Узнавание и понимание инвертированных и пассивных речевых конструкций Понимание сложных речевых, причинно-следственных и пространственно-временных конструкций.

 

С 40-хх гг.

20

Рисуночные тесты

 

Свободный рисунок.

- Рисунок человека.

-Автопортрет.

- Моя семья.

Оцениваются особенности аффективно-эмоциональной сферы ребенка, его социальной адаптации, фона настроения.

 

С 80-х гг

21

«Контурный КАТ-Н»

Идея Л.Н. Собчик. Оцениваются реакции ребенка на проблемы в эмоциональных отношениях с окружающими его людьми, переживания отношений между ребенком и другими детьми, сверстниками.

С 2000-х гг

22

Методики «Рука»,

Модификация для детей 4-11 лет Н.Я.Семаго. Оценивает наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения, выявление активной или пассивной личностной позиции, общий уровень психической активности, анализ эмоциональной сферы и межличностных отношений ребенка, по категориям:

Активность; Пассивность; Тревожность; Агрессивность; Директивность; Коммуникация; Демонстративность; Зависимость; Физическая дефицитарность (ущербность).

С середины 80-х гг.

23

Беседа

Методика направлена на выявление знаний об окружающем мире, временной последовательности, представлений о себе и ближайшем окружении.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

24

Методика «Разрезные картинки»

А.Н. Бернштейн. Методика направлена на изучение параметров пространственного конструирования, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Методика представляет собой три предметных черно-белых изображения, разрезанные на части. Методикой предусматривается дозированная помощь. Оценивается пространственная ориентировка, обучаемость, целостность восприятия образа, способность к аналитико-синтетической деятельности, мышление.

Широко используется в дефектологической практике

25

Последовательные картинки Субтест 3. Тест умственного развития младшего школьника

Методика направлена на изучение параметров словесно-логического мышления – аналитико-синтетической деятельности, установления причинно-следственных зависимостей. Представляет собой  10 серий картинок, которые необходимо расположить в правильной последовательности. Оценивается умение учитывать два и более существенных признака в изображении, ориентироваться на них при установлении последовательности.

Используется при проведении психолого-педагогического обследования младших школьников

26

Исключение понятий

Исследование словесно-логического мышления (пятый лишний)

Авторы Л.И. Переслени, Е.М. Мастюкова, Л.Ф. Чупров, Методика направлена на исследование сформированности логического действия (классификации, обобщения). Представляет собой пять слов, четыре из которых можно отнести к одной категории, а пятое является лишним. Оценивается способность к абстрагированию, умение ориентироваться на существенные признаки, обобщать элементарные понятия.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

27

Понимание сложных картин со скрытым смыслом

А.Р.Лурия, А.Н.Бернштейн Методика направлена на выявление способности определять скрытый смысл сюжетной линии, на основании сопоставления деталей происходящего, делать выводы, объяснять причинно-следственные связи. Представляет собой сюжетный рисунок, в котором заключен подтекст. Оценивается умение делать вывод на основании анализа деталей, понимания позы, мимики, жестов изображенных персонажей, умение устанавливать логические связи, обосновывать свою точку зрения.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

28

Понимание скрытого смысла текста

А.Р.Лурия, Методика направлена на исследование способности понимать главную мысль и скрытый смысл текста (Лев и мышь, Лев и лисица, Муравей и голубка). Представляет собой текст со скрытым смыслом, который читает взрослый или ребенок самостоятельно. Оценивается умение сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности, объяснить главную мысль рассказа, наличие ошибок на непонимание морали, ориентация на конкретные или случайные признаки при анализе содержания.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

29

Понимание скрытого смысла пословиц и поговорок

Методика направлена на изучение способности видеть и объяснять народную мудрость, заключенную в пословице и поговорке. Представляет собой набор широко употребляемых пословиц и поговорок. Для более младшего возраста используется сюжет, позволяющий объяснить народное изречение. Оценивается способность абстрагироваться от конкретики высказывания и обобщенно объяснить пословицу (поговорку).

Для семилетнего возраста допустимым считается объяснение пословицы на примере героя предъявляемого сюжета.

Применяется в практике ПМПК во всех регионах России

 

30

Овладение программным материалом в области (математика, середина

1 класса)

Проверка направлена на изучение уровня математических знаний и представлений первоклассника к середине учебного года.

Оценивается умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 20, обратный – от 10.   Умение  прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 10. Уметь считать в пределах 8 - 10 устно или при помощи пальцев.

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)

УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10. Находить значение числового выражения в 1действие. Решать задачи в 1 действие

В соответствии с ФГОС

31

Овладение программным материалом в области (математика, конец

1 класса)

Проверка направлена на изучение уровня математических знаний и представлений первоклассника к концу учебного года.

Оценивается умение четко, без сбоя и пропусков произносить прямой числовой ряд до 40, обратный – от 20.   Умение  прочитать, назвать и самостоятельно записать любое число в пределах 20. Уметь считать в пределах 10 устно или при помощи пальцев, уметь ориентироваться во втором десятке, т.е. уметь прибавлять единицы к круглому десятку или вычитать единицы из двузначного числа до круглого десятка, или вычитать из двузначного числа второго десятка круглый десяток. Уметь прибавлять и вычитать единицы в числах второго десятка без перехода через десяток.

Знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, ромб, овал)

Уметь чертить прямую и заданный отрезок по линейке.

УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20. Находить значение числового выражения в 1-2 действия без скобок. Решать задачи в 1 действие

В соответствии с ФГОС

32

Овладение программным материалом в области (математика, конец

2 класса)

ЗНАТЬ. Названия и последовательность чисел от 1 до 100. Таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. Названия компонентов и результатов сложения и вычитания. Порядок 1-2 действий в выражениях со скобками и без них.

УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100. Находить сумму и разность чисел в пределах 100 устно или письменно. Находить значение числового выражения в 1-2 действия со скобками и без них. Решать задачи в 1-2 действие на сложение и вычитание и задачи в 1 действие на умножение и деление. Находить длину ломаной и периметр многоугольника.

В соответствии с ФГОС

33

Овладение программным материалом в области (математика, конец 3 класса)

ЗНАТЬ. Названия и последовательность чисел  до 1000. Название компонентов и результатов умножения и деления. Таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Правила порядка выполнения 2-3 действий в выражениях со скобками и без них.

УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000. Выполнять устно 4 арифметических действия в пределах 100.  Выполнять  письменно сложение и вычитание двух и трехзначных чисел в пределах 1000. Выполнять проверку вычислений. Находить значение числового выражения в 2-3 действия со скобками и без них. Решать задачи в 2-3 действия. Находить периметр многоугольника.

В соответствии с ФГОС

34

Овладение программным материалом в области (математика, конец 4 класса)

ЗНАТЬ. Названия,  последовательность и разрядность чисел  до 1000000. Правила порядка выполнения 4-5 действий в выражениях со скобками и без них.

УМЕТЬ. Читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1000000. Выполнять  письменно сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначного числа на двузначное. Выполнять проверку вычислений. Находить значение числового выражения в 4-5 действий со скобками и без них. Решать задачи в 3-6 действий. Находить площадь прямоугольника. Уметь находить долю числа и число по его доле.

К концу 4 класса ребенок должен овладеть основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов; приобрести начальный опыт применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;                                 уметь выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, уметь действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

В соответствии с ФГОС

35

Оценка сформированности грамматического строя речи

 

 

 

 

Оценка уровня сформированности навыков синтаксического оформления предложения и словосочетания Составление предложений различных структур по опорам и без опор;

Редактирование предложений;

Отраженное воспроизведение предложений, предъявленных на слух;

 

Традиционные виды обследования (с 50-60 годов XX века)

 

36

Оценка сформированности грамматического строя речи

Конструирование и моделирование словосочетаний, построенных на основе согласования, управления (беспредложного и предложно-падежного);

Восстановление деформированного предложения уровневый анализ

В соответствии с ФГОС

37

Уровень сформированности навыков словоизменения

Понимание грамматических форм числа

Составление словосочетаний по опорам и без опор;

Изменение по моделям (системные формы)

В соответствии с ФГОС

38

Уровень сформированности навыков словообразования

Составление словосочетаний по опорам и без опор;

Изменение по моделям (системные формы)

В соответствии с ФГОС

39

Состояние диалогической связной речи и коммуникативных навыков:

 - Особенности коммуникативного поведения;

- Специфика использования лингвистических и паралингвистических средств

Свободная беседа;

Организованный диалог;

Наблюдение в ходе обследования и повседневной жизнедеятельности Качественный, уровневый анализ

90-е годы 20в.

40

Обследование связной речи и текстовой деятельности

Понимание текстов различных жанров (пересказы, ответы на вопросы);

Продуцирование текстов различных жанров (по опорам и без опор);

Достраивание текста (по началу, по концу, по началу и концу)

Выделение ключевых опор;

Качественный анализ

Традиционные виды обследования

 

 

 

 

 

2000е годы

41

Уровень сформированности навыка чтения:

 

Слоговые таблицы

Таблицы слов различной слоговой структуры

Таблицы предложений различной протяженности и сложности

Таблицы с текстами) (содержащими материал сходный по оптическим или /или акустическо-артикуляционным признакам)

Восстановление деформированных слов

Оценивается  понимание прочитанного;

  скорость чтения слов с различной слоговой структурой;

  тип слоговой структуры, который вызывает у ученика наи­большие затруднения при чтении;

характер

Уровневая оценка

В соответствии с ФГОС

42

Оценка уровня сформированности навыка письма (не ранее 2-ой половины 2 года обучения)

Чиркина Г.В.

Списывание (букв, слогов, слов, предложений, текстов, содержащих потенциально смешиваемые графемы)

Запись по памяти;

Запись аудируемых текстов (слуховые диктанты с учетом пройденных правил);

Изложения;

Сочинения (по различным опорам)

Уровневая оценка

В соответствии с ФГОС

 


Скачано с www.znanio.ru

Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на

Реестр диагностических методик для организации психолого-педагогического обследовании на

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Прогрессивные матрицы Дж. Равена

Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа, умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления

Оценивается понимание скрытого смысла или логики рассказа, умение абстрагироваться от конкретного содержания текста и понять смысл происходящего, уровень сформированности предпосылок логического мышления

Методика «Разрезные картинки»А

Методика «Разрезные картинки»А

Применяется в практике ПМПК во всех регионах

Применяется в практике ПМПК во всех регионах

Находить значение числового выражения в 1-2 действия без скобок

Находить значение числового выражения в 1-2 действия без скобок

В соответствии с ФГОС 35Оценка сформированности грамматического строя речи

В соответствии с ФГОС 35Оценка сформированности грамматического строя речи

Понимание текстов различных жанров (пересказы, ответы на вопросы);

Понимание текстов различных жанров (пересказы, ответы на вопросы);
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020