МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Государственное учреждение образования
«Лопатинская средняя школа»
Рефлексивная деятельность
на уроке
Автор-составитель:
Зайцева Юлия Александровна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Гомель 2020
«Психика тем и уникальна, что в ней (как в системе) заложен такой механизм, который позволяет преодолевать собственную системную ограниченность, постоянно выходить за свои собственные пределы,
делая саму себя предметом собственного же функционирования. Иначе говоря, в самой организации психики предусмотрен и реализован высший из известных уровней – метасистемный. Рефлексия же – это и есть процессуальное средство реализации данного уровня».
А. В. Карпов
Рефлексия является одной из важнейших метаспособностей, без развития которой невозможно развитие субъектности и уникальности человека. Особенно важно, что рефлексивность с точки зрения психического здоровья выступает необходимым компонентом процессов социализации личности и межличностного взаимодействия, по сути, выступая условием их протекания. С. Л. Рубинштейн давая различные определения личности, указывает: «Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, осознавая себя как субъекта, называет своим «я». «Я» – это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании... Личностью, как мы видим, человек не рождается; личностью он становится. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? – что я сделал? – чем я стал?» Все три позиции «Я», которые находятся в центре понимания личности С. Л. Рубинштейном, являются, несомненно, рефлексивными.
В данной концепции рефлексия имеет не только функции анализа того, что было, но и представляет собой реконструкцию и проектирование своего «Я», жизненного пути и в итоге – жизни человека.
По словам Я. А. Пономарева, рефлексия выступает одной из главных характеристик творчества. Человек становится для самого себя объектом управления, из чего следует, что рефлексия, как «зеркало», отражающее все происходящие в нем изменения, становится основным средством саморазвития, условием и способом личностного роста.
С практической точки зрения важно, чтобы учитель не только уяснил для себя характер задавания рефлексивных вопросов, но и точно мог их конструировать в зависимости от целей рефлексии: выявление хода учения и его коррекция, оценка полученного результата учебной деятельности, корректировка межличностной коммуникации учеников и т.д.
Проектирование образовательного процесса на основе рефлексии, а не просто фрагментарное использование рефлексии представляет собой отдельную и довольно непростую задачу, которая системно и целенаправленно не реализовывалась в современном образовании. Ее осуществление важно как минимум с двух точек зрения: развития личностно ориентированного образования и дальнейшего исследования самой рефлексии. Для того чтобы целенаправленно развивать рефлексию, необходимо знать ее структуру (рефлексивные акты), иначе сложно управлять ее развитием.
В целом рефлексия в образовательном процессе представляет собой механизм обратной связи о качестве хода и результатов образовательного процесса (особенно учения и развития ученика). Большинство исследователей предлагают учителям на различных этапах образовательного процесса задавать рефлексивные вопросы, в зависимости от того, какие цели реализуются педагогом вместе с учениками и какого вида рефлексия необходима.
Таким образом, исходя из анализа субъектно-деятельностного подхода, можно сказать, что рефлексия представляет собой магистральный путь развития субъектности, самости, уникальности и неповторимости личности. Данные позиции еще не нашли своего адекватного и полного воплощения в современном личностно ориентированном образовании в школе.
2. Основные понятия теории рефлексии
Обучение – процесс взаимодействия обучающего и обучающегося по присвоению знаний, умений и навыков.
Рефлексия – тип философского мышления, исправления; процесс самопознания индивидуумом внутренних психологических актов и состояний.
Рефлексия – от лат. дословно «обращение назад», «отражение».
Рефлексия – словарь иностранных слов – размышление о своем внутреннем состоянии.
Рефлексия – толковый словарь русского языка – самоанализ, процесс самопознания индивида.
Рефлексия – в психологии – личностное свойство, которое представляет собой важнейший фактор развития личности, формирования целостной психической культуры личности.
Рефлексия – в современной педагогике – самоанализ деятельности и ее результатов.
Рефлексия является процессом и результатом самоанализа субъектом своих сознания, поведения, внутренних психических актов и состояний собственного опыта, личностных структур.
Отсутствие функций рефлексии – это:
- направленность только на процесс деятельности;
- отсутствие изменений в развитии личности ребенка.
Рефлексивная деятельность учащихся осуществляется не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).
При взаимодействии с учащимися учитель, в зависимости от обстоятельств, возраста учащихся, изучаемого предмета, темы может использовать различные типы, формы и виды рефлексии.
3. Типы, формы, виды, функции и этапы рефлексии
Типы рефлексии
– личностная (объектом является сама личность: настроение, знание, умения и т.д.);
– интеллектуальная (объект – процесс мышления) работает при научном познании (анализ того, что знают и как структурировать информацию дальше); – коммуникативная (объект - процесс общения); – кооперативная (объект – взаимодействие).
Формы рефлексии
– ретроспективная (что я делала? каким образом?);
– проспективная (представим себе, что я вот это сделаю, и что дальше получиться?);
– интроспективная (что и как я делаю?).
Виды рефлексии
При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебных рефлексий, отражающих 4 сферы человеческой сущности:
– физическую (успел/не успел);
– сенсорную (самочувствие: комфортно/дискомфортно);
– интеллектуальную (что понял, что осознал, что не понял, какие затруднения испытал);
– духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Структура педагогической рефлексии
Рефлексия
↓
Субъекты рефлексии
ПедагогУчащийся
Деятельность учащегося
Педагогическое взаимодействие
Деятельность педагога
Функции рефлексии:
– стимулирует проектирование и моделирование деятельности участников пед. процесса;
– позволяет определить наиболее эффективные способы взаимодействия в современной деятельности;
– выступает условием продуктивного общения субъектов пед. процесса;
– формирует осмысленность деятельности и взаимодействия;
– позволяет сформировать мотивы собственной деятельности;
– побуждает к изменению во взаимодействии и деятельности.
Этап рефлексии.
Образовательные задачи этапа
1. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.
2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества.
Содержание этапа рефлексии учебного занятия Мобилизация учащихся на рефлексию.
Показатели выполнения образовательных задач на этапе рефлексии:
– Открытость учащихся в осмыслении своих действий, поведения и эмоционального состояния.
– Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
– Условия выполнения образовательных задач
– Развитие способности учащихся к рефлексии.
– Стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учителя, учащиеся) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления.
– Реализация рефлексивного алгоритма: «Я», «МЫ», «ДЕЛО».
Рефлексия социальная – осознание субъектом того, как он оценивается другими индивидуумами (концепция «отражённого» или «зеркального» «Я»), способность мысленного восприятия позиции «другого» и его точки зрения на предмет рефлексии.
Педагогическая рефлексия – процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояний своего развития и причин этого состояния:
– анализ педагогом деятельности учащегося,
– анализ педагогом своей педагогической деятельности, – анализ учащимся своей деятельности,
– анализ учащимся деятельности педагога,
– анализ учащимся педагогического взаимодействия.
Рефлексивная технология – упорядоченная система процедур и действий педагога и учащегося, направленная на самоанализ ими педагогического взаимодействия (процесса, результата, конкретной ситуации, в зависимости от того как складывается ситуация).
I. Определение объекта рефлексии и момента занятия, в котором рефлексируется деятельность. Объект:
– цель занятия,
– смысл изучаемых понятий и учебной деятельности,
– способы деятельности как личное средство работы,
– применимость полученных знаний на практике,
– осознание личностных и профессиональных изменений и др.
II. Создание установки на наблюдение и анализ собственного познания и поведения:
III. Акцентирование внимания на важности результатов рефлексии для организации дальнейшего педагогического взаимодействия.
4. Виды рефлексии
4.1. Интеллектуальная рефлексия
Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в данной ситуации, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности.
1. Выбери верное утверждение:
У меня не было затруднений; Я только слушал предложения других; Я выдвигал идеи...
Понятие |
Знал |
Узнал |
Хочу узнать |
|
|
|
|
«+» - знал, «!» - новый материал (узнал), «?» - хочу узнать
10. Ранжирование, расположение в нужном порядке понятий.
11. Восстановление деформированного высказывания, правила, текста или дополнение пропущенными словами (например, когда каждое третье или пятое слово пропущены).
12. Синквейн – составление четверостишия по схеме:
первая строка – понятие, выраженное существительным, вторая строка – описание двумя прилагательными (причастиями), третья строка – 4 значимые слова, выражающие отношение к понятию, четвёртая строка – слово-синоним понятию, обобщение или расширение смысла.
13. Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
14. Варианты вопросов, которые задаются учителем в конце урока с целью содержательной рефлексии:
15. Вопросы итоговой рефлексии может задавать ученик (по желанию, по просьбе учителя…):
16. Рефлексивные сочинения (как для домашних заданий, так и для 5-7 минут в классе). Примерный план рассуждений для ребёнка в соответствии с этапами урока:
17. Бортовой журнал.
18. Письменная дискуссия.
19. Пчелиный улей. Приём используется после подачи новогоматериала. Учитель просит обсудить услышанный материал в парах и задать вопросы по материалу, который не поняли учащиеся, тем самым сразу же ликвидируются пробелы в знаниях.
20. Мудрые совы. Учащимся предлагается самостоятельно поработать над содержанием параграфа или текста учебника. После этого ребятам раздаются вопросы для его обсуждения.
(найдите в тексте основные понятия и запишите их).
(выберите ту информацию, которую считаете для себя новой).
(найдите в тексте информацию, которая является известной и ту, которая ранее была вам неизвестна).
(выберите из текста ту информацию, которая является для вас неожиданной, так как противоречит вашим ожиданиям и представлениям).
(постарайтесь выразить основную мысль тремя фразами. Какая из фраз является центральным высказыванием? Какие из фраз являются ключевыми?).
(можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы важны для вашей будущей деятельности и жизни?).
(найдите в тексте такие места и высказывания, которые заслуживают особого внимания и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии).
21. Работа ЗА и ПРОТИВ. Используется на заключительном этапеизучения темы. Позволяет выявить мнение большинства по данному вопросу. Ничего не комментируется, только выдвигаются аргументы. Начинают с позиции «против». Например: «Здоровый образ жизни, занятия спортом» (работают в группах: одна выдвигает тезисы «ЗА» и обосновывает их, другая группа – «ПРОТИВ» и тоже их обосновывает).
Проведение этого вида рефлексии целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности. Применяются карточки
1.Рисуем настроение. Настроение человека прежде всего отражается в продуктах его деятельности: рисунках, рассказах, высказываниях и др. Чтобы проверить, как воздействует обучение на состояние ребёнка, целесообразно дать задание по рисованию на тему «Моё настроение».
Затем листочки передаются по кругу. Задача каждого определить настроение друга и дополнить его, дорисовать. Это продолжается до тех пор, пока листочки не вернутся к своим хозяевам. После этого обсуждают получившийся рисунок. Чтобы определить настроение по использованному в рисунке цвету, можно применить характеристику цветов Макса Лютера:
2. Образная рефлексия. Сравнить своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка).
В классном уголке висит «солнышко». Количество лучиков соответствует количеству детей в классе. Лучик – косичка с бантом на конце, которая есть у каждого ребёнка. Цвет
6. Состояние моей души. Рисуется лесенка с 5 ступенями. У каждой своё название:
1) Крайне скверно, 2) Плохо, 3) Хорошо, 4) Уверен в своих силах, 5) Комфортно. Ребёнок рисует изображение человечка и ставит его на ту ступеньку, которая соответствует состоянию его души.
7. Мишень настроения. День – это один выстрел. В какую область настроения он попал сегодня? В зависимости от этого рисуется (наклеивается) кружок-попадание в одной из цветовых зон. Внутри – дата и мотивация. В конце недели (четверти, месяца) вся мишень «прострелена» днями.
8. Маятник настроения. Идея та же – оценка настроения.
Сама картинка (слева - хмурый день, тучи, дождь; справа - солнце, безоблачное небо) нарисована на листе ватмана.
Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жёстко закреплённая наверху. В зависимости от того, «солнечное» или «дождливое» настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. При этом внизу, в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина (по аналогии с «розой настроения»).
9. Музыкальный тест. Нотный стан каждого ребёнка небольших размеров (с тетрадный лист). Ребёнку даётся маленькая нотка. Если дети знакомы с нотной грамотой, то для них не составит труда нахождение нот на нотном стане.
10. Роза настроения. «Роза» делится на секторы – по количеству дней. Заполняется «роза» в конце дня. Дети, совещаясь, решают, какой цвет соответствует наиболее полно настроению в течение прожитого дня:
В зависимости от этого дуга опускается вниз либо поднимается вверх, образуя один лепесток «розы». Далее лепесток закрашивается выбранным цветом. Если, по мнению ребят, настроение в конце дня изменилось, то при закрашивании один цвет плавно переходит в другой.
Внутри лепестка можно написать объяснение, почему выбраны такой цвет и форма лепестка. В этом случае «роза» станет своеобразным дневником с оценкой каждого дня.
12. Сказочное дерево. Разноцветные бабочки, цветки, птички. По аналогии с предыдущим.
Данная рефлексия даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных.
Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя, например, приём «лестницы успеха».
Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость».
1. Огонёк общения. Дети встают в круг, обняв друг друга за плечи, и каждый говорит, что, по его мнению, было сегодня самым интересным. Дети садятся в круг и передают по кругу сердечко. Тот, у кого в руках сердечко, говорит:
На парте у каждого ребёнка лежат три кружочка (цветочка) разных цветов. Учитель объясняет детям:
Формулировки указаний меняются в зависимости от указаний учителя.
2. Дерево творчества. По окончании дела (урока, дня) дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
3. Метод пяти пальцев.
5. Закрой глаза. Обычно предлагается делать в конце урока.
Учащимся предлагается с закрытыми глазами мысленно ответить на три вопроса:
ИЛИ:
Рефлексия достижения цели с использованием «деревацелей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания ,,Я не знал… – Теперь я знаю…’’); приём анализа субъективного опыта и достаточно известный приём скинвейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
Для подведения итогов урока можно воспользоваться упражнением «Плюс – минус – интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трёх граф. В графу «П» – «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» – «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным. В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы ещё хотелось узнать по теме урока, вопросы к учителю.
Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.
В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять - это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учеников аргументировать свой ответ.
5. Моё настроение стало лучше/стало хуже
6. Материал урока мне был понятен/непонятен, полезен/бесполезен, интересен/скучен
Для оценивания учащимися своей активности и качества своей работы на уроке можно предложить на листочке условно отмечать свои ответы: «+» – ответил по своей инициативе, ответ правильный.
Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, ученики смогут объективно оценить свою активность и качество работы.
Для того, чтобы закончить урок на положительной ноте можно воспользоваться одним из вариантов упражнения «Комплимент» (Комплимент – похвала. Комплимент деловым качествам. Комплимент в чувствах), в котором учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. Такой вариант окончания урока даёт возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого. 1. Выбери утверждение:
однообразный; неинтересный; скучный.
Ощущал себя:
2. Светофор.
3. Свет молнии. Развивает заинтересованность, творчество, инновационный подход.
Выразить своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
5. Незаконченное предложение. В конце учебного занятия школьникам предлагаются на карточках несколько незаконченных предложений:
Эта техника очень проста в применении, но позволяет увидеть так называемый «сухой остаток» учебного занятия.
6. Урок:
7. Я выбрал эти задания на уроке, потому что:
8. Дерево. (Фрагмент урока литературного чтения во 2 классе).
Ø Книги, как деревья, раскрывают свои страницы – листочки навстречу нам, читателям, и помогают стать настоящими людьми. И люди, как деревья.
Ø Встаньте, дети, опустите руки. Наше тело – ствол дерева. Ноги – корни. Кто познакомился с творчеством Р. Сефа, научился выразительно читать стихотворение, поставьте ноги на ширину плеч. Наши руки – ветки. Кому удалось справиться со всеми заданиями, согните руки в локтях. На ветках набухают почки – кулачки, а раскрытые ладошки – листья. Кто понял, что хотел сказать нам, читателям, своим произведением Р.Сеф, раскройте кулачки – почки.
Ø Мысленно оцените свою работу на уроке. Кто может назвать себя художником – читателем, поднимите руки – ветки и помашите ими. Это наша благодарность художнику – поэту Роману Семёновичу Сефу.
Ø
5. Рефлексивная деятельность учащихся на уроке
– Я надеюсь, что этот урок будет…
– Я ожидаю, что…
– Я буду разочарован, если…
– Я хотел бы унести с собой…
Что мне известно по данной теме? |
Что нового я узнал из текста? |
|
|
Совсем непонятно
Хорошо понятно
Две-три пословицы, «переведенные» на язык, например, биологических терминов, потребуют для обратного перевода:
– образного мышления,
– анализа смысла отдельных слов.
Примеры «перевода»:
Заблудился в трех соснах |
Сбился с азимута среди трех голосеменных |
Сколько волка не корми, он все равно в лес смотрит |
Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно все равно смотрит в растительное сообщество |
Ложка дегтя портит бочку меда |
Приблизительно 20г. продукта полукоксования твердых топлив приводит в непригодное к использованию состояние весь продукт переработки нектара растений представителями перепончатокрылых, находящийся в большой деревянной емкости |
Сердцу не прикажешь |
На один из органов кровообращения не распространяются законы дисциплинарного устава |
Птица-кашевар |
Сорока |
Хитрый гриб |
Лисичка |
Солнечный макияж |
Загар |
Бабочка из шкафа |
Моль |
Рост змеи |
Длина |
Обувь с ресничками |
Инфузория туфелька |
Мумия абрикоса |
Курага |
Нежный хищник |
Ласка |
Глупый репей |
Лопух |
Уолт Уитмен.
Привет странам сосны и дуба,
Привет странам лимона, инжира,
Привет странам золота…
Привет странам маиса, пшеницы,
Привет странам виноградным,
Привет странам сахара и риса,
Привет странам хлопка и странам картофеля…
Привет странам серебра и олова…
(характеристики стран заменяются их настоящими названиями)
Практическая работа
«Компенсация дефицита элемента в организме человека с помощью диеты» План работы:
1. Выбрать два «дефицитных» элемента.
2. Дать краткое описание элементов по алгоритму:
– за какие процессы и структуры отвечают данные элементы в животном организме;
– какие нарушения произойдут при дефиците элементов.
3. Используя информационные материалы, спроектировать диету на один день, целенаправленно восполняющую дефицит выбранных элементов.
4. Оформить результаты работы в виде таблицы на отдельных листах.
Элемент |
Функция |
Нарушение при недостатке |
|
|
|
– Первая строка – это название темы занятия одним словом (обычно существительным)
– Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными)
– Третья строка – это описание действия в рамках этой темы (тремя глаголами) – Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме
– Пятая строка – это синоним, повторяющий суть темы.
– присесть на корточки – очень низкая оценка, негативное отношение;
– полуприседание, руки вперед – невысокая оценка, ниже среднего, безразличное отношение;
– – обычная поза, стоя, руки по швам – удовлетворительная оценка, спокойное отношение;
– стоя, руки вверх – хорошая оценка, позитивное отношение;
– поднять руки кверху, хлопая в ладоши, подняться на цыпочки – очень высокая оценка, восторженное отношение.
Пример:
– Какое у тебя настроение?
– Насколько тебе нравится сегодняшняя погода?
– Насколько понятна новая тема?
– Насколько интересна новая тема?
– Насколько хорошо ты запомнил новый материал?
– Как бы ты оценил свою работу на занятии?
– Насколько нужна полученная тобой информация?
– Как ты себя сейчас чувствуешь?
I – ощутите своё настроение;
II – насколько вам понятна суть темы?
III – насколько полезна новая информация?
IV IV – оцените свою работу на уроке.
Почему увеличился разрыв (-20; +20)? Почему увеличился интерес?
I – Какое у вас настроение? Выстрелить в мишень.
II – Интерес?
III – Оцените работу учителя.
IV – С каким настроением вы уходите?
– В учебном предмете меня интересует…
– Я планирую…
– Мне бы хотелось…
– А ещё хочу сказать…
– Во время урока я приобрёл…
– Если бы я был… , то…
– ведущий говорит: «Я знаю …»
– следующий участник - «Я знаю плотность …»
– следующий участник - «Я знаю плотность это …»
– следующий участник - «Я знаю плотность это масса …»
– следующий участник - «Я знаю плотность это масса единицы …»
– следующий участник - «Я знаю плотность это масса единицы объема …»
– следующий участник – «Я знаю плотность это масса единицы объема вещества …» и т.д.
В конце занятия учитель просит учащихся сформулировать по одному вопросу по теме, на который они могут знать ответ сами или не знать.
– Вариант а) учитель предупреждает, что не будет отвечать на вопросы, а говорит, что важно услышать актуальность, что отложилось в голове у учащихся.
– Вариант б) наглядный – учащиеся записывают вопросы на листке, а учитель зачитывает вопросы и по возможности дает ответы (возможно, что и сам учитель не знает ответ).
– Вариант в) учащиеся задают друг другу вопросы по цепочке и отвечать на них запрещено (данный метод снимает стресс у учащихся из-за боязни самих вопросов и неправильного ответа ни них).
– «да»,
– «нет»,
– «не знаю»,
– «может быть».
Моё восприятие темы урока (нужное подчеркнуть):
– усвоил всё;
– усвоил почти всё;
– усвоил частично, нуждаюсь в помощи.
Как работал на уроке? (нужное подчеркнуть):
– отлично;
– хорошо;
– удовлетворительно;
– неудовлетворительно.
Оцени свои знания по 10-ти балльной системе:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Фамилия учащегося ________________________________
Эмоциональное состояние на протяжении урока |
Уровень знаний |
Отношение к своей работе на уроке |
|
Начало урока |
Конец урока |
||
Очень плохое Плохое Хорошее Приподнятое Комфортное |
Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий |
Низкий Удовлетворительный Средний Достаточный Высокий |
Удовлетворен Немного неудовлетворен Не очень удовлетворен Совсем не удовлетворен Равнодушен |
Нужное подчеркнуть
о. Удовольствия
о. Воодушевления
о. Скуки
о. Наслаждения
о. Радости
о. Ожидания
о. Недоумения
о. Грусти
Бермудский треугольник
19. Лесенка успеха
20. Дерево успеха
21. Моя тропинка на уроке
22. Цветограмма
22. «Цветочная поляна».
22. Коллективная рефлексия
23. Рефлексия «Градусник»
(на сколько градусов твои знания повысились)
Вечным законом да будет:
учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле.
(Ян Амос Коменский)
Рефлексия всегда привлекала внимание мыслителей еще со времен античной философии, в частности Аристотель определял рефлексию как «мышление, направленное на мышление». Этот феномен человеческого сознания изучается с различных сторон философией, психологией, логикой, педагогикой и т.д. Несмотря на многочисленные публикации, посвященные исследованию рефлексии, остается большое множество вопросов, которые не достаточно ясны для широкого круга психологов и педагогов, а также мало изучены или не исследованы совсем. Например, нет однозначного, разделяемого большинством специалистов данной области разграничения между рефлексией и интроспекцией, рефлексией и саморефлексией. В целом не определен ее статус (к какой категории психологических явлений она относится), не четко обозначено, за счет чего конкретно осуществляется «рефлексивный выход». Остаются нерешенными множество важных вопросов, связанных с личностным развитием: что происходит в различные возрастные периоды с рефлексией; как и для чего развивать рефлексию в образовательном процессе; какая рефлексия приводит к приращению индивидуального опыта; всегда ли рефлексия продуктивна и конструктивна? И т.д.
Человек идентичен самому себе. Задача учителя помочь осознать эту идентичность, обнаружить её, понять, как я сам себя развиваю и воспитываю. Осознание индивидуальности идёт через сравнение с самим собой: что я знаю? чего не знаю? чем прирос? Порождаются знания о способах самостроительства, целеполагания, рефлексии способа: что делаю? для чего? Индивидуальная образовательная программа учащихся предполагает: рефлексию, пробы, следующий шаг, снова рефлексия, проба, следующий шаг.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.