Рефлексивные и образовательные технологии в учебных заведениях сиситемы СПО

  • Занимательные материалы
  • ppt
  • 14.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе приводиться примеры рефлексивных образовательных технологий для учебных заведений РФ
Иконка файла материала РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.ppt

Рефлексивные





образовательные технологии

Рефлексия-
от лат. обращение назад, отражение.

Рефлексия в педагогике- это процесс в результате которого происходит
фиксирование участниками
педагогического процесса причин и состояния своего развития и саморазвития.

2

Обучение на основе
рефлексируемого опыта

Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер

«Смысл образовательного
пути – рефлексия»

Фазы процесса
обучения

3

Обращение к опыту как фиксация
происходившего без анализа
или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.

Фазы процесса обучения

4

Формы рефлексии

Ретроспективная – выявление и
воссоздание схем, средств и процессов,
имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление и
корректировка схем и средств
возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль,
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.

(по Ладенко И.С.)

5

Формы рефлексии

(по Ладенко И.С.)

Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.
Интроспективная – регулирование
деятельности «здесь и сейчас».

6

Компоненты рефлексии

Педагог

Деятельность
учащихся

Своя
педагогическая
деятельность

Педагогическое
взаимодействие

Учащийся

Своя
деятельность

Деятельность
педагога

Педагогическое
взаимодействие

7

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/

Проектировочная - моделирование, целеобразование.
Организаторская - организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная - общение педагога и
воспитанника.
Смыслотворческая - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их деятельности.

8

Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/

Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия учителя и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия.

9

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития

Сферы:
Эмоционально-чувственная (положительные, или отрицательные эмоции-радость, огорчение, чувство разочарования, успех…)
Потребностная - пассивное, или активное
состояние, появилось ли стремление, желание
к деятельности, к саморазвитию….
Мотивационная- насколько деятельность
оказалась личностно значимой, внешние
и внутренние мотивы.

10

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития

Сферы:
Сфера интересов - какие интересы появились, на что они направлены, уровень интереса…
Сфера ценностных ориентаций - что явилось личностной ценностью, как обогатился спектр ценностей, в чем проявилась ценность…
Деятельностная сфера - какую деятельность это взаимодействие провоцирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться,насколько обогащает опыт деятельности…

11

/ по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития

Сферы:
Гностическая сфера - что произошло со
знаниями (произошло ли их наращивание,
углубление, систематизация), что нового узнал…
Сфера сознания- произошло ли осознание своей деятельности, осознает ли себя субъектом
деятельности/взаимодействия, как изменилась
«Я-концепция» (система представлений о себе),
самооценка своей деятельности…
Сфера умений-какие умения приобрел/не
приобрел, как изменился уровень умений…

12

/ по С.С. Кашлеву /

Компоненты рефлексии 2.Определение причин и причинно-следственных связей зафиксированного состояния развития

Возможные причины:
успешность деятельности /взаимодействия;
смена видов деятельности;
интересное содержание;
благоприятная атмосфера общения;
возможность творчества;
полилог;
диалог;

13

/по С.С. Кашлеву/

Возможные причины:
личностная ценность;
значимость обсуждаемых проблем, или
осуществляемой деятельности;
инновационные педагогические технологии


14

/по С.С. Кашлеву/

Компоненты рефлексии 3. Оценка участниками педагогического процесса продуктивности своего развития в результате состоявшегося взаимодействия.

Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения, педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.

15

/по С.С. Кашлеву/

Критерии оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).

16

/по С.С. Кашлеву/

1. Рефлексивный круг

Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.

17

/ по С.С. Кашлеву /

2. Рефлексивная мишень

10

5

0

Деятельность
обучающегося

Содержание

Деятельность
педагога

Форма,
методы

После заполнения мишени, педагог вывешивает ее
и делает краткий анализ.

18

/по С.С. Кашлеву/

Рефлексивная мишень

10

5

0

Желание работать

Понимание
материала

Настроение
на уроке

1

2

3

4

1

2

3

4

1

1

2

2

3

3

4

4

Работоспособность

19

Карта рефлексии и самоанализа

«Мишень»

«Выстрелите» в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив тем самым оценку за каждый показатель.

«Мини-сочинение»

Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».

20

/по С.С. Кашлеву/

Ключевое слово

С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.

«Зарядка»
Оценка деятельности, или ее компонента
производится с помощью условных движений.

«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.

21

/по С.С. Кашлеву/

«Заверши фразу»

Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…

«Цепочка пожеланий»

Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.

22

/ по С.С. Кашлеву /

«Острова»

Бермудский
треугольник

о. Грусти

О. удовольствия

о.Тревоги

о.Просветления

о. Воодушевления

О.Неопределенности

о. Недоумения

о.Радости

23

/по С.С. Кашлеву/

«Рефлексивный ринг»

Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.

24

/по С.С. Кашлеву/

«Схема внутригруппового взаимодействия»

Определите, какие внутригрупповые отношения сложились: выберите схему, наиболее точно отражающую взаимоотношения в группе и отметьте свою позицию в ней (заштрихуйте соответствующую точку).