Рефлексия-
от лат. обращение назад, отражение.
Рефлексия в педагогике- это процесс в результате которого происходит
фиксирование участниками
педагогического процесса причин и состояния своего развития и саморазвития.
2
Обучение на основе
рефлексируемого опыта
Психологи: Д.Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер
«Смысл образовательного
пути – рефлексия»
Фазы процесса
обучения
3
Обращение к опыту как фиксация
происходившего без анализа
или интерпретации.
Обращение к чувствам и переживаниям,
сопровождающим опыт,
их образная констатация.
Повторное обращение к опыту,
его переосмысление для формирования
теоретических принципов, выступающих
как гипотезы.
Представление конкретного опыта,
«выросшего» в результате рефлексии
пережитого, обретение нового опыта.
Фазы процесса обучения
4
Формы рефлексии
Ретроспективная – выявление и
воссоздание схем, средств и процессов,
имевших место в прошлом.
Проспективная – выявление и
корректировка схем и средств
возможной будущей деятельности.
Интроспективная – контроль,
корректировка или усложнение
мыслительных процессов в ходе
реализации деятельности.
(по Ладенко И.С.)
5
Формы рефлексии
(по Ладенко И.С.)
Ретроспективная – осмысление.
Проспективная – проектирование.
Интроспективная – регулирование
деятельности «здесь и сейчас».
6
Компоненты рефлексии
Педагог
Деятельность
учащихся
Своя
педагогическая
деятельность
Педагогическое
взаимодействие
Учащийся
Своя
деятельность
Деятельность
педагога
Педагогическое
взаимодействие
7
Функции рефлексии/по С.С. Кашлеву/
Проектировочная - моделирование, целеобразование.
Организаторская - организация продуктивной
деятельности и взаимодействия.
Коммуникативная - общение педагога и
воспитанника.
Смыслотворческая - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их деятельности.
8
Функции рефлексии /по С.С. Кашлеву/
Мотивационная- определение направленности
характера, результативности деятельности и
взаимодействия учителя и учащихся.
Коррекционная- побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности и взаимодействия.
9
Компоненты рефлексии1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
10
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
11
/ по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии 1.Фиксирование состояния развития
Сферы:
12
/ по С.С. Кашлеву /
Компоненты рефлексии2.Определение причин и причинно-следственных связейзафиксированного состояния развития
Возможные причины:
13
/по С.С. Кашлеву/
Возможные причины:
14
/по С.С. Кашлеву/
Компоненты рефлексии3. Оценка участниками педагогическогопроцесса продуктивности своего развития в результате состоявшегосявзаимодействия.
Мнение о степени, уровне своего развития и влиянии на него отдельных компонентов педагогического взаимодействия (содержания, деятельности, общения, педагогических технологий); установление самим субъектом качества, степени, уровня развития, качества реализованного взаимодействия.
15
/по С.С. Кашлеву/
Критерии оценки- компоненты состояния
развития (эмоциональное состояние,
состояние мотивов, деятельности и т.д.).
16
/по С.С. Кашлеву/
1. Рефлексивный круг
Все участники взаимодействия садятся в круг.
Педагог задает алгоритм рефлексии:
-расскажите о своем эмоциональном состоянии
по ходу урока и в его конце;
-что нового вы узнали, чему научились;
-каковы причины этого;
-как вы оцениваете свое участие в уроке
(внеклассном деле).
Участники высказываются по кругу в соответствии
с заданным алгоритмом. Педагог своим
высказыванием завершает рефлексивный круг.
17
/ по С.С. Кашлеву /
2. Рефлексивная мишень
10
5
0
Деятельность
обучающегося
Содержание
Деятельность
педагога
Форма,
методы
После заполнения мишени, педагог вывешивает ее
и делает краткий анализ.
18
/по С.С. Кашлеву/
Рефлексивная мишень
10
5
0
Желание работать
Понимание
материала
Настроение
на уроке
1
2
3
4
1
2
3
4
1
1
2
2
3
3
4
4
Работоспособность
19
Карта рефлексии и самоанализа
«Мишень»
«Выстрелите» в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив тем самым оценку за каждый показатель.
«Мини-сочинение»
Возможные темы:
«Я-в уроке, урок-во мне».
Варианты- «Мое участие», «Мой вклад в урок», «Значение урока для меня» и т.д.
«Мои мысли о своем участии в деле».
«Как я оцениваю результаты мероприятия».
«Что мне дал этот урок».
20
/по С.С. Кашлеву/
Ключевое слово
С чем ассоциируется содержание урока, мероприятие, деятельность педагога и т.д.
«Зарядка»
«Анкета-газета»
Оценка выражается на большом листе бумаги в виде рисунков, карикатур, стихотворных строк, пожеланий, вопросов, прозаических текстов-статей и т.д.
21
/по С.С. Кашлеву/
«Заверши фразу»
Во время занятия я научился
/почувствовал, приобрел и т.д./….
Игра заставила меня задуматься….
На занятии мне особенно понравилось….
Обращение с природой для меня-это…
«Цепочка пожеланий»
Предлагается по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
22
/ по С.С. Кашлеву /
«Острова»
Бермудский
треугольник
о. Грусти
О. удовольствия
о.Тревоги
о.Просветления
о. Воодушевления
О.Неопределенности
о. Недоумения
о.Радости
23
/по С.С. Кашлеву/
«Рефлексивный ринг»
Каждый из участников состоявшегося
дела приглашается в круг, рефлексируя
итоги и ход дела по заданному алгоритму:
-эмоциональное состояние, мотивы деятельности, состояние знаний;
-причины состояния;
-оценка прошедшего дела и т.д.
После рассказа-рефлексии участника, другие
обращаются к нему с вопросами, углубляя рефлексию. На ринг можно приглашать и пару
учащихся-они обмениваются вопросами между собой, а затем отвечают на вопросы группы.
24
/по С.С. Кашлеву/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.