Рефлексивный отчет по первому уроку в 7 классе. Предмет История Казахстана
Тема: Карлукский каганат.
Цель урока: Познакомить учащихся с раннефеодальным государством Карлукский каганат
Задачи:
1. Знать состав, территорию, политическое положение, хозяйство, быт и культуру каганата ;
2. Уметь определять территорию, средневековые города Карлукского каганата по карте;
3. Научиться самостоятельно работать с источниками информации.
Ожидаемый результат:
1. Обучающиеся знают состав, территорию , политическое положение, хозяйство , быт и культуру каганата;
2. Обучающиеся умеют определять географическое положение Карлукского каганата по карте;
3. Обучающиеся научатся самостоятельно работать с разнообразными источниками информаци.
Методы обучения: групповая, диалоговое обучение, ИКТ, критическое мышление, индивидуальная работа,
Форма организации: коллективная, микрогруппы
Тип урока: комбинированный
Вид урока: проблемное обучение
Оборудование: Физическая карта Казахстана, учебник История Казахстана 7 класс. Презентации, компьютер, интерактивная доска с выходом в интернет, кластер.
Ход урока .
Организационный момент: приветствия педагога и обучающихся; проверка подготовленности кабинета и учащихся к уроку; психологический настрой и организация внимания на урок.
Учитель сообщает тему урока. Затем детям было предложено, чтоб они сами определили цель и задачи урока. Мне хотелось узнать , что они ожидают от этого урока. Формирование групп, запись учебных задач в тетрадь каждой группе.
Проверка домашнего задания.
Всесторонняя проверка знании.
Учащимся раздаются задания для проверки домашнего задания. Задания составлены с учетом возрастных особенностей учащихся и индивидуальных способностей детей.
Объяснение нового материала.
Перед объяснением нового материала детям были поставлены проблемные вопросы, на которые они должны ответить в течении урока.
Группа была поделена на три группы по три ученика.
Используя материал учебников, карту Казахстана, атлас, электронный учебник, информацию из интернета, подготовить сообщения:
Задание:
1. группа: Состав Карлукского каганата и его территория.
2. группа: Политическое положение Карлукского каганата.
3. группа: Хозяйство, быт и культура Карлукского каганата.
На подготовку заданий – 5 минут.
Презентация сообщений – 2-5 минут.
Каждая группа презентует своё сообщение, остальные – фиксируют материал в тетради в виде тезисов. Формативно оценивают работу группы по критериям: внятность изложения, доступность изложения, полнота материала, отсутствие или наличие ошибок, время. Учащиеся составляют толстые и тонкие вопросы и задают спикерам от каждой группы. В конце урока применялось суммативное оценивание по всем заданиям. При проверке домашнего задания мною были розданы задания по группам. Задания соответствовали возрастным особенностям учащихся и степени развития детей к учебе. Ученики, которые быстрее всех выполняли задание подходили для проверки к учителю. Затем они проверяли домашнее задание в группах, т.е. осуществляли оценивание.
Усвоение новой темы. Показ видео урока по теме: «Карлукский каганат», проведение онлайн теста. Сайт «История Казахстана режим просмотра», отвечают на проблемные вопросы.
Домашнее задание: стр.12., п. 3., составить Эссе на тему «Мы народ Казахстана», нанести на контурную карту плотность населения Казахстана.
Рефлексия. Обобщение изученой темы учителем, заполнение карты критериев успеха (ЗХУ), заполнение учащимися графика урока.
Взаимооценивание работы в группе.
Итог урока.
При проведении урока мною была применена работа в группах. Так как в классе 9 человек, то получилось 3 группы по три человека. В каждой группе были разные дети с различной мотивацией к учебной деятельности. Каждая группа получила задание. Каждое задание составлено с учётом того, что при его выполнении необходимо использовать различные виды деятельности, которые подразумеваются всеми семью модулями Программы: - новые подходы в преподавании и обучении – работа в группе с распределением ролей, коллективная подготовка и обсуждение своего задания, представление своего подготовленного сообщения перед другими группами;
- обучение критическому мышлению – сопоставление и обсуждение различной информации, выявление верного решения, умение рационально использовать собственное время предназначенное на выполнение задания, навык выбора нужной информации, элементы саморегуляции;
- оценивание для обучения и оценивание обучения – составление критериев оценивания, формативное оценивание работы другой группы и своей группы, на этапе рефлексии – самооценивание (заполнение карты успеха: я знал; я узнал; я хочу ещё узнать), на этапе закрепления – проверка правильности выполнения задания у других учеников;
- использование ИКТ в преподавании и обучении – применение компьютерного класса, электронных учебников, интернета, на этапе закрепления – работа по презентации, работа с интерактивным оборудованием проводилась строго в соответствии с санитарными нормами;
- обучение талантливых и одарённых – задания повышенной сложности , требующие навыков критического мышления , индивидуальное опережающее задание;
-преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников – планирование урока и задания составлены с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
-управление и лидерство в обучении – учитель управляет и контролирует процесс обучения как самостоятельно, так и с привлечением учеников – консультантов, наблюдателей и оценщиков.
По первому уроку хотелось бы отметить моменты тех модулей, которые получились лучше других;
Новые подходы в обучении. При работе в группе появляется дополнительная возможность для каждого ребёнка раскрыться и в полной мере проявить свои способности и таланты. Было что, даже « малоговорящие ученики», которые постоянно отмалчивались на последних партах, принимали активное участие в своей группе выполняя какое – либо задание. Правда, нужно отметить, что не все группы сразу справлялись с заданиями, некоторые учащиеся либо невнимательно слушали учителя, либо не могли понять задание. В связи с этим мне приходилось подходить по несколько раз к группам и более тщательно объяснять, что от них требуется, направлял их в нужном направлении. После того когда группы были подготовлены, наступала роль спикеров от каждой группы, которые должны были презентовать или преподнести свою информацию другим группам. У спикеров от каждой группы была большая ответственность, они должны были презентовать свое задание перед остальными группами, которые в свою очередь оценивали их работу. Перед выступлением я предупредил, что спикер будет защищать не свою работу, а работу всей группы. Другим группам давалось задание подготовить вопросы по услышанной информации от спикера. В связи с этим все остальные группы были задействованный в процессе взаимообучения.
Использование ИКТ.
У учеников 7 класса хорошо развиты навыки обращения с компьютером, работа в интернете, различных поисковых программах, правда этого я не могу сказать о всем классе. Поэтому некоторые учащиеся с уверенностью и довольно быстро смогли справиться с заданиями. Причём, работа с компьютером вызывает интерес учеников, позволяет им реализовать свои возможности, ускорить процесс обучения. Кроме познавательной деятельности, ИКТ используется и для демонстрации своих выступлений во время ответа по заданиям.
Обучение одаренных и талантливых. На этапе урока « домашнее задание» ученикам было предложено опережающее задание. Это задание было им предложено ученикам с высокой мотивацией. По ходу выполнения задания необходимо было продемонстрировать хорошие знания работы с компьютером, дополнительной литературой, картой и суметь проанализировать и систематизировать довольно большой объём информации и сделать выводы, которых нет в школьных учебниках. Но, зная возможности и багаж знании этих учеников, можно заранее прогнозировать и планировать работу с ними. Кроме этого задания, они являлись и помощниками учителя; осуществляли критерии оценивания в малых группах, помогали с выполнением задании своим одноклассникам с низкой мотивацией, были консультантами и наблюдателями на уроке.
Диалоговое обучение. Диалог осуществлялся не только между учителем и учеником, но и между самими учениками в процессе обсуждения и оценивания. Когда ученик выступает перед аудиторией выполнив свое личное задание, он может ошибиться, не правильно произнести какое нибудь выражение или информацию. Но работая в группе применив диалоговое обучение в решении какого либо задания и выступая перед классом, он осознает, что на нем лежит ответственность не только за себя, но и за всю группу в которой он работает. То есть его ответ будет плодом коллективной работы, основанной на доверии и понимании среди учеников группы. Эта форма учебной работы способствует формированию у детей чувства ответственности и создает коллаборативную среду не только в группе, но и во всем классе.
На уроке возникли проблемы, первая из них - это саморегуляциея учеников. Во время выполнения задания в группе, ученики нерационально расходовали время. В связи с этим мне приходилось на протяжении урока вмешиваться в работу практически всех групп, иногда подгонять их и предлагать сценарии действий. Но с течением дальнейшего времени, я надеюсь, дети освоятся и привыкнут к новым требованиям и формам работы на уроке. Следующим модулем, где возникла проблема - это оценивание. При оценивании задании в группе, ученики не объективно самооценивавали своих товарищей. Оценки были явно завышены, это было связано на мой взгляд с симпатией между учениками. В дальнейшем, чтобы данный момент не повторился на последующих уроках следует более четко обозначить критерии оценивания, так как на мой взгляд я недоработал в этом компоненте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.