Рефлексия как неотъемлемая часть урока
Оценка 4.9

Рефлексия как неотъемлемая часть урока

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
другое
Взрослым
27.04.2020
Рефлексия как неотъемлемая часть урока
Статья учителя о том, что является рефлексией на уроке, перечислены виды рефлексий на уроке
Рефлексия как неотъемлемая часть урока. Статья docx.docx

                          

Рефлексия как неотъемлемая часть урока.

 

Холодкова М.А.,

Учитель начальных классов

КГУ ОШ №97

 

                                Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) – мыслительный процесс, направленный на самопознание, анализ своих эмоций и чувств, состояний, способностей, поведения. Рефлексия начинает формироваться в младшем школьном возрасте, а в подростковом становится основным фактором регуляции поведения и саморазвития (так, главная проблема отрочества, по Э. Эриксону , связана с рефлексией над вопросом «Кто я?»)

               Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

     Рефлексия как один из важнейших этапов урока является его неотъемлемой частью. А ведь очень часто от педагогов можно услышать такую фразу: «Совсем на уроке не остаётся времени на рефлексию!» И это очень плохо, ведь именно рефлексия помогает нам сделать выводы об уроке, о продуктивности учебной деятельности. Грамотно проведенная рефлексия способствует осуществлению взаимообратного процесса оценивания: учитель-ученик, ученик-учитель. Помогает учителю осознать свои недочеты, сделать выводы для улучшения процесса обучения.

             Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

·         Эмоциональная

Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала.  Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно".

           На мой взгляд, этот  вид рефлексии помогает учителю  наиболее полно оценить общую результативность урока, сделать для себя выводы, нарисовав общую картину от создавшейся ситуации по итогам урока.

Ведь, если  урок детям показался скучным, трудным, то возникли сложности с восприятием темы. Согласитесь, ведь нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.

            Хотелось бы сказать о специфике рефлексии в начальной школе. Психика младшего школьника отличается от психики старшего школьника, поэтому рефлексию на уроке в начальной школе нужно организовать так, чтобы она была наглядной и доступной для осознания младшим школьником.

Привожу здесь несколько из тех, которые я применяю на своих уроках.

1.«Три лица».

Учитель показывает  учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

2.«Цветные карточки».

У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия.

4.«Пейзаж».  Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

5.Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей?(Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

6."Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

7. «Светофор».

Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).

8 .«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

          Очень надеюсь на то, что данный материал помог кому-то из учителей в организации рефлексии на своем уроке.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Рефлексия как неотъемлемая часть урока

Рефлексия как неотъемлемая часть урока

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр

Приём «Что, если…?» Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.04.2020