Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Оценка 4.8

Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
23.01.2018
Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга  всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
О необходимости проведения рефлексии на всех этапах урока и внеклассного занятия, так как становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях.docx
Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью. Цель. Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной  деятельностью учащихся.  В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек  захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он  спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.  Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы  ребенок чувствовал себя  Любимым, Нужным,  а главное, Успешным Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни  связано, прежде всего, с рефлексией. А что же такое рефлексия? Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя  (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших  событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени  образованности человека, развитости морального чувства и уровня  самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с  самим собой». Слово рефлексия происходит от  латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет  рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.  Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В  современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности  и её результатов. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап  рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,  определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие  действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и  коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией  критического мышления. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от  обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы  человеческой сущности:  1 физическую (успел – не успел); 2 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно); 3 интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие  затруднения испытывал); 4 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других). Рефлексия бывает:   а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь  оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему  выбран тот или иной уровень); б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы  для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.  («Какую помощь в работе оказал… (имя)»). Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:    Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия  выступает механизмом познания другого человека. Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к  другим. Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более  рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято  считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание  пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,  понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным  результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и  методы с другими.  Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.  Рефлексия настроения и эмоционального состояния   Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала Приемы рефлексии эмоционального состояния. 1 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого  пальца вверх или вниз. 2  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. 3  «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. Рефлексия деятельности. Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных  работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с  учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение  в конце урока покажет активность каждого ученика. 1  «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не  получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя  ступенька,– мне всё удалось. 2 «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были  ошибки – шарик остался возле ёлки. 3  «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка,  красный лист – 3­4 ошибки. 4  «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы  урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик,  который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а  «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое  показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по  усмотрению ученика 5  «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока  – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым  ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на  тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления  уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и  того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение  поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы  класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по  кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из  рефлексивного экрана на доске:  1 сегодня я узнал… 2 было интересно… 3 было трудно… 4 я выполнял задания… 5 я понял, что… 6 теперь я могу… 7 я почувствовал, что… 8 я приобрел… 9 я научился… 10  у меня получилось … 11  я смог… 12  я попробую… 13  меня удивило… 14  урок дал мне для жизни… 15  мне захотелось… Вывод. Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится  не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом,  рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,  позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность  каждого ученика.

Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга  всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга  всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга  всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью

Рефлексия   на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга  всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018