Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология +1
Взрослым
23.01.2018
О необходимости проведения рефлексии на всех этапах урока и внеклассного занятия, так как становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией. Рефлексия – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный и воспитательный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях.docx
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как
практичный и надежный инструмент мониторинга
всех сфер развития ученика с интеллектуальной
недостаточностью.
Цель. Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной
деятельностью учащихся.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек
захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он
спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”
А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”.
Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы
ребенок чувствовал себя
Любимым,
Нужным,
а главное, Успешным
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни
связано, прежде всего, с рефлексией.
А что же такое рефлексия?
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя
(самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших
событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени
образованности человека, развитости морального чувства и уровня
самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с
самим собой». Слово рефлексия происходит от
латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет
рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В
современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности
и её результатов.
Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап
рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты,
определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие
действия. Рефлексия связана с формированием личностных, регулятивных и
коммуникативных универсальных учебных действий, с технологией
критического мышления. При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от
обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы
человеческой сущности:
1 физическую (успел – не успел);
2 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
3 интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие
затруднения испытывал);
4 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает:
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь
оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему
выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы
для достижения максимального результата в решении поставленной задачи.
(«Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем
мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия
выступает механизмом познания другого человека.
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее
свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к
другим.
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач,
в способности анализировать различные способы решения, находить более
рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято
считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание
пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного,
понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным
результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и
методы с другими.
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Рефлексия деятельности
Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
1 Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого
пальца вверх или вниз.
2 «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось,
«тучка» – у меня ничего не получилось.
3 «Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных
работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с
учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение
в конце урока покажет активность каждого ученика.
1 «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не
получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя
ступенька,– мне всё удалось.
2 «Наряди ёлку» – успешно выполнил задание – повесил шарик, были
ошибки – шарик остался возле ёлки.
3 «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка,
красный лист – 34 ошибки.
4 «Поезд» На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы
урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик,
который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а
«грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое
показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по
усмотрению ученика
5 «Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока
– (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым
ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на
тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления
уровня осознания содержания пройденного. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и
того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение
поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы
класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из
рефлексивного экрана на доске:
1 сегодня я узнал…
2 было интересно…
3 было трудно…
4 я выполнял задания…
5 я понял, что…
6 теперь я могу…
7 я почувствовал, что…
8 я приобрел…
9 я научился…
10 у меня получилось …
11 я смог…
12 я попробую…
13 меня удивило…
14 урок дал мне для жизни…
15 мне захотелось…
Вывод.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится
не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом,
рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность
каждого ученика.
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Рефлексия на уроках и внеклассных занятиях как практичный и надежный инструмент мониторинга всех сфер развития ученика с интеллектуальной недостаточностью
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.