"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."

  • Разработки уроков
  • doc
  • 13.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели урока: Обучающие: 1. познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; 2. подойти к пониманию итогов политической реформы. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы. Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России. Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.» ПЛАН УРОКА: 1. Цели реформы политической системы в СССР. 2. Этапы реформы политической системы в СССР. 3. Итоги реформы политической системы в СССР.
Иконка файла материала Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг..doc
"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг." Цели урока: Обучающие: 1. 2. познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки; подойти к пониманию итогов политической реформы. Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать  выводы. Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России. Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из  доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.» ПЛАН УРОКА: 1. Цели реформы политической системы в СССР. 2. Этапы реформы политической системы в СССР. 3. Итоги реформы политической системы в СССР. 1. Актуализация знаний. Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985­1991 гг. Вы уже знаете причины  ее начала и ход экономической реформы. Ход урока. Каковы причины перестройки? Назовите их. Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период? Обратимся к документам: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР…», письмо рабочего А.Г.  Татаринова «…Почему мы повторяемся?» Каковы были итоги экономической реформы? (Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста  национального дохода и производительности труда.) Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было  уже несколько. Кто и когда проводил подобные реформы? (Обучающиеся: Маленков в середине 1950­х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960­х гг.; Косыгин в 1965 г ) Каковы были их результаты? (Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.) Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого  М.С. Горбачева. В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ? (Обучающиеся: 1. Существующая политическая система; 2. Сосредоточение хозяйственно­управленческих функций в руках партийно­политического руководства; 3. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата; 4. Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных  дел;5. Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет; 6. Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.) Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось? (Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.) В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки? (Обучающиеся: В политической сфере.) Что надо было сделать? (Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.) Это и является темой нашего урока. 2. Изучение нового материала. Каковы были цели реформы политической системы? (Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические  реформы.) Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические  преобразования. Работа в группах по материалам учебника, заполнение таблицы «Этапы политической реформы». Этап Содержание Итоги 1. «Кадровая  революция» Массовая замена и омоложение кадров,  подбиравшихся на основе критерия –  поддерживает ли цели и идеи  перестройки. Осознали, что простой заменой  кадров дело не решить. 2. Реформа 1988 г. Соединение «социалистических  ценностей с политической доктриной  либерализма». 3. Формирование  многопартийности Снят запрет на деятельность  политических партий и общественных  организаций, не связанных с КПСС. 1. Идея о создании  парламента в СССР. 2. Идея построения правового государства. 3. Отмена ст. 6 Конституции  СССР. 4. Возможность создания  многопартийности. 5. Введение института  президентства. 1. Появление партий, которые  отражали весь спектр  политической мысли. 2. Кризис КПСС, массовый  выход из нее. К чему привели эти действия в политической сфере? (Обучающиеся: Поставлено под сомнение существование политической системы социализма с руководящей ролью  КПСС.)Обратимся к документу: «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.». Каковы итоги реформы политической системы? Добился ли М.С. Горбачев и политическое руководство СССР тех целей,  которые они ставили? (Обучающиеся: Цели М.С. Горбачева: В рамках социалистического выбора улучшить жизнь людей с помощью формирования рыночной инфраструктуры. Итоги реформы: 1. Многопартийность. 2. Отмена ст. 6 Конституции СССР. 3. Идея построения правового государства.) Соответствуют ли конкретные итоги реформы политической системы тем целям, которые М.С. Горбачев ставил перед  собой в начале реформы? (Обучающиеся: Нет. Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое:  классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.) В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.