Цели урока:
Обучающие:
1. познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки;
2. подойти к пониманию итогов политической реформы.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.
Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.
Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.»
ПЛАН УРОКА:
1. Цели реформы политической системы в СССР.
2. Этапы реформы политической системы в СССР.
3. Итоги реформы политической системы в СССР.
"Реформа политической системы в СССР в 1988–1989 гг."
Цели урока:
Обучающие:
1.
2.
познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки;
подойти к пониманию итогов политической реформы.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать
выводы.
Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.
Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из
доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.»
ПЛАН УРОКА:
1. Цели реформы политической системы в СССР.
2. Этапы реформы политической системы в СССР.
3. Итоги реформы политической системы в СССР.
1. Актуализация знаний.
Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 19851991 гг. Вы уже знаете причины
ее начала и ход экономической реформы.
Ход урока.
Каковы причины перестройки? Назовите их.
Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?
Обратимся к документам: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР…», письмо рабочего А.Г.
Татаринова «…Почему мы повторяемся?»
Каковы были итоги экономической реформы?
(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста
национального дохода и производительности труда.)
Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было
уже несколько.
Кто и когда проводил подобные реформы?
(Обучающиеся: Маленков в середине 1950х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960х гг.; Косыгин в 1965 г )
Каковы были их результаты?
(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)
Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого
М.С. Горбачева.
В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?
(Обучающиеся:
1. Существующая политическая система;
2. Сосредоточение хозяйственноуправленческих функций в руках партийнополитического руководства;
3. Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
4. Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных
дел;5. Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
6. Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)
Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?
(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)
В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?
(Обучающиеся: В политической сфере.)
Что надо было сделать?
(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)
Это и является темой нашего урока.
2. Изучение нового материала.
Каковы были цели реформы политической системы?
(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические
реформы.)
Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические
преобразования.
Работа в группах по материалам учебника, заполнение таблицы
«Этапы политической реформы».
Этап
Содержание
Итоги
1. «Кадровая
революция»
Массовая замена и омоложение кадров,
подбиравшихся на основе критерия –
поддерживает ли цели и идеи
перестройки.
Осознали, что простой заменой
кадров дело не решить.
2. Реформа 1988 г.
Соединение «социалистических
ценностей с политической доктриной
либерализма».
3. Формирование
многопартийности
Снят запрет на деятельность
политических партий и общественных
организаций, не связанных с КПСС.
1. Идея о создании
парламента в СССР.
2. Идея построения правового
государства.
3. Отмена ст. 6 Конституции
СССР.
4. Возможность создания
многопартийности.
5. Введение института
президентства.
1. Появление партий, которые
отражали весь спектр
политической мысли.
2. Кризис КПСС, массовый
выход из нее.
К чему привели эти действия в политической сфере?
(Обучающиеся: Поставлено под сомнение существование политической системы социализма с руководящей ролью
КПСС.)Обратимся к документу: «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.».
Каковы итоги реформы политической системы? Добился ли М.С. Горбачев и политическое руководство СССР тех целей,
которые они ставили?
(Обучающиеся: Цели М.С. Горбачева:
В рамках социалистического выбора улучшить жизнь людей с помощью формирования рыночной инфраструктуры.
Итоги реформы:
1. Многопартийность.
2. Отмена ст. 6 Конституции СССР.
3. Идея построения правового государства.)
Соответствуют ли конкретные итоги реформы политической системы тем целям, которые М.С. Горбачев ставил перед
собой в начале реформы?
(Обучающиеся: Нет. Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое:
классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.)
В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.