"РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА". Конспект урока истории в 7 классе.

  • docx
  • 03.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала РЕФОРМАЦИЯ И КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА.docx

Технологическая карта урока истории

 

Предмет, класс

История, 7 класс

УМК, автор программы

УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс)

Тема урока,

№ урока в рабочей программе

№7: «Реформация и Крестьянская война»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Длительность урока

40 мин.

Цель урока

Сформировать представление о Реформации в Германии и Крестьянской войне

Задачи урока

Обучающие

развивающие

Воспитательные

Познакомить учащихся с ходом Реформации в Германии и Крестьянской войны.

Определить хронологические рамки Крестьянской войны.

Изучить деятельность и основные идея последователя Лютера – Томаса Мюнцера.

Охарактеризовать причины Крестьянской войны.

Сформировать представление об участниках Крестьянской войны.

Характеризовать проект реформ, предложенный бюргерством и дворянами.

Описать причины неудачи Крестьянской войны, её итоги.

Изучить зарождение протестантизма и его распространение в Европе.

Анализировать основные положения лютеранства -«Аугсбургское вероисповедание», Аугсбургский религиозный мир.

Определить уровень и логичность системы знаний учащихся по изучаемой теме

Совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, с картой, с дополнительным материалом.

Учить анализировать исторические документы, сопоставлять полученную информацию, представлять ее в разных формах.

Видеть причинно-следственные связи.

Создать условия для воспитания сознательности обучающихся.

Воспитать культуру общения при работе в группах,

нравственное воспитание на основе рассмотрения взаимоотношений между

различными слоями общества, их роли в Реформации в Германии и Крестьянской войне.

Планируемые результаты урока

Предметные знания и умения

Личностные качества, метапредметные УУД

- определять исторические процессы и события во времени;

- применять основные хронологические понятия и термины «реформация», «крестьянская война»,» «Томас Мюнцер», «12 статей», «протестантизм», «лютеранство», «Аугсбургское вероисповедание», «Аугсбургский религиозный мир», «конфессия».

-  характеризовать предпосылки, причины, ход, итоги Крестьянской Войны в Германии.

- овладевать целостными представлениями о ходе Реформации в Германии и роли в ней последователя Лютера – Томаса Мюнцера.

- анализировать подписание Аугсбургского религиозного мира.

- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы;

- соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников.

Познавательные:

- устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных вопросов всеобщей истории, делать выводы;

- извлекать информацию из различных источников и оформлять её в логические цепочки;

- определять проблему на основе текста;

- давать характеристику Реформации и Крестьянской войне в Германии;

- выделять главную и второстепенную информацию;

- применять начальные исследовательские навыки для решения поисковых задач;

 

Коммуникативные:

- формулировать, аргументировать и отстаивать свою позицию в ходе дискуссии;

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.

 

Регулятивные:

 - самостоятельно формулировать цель урока;

 - определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;

 - уметь оценить свою работу на уроке;

составлять план действий; - соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- осознавать уровень и качество усвоения изучаемого материала.

 

Личностные:

- формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории, уважительное отношение к историческому наследию;

- оценивать исторические события;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Методическое обоснование урока

Исходя из общей структуры учебной деятельности, урок построен таким образом, чтобы каждый учащийся смог достичь поставленной цели урока.

ИОС урока

Учебно-методическое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

 

 УМК «Всеобщая история» под редакцией Дмитриевой О.В. (7 класс) №7.

 

Компьютер, выход в Интернет, презентация.

Название этапа

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
УУД

Организационный момент

Проверить готовность учащихся к уроку, настроить их на продуктивную работу, создать комфортную обстановку на уроке

Приветствие:

 

«Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами узнаем много нового и интересного, надеюсь на Вашу плодотворную работу! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку?»

Приветствуют учителя:

«Здравствуйте, Ксения Юрьевна!»

 

 

 

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку (учебник, тетради, наличие письменно выполненного домашнего задания, наличие письменных принадлежностей)

Личностные:

- осознанное, доброжелательное отношение к другому человеку;

- выработка учебной мотивации;

Коммуникативные:

- слушать собеседника и понимать речь других;

Регулятивные:

- самостоятельно организовывать свое рабочее место;

- настраивать себя на продуктивную работу;

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Цель этапа:  проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений.

Вспомнить и обобщить имеющиеся знания

Учитель объясняет учащимся поставленную задачу:

«Перед тем, как перейти к новой теме, давайте вспомним, что мы с Вами изучили на прошлом уроке. Для этого я предлагаю решить кроссворд и ответить на некоторые тематические вопросы.

1) Как называется передача церковных имуществ светским властям?

2) Фамилия немецкого богослова, который поднял Германию и половину Европы на борьбу с папством и устаревшими церковными догмами

3) Как назывались князья, имевшие право избирать самого императора?

4) Как назывался обряд, выполняемый священником?

5) Категория населения, которая больше всего была недовольна действиями церкви

6) Этот город обвиняли в лицемерии и продажности все недовольные верующие

7) Как называлось мировоззрение, в основе которого лежала идея о человеке как высшей ценности?

8) Как называлась специальная грамота, купив которую верующий верил в очищение от любых грехов?

9) Куда вызвал император Карл V Мартина Лютера в городе Вормсе?

10) Название земли или княжества в составе Германии, откуда был родом Мартин Лютер»

 

 

«Отлично, ребята! Давайте вспомним причины Реформации в Германии, что было Вашим домашним заданием»

 

На доске учащиеся заполняют кроссворд совместно с учителем.

Ответы:

1) секуляризация

2) Лютер

3) курфюрсты

4) таинство

5) крестьяне

6) Рим

7) гуманизм
8) индульгенция

9) рейхстаг
10) Саксония

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ответы:

«1. Высокая степень религиозности народа;

2. Политическое унижение немецкой нации перед римской курией;

3. Неустойчивость Германии как государства;

4. Начало национального освобождения от Рима;

5. Выступления Мартина Лютера;

6. Время процветания гуманизма в Германии»

 

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- осуществлять синтез как составление целого из частей.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- строить понятные для собеседника высказывания;

- высказывать свое мнение (точку зрения);

- анализировать и делать выводы;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать, наблюдать, объяснять результат демонстрационного эксперимента;

- дополнять, уточнять высказанные мнения;

- отвечать на вопросы учителя.

 

Регулятивные:

- планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии;

- применять установленные правила в планировании способа действия;

- оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- выдвигать предположения на основе имеющихся знаний и обосновывать их;

- организовать выполнение заданий учителя.

 

Личностные:

- выражение готовности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Цель этапа: выработка у ученика внутренней готовности к учебной деятельности

Настроить обучающихся на плодотворную работу по изучению новой темы, сформулировать цель урока

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Помогает сформулировать тему и задачу урока.

 

Учитель стирает кроссворд, оставляя только ключевое слово «реформация» и один из ответов «крестьяне».

 

«Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, которые остались на доске а также на слайд. Какое событие изображено?»

 

«Совершенно верно. На прошлом уроке мы с Вами говорили о начале Реформации в Германии, а когда она началась?»

 

«Верно. А как связана картинка на слайде и слова, записанные на доске?»

 

«Итак, сегодня мы продолжим говорить о Реформации в Германии, это мы определили. А что насчет крестьян и войны? В какое понятие мы объединим эти два слова?»

 

 

 

«Отлично. Открываем тетради и записываем тему урока: «Реформация и Крестьянская война». А теперь посмотрим на слайде, какие задачи перед нами стоят сегодня, что мы должны изучить с Вами?»

 

 

 

 

 

 

 

 

«И перед нами сегодня с Вами стоит еще одна задача – ответить на проблемный вопрос: «Увенчалась ли успехом Крестьянская война в Германии?»

 

 

 

Высказывание своих мыслей по теме сегодняшнего урока.

Постановка целей и задач урока при помощи учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1. Возможный ответ: «Война»

 

 

 

 

«В 1517 году»

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают предположения

 

 

 

 

«Крестьянская война»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 2. Записывают тему урока в тетради. Озвучивают задачи урока:

1) Ход Реформации в Германии

2) Томас Мюнцер и его учение

3) Причины, ход и итоги Крестьянской войны

4) Протестантизм

5) Аугсбургский религиозный мир

 

 

Видят проблемный вопрос, раздумывают

Познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- устанавливать закономерности, строить рассуждения;

- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления;

- выдвигать гипотезы (предположения) и обосновывать их;

- формулировать проблему;

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока;

- определять цель учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

- воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя;

- слушать и понимать речь других;

- формулировать свое мнение в зависимости от коммуникативной задачи;

- оформлять свои мысли в устной форме;

- высказывать свое предположение;

- сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение.

 

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность действий на уроке;

- высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

 

Личностные:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- планировать и прогнозировать свои действия, формулировать учебную задачу с помощью учителя.

Открытие новых знаний.

 Цель этапа: изучить новую тему

 

Сформировать представление о Реформации в Германии и Крестьянской войне

«Давайте вспомним, что такое «реформация»?

 

 

 

 

 

 

 

«Совершенно верно. Последователи Лютера развернули бурную деятельность. Церкви начали очищать от «папинского хлама» - икон, скульптур, витражей. Католическую мессу заменили проповедью. В реформационную борьбу включились все слои германского общества – рыцарство, бюргерство, крестьянство.  Интересы этих людей были подчас противоположными.

Дворянство хотело увидеть Германию сильным государством, свободным от власти Рима.

Крестьяне и городска беднота – переустроить мир и сделать его справедливым»

 

 

«Именно в этот момент истории появляется последователь Мартина Лютера – Томас Мюнцер. Запишите это имя себе в тетрадь»

 

«В 1506 г. Томас поступил в Лейпцигский университет, где изучал медицину, философию и теологию. Свою жизнь посвятил проповедованию по городам и селам Германии. В 1520 г. находился в г. Цвиккау, где сблизился с сектантами из подмастерьев ткачей, которые ждали наступления «Царства Божьего на земле».  Встал на сторону бедных горожан и крестьян, поддержав Мартина Лютера. Давайте запишем его основные идеи»

 

 

 

«Человеком Томас Мюнцер был простым.  Реформацию Томас Мюнцер видел как меру, способную привести общество к воплощению божественной справедливости в мире. Мюнцер считал необходимым не только отобрать у Церкви владения, но и поделить его на всех ремесленников и пахарей. Томас твердил, что необходимо отдать власть простому народу. Тогда народные массы нравственно усовершенствуются и смогут на основе «общности имуществ» построить Царство Божье» на земле.  Свои взгляды деятель изложил в «Манифесте», опубликованном в 1521 году на латинском, чешском и немецком языках. Но пути Лютера и Мюнцера разошлись спустя два года»

 

«Всему виной – разные идеалы и цели, которые они ставили перед Реформацией. Для Лютера реформа церкви должна была удовлетворять в первую очередь интересы князей, а для Мюнцера – интересы простого народа. И, как мы видим, у Лютера цель: «очищение» веры, доступное и понятное богослужение, которую можно достичь мирными средствами, покорно властям. У Лютера цель – власть народу и создание Царство Божьего на Земле, причем решительными мерами».

 

«И начинается Крестьянская война. Запишите себе в тетрадь дату – 1524-1525 гг. – Крестьянская война в Германии. Как Вы думаете, что такое Крестьянская война?»

 

«Запишите термин в тетрадь.  КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА - массовые выступления крестьян (крестьянское восстание), приобретающие масштабы общегосударственной гражданской войны»

 

«Итак, на страницах 97-99 изучите два пункта и мы с Вами заполним в тетрадях таблицу. У вас две минутки»

 

«Давайте заполним нашу таблицу. Что отнесем к причинам Крестьянской войны?»

 

 

 

 

 

 

«Итак, какова была программа крестьян? Что они предлагали?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Что же предлагали бюргеры и дворяне?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Хорошо. И какие же итоги были у Крестьянской войны?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мой вопрос таков: почему же крестьяне потерпели поражение?»

 

 

 

«Несмотря на то, что пробужденное Реформацией общественное движение захлебнулось, реформа церкви продолжалась. Преобразования были умеренными, так как их проводили «сверху» князья, поддержавшие Лютера.

В результате духовенство с его иерархией не было упразднено. Зато светские правители возглавили церковь в своих землях, присвоив прежние права папы, и немедленно начали секуляризацию церковных земель.

В интересах римской церкви император Карл попытался остановить этот процесс. Князья, сторонники Лютера, заявили ему свой протест, и с тех пор стали именовать протестантами»

 

«Запишем в тетрадь определение.  ПРОТЕСТАНТИЗМ - течение в христианстве, не признающее авторитет римского папы; идея об оправдании (спасении) верой»

 

«Основные положения лютеранства закреплены в 1530 г. в документе «Аугсбургское вероисповедание».  Он был вручён императору в г. Аугсбурге.

Лютеранская церковь признавала два таинства – крещение и причащение; служба упростилась, главное место отводилось проповеди священника. В лютеранской церкви сохранился клир, она стала «дешёвой»: отказалась от внешнего убранства, пышных облачений, икон, дорогой утвари.

Император Карл V вместе с католическими князьями начал войну против лютеран. Германия раскололась на два враждебных лагеря. Война закончилась подписанием в городе Аугсбурге религиозного мира 1555 г.»

 

 

«Ребята, а на этой карте, она у Вас также есть в учебнике, Вы можете увидеть распространение религии в Европе шестнадцатого века»

 «Реформация – широкое движение за духовное обновление и реформу католической церкви»

 

 

Слайд 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 4. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 6. Перерисовывают схему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7. Записывают в тетрадь. Высказывают предположения.

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадь термин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 8. Перерисовывают таблицу. Изучают пункты учебника.

 

 

 

Возможные ответы: «1. Захват дворянами крестьянских угодий.

2. Увеличение барщины

3. Ограничение личной свободы крестьян»

 

Возможный ответ: «Программа «12 статей». Ее суть:

- Право общины выбора и смещения священника;

- Отмена церковной десятины;

- Уничтожение личной зависимости;

- Сокращение оброка, барщины;

- Возврат захваченных угодий»

 

Возможный ответ:

«- Ограничение власти князей;

- централизация страны, власть императора;

- передача имущества церкви дворянам;

- отмена внутренних границ и пошлин;

- единая монета, система мер и весов;

- возможное освобождение крестьян от личной зависимости за выкуп»

 

Возможные ответы:

«Главный итог – ухудшение положения крестьян:

- Возвращение личной зависимости;

- застой с/х;

- спад экономики;

- сохранение раздробленности»

 

 

«Не было единства, лидера -  в каждой области крестьяне действовали отдельно»

 

Слайд 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 11. Записывают в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 12. Рассматривают карту.

Познавательные:

- формировать навыки поисковой, исследовательской деятельности;

- формировать навыки работы в парах;

- соотносить информацию, представленную в разных формах;

- извлекать необходимую информацию из текста;

- ориентироваться в учебнике;

- структурировать учебный материал, выделять в нем главное;

- устанавливать причинно-следственные связи,

анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления.

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- планировать и осуществлять информационный поиск в соответствии с поставленной задачей;

- выделять главное, критически оценивать достоверность информации;

- переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

- строить монологическую и диалогическую речь;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей;

- слушать и понимать речь других;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

 

Регулятивные:

- сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- оценивать свои учебные достижения, поведение;

- работать по плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять способы для достижения поставленной цели;

- организовать выполнение заданий учителя;

- действовать по алгоритму, правилу;

 

     Личностные:
-  осуществлять самоконтроль;

- делать выводы по результатам работы;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Рефлексия учебной деятельности, оценивание

Цель этапа:  формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Обучающимся необходимо обсудить итоги работы на уроке, ответив на проблемный вопрос

 «Ребята, давайте теперь ответим на наш проблемный вопрос: «Увенчалась ли успехом Крестьянская война в Германии?»

 

 

 

 

 

«Молодцы! А теперь запишем домашнее задание»

Высказывают точку зрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

-систематизировать, обобщить изученное;

- анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

 

Коммуникативные:

- высказывать свои суждения, доказывать правоту;

- аргументировать, формулировать выводы на основе анализа предметного материала;

- выступать публично;

- высказывать суждения по результатам сравнения;

- строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей.

 

Регулятивные:

- оценивать коллективную работу и свой вклад;

- оценивать работу друг друга;

- оценивать свою работу на уроке на разных этапах;

 

Личностные:

- самостоятельно контролировать время при выполнении задания;

- осуществлять самоконтроль;

- контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность, с помощью оценочных листов.

Домашнее задание

 

На слайде: «Параграф 11, записи учить. Написать сочинение от имени князя (1 ряд), горожанина (2 ряд) или крестьянина (3 ряд), в котором выражается отношение к Реформации»

 

 

 

 

«Есть ли у Вас вопросы?»

 

 

«Всего доброго!»

 

Записывают домашнее задание с доски. Слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задают вопросы.

 

 

 

«До свидания!»

 

 

 

Познавательные:

извлечение необходимой информации из монологической речи учителя;
- умение структурировать знания;

- оценивание процессов и результатов деятельности;

 

Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

-осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению