Цель урока – раскрыть главную цель Реформации в Германии.
Задачи урока:
Образовательные:
1. описать историческую личность – Мартин Лютер
2. раскрыть сущность его идей “95 тезисов”
3. охарактеризовать основные цели князей, горожан и крестьян в период Реформации
4. раскрыть причины и цели Крестьянской войны в Германии (1524-1526гг.), результаты
5. охарактеризовать феодальные войны в Германии, результаты
6. работа над понятиями: протестант, лютеранская церковь, крестьянская война
Развивающие – продолжить развитие умений работать с текстом учебника, документом, анализировать факты и события, давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям, умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающая – воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.
Реформация в Европе
Цель урока – раскрыть главную цель Реформации в Германии.
Задачи урока:
Образовательные:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
описать историческую личность – Мартин Лютер
раскрыть сущность его идей “95 тезисов”
охарактеризовать основные цели князей, горожан и крестьян в период Реформации
раскрыть причины и цели Крестьянской войны в Германии (15241526гг.), результаты
охарактеризовать феодальные войны в Германии, результаты
работа над понятиями: протестант, лютеранская церковь, крестьянская война
Развивающие – продолжить развитие умений работать с текстом учебника, документом, анализировать факты и события,
давать оценку деятельности исторических личностей и историческим событиям, умение устанавливать причинно
следственные связи.
Воспитывающая – воспитание и развитие демократических свобод, в частности свободы совести, свободы слова на
примере Реформации в Германии; развитие стремления к знаниям, образованию.
Учебнометодический комплекс:
учебник Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века:
Учебник для 10 класса. – М., ООО “ТИД “Русское слово – РС”, 2005, § 25.
презентация “Реформация в Европе”
учебное электронное издание истории Нового времени. – ООО “Кордис&Медиа”, 2004.
интернетресурсы:
http://krotov.info/spravki/persons/16person/luther.html
http://krotov.info/library/12_l/lut/er_03.html (95 тезисов М.Лютера)
Средства обучения: ТСО (ПК учителя, проектор, интерактивная доска), учебник
Тип урока: комбинированный.
деятельность учителя
содержание
знаний
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Ход урока
деятельность учащихся
Устный
фронтальный
опрос
Сегодня мы продолжаем изучение
темы “Реформация в Европе”. Цель
урока – раскрыть главную цель
Реформации в Германии, была ли
она достигнута.
Но сначала мы вспомним, что мы
изучали на прошлом занятии.
1) Что такое Реформация?
2) Назовите причины Реформации.
– это борьба за переустройство церкви
Слайд 1
1. распространение идей гуманизма
2. обмирщение сознанияIII.
Рассказ
учителя
Мартин Лютер
Рассказ
учащегося
бобщающая
беседа
Записи в
тетради
Что такое гуманизм?
4) Почему распространение идей
гуманизма являются одними из
причин начала Реформации?
5) Приведите примеры,
доказывающие, что церковь
противоречила тому, что говорила.
6) Какие слои населения в итоге
были недовольны католической
церковью? Почему?
7) К чему же стремились все слои
населения?
Изучение нового материала.
Родиной Реформации стала
раздробленная Германия. Почему
именно она? В этой стране церковь
имела большие земельные владения,
и поэтому она могла
распространять свою власть на все
земли. К тому же здесь, в
раздробленной Германии, не было
сильной императорской власти,
способной защитить своих
подданных, как например во
Франции. Поэтому борьба за
переустройство церкви
переплеталась с борьбой крестьян
против феодального угнетения, с
одной стороны, и борьбой
феодаловкнязей против церкви, с
другой.
На развитие Реформации в Европе
повлияло учение Мартина Лютера.
Задание: внимательно выслушать
3. противоречия между тем, что
говорила церковь и реальностью
4. невежество и безграмотность
духовенства
Слайд 2
– идеи, основанные не на церковных
взглядах на жизнь, а на светских,
основанные на знаниях.
Т.к. именно гуманизм побуждал людей к
знаниям, образованию, что привело к
распространению грамотности среди
населения. В результате чего люди увидели
противоречивость учений церкви.
– продажа индульгенций
– продажа духовных должностей
– церковь являлась крупным феодалом,
имела зависимых крестьян
– устраивала пышные и богатые празднества
– взимала поборы, повинности с населения
Слайд 3, 4, 5.
Все слои населения:
1. князья – были против вмешательства
церкви во внутренние дела, а также
стремились захватить церковные земли.
2. горожане и крестьяне были против
поборов и повинностей, крестьяне к тому же
был обременены феодальными
повинностями.
Слайд 6
Католическую церковь сделать более
простой, дешевой, вернуть ее к истокам, т.е.
должна была соответствовать писаниям в
Библии.
Слайд 7
Слайд 8, 9
Мартин Лютер (1483–1546) выходец изРассказ
учителя
“95 тезисов”
М.Лютер
Сам. чтение
документа
Обобщающая
беседа
по
прочитанному.
Записи в
тетради
Рассказ
учителя
Крестьянская
война в
Германии
Сам. чтение
доклад и ответить на вопрос:
почему Мартин Лютер, будучи
духовным лицом, выступил против
католической церкви в целом?
Итак, почему Мартин Лютер,
будучи духовным лицом, выступил
против католической церкви в
целом?
– Как отреагировала католическая
церковь на возражения Мартина
Лютера?
В 1520г. Мартин Лютер был
отлучен от церкви (был исключен из
состава членов церкви). Мартин
Лютер, чтобы показать насколько
мало его беспокоит решение Папы,
принародно сжег папскую буллу во
дворе университета в Виттенберге.
Булла – так называют самые важные
приказы или распоряжения римских
пап.
Что же предлагал М.Лютер, что это
привело ярости римского папы?
Задание: внимательно прочитать
документ и ответить на вопрос.
Итак, что предлагал М.Лютер?
– Какую цель ставил М.Лютер?
– Как вы думаете, среди каких
слоев населения учение М.Лютера
нашло поддержку?
– Таким образом, все слои
населения поддержали М.Лютера,
т.е. выступили против католической
крестьянской семьи. Воспитание его было
строгим, побои – главное “педагогическое
средство”. Будучи мальчиком, решил уйти в
монастырь, т.к. именно там можно было
спастись от нищеты. В 18 лет Лютер
поступил в Эрфуртский университет.
Римский папа был для него примером
подражания, авторитетным лицом. После
окончания учебы становится одним из самых
ученых богословов в Германии. Стал
преподавателем в университете в
Виттенберге (Саксония). Однако, будучи
грамотным человеком, он увидел
противоречия между тем, что учила церковь
и реальностью.
В октябре 1517г. он написал свои
возражения против деятельности
католической церкви прикрепил их к дверям
церкви. Эти возражения вошли в историю
под названием “95 тезисов” М.Лютера.
Будучи грамотным человеком, он увидел
противоречия между тем, что учила церковь
и реальностью.
Слайд 8
Мартин Лютер –
“95 тезисов” –
Начала против него гонения, объявила
еретиком, …
Слайд 10
http://krotov.info/library/12_l/lut/er_03.html
Против:
– индульгенции
– священнослужителей как посредников
между человеком и Богом
– монашества
– владения церковью землями и большими
имуществами
– пышного убранства
– подчинения церкви римскому папетекста
учебника
стр.195
Просмотр в/ф
t = 2мин
Обоб.
беседа по
фильму.
IV.
Заключительна
я беседа
церкви. Сторонников Реформации
стали именовать протестантами. В
итоге христианская вера
раскололась на еще одну ветвь.
– Как же закончилась судьба
М.Лютера? В 1521г. его вызвали на
императорский суд в г.Вормс.
император СРИ Карл V потребовал
отречься от своего учения.
Обращаясь к собранию, М.Лютер
сказал свои знаменитые слова: “На
этом я стою. И не могу иначе. Бог
поможет мне. Аминь”.
После суда многие думали, что его
сожгут на костре как еретика. Но
саксонский князь Фридрих помог
ему бежать, укрыл в одном из своих
замков, где Лютер жил и переводил
на немецкий язык Библию и
др.религиозные книги.
Однако, начало Реформации было
заложено, и в Германии ширилось
движение за переустройство церкви.
Она вылилась в две формы:
1. крестьянская или
радикальная Реформация
2. княжеская/феодальная или
умеренная
Итак, давайте рассмотрим 1ую
форму Реформации, которую
пытались совершить крестьяне,
которая вылилась в Крестьянскую
войну.
Задание: внимательно прочитать
пункт параграфа и ответить на
вопросы:
1. Какие цели ставили
крестьяне в войне?
2. Удалось ли их достичь?
Итак, можно сделать вывод, что
крестьяне преследовали наряду с
целями Реформации и свои цели.
Однако они потерпели поражение.
Итак, давайте рассмотрим 2ую
форму Реформации, которую
(должна подчиняться светскому правителю)
Богослужение должно вестись на родном
языке.
– перестроить церковь, сделать ее простой,
дешевой, открытой, т.е. церковь должна
была отказаться от материальных богатств.
Среди всех слоев.
Слайд 12
Протестанты – это…
Слайд 12
Слайд 13
Слайд 14
Цель – борьба с феодальным гнетом,
освобождение от феодальных повинностей
Цели не были достигнуты, т.к. были
дезорганизованы, не было плана действия,
против выступили феодалы.
Слайд 15,16.
Цели – независимость от императора и папы
римского
Да, цели достигнуты: в 1555г. был подписан
Аугсбургский мирный договор между
Карлом V и феодалами, по которому
признавалось равноправие католичества и
протестантизма, но право определять
религию подданных предоставлялась только
князьям. Это положение было выраженословами: “Чья страна, того и вера”.
Слайд 17
пытались совершить
князья/феодалы.
Задание: внимательно прослушать
фрагмент и ответить на вопросы:
1. Какие цели ставили
феодалы.
2. Удалось ли их достичь?
Закрепление.
Домашнее задание на дом.
Этап оценивания участия учащихся
на уроке.