Рейтинговая система оценивания
Оценка 4.6

Рейтинговая система оценивания

Оценка 4.6
Исследовательские работы
doc
дефектология +1
Взрослым
27.11.2017
Рейтинговая система оценивания
Приемлема ли рейтинговая система оценивания знаний слабослышащих детей? Какие формы работы можно применить? А где нашла свое применение рейтинговая система оценивания? Это олимпиадные задания, государственная итоговая аттестация по предметам, единый государственный экзамен. Вашему вниманию предлагаем дидактические материалы, которые позволяют дополнительно оценить знания учащихся, отойдя от стереотипа обычного урока.В докладе отражены основные аспекты современной системы оценивания ответов обучающихся
Современная система оценивания устарела.doc
Рейтинговая система оценивания Авторы:  Ерифиренко Ольга Фёдоровна, учитель русского языка и литературы; Колпакова Елена Владимировна, учитель химии и биологии. В   концепции   модернизации   Российского   образования   провозглашается:   «главная задача   российской   образовательной   политики   ­   обеспечение   современного   качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным   потребностям   личности,   общества   и   государства»1.   Рассмотрим,   что понимается под качеством образования. В стандартах нового поколения даётся такое его определение: «качество образования ­ комплексная характеристика, отражающая диапазон и уровень образовательных  услуг,  предоставляемых  населению  системой  образования  в соответствии с интересами личности, общества и государства».  Каждый   субъект   образовательного   процесса   в   понятие   «качество   образования» вкладывает свой смысл:  учащиеся:   ОЦЕНКИ,   полученные   на   уроке     и   привлекательность   содержания учебных предметов и обучения,  родители:   ОЦЕНКИ   в   дневнике   и   развитие   индивидуальных   качеств   личности ребёнка,  учителя: ОЦЕНКИ в журнале, применение эффективных технологий, разнообразие форм, методов и современные средства обучения,  для   школы:   ОЦЕНКИ   в   аттестате,   переход   на   следующую   ступень   обучения   и результаты, показанные учениками при проведении экзаменов олимпиад, различных соревнований и конкурсов,  для общества: ОЦЕНКИ при поступлении в вузы, рейтинг школы в социуме, число выпускников, хорошо образованных и подготовленных. Как мы видим, оценки являются важными показателями не только для учащихся и их родителей, но и для учителей, школы и общества.   А если недостатки у школьной отметки?  субъективизм оценки   мотивирует на получение отметки, а не знаний     отсутствие   достаточной   рефлексии   отрицательно   влияет   на   формирование самооценки школьника  Между тем понятие оценки очень объёмное и, как показывает практика,  противоречивое. Современная система оценивания устарела, т. к. практика показывает, что выставляя оценки в обычной 5­ти бальной системе,  мы иногда говорим, детям «3 +» или  «4­», а ребенок не понимает в чем разница. Куда ему девать этот плюс или минус? Мы с  вами понимаем, что такой способ оценивания более реально отражает истинный уровень  знаний и умений, достигнутый учеником, однако, совершенно неприемлем для  официальных документов. К тому же, согласитесь, «2» на экзамене у нас редкость, а «1» в  журнале не используется. И что же получается, в действительности мы учим детей не по 5­ ти бальной, а по трехбалльной системе и делим детей на стандартные категории  «отличников», «двоечников»… Как же сделать так, чтобы оценка мотивировала ребенка к действию и ученик думал больше не о том, как бы ему двойки избежать, а о том, что нужно сделать для того, чтобы получить пятерку. Возможно, нужны новые подходы в оценивании знаний учащихся.  1 Говорят, все новое – это хорошо забытое старое, далеко ходить не будем. Совершим небольшой   экскурс   в   истории   оценки   русской   школы.   Оценки   150   лет   назад     оценки выставлялись по 10­ти бальной системе : «отлично – хорошие» ­ 10, «весьма хорошие» ­ 9, «очень   хорошие»   ­   8,   «хорошие»   ­7,   «довольно   хорошие»   ­   6,   «очень   не   худые»   ­   5, «посредственные» ­ 4,  «недостаточные» ­ 3, «слабые» ­ 2, «худые» 1. Обратите  внимание на средний результат 5 – «очень не худые» знания. Звучит довольно интересно. Кстати, было время, когда в обучении использовали только словесные оценки. В последние годы всё большей популярностью пользуется рейтинговая система. Она не только снимает многие противоречия в системе оценивания знаний обучающихся, но и оптимально способствует решению проблем усиления мотивации к учебной деятельности.   Внедрение рейтинговой системы контроля и оценки знаний состоит в том, чтобы  создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами современной и  систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными  достижениями.  Хотелось   бы   подчеркнуть,   что   все   педагоги     в   практике   работы   по­разному подходят к разработке систем рейтингового контроля. Но существуют общие принципы, которые их существенным образом отличают от обычной системы оценивания. К примеру, давайте,   сравним   обычную   и   рейтинговую   системы   оценивания   на   уроке   с   помощью таблицы:  ОБЫЧНАЯ СИСТЕМА  в   образовательный   процесс   включает чаще всего несколько школьников  оценку ставит за единичный ответ  учащихся   настраивает   на   работу   чаще всего по мере приближения проверочных работ  не   исключает  принцип   «лотереи», спросят – не спросят  способствует пассивности учеников  контроль ведёт учитель   учащихся  настраивает на потребительское отношение  к учебному процессу  оценку ставит учитель   РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА  в   образовательный   процесс   включает весь класс  ведёт  систематический  учет знаний и умений на всех этапах урока  учащиеся   работают  постоянно   и последовательно    на   протяжении   всего урока  оценивает навыки,  учитывая  желание учащегося  настраивает  активную   деятельность,  создает   условия   для здоровой   состязательности   и   честной конкуренции среди учащихся  ученики   ведут  взаимоконтроль   создает  доверительную   атмосферу взаимодействия учителя и ученика  конкретные   умения   и самоконтроль   и на  оценку   ставит  сам   себе  ученик  по определённому критерию Итак, разница между обычной системой оценивания знаний учащихся и рейтинговой очевидна, в пользу второй. Рассмотрим что же такое рейтинг и рейтинговая система Слово «рейтинг» происходит от английскоко"to rate" (оценивать) и "rating« (оценка, оценивание). Рейтинг – это сумма баллов, набранная в течение некоторого промежутка времени по  определенным правилам.  Рейтинговая система оценивания направлена на решение следующих задач: • • • • • единство реализации образовательной, воспитательной и развивающей функций  обучения;   максимальное использование внутренних ресурсов учащихся, раскрытие их  возможностей;   обеспечение более высокого качественного уровня обучения;   обновление содержания образования;  развитие положительной мотивации к занятиям.  В чем же сущность рейтинговой системы? На каждого учащегося заводится  лист  «Мой рейтинг».Учитель подсчитывает в конце темы балы и составляет карту обученности.  Она позволяет наглядно сравнить личные достижения с  достижениями своих  одноклассников.  Рейтинговая система контроля знаний (РНС) не требует какой­либо существенной  перестройки учебного процесса, хорошо сочетается с личностно­ориентированным  обучением. В основе рейтинговой системы заложен деятельностный подход. Рейтинговая  система оценивания знаний учащихся позволяет реализовать на практике  здоровьесберегающие технологии, такие как: дифференцированное обучение, проблемное  обучение, блочно­модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии,  педагогику сотрудничества. Рейтинговые системы бывают различных видов. Рассмотрим их деление, которое предлагает И.О. Загашева:   рейтинг, учитывающий текущую работу учащегося и его результат;   совокупный рейтинг, отражающий успеваемость по: уроку (РНС), отдельной теме (модульно­рейтинговая), изученному блоку (блочно­модульная технология);   рейтинг по всем предметам, изучаемым в данном триместре;  заключительный   рейтинг   за   цикл   родственных   дисциплин,   изучаемых   в   течение определенного периода; интегральный рейтинг за определенный период обучения, отражающий успеваемость учащегося в целом в течение какого­то периода обучения На своих уроках мы применяем модульно­рейтинговую накопительную систему  обучения, она отражает успеваемость по уроку. Суть рейтинговой  накопительной системы  состоит в том, что урок разбивается на отдельные этапы и на каждом этапе за  определенный вид деятельности выставляется балл. В конце каждого урока  оглашаются  итоги, давая возможность сравнивать свои результаты с эталоном, увидеть в каком  в  каком положении находится он по сравнению с другими. Рейтинговая система оценивания предусматривает внедрение штрафных баллов,  которые могут выставляться: ­за пропуски уроков без уважительной причины; ­за опоздание на урок; ­за несвоевременно выполненную работу; ­за неаккуратное ведение тетради. Требование к ведению тетради таковы: ­перед любой работой должны быть написаны дата и ее вид(домашняя или  классная); ­все работы должны выполняться аккуратно,  ­должны соблюдаться поля. Если задания творческого характера выполняются в паре, тогда баллы за них  делятся между участниками. Преимущества, связанные с использованием рейтинговой системы контроля знаний очевидны, утверждают педагоги, которые не первый год применяют рейтинговую систему оценивания знаний   в процессе применения рейтинговой системы в учебной деятельности: повысилось качество обучения ­ прослеживается положительная динамика успеваемости ;  у   учащихся   сформирована   устойчивая   мотивация   к   занятиям,   дети   учатся   с увлечением.  На вопрос: «что вам нравиться в рейтинговой системе?» они отвечают ­ нравится всё, интереснее на уроке, нет страха получить двойку, стали учиться лучше, справедливость, доверие, довольны родители.  важен   и   воспитательный   аспект   –   продолжительная   учебно­тренировочная деятельность   при   выполнении   различных   заданий   воспитывает     в   детях   волю, целеустремлённость,   трудолюбие.   Дети   в   процессе   взаимодействия   с   учителем   и одноклассниками  учатся адекватно себя оценивать в любой ситуации. Таким образом, при рейтинговой  системе оценивания достижений учащихся можно  применять самые разнообразные формы и методы организации учебно­познавательной  деятельности, но самое главное­ вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить  желание заниматься им в дальнейшем. Но все же есть ряд недостатков: 1.Трудоемкость подготовки к уроку. 2. Недостаточность методического и дидактического материала по применению  рейтинговой системы на уроках. 3.Мобильность и ритмичность, умение чувствовать рабочий ритм всего класса и  каждого ученика в отдельности. 4.Дополнительная затрата времени на регистрацию и   обработку данных  Система оценивания в новых условиях должна способствовать сближению школьной оценки выпускника с реальной оценкой этого же выпускника обществом. Какие качества вы хотите видеть у своего ребенка на выходе из школы, чтобы в  современной жизни он был успешен? Применение рейтинговой системы побуждает всех: учащихся стать активными  участниками образовательного  процесса на уроке, родителей следить за индивидуально­ личностным ростом своего ребенка, учителей к постоянному поиску новых форм и  методов обучения. Итак,  данная технология позволяет создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного  процесса. 1.Стимулируется максимально возможный в данной ситуации интерес учащихся к  конкретной теме урока, а следовательно, и к дисциплине в целом. 2.Процесс обучения охватывает всех учащихся, их поведение при  этом  контролируется преподавателем и одноклассниками. 3.Дух соревнования и соперничества, изначально заложенный в человеческой   природе, находит оптимальный выход в добровольной игровой форме, которая не вызывает негативной отталкивающей и, самое главное, болезненной стрессовой реакции. 4.Развиваются элементы творчества и самоанализа, включаются дополнительные  резервы личности, обусловленные повышенной мотивацией учащихся, которые  подготавливают почву для постепенного  стирания жестких дистанционных границ между учителем и обучаемыми. Учащиеся стремятся переосмыслить те или иные понятия с  учетом собственного опыта. 5.Наблюдается поворот мышления и поведения учащегося в направлении более  продуктивной и активно­поисковой деятельности. 6.Появлятся дифференцирование значимости оценок, полученных учеником за  выполнение различных видов работ(самостоятельных, контрольных, «срезовых», текущих   и т.д.), и отражение текущей или итоговой оценкой количества  вложенного учеником  труда в большей степени, чем его способностей. 7.Появляется возможность улучшить полученную  оценку. Приемлема ли рейтинговая система оценивания  знаний слабослышащих детей?  Какие формы работы  можно применить?  А где нашла свое применение рейтинговая  система оценивания?  Это олимпиадные задания, государственная итоговая аттестация по  предметам, единый государственный экзамен.   Вашему вниманию предлагаем   дидактические материалы, которые позволяют дополнительно  оценить  знания учащихся,   отойдя от стереотипа обычного урока. Ставя очередную оценку в журнал, я вспоминаю мудрые слова В.А.Сухомлинского:  «Тот, кого я учу, ­ это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка,  которую я ставлю ему – это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое  отношение к нему как к человеку».

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания

Рейтинговая система оценивания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.11.2017