МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова
![]() |
РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ СПИСОК
«И ВСЯ ЗЕМЛЯ БЫЛА ЕГО НАСЛЕДСТВОМ»
130 лет со дня рождения Б. Л. Пастернака
Подготовил: Библиотекарь 2 категории отдела ВСО
Бердникова Е. С.
ст. Романовская, 2020 год
Уважаемый читатель!
В 2020 году исполняется 130 лет со дня рождения Пастернака. Он родился и жил в эпоху великих преобразований, переворотов, революций. Он пережил царя, временное правительство, три революции, две мировые войны… Все это не могло не отразиться на его поэзии. А о себе он писал в автобиографической повести «Охранная грамота» так: «Я не пишу своей биографии. Я к ней обращаюсь, когда того требует чужая… настоящего жизнеописания заслуживает только герой, но история поэта в этом виде просто непредставима».
По жизни Пастернаку везло. И, пожалуй, главным везением в его жизни была его творческая семья. Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 г. в Москве. В семье молодого живописца Леонида Пастернака и пианистки Розалии Исидоровны Пастернак-Кауфман искусство сливалось с повседневностью.
Дома устраивались музыкальные вечера, на которых бывали друзья отца - Поленов, Левитан, Серов. Послушать известную пианистку приезжал Л.Н. Толстой. Одним из ближайших друзей семьи был С. Скрябин. Он-то и пророчил Борису композиторское будущее, видя в нем необычайные музыкальные способности. Мальчик рос под звуки фортепиано, окруженный живописными работами отца. Музыка и живопись отразились в его поэзии - мелодичной и такой гармоничной!
Поэт писал: Я, сын художника, искусство и больших людей видел с первых дней и к высокому и исключительному привык относиться как к природе, как живой норме. Летом 1903 г. Б. Пастернак был поражен и очарован, услышав, как на соседней даче Скрябин сочиняет 3-ю симфонию. В этой гениальной, рождавшейся у него на глазах музыке, мальчик с удивлением узнавал окружающую природу, гудение леса, пение птиц. Борис отличался чрезвычайной впечатлительностью. Внешний мир с болью вторгался в его игры и сны.
Борис Пастернак, который вошел в литературу как сложный поэт, чья лирика строилась на неожиданных ассоциациях. В зрелые годы он обращается и к прозе. Главным произведением поэт считал роман «Доктор Живаго». Книга, из-за которой Пастернака исключили из Союза писателей и едва не выслали из страны, принесла ему Нобелевскую премию (1958 г.), но так и не увидела свет при жизни автора. Лишь в 1988 году роман был опубликован на родине, став одним из произведений так называемой «возвращенной» литературы.
«О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом – и убьют!…
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.
О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА
Серебряный век [текст]: поэзия. -М.: Э, 2017.-512с.- 8000 экз.-ISBN978 5-699-95532-9.
В сборник поэзии "Серебряный век" вошли лучшие и самые известные строки величайших русских поэтов, творивших в конце ХIХ - начале ХХ века. И. Анненский, К. Бальмонт, Н. Гумилев, А. Ахматова, Б. Пастернак, В. Маяковский, С. Есенин- эти и многие другие имена составляют славу русской литературы. И по сей день поэзия этих выдающихся творцов остается неповторимой и непревзойденной по красоте слога и высокой духовности.
Лирика Серебряного века [текст]. -М.:
Эксмо, 2007.-384с.- (Золотая серия поэзии).- 3000 экз.-ISBN
978-5-699-11457-3.
Серебряный век — время великого
расцвета духовной жизни России, пришедшееся на конец XIX — начало XX века,
когда жили и творили такие гениальные поэты, как А. Блок, Н. Гумилев, М.
Цветаева, О. Мандельштам, А. Ахматова, С. Есенин, В. Маяковский, и многие
другие выдающиеся мастера слова. Такое созвездие столь мощных и самобытных
талантов, столь знаменитых и трагических индивидуальностей, пожалуй, никогда
еще не возникало на небосклоне русской литературы. В этой книге представлены
наиболее яркие и значительные стихотворные строки самых известных
представителей Серебряного века — символистов, акмеистов, футуристов,
имажинистов, а также авторов, не связанных с каким-либо определенным
направлением русского модернизма.
Хозиева, С. И. Русские писатели и поэты [текст]. -М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2004.-576с.- (Краткие биографические словари).- 6500 экз.-ISBN 5-7905-2698-5.
Великие личности
творят историю, и их имена становятся символами эпох.
Книги серии `Краткие биографические словари`
помогут вам поближе познакомиться с наиболее выдающимися людьми всех времен,
добившимися мирового признания в различных сферах человеческой деятельности.
Том, который вы держите в руках, посвящен
замечательным писателям и поэтам России. Представленная в нем информация
содержит не сухие даты и цифры, а краткое, но увлекательное повествование о
жизни и творчестве тех, кто своим талантом создавал славу великой русской
литературы.
Вся русская литература [текст]. – авт.- сост. И. Л.
Копылова.- Минск: Современный литератор, 2003.-864с.- (Учебное пособие).- 10000
экз.-ISBN 985-14-0055-6.
Книга представляет собой учебное пособие, составленное в соответствии со школьной программой и содержащее биографии писателей, фиксирующее основные этапы их жизни и творчества и аналитический материал, посвященный их произведениям. Книга адресована школьникам, абитуриентам и всем, кто интересуется русской литературой. Она поможет систематизировать теоретические знания, развить умения и навыки самостоятельного литературного исследования художественных произведений.
Серебряный век. В поэзии, документах, воспоминаниях [текст]: хрест. для уч-ся старших кл. /сост. В. Терехина.-М.: Локид, 2000.-462с.; ил.- 5000 экз.-ISBN 5-320-00365-Х.
Хрестоматия
состоит из разделов, соответствующих основным поэтическим школам эпохи, -
символизм, акмеизм, футуризм, новокрестьянская поэзия. В раздел `Поэзия вне
групп` включены произведения поэтов, не входивших в эти объединения. Наряду со
стихотворными текстами и манифестами поэтов представлены воспоминания
писателей, художников, артистов.
Русская литература [текст]: популярная иллюстрированная энциклопедия. / М.: Дрофа-Плюс, 2007.-608с.; ил.- 7000 экз.-ISBN 978-5-9555-1077-4.
Энциклопедии, как правило, бывают двух типов: систематические и алфавитные. В систематических история предмета излагается последовательно, шаг за шагом. Это в большей степени книги для познавательного домашнего чтения. В алфавитных легче найти ответ на конкретный вопрос, но мир такой энциклопедии расколот на термины, понятия, имена, события, которые не складываются в цельную картину. Необычность этой энциклопедии - в соединении двух подходов. Вокруг статей, расположенных по алфавиту, возникают дополнительные информационные блоки, что позволяет не только найти нужный материал, но и воспринять его в общем контексте предмета. Принцип собирания общего через нанизывание отдельных разрозненных фрагментов хорошо знаком любому пользователю компьютера; главное - грамотно выстроить поисковую цепочку расширения информации. Ведь в современном обществе умение находить информацию важнее, чем просто знать.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ БОРИСА ЛЕОНИДОВИЧА ПАСТЕРНАКА
Пастернак,
Б. Л. Доктор Живаго [текст]: роман/ Б. Пастернак. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА,
2007.-539 с.- 2000 экз.-ISBN 5-17-032165-1.
Книга, удостоенная высшей из литературных наград мира - Нобелевской премии. Книга, равная, пожалуй, только "Улиссу" Джойса, "Хроникам утраченного времени" Сартра и "Доктору Фаустусу" Манна. Реализм, перетекающий в "реализм мистический". Слово прозаическое, обретающее силу Слова высокой поэзии, - вот лишь немногое из того, что можно сказать о романе "Доктор Живаго"…
Пастернак, Б. Л. Детство Люверс [текст]: повести и очерк/ Б. Пастернак; предисл. А. Архангельского; коммент. Е. В. Пастернак, Е. Б. Пастернака; худож. П. Иващенко. -М.: Детская литература, 1991.-224 с.- 100000 экз.-ISBN 5-08-001774-0.
Отец Жени Люверс был состоятельным человекам: вел дела уральских копей. Девочка жила в окружении горничных и гувернанток, но они не могли дать ей того душевного тепла, которым способны одарить только любящие родители. А Женя с братом инстинктивно понимали странные, сложные отношения между отцом и матерью.
Нет, старшие Люверсы внимание детям уделяли, но «как-то невпопад, со стороны», ничего не объясняя, и совсем не интересуясь их внутренним миром. Девочка и мальчик, в сущности, были предоставлены самим себе.
Пастернак, Б. Л. Охранная грамота [текст]/ Б. Пастернак. -М.: Современник, 1989.-96 с.- 500000 экз.-ISBN 5-270-01061-5.
«В настоящее
издание Бориса Леонидовича Пастернака (1890—1960) — выдающегося русского
советского писателя — вошли два произведения.
Автобиографическая проза «Охранная грамота» — о юности, встречах с
замечательными людьми, путешествии по Европе, духовных исканиях, первой любви,
становлении поэта.
В эссе «Шопен» выражена эстетическая программа всего творчества Б. Пастернака».
Я понял жизни цель и чту
Ту цель, как цель, и эта цель —
Признать, что мне невмоготу
Мириться с тем, что
есть апрель,
Что дни — кузнечные мехи,
И что растекся полосой
От ели к ели, от ольхи
К ольхе, железный и косой,
И жидкий, и в снега дорог,
Как уголь в пальцы кузнеца,
С шипеньем впившийся поток.
Пастернак, Б. Л. Стихотворения и поэмы [текст]/ Б. Пастернак; сост. Е. Пастернака; послесл. Н. Банникова. -М.: Художественная литература, 1988.-511 с.- 1005000 экз.-ISBN 5-280-00048-5.
В книгу Б.Л. Пастернака вошли лучшие стихотворения и поэмы "Девятьсот пятый год", "Лейтенант Шмидт", "Спекторский".
Пастернак, Б. Л. Проза поэта [текст]/ Б. Пастернак. -М.: ВАГРИУС, 2000.- 318 с.- 7000 экз.-ISBN 5-264-00301-7.
У поэта особое видение мира. Поэт находит особые слова, чтобы его выразить. Поэт облекает свои мысли в особую форму. Порой поэту становится тесно в рамках стиха. Тогда на свет рождается Проза Поэта. Не исказить голоса жизни`, Апеллесова черта, Детство Люверс, Повесть, Охранная грамота, Несколько положений, Поль-Мари Верлен, Шопен, Замечания к переводам из Шекспира
«И вся земля была его наследством»/ сост. Библиограф 2 категории РДО Е. С. Бердникова.- ст. Романовская: МБУК ВР «МЦБ» им. М.В. Наумова, 2020.- 6 с.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.