Рекомендации педагогу по организации работы с учащимися с разным типом нервной системы
|
||||
Слабая НС – неустойчивость по отношению к посторонним раздражителям. |
||||
Учебные ситуации, в которых возникают трудности |
Рекомендации педагогу |
Преимущества учащихся |
||
v Длительная напряженная работа; слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал. v Ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная работа, в особенности, если на нее отводится ограниченное время. v Ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует их немедленного ответа. v Работа в условиях, кода учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа. Для слабого учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа. v Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. v Работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя или вопрос другого ученика) v Работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал) v Работа в шумной, неспокойной обстановке. v Работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем.. v Работа у вспыльчивого, несдержанного педагога. v Ситуация, когда требуется на уроке освоить объемный и разнообразный по содержанию материал. |
v Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа. Дать достаточно времени на обдумывание и подготовку. v Стремиться, чтобы ответ ученика был вне в устной, а письменной форме. v Не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал. Постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно по мере усвоения. v Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал. Следует отложить опрос на следующий урок, дать возможность ученику позаниматься дома. v Формировать уверенность в своих силах и знаниях (которая затем поможет ученику в сложных ситуациях) путем построения правильной тактики опросов и поощрений. v Осторожно оценивать неудачи ученика (от и сам очень болезненно относиться к ним). v Дать время для проверки и исправления написанного во время подготовки ответа. v Отвлекать ученика в минимальной степени, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную обстановку. |
v Успешнее в ситуациях, требующих монотонной работы. v Легче действуют по шаблону, по схеме. v Любят работать самостоятельно, шаг за шагом выполняя задание, поэтому для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы. v Не отвлекаются, не перескакивают с одного действия к другому, выполняют все в строгой последовательности. v Склонны планировать предстоящую деятельность, любят составлять планы в письменной форме, используя х как средства внешнего управления деятельностью. v Успешнее в тех видах деятельности, которые требуют предварительной подготовки. v Склонны самостоятельно проникать в более глубокие связи и отношения внутри учебного материала. Глубже и самостоятельнее усваивают учебный материал. Знания сверх школьной программы. v Склонны к систематизации знаний. v Разнообразные виды наглядного изображения облегчают им учебную деятельность. v Склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.
|
||
Инертная НС – низкая скорость реагирования на внешние раздражители. |
||||
Учебные ситуации, в которых возникают трудности |
Рекомендации педагогу |
Преимущества учащихся |
||
v Учитель предлагает классу задания, разнообразные по содержанию и способам решения. v Учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу. v Время работы ограничено и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой. v Требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответ или вопрос другого ученика). v Учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа. v Необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой. v Оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания. v Требуется выполнять задания на сообразительность, при высоком темпе работы. |
v Не требовать от них немедленного включения в работу, их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно. v Не требовать высокой активности в выполнении разнообразных заданий, некоторые ученики отказываются работать в таких условиях. v Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; они чаще следуют принятым стандартам в ответах, избегают импровизации. v Не следует проводить их опрос в начале урока поскольку ученики с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации. v Избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос. Необходимо предоставить время на обдумывание и подготовку. v Не следует их отвлекать, переключать внимание на что-либо другое в момент выполнения заданий. v Нежелательно заставлять такого ученика отвечать новый, только что пройденный материал. Следует отложить его опрос до следующего раза, дав возможность заниматься дома. |
v Способность долго работать, не отвлекаясь на реплики учителя, на работу учащегося, выполняющего задания у доски и т.д. v Высокая степень самостоятельности в выполнении заданий. v Медленное нарастание активности, но долгое ее сохранение. v Склонность к однообразной работе, способность успешно справляться с монотонными заданиями на протяжении долгого времени. v Инертные ученики без труда, быстрее, способны в определенные моменты учебного процесса полностью выслушать объяснения учителя и только после этого начать выполнять задание. v В работе на сообразительность принимают активное участие в том случае, если им дается достаточное время на обдумывание. v Всегда активны в работе по пройденному материалу. v Лучше развита долговременная память. v Достигают высокой скорости работы за счет специальной организации деятельности. v Самостоятельная работа для них легче фронтальной. v Склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверки полученных результатов. |
||
Подвижная НС |
||
Особенности |
Поведение |
Рекомендации |
v Быстро и без труда приспосабливаются к новым условиям. v Долго не могут собраться и приняться за дело. v Быстрое угасание активности, утрата интереса к заданиям, требующим однообразной, монотонной работы. v Частые отвлечения от работы. Из за чего нуждаются в постоянном руководстве и контроля педагога. |
v Скучно заниматься какой то одной деятельностью. v Много разнообразных занятий. v Смена видов деятельности. v Отвлекаются, разговаривают на уроке, занимаются посторонними делами. v Задают много ненужных вопросов. |
v Объем работы. Увеличивать по частям. На первых порах предлагает первокласснику написать строку вместо 3, почесть не весь материал, а часть. После того, как намеченная часть выполняется, ему предлагается сделать остальное, либо ограничиться сделанным. v Разнообразить содержание заданий, обеспечивая частные переходы от одного вида к другому. v Поиск других форм решения. v Обучать выслушивать до конца указания учителя, вырабатывать внимательность на уроках терпеливым, многократным повторением требований. v Опрашивать их первыми. v Как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.