Критерии диагностики и физиологические особенности типов ММД
Уровень |
Типы |
Особенности |
1 |
Субнормальный тип |
Внутренняя рассогласованность мало ощутима, проявляется в легкой общей ослабленности мозга, которую необходимо преодолевать. Ребенку доступна некоторая произвольность управления, он может сопротивляться утомлению, но возможности мозга уже ограниченны. Достаточно небольшой дополнительной нагрузки, что они иссякли. |
2 |
Ригидный и активный тип |
Нарастающая внутренняя рассогласованность еще не нарушает полностью деятельность мозга, но уже значительно ее ослабевает. Произвольное управление уже фактически отсутствует. Мозг работает насколько хватает сил и этот режим не зависит от желания ребенка. |
3 |
Астенический и реактивный |
Возросшая рассогласованность перестает быть только внутренней и дезорганизует не только работу мозга, но и поведение ребенка. Произвольное управление невозможно, а ослабленность и истощаемость максимальны. Не могут работать в одиночестве или самостоятельно. Нуждаются во внешней активации и управлении. Однако в группе перевозбуждаются и теряют работоспособность. |
Тип |
Характеристика |
Рекомендации |
|
С гиперактивностью |
|||
Реактивный тип |
Двигательная расторможенность, вынужденная, неуправляемая реактивность, сочетающаяся с повышенной возбудимостью, переключаемостью и утомляемостью. Быстрая смена деятельности происходит автоматически, непроизвольно, без участия процесса внимания, то есть без настройки на деятельность и без последующего контроля за ее выполнением. «Полевое» поведение. Присутствие взрослых не является сдерживающим фактором. На резкое замечание дают резкий ответ. Попытки сдержать приводят к тому, что ребенок действует по принципу «отпущенной пружины». Доставляют много хлопот учителю, родителям, и сами от этого страдают. Вызывают у окружающих раздражение и неприязнь. Постепенно появляется барьер отчуждения, он порождает агрессию. Обучаемость хорошая. Встречаются талантливые дети. Быстро утомляются и не могут сохранять восприимчивость и умственную работоспособность до конца учебного дня, хотя остаются двигательно активными до позднего вечера. Память может быть в норме. Но из-за неустойчивости внимания не имеет последовательности. Могут быть пробелы даже в хорошо усвоенном материале. Эмоции могут оказывать исключительно сильное влияние на их деятельность. Эмоции средней эффективности могут активизировать, но при дальнейшем повышении эмоционального фона деятельность может быть полностью дезорганизована. Эмоциональные реакции бурные, но быстро проходящие. |
Теплое отношение в семье, понимание. Спокойная обстановка в классе. Малочисленные классы. Медикаментозное лечение, уменьшающее реактивность. Контроль за выполнением домашних заданий примерно до 7-8 класса.
|
|
Активный тип |
Похожи на неорганизованных, импульсивных и увлекающихся. Активно включаются в деятельность, но работают недолго. Фаза истощения. Часто ругают за лень, нежелание потрудиться, довести начатое до конца. Точность работы страдает всегда (меньше 0,9), значительно ухудшается к концу работы. Не могу удержать быстрый темп работы, не могут его восстановить после падения. Хорошо пишут короткие самостоятельные работы, длинные – плохо. Часто сдают работу недоделанной, отключившись в конце урока на «полуслове». Если изначально не было педагогической запущенности, то интеллект не страдает. Память в норме, но объем оперативных процессов памяти и внимания мал. |
Использовать короткие самостоятельные работы. Периодический отдых позволяет сохранить работоспособность почти до конца уроков. Занятия по развитию самоорганизации и секции результатов не дают. Работа мозга без вмешательств, нормализуется к 7 классу. |
|
Без гиперактивности |
|||
Ригидный тип |
Замедленность действий, речи, реакций. Резкое возрастание скорости, при этом точность выполнения находиться на уровне патологии. Высокая утомляемость, периодические выключения, и восстановления интеллектуальной работоспособности. Поведение – заторможенными не выглядят, интеллектуальная деятельность характеризуется замедленной врабатываемостью и плохой переключаемостью. Плохо пишут короткие и простые самостоятельные работы. Хорошо выполняют длинные работы с однородными заданиями. При разнотипных заданиях ошибки могут быть самыми нелепыми. Память в норме. Устойчивость и концентрация внимания – средние. Плохая переключаемость. Менее эмоциональны, склонны к эмоциональным «застреваниям» с глубокими переживаниями. Работа мозга нормализуется к 6 классу. |
Давать однотипные задания. Не спрашивать ответа сразу.
|
|
Астенический тип |
Повышенная умственная утомляемость. Повышенная истощаемость характерна для интеллектуальной деятельности. «Выключаются на уроках», сидят с отсутствующим взглядом. Работать в течении урока не могут, что-то делают только в начале. Переутомляясь лежат на парте, занимаются своими делами. Однако на перемене могут быть достаточно активными. Произвольное внимание не развито. Неустойчиво, концентрация слабая, нет распределения внимания. Не могут делать два дела одновременно. Часто не успевают за объяснением учителя. Объем кратковременной и оперативной памяти мал. Без опоры на вынесенные вовне стимулы не может держать в уме информацию и оперировать ею. Нарушен переход в долговременную память. Часто в латентной или ослабленной форме отдельные проявления ММД остаются на всю жизнь. |
Работа в начале урока. Давать по 1 заданию за раз. Не торопиться при объяснении материала. Использовать наглядную информацию, алгоритмы. |
|
Субнормальный тип
|
|||
|
При заполнении теста работают на средней или хорошей скорости. Ошибки могут проявляться начиная со 2-3 строки, но их количество возрастает быстро, а точность выполнения оказывается низкой. Повышенная утомляемость, хотя с помощью волевого самоконтроля могут скорректировать свою деятельность. Работоспособность сохраняется на протяжении учебного дня. |
Тренировки памяти и внимания не дадут результатов. Нормализуется к 3-5 классу. |
|
Рекомендации.
v Мягкое, замедленное включение в учебу. Позднее начало учебы. При таком подходе уже к концу второго года обучения отмечается существенная нормализация работы мозга и значительное интеллектуальное продвижение, к концу 4 класса нормализация часто бывает полной.
v Интенсивные занятия могут приводить к ухудшению общего соматического состояния детей, замедлять процесс физиологической нормализации работы мозга, усилить его дезорганизацию.
v Избегать переутомления детей в течении рабочего дня.
v Хорошо когда выделено специальное помещение для отдыха во время переменки.
v Шум, возня перевозбуждают и дезорганизуют деятельность мозга. Вариант с неполной рабочей неделей и добавочным скользящим выходным днем.
v Не рекомендуется оставлять в группе продленного дня, они нуждаются в отдыхе после занятий, многим необходим дневной сон, отдых от группового общения.
v Так как домашние заданиями чаще всего не записываются, либо записываются неправильно, родителям необходимо самим узнавать, что было задано.
v Повторять материал, пройденный в класе.
v Заранее рассказывать ребенку содержание уроков.
v Занятия должны чередоваться с отдыхом в соответствии с ритмом работы мозга: 5-10 минут работы, 5 минут перерыв. Через час необходим продолжительный получасовой отдых.
v В процессе обучения освободить от оформительской работы (поля в тетради, отступы).
v В 1 классе использовать тетради с напечатанными заданиями.
v Мелкую моторику развивать с помощью раскрасок, штриховок.
v Обучение чтению должно значительно опережать обучение письму и проводиться с визуальной опорой на буквы или целые слова (метод Глена Домана).
v При обучении чтению цель – понимание, а не проговаривание вслух. Поэтому надо сначала дать ребенку понять текст, разобрав его про себя, и только потом предлагать прочитать вслух.
v Когда ребенок читает можно помогать ему, называя и поясняя только отдельные слова.
v Системность подачи информации. Алгоритмы. Лаконичность формулировок, оформления, не доолжно быть ничего лишнего.
v Необходимо показывать, рассказывать, обыгрывать ту информацию, которая должна быть усвоена ребенком. При этом не следует требовать ответов. Учебные демонстрации и рассказы должны быть короткими (2-3 минуты), легкими, быстрыми и веселыми, обновляться.
v Хвалить ребенка.
v Формирование учебной мотивации: не требовать точного воспроизведения, не создавая при этом ситуацию неуспеха. Избегать отрицательных эмоций.
v Нельзя требовать от детей невозможного: самоконтроль и соблюдение дисциплины исключительно сложны для них.
v Уроки в игровой форме.
v Когда нет запретов, не происходит накапливания неотреагированной энергии с последующими взрывами. Допуская мелкие дисциплинарные нарушения, можно поддерживать общую хорошую работоспособность.
v Проблема дисциплины частично решается специальными партами, рассчитанными на одного человека.
v Если ребенок «выключился » не надо его трогать.
v Сильные и яркие эмоциональные впечатления могут дезорганизовать деятельность.
v Исключить монотонную неинтересную деятельность.
v Для закрепления материала урок должен быть построен так, чтобы на его протяжении варьировался один и тот же алгоритм или тип задания.
v Родителям желательно находиться рядом в ребенком при выполнении домашнего задания. Очень важно сохранять при этом спокойствие. Работа в черновике, но прежде чем переписывать дайте время отдохнуть. Само переписывание осуществляется с перерывами.
v Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями. После повторения небольшой перерыв. Вечером лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что надо запомнить. Дополнительное прослушивание информации способствует ее упрочнению, но не приводит к переутомлению.
v Исключить репетиторов.
v Работа с ребенком должна быть продумана и организована так, чтобы предоставлять из себя четкую последовательность конкретных деятельностей, между которыми можно отдохнуть. Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой инструкцией, вынесенной вовне в виде рисунка или схемы, находящейся перед глазами ребенка.
v Предварительные рассуждения настраивают и подготавливают ребенка к деятельности.
v Полноценный ночной отдых.
v Акцент на развитие интеллекта.
v Опора на наглядность.
v Визуальное мышление – игры, связанные с моделированием, консруированием, выкладыванием узоров, картинок по образцам.
v Консультация невролога (обследование позвоночника, затруднения при астме, диабете, нефропатии).
v Здоровый образ жизни.
v Не перегружать занятиями в различных кружках и секциях.
v Доброжелательная обстановка в семье, терпение и мягкое руководство.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.