Рекомендации педагогам по работе с трудными подростками
Оценка 4.6

Рекомендации педагогам по работе с трудными подростками

Оценка 4.6
docx
10.06.2021
Рекомендации педагогам по работе с трудными подростками
МО Рекомендации педагогам по работе с трудными подростками.docx

Тема: «Создание психолого – педагогических условий для социализации детей с поведенческими нарушениями»

 

Рекомендации педагогам

«Особенности работы педагога с трудными подростками»

Педагог – психолог МБОУ В-Вознесенской СОШ

Ефремова Надежда Васильевна

 

К категории «трудный подросток» обычно относят детей и подростков, с которыми трудно заниматься педагогам, для которых оказываются бесполезными мудрые наставления по воспитанию, с которыми трудно найти общий язык, в том числе и родителям. Обычно их характеристика включает большое количество прилагательных с приставкой «НЕ»: неусидчивые, невнимательные, несдержанные и т.д.

Они не такие, как сверстники в силу разных причин. Они трудные потому, что им самим приходится очень нелегко в силу разных причин (медико-биологических, педагогических и психологических) им трудно учиться по общей программе, идти общим темпом, выполнять общие требования.

Трудновоспитуемость сопровождается деформацией социальных связей и отчуждением подростков от основных институтов социализации: прежде всего семьи и школы, поэтому одной из важнейших задач психолого-педагогической поддержки является преодоление этого отчуждения, включение подростка в систему общественно значимых отношений, благодаря которым он может успешно усваивать позитивный социальный опыт.
Анализ отношений «трудных» детей с окружающей действительностью, характер их взаимоотношений с родителями, учителями, сверстниками убеждает, что недостатки семейного воспитания, углубленные недостатки школьного воспитания, несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.
В повседневной работе педагогам приходится постоянно корректировать поведение учащихся, развивать положительные качества личности и черты характера, преодолевать недостатки.

Процесс воспитания, должен строиться, прежде всего, с учетом индивидуально-психологических особенностей подростка, с учетом тех конкретных обстоятельств и неблагоприятных условий воспитания, которые способствовали возникновению разных асоциальных проявлений и отклонений.

Рекомендации педагогам

1.      В процессе воспитания и перевоспитания весьма существенную роль играет педагогический оптимизм, проектирование положительного развития детского коллектива и каждого ребенка.

2.      Единство педагогических влияний. Согласованность действий учителей и родителей, стремление к общению-диалогу. Когда нет согласия между всеми сторонами, участвующими в воспитании (педагоги, психолог, родители), нет единства требований в детском коллективе - воспитание невозможно.

3.      Опора на лучшие качества личности трудного ребенка, вера в его силы и возможности, доверие к нему. Умение видеть положительное в поведении «трудного подростка», умение опираться и развивать это хорошее — важнейшее условие успешной социально-педагогической реабилитации.

4.      Оценивая результаты учебы и поведение учащихся, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках учащегося.Это, во-первых, позволяет повысить эффективность работы преподавателя, во-вторых, способствует профилактике конфликтов между педагогом и учащимися.

5.      Воспитывайте наедине. Не переходите на личность и оскорбление.

6.      Наберитесь терпения, будьте тактичны, не уступайте, сами больше говорите, помните, что вы – пример для подражания. В перевоспитании решающим является личный пример учителя, внимание к ребенку, умение радоваться успехам ребенка. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;

• ухудшают качество мышления;

• снижают объективность оценки окружающих;

• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнера по общению.

7.      Ясно сформулировать подростку его права, обязанности и ответственность за них. Формирование будущих жизненных устремлений подростка, связанных прежде всего с профессиональной ориентацией, с выбором будущей профессии.

8.      Инструментом воздействия на душу ребенка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Он воспринимается детьми как несправедливость. Для всех случаев справедливо одно: какой бы поступок ни совершил ребенок, он нуждается в сочувствии.

9.      Не используйте агрессивные методы воспитания. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Поощряйте чаще, в том числе за старательность, даже если результат далек от желаемого. Трудный подросток, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению, своих действий. Поэтому нам всегда надо видеть и отмечать в поведении учащегося даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляя без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону.

10.  Не подчеркивать проступки, воспитывать на положительных примерах.

11.  Включение в социально-значимую деятельность, в которой трудный подросток может утвердить себя с положительной стороны, как в глазах сверстников, взрослых, так и в собственных. Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей, дать возможность самому подростку шефствовать над младшими). Включение подростка в ситуации, которые требуют от него волевого усилия для преодоления негативного воздействия окружающей среды, выработку социального иммунитета, рефлексивной позиции

12.  Обучать детей методам самовоспитания.

 

Педагогические приемы:

·         Убеждение и личный пример. Убеждение - это и разъяснение, и доказательство правильности или необходимости определенного поведения либо допустимости какого-то поступка. Личный пример — важный аргумент правоты педагога.

·         Доверие.

·         Моральная поддержка и укрепление веры в свои силы.

·         Вовлеченность в интересную деятельность.

·         Пробуждение гуманных чувств.

·         Нравственное упражнение.

·         Просьба;

·         Поощрение (одобрение, похвала, награда, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения).

·         Опосредование. Учитель достигает желаемых изменений в поведении ученика не прямым указанием, как вести себя, а посредством какого-то промежуточного звена.

·         Фланговый подход. Педагог, обнаружив проступок ученика, не всегда осуждает и наказывает его, а умело затрагивает такие чувства, которые активизируют к хорошему поведению. Разговор с учеником не сосредоточивается на совершенном нарушении, а ведется в другом плане, тем не менее он влияет на поведение трудного ребенка. В этом суть флангового подхода.

·         Организация внешней опоры правильного поведения. Суть заключается в формировании культурных и моральных привычек с помощью нравственных упражнений, способствующих многократной организации правильного поведения.

·         Отказ от фиксирования отдельных проступков. Достоинство приема в том, что он помогает поддерживать правильные взаимоотношения с детьми, так как предотвращает несправедливые упреки, злоупотребление осуждением и наказанием.


 

Тема: «Создание психолого – педагогических условий для социализации детей с поведенческими нарушениями»

Тема: «Создание психолого – педагогических условий для социализации детей с поведенческими нарушениями»

Ясно сформулировать подростку его права, обязанности и ответственность за них

Ясно сформулировать подростку его права, обязанности и ответственность за них
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021