ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ»
Рекомендации по обучению детей с различными нозологиями
Подготовила: Окочутина С.В.,
учитель-дефектолог
Для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья воспитания, обучения и коррекционной помощи в стране действует система специального образования. При организации учебного процесса важно опираться на медицинское, психологическое, при необходимости, дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование, которое позволяет определить характер особых потребностей ребёнка, актуальный уровень конкретного обучающегося и его индивидуальные потенциальные возможности
Рекомендации учителю
Для обучающихся с нарушениями зрения
1. Соблюдение офтальмо-гигиенических требований (наличие необходимого освещения и /или индивидуальных источников света; регуляция светового потока, например, при помощи жалюзи; запрет на использование глянцевых поверхностей и др.);
2.Организация образовательного пространства - удобные подходы к столам, оборудованию, рабочее пространство с разметками (линии при занятиях танцами и др.), наличие рельефных изображений, тактильных наглядных пособий, а также учебных материалов (в т.ч. презентации) в соответствии с требованиями к типу и размеру шрифта, цвету фона и контрастности изображений, необходимого специального программного обеспечения (увеличенные шрифты и курсор, экранная клавиатура и т.д.);
3. Использование специального оборудование (цифровая аудио/текстовая запись daisy и др.);
4. Необходимость применения различных ориентиров, облегчающих усвоение материала (тактильно-осязательные, зрительные, звуковые и др.);
5. Обеспечение поэлементного показа/объяснения при обучении сложному многоступенчатому действию (изображение предмета/объекта, разработка проекта и др.);
6. Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий;
7. Использование специальных технических средств обучения: в том числе персонального стационарного или переносного компьютера, оснащенного необходимым для данной категории обучающихся программным обеспечением (например, программой невизуального доступа jaws for windows), синтезатором речи, обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения. При необходимости рекомендуется использовать дополнительное освещение;
Рекомендации учителю
Для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата
1. Необходимость организации рабочего места для ребенка с НОДА с учетом его индивидуальных особенностей - специальная мебель, технические приспособления и средства (трекболы, джойстики, выносные кнопки, специальная клавиатура и др.);
2. Соблюдение в ходе занятий комфортного режима, в том числе ортопедического: перерывы при статических нагрузках, избегание определенных движений, использование необходимых ортопедических приспособлений и др.;
3. Необходимость адаптировать материал занятия (упрощение содержания заданий, инструкций или вопросов) и способы его предъявления ( вводить цветовое обозначение, увеличить шрифт и др.);
4. Ограничение количества различных видов заданий на одном занятии из-за замедленного темпа деятельности ребенка с НОДА;
5.Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий/упражнений;
6.Замена практических заданий, вызывающих выраженные трудности или полную невозможность их выполнения, виртуальными (например, занятиями в виртуальных химических и физических лабораториях);
7.Подключение тьютора при необходимости.
Рекомендации учителю
Для обучающихся с нарушениями речи
1. Нельзя фиксировать внимание на дефекте речи («он говорит неправильно», «не говорите так, как он» и т.д.) и допускать подшучивание и повторение дефекта сверстниками, одноклассниками;
2.Отношение к обучающимся должно быть ровным, спокойным, доброжелательным;
3. В отношениях необходимо придерживаться позитивной модели, подчеркивать успехи, значимые достижения;
4. При общении рекомендуется говорить негромко, медленно, спокойно, мягко, не слишком быстро и не слишком эмоционально;
5. На первых этапах включения в образовательный процесс стараться использовать в учебных заданиях простые фразы, понятные обучающимся;
6. Работа над пониманием предложений, текста (вопросы, задания, инструкции, упражнения и т.д.) происходит постоянно и предполагает следующее:
7. Не использовать перефразирование при постановке вопросов;
8. Давать дополнительное время на осмысление вопроса и формулировку ответа, выполнение заданий;
- для подкрепления устных инструкций использовать зрительную стимуляцию;
- в определенный временной отрезок на занятии предлагать только одно задание или уменьшать объем выполняемого задания, чтобы обучающиеся могли его завершить;
- инструкции по выполнению заданий должны быть «пошаговыми», более подробными;
- стимулировать обучающихся к вербальному общению во время занятий в соответствии с возможностями обучающегося и при консультативном сопровождении логопедом, дефектологом;
9. Мотивировать обучающихся с нарушениями речи к деятельности, требующей концентрации внимания и поощрять за ее выполнение;
10. При организации образовательного процесса предусмотреть возможность модификации и адаптации учебной программы - вариативность (взаимозаменяемость / сокращение / увеличение) компонентов обучения, отдельных тематических разделов, реализацию концентрического подхода, использования соответствующих методик и технологий, выбор индивидуального темпа обучения, с возможным изменением сроков освоения АДОП;
11. Применение наглядных методов обучения для полисенсорной основы восприятия информации;
12.При организации практической деятельности обучающихся с ТНР необходимо первоначальное оречевление всех действий;
13. Определенные последовательность и поэтапность действий на занятии, сопровождаемые схемами, алгоритмическими предписаниями, таблицами, памятками;
14. Включение родителей в образовательный процесс.
Рекомендации учителю
Для обучающихся с нарушениями аутистического спектра
1. Необходимость в подготовке к занятиям - предварительное знакомство с помещением, в котором будут проходить занятия, а также с педагогами;
2. Постепенное увеличение времени пребывания ребенка на занятиях, исходя из индивидуальных особенностей;
3. Обеспечение (при необходимости) индивидуального сопровождения ассистентом/тьютором на занятиях;
4. Использование шумопоглощающих наушников в случае гиперчувствительности к звукам или шумам;
5. Соблюдение четких алгоритмов деятельности при проведении занятий;
6. Поэтапная презентация нового материала;
7. Избегание перефразирования в вопросах и инструкциях;
8. Необходимость использования альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, карточки PECS и др.) при невозможности вербального общения;
9.Подключение тьютора при необходимости.
Рекомендации учителю
Для обучающихся с ЗПР
1. Обязательное использование вариативных методов предъявления материалов занятия с опорой на различные модальности;
2. Требуется уменьшение объема, упрощение содержания и дозирование информации, которая предъявляется на занятии;
3. Необходимо детализированное, развернутое, конкретное предъявление материала занятия;
4.Требуется многократное повторение действий, упражнений, движений с обязательным наглядным подкреплением;
5. Включение в содержание занятий по дополнительным общеразвивающим программам игровых и дидактических элементов для повышения мотивации детей с ЗПР;
6. Детализация и алгоритмизация действий с обязательным с комментированием; использование схем, таблиц, памяток и др.;
7. Проявление особого педагогического такта, поощрение достижений, обеспечение ситуации успешности для ребенка с ЗПР.
Рекомендации учителю
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
1. Использование для обучения преимущественно игровой формы;
2. Обучение на предметно-действенной основе;
3. Максимальное упрощение материала и его представление материала в виде детальных элементов;
4. Обеспечение смены видов деятельности в ходе занятия, использование различных модальностей для удержания внимания детей;
5. Постепенное усложнение видов деятельности, постепенный переход от подражаний и действий по образцу к выполнению заданий по вербальной инструкции;
6.Многократное повторение изучаемого и усвоенного материала занятий и его использование в новых заданиях, упражнениях, ситуациях;
6.Эмоциональное подкрепление деятельности ребенка, создание ситуации успеха при выполнении заданий;
7.Подключение тьютора при необходимости.
Рекомендации учителю
Для обучающихся с нарушениях слуха
1. Обеспечение комфортного получения информации (слухо-зрительное восприятие речи педагога и сверстников, письменные инструкции, сопровождение объяснений педагога схемами, наглядными пособиями, использование мультимедийных средств, сурдоперевод и др.);
2.Контроль рабочего состояния слуховых аппаратов/кохлеарных имплантов;
3. Возможность реализации предварительной словарной работы - знакомство с лексикой, относящейся к организации деятельности по направлению дополнительного образования, и словарем, позволяющим работать над конкретным проектом;
4. Обеспечение поэтапного объяснения при выполнении сложного многоступенчатого действия (изображение предмета/объекта, разработка и реализация технического проекта и др.);
5. Предоставление дополнительного времени для выполнения заданий детям с нарушениями слуха;
6. Использование при освоении программы различных ориентиров (схемы, таблицы, условные знаки и др.), облегчающих усвоение материала;
7. Организация рабочего места с удобными подходами к столам, оборудованию и возможностью видеть всех участников образовательного процесса, а также все элементы образовательного пространства;
8. Подключение сурдопереводчика на занятии при необходимости.
Использование методических рекомендаций позволит учитывать особенности детей с ОВЗ с различными нарушениями, а, следовательно, более эффективно реализовывать адаптированные дополнительные образовательные программы для данной категории детей.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.