Муниципальное дошкольное образование автономное учреждение «Детский сад №151»
Рекомендации для педагогов и родителей детей дошкольного возраста
«Закаливание детей»
Подготовила:
Маямсина Елена Григорьевна
Высшая квалификационная
категория
г Оренбург
Аннотация
В Сборник включены мероприятия по закаливанию детей дошкольного возраста, оборудование необходимое для осуществления закаливающих мероприятий, перечень показаний и противопоказаний для каждой закаливающей процедуры, а также рекомендуемые мероприятия для родителей по осуществлению закаливания детей в домашних условиях. В сборнике предлагается примерный перечень закаливающих мероприятий для детей с ОВЗ
1
Содержание
№ п/п |
|
Стр. |
|
|
|
1. |
Методические рекомендации по закаливанию обучающихся |
3 |
2.1. |
Физиологические механизмы закаливания организма |
3 |
2.2. |
Основные принципы закаливания |
5 |
2.3. |
Основные правила закаливания |
7 |
2.4. |
Основные средства закаливания |
7 |
2.5. |
Основные укрепляющие здоровье и закаливающие процедуры |
9 |
3. |
Методика проведения закаливающих процедур |
10 |
3.1. |
Традиционные способы закаливания |
10 |
3.2. |
Нетрадиционные способы закаливания |
26 |
4. |
Перечень закаливающих мероприятий для детей с ОВЗ |
31 |
|
Литература |
32 |
|
|
|
2
1 Методические рекомендации по закаливанию.
2.1. Физиологические механизмы закаливания организма.
Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закаливать свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. У многих людей отношение к холоду наверное в принципе. Необходимо устранить психологический барьер исторически программируемого страха перед холодом , снять негативный настрой против него. Этому способствует закаливание, оно не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребёнка. Поэтому оно может занять прочное место в ритме жизни всех детей и подростков. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются. Что же такое закаливание? Закаливание холодными воздействиями характеризуется следующими положениями. Во – первых, закаливание – это система закаливающих методов в ритме дня, а не только какая – либо одна закаливающая процедура. Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности. Во – вторых, закаливание – это активный процесс. Он предполагает намеренное использование естественных Холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции, обеспечивающих поддержание температуры тела на относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды). В – третьих, закаливание холодом вызывает в организме два вида эффектов: специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е к тому воздействию, которое использовалось в процессе закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременно повышении устойчивости и к некоторым другим воздействиям, например, к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идёт устойчивость к действиям и против неё, противоестественных (это технические, химическое и прочее искусственное искажение самой природы). В – четвёртых, специальное закаливающее действие, например обтирание, только груди холодной водой, вырабатывает специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении груди: при охлаждении других участков тела её появление будет менее значительно. Итак, закаливание – это комплекс мероприятий по выработке устойчивости организма к неблагоприятным как климатическим, так и социальным условиям. Благодаря закаливанию человек становиться уравновешенным, более бодрым, с хорошим настроением и соответственно с высокой работоспособностью. Любые закаливающие процедуры готовят организм к своевременной мобилизации, вырабатывают устойчивость и к холоду, и к жаре. Такая подготовка запускает в организме скрытые защитные функции, помогающие в тяжелых ситуациях жить, работать и чувствовать себя отлично.
3
В настоящее время наука – физиология, гигиена, медицина, педагогика располагает достаточно объективным материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание – не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию. При охлаждении тела или частей тела, например, рук, необходимо знать определённые стадии в реакции кожи. Первая из них – побеление, связанное с сокращением просвета кожных сосудов, образование «гусиной кожи» и появление так называемого первичного озноба. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе. Дальнейшее охлаждение сопровождается расширением кожных сосудов, покраснение кожи. Она становиться теплой. Это вторая стадия. При умеренных охлаждениях открытые части тела (лицо, руки) могут прибывать во второй степени длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода. Продолжение охлаждений вызывает появление третий степени – вторичного озноба. Симптомы его следующие: кожа снова бледнеет, приобретает синюшный оттенок. Её сосуды расширены, наполнены кровью, способность их сокращаться ослаблена. Выработка тепла химической терморегуляцией оказывается недостаточной. Губы синеют. Прим вторичном ознобе может произойти переохлаждение организма и развиться заболевание. У незакалённых и ослабленных взрослых, и особенно у детей, вторая стадия может не появиться, а сразу наступить третья – переохлаждение со всеми вытекающими из этого последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать, что они повышают температуру кожи, сокращают время действия охлаждения и растягивают процесс становления закаливания. Следовательно, использование растирания кожи до ее потепления, интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограниченно. Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба, «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду – при возникновении вторичного озноба, т.е для срочного прекращения охлаждения. Установлено, что в большей мере главной причиной возникновения простудных заболеваний является не сильное, резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части кожной поверхности, короткие, но резкие перепады температур (10 – 15*С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого участка. Чем быстрее осуществляются материальные траты органа, системы или организма при деятельности, тем скорее протекают восстановительные процессы в них. Для воспитания оптимальной устойчивости организма к различным охлаждениям, тренировку желательно производить к возможно более широкому диапазону перепадов температур по времени и силе воздействия. Недостаточная интенсивность и непродолжительное время воздействия холода не приводят к выработке устойчивости к охлаждениям у человека. Психологически это должен быть барьер, который нужно преодолеть. Появление волнения перед воздействием уже хорошо. Если появляется момент перехода одного состояния в другое, то, согласно психологической диалектике, задача решена. 4
Зная все вышеуказанные закономерности формирования процессов закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали много лет предлагаемые «методики» закаливания детей с постепенным снижением температуры воды на 1*С в течение одной недели. Влияние холода и состояние гипотермии затрагивает практически все системы организма. У обнаженного человека в покое прирост обменных процессов при понижении внешней температуры на 1*С состовляет10%, а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3 – 4 раза в сравнении с уровнем основного обмена. Академик В.В. Парин, изучая организмы местных термических воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6 – 8*С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала минутный объем сердца на 25 – 30 %, и это увеличение сохранялось в течение часа, постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема, т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется. Физическая тренировка приводит к повышению холодовой чувствительности. Эти изменения противоположны тем, которые наблюдается при вхождении в холодную природную атмосферу. Поэтому физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией, каждое последующее охлаждение, осуществляемое при повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением устойчивости к холоду. Учитывая эти закономерности, не следует при закаливающих процедурах выполнять физические упражнения со значительными физическими нагрузками. Регулярное закаливание охлаждениями благоприятно сказывается не только на холодовой устойчивости, но и на состоянии положительных неспецифических иммунных реакций организма. Происходит увеличение секреции гормоном коры и мозгового слоя надпочечников, а также гормонов щитовидной железы с одновременным повышением утилизации этих гормонов тканями. Более высокая активность гормонов успешно позволяет бороться организму с различными инфекционными заболеваниями. Это в равной степени и параллельно относиться к психологическим инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т. п. Можно сделать вывод, что закаливание положительно влияет не только на физическое, но и на психическое здоровье детей. Иными словами – закаливание – это здоровье, а здоровье – это те поступки, которые нужно совершать каждый день, каждый час.
2.2. Основные принципы закаливания
Существует ряд принципов закаливания, которые позволяют достичь желаемых результатов. Принцип первый – регулярность. Лучше всего ежедневные занятия, которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем. Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки, поэтапной период к более сильным формам закаливания позволяют, пусть медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата. 5
Принцип третий – интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция. Закаливающий эффект будет выше тем, где применяли более холодную воду меньше время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время. Принцип четвёртый – сочетаемость общих и местных охлаждений. Скажем, при обливании стоп, тело остаётся не закаленным, а наоборот, обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма – при чередовании общих закаливающих процедур с местными, направленными на наиболее чувствительные к холода области (стопы, носоглотка, поясница) Принцип пятый – не растираться после обливания. Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение терм восстановительного процесса после охлаждения. Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т. е использования солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т. д. Принцип седьмой - комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежили просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня. Наконец, принцип восьмой – закаливание должно проходить на фоне положительных эмоций. Конечно, приходиться проявлять настойчивость. Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать индивидуальность ребёнка и состояние его здоровья. Закаливание представляет собой систему специальным тренировочных упражнений для организма человека, в частности, для процессов терморегуляции с активным использованием естественных фактов окружающей среды ( солнечных лучей, воздуха, воды). Токая тренировка нацелена на расширение возможностей приспособления организма человека к постоянно изменяющимся температурным показателям. Правильно организованным процесс закаливания оказывает общеукрепляющее воздействие на организм человека, способствует нормализации обмена веществ, улучшению кровообращения, снижает риск возникновения простудных заболеваний, в отдельных случаях полностью их исключает, способствует повышению умственной и физической работоспособности. От незакаленного закаленный человек отличается тем, что даже продолжительное воздействие холода не нарушает его температурный баланс. Физическая сущность закаливающих процедур - это совершенствование терморегуляции.
6
2.3. Основные правила закаливания:
· закаливающие процедуры необходимо проводить без перерывов, в любое время года;
· интенсивность раздражительного воздействия (солнца, воды, воздуха) необходимо увеличивать постепенно;
· учет индивидуальных и возрастных особенностей человека;
· закаливающие процедуры должны сопровождаться положительными эмоциями.
Следует отметить, что средства и методы закаливания должны выбираться в соответствии с общим состоянием здоровья, индивидуальными особенностями организма. Соблюдение режима способствует достижению наибольшей результативности закаливающих процедур.
В соответствии с требованиями СапПиНа 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольного образовательных организаций» - двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.
Закаливание детей включает комплекс мероприятий: широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе, умывание прохладной водой и другие водные, воздушные и солнечные процедуры.
Для закаливания детей основные природные факты (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, здоровья, учетом подготовленности персонала и материальной базы ДОО.
2.4. Основные средства закаливания
С давних времен использовались и сейчас остаются основными и самыми действенными средствами закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода.
При закаливании необходимо помнить:
· Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму, - он может не справиться с ними. Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, так как детский организм еще не обладает большой сопротивляемостью. Чтобы был эффект от закаливания необходимо постепенно усиливать нагрузку.
· Нельзя прерывать начатые мероприятия. Но систематичность нужна не только в проведении того или иного специального мероприятия. Если проводятся все мероприятия, а дети мало гуляют, одеваются слишком тепло, не в соответствии с погодой, то закаливание нельзя считать полноценным. Закаливание должно проводиться систематично, лучше всего с самого рождения и продолжаться в
· течение всей жизни. Необходимо также считаться с индивидуальными
7
особенностями ребёнка.
· Если дети чувствительные, к ним применяются более нежные средства закаливания или более постепенно, осторожно, но совсем отказываться от средств закаливания нецелесообразно. Дети должны применять активное участие в закаливающих мероприятиях, знать порядок их проведения.
· Большое значение имеет и заинтересованность детей. Личный пример взрослых также имеет большое значение: если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
«Солнце»
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становиться самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды. В детском саду закаливание осуществляется путем включения элементов закаливания в повседневную жизнь детей и проведения специальных мер закаливания.
«Воздух»
Воздух – это средства, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей – непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в детских садах применяются: сон на воздухе, воздушные ванны, использование воздушного режима.
«Вода»
Вода – общепризнанное средство закаливания. Преимущество вода перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать. При проведении водных процедур с детьми дошкольного возраста следует придерживаться следующих правил:
1. Дети должны подходить к воде с тёплым телом, при этом температура в помещении, где это происходит, должна соответствовать принятым для данного возраста нормам.
2. Дети не должны ожидать своей очереди.
3. Необходимо следить за своевременным появлением покраснения кожи.
Если эта реакция запаздывает, надо способствовать ее наступлению, тщательным растиранием кожи полотенцем «до красноты».
4. Чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее « соприкосновения с телом».
8
Основной перечень противопоказаний, для проведения закаливающих процедур:
· Негативное отношение и страх ребенка;
· Срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки;
· Срок менее 2 –х недель после обострения хронического заболевания:
· Карантин в детском саду или в семье;
· Высокая температура в вечерние часы.
2.5.Основные укрепляющие здоровье и закаливающие процедуры
Укрепляющие здоровье и закаливающие процедуры |
Традиционные
1.Воздушные ванны
2.Закаливание воздухов
3.Босо хождение (хождение по ребристым дорожкам)
4.Солнечные (воздушные ) ванны.
5.Умывание прохладной водой.
6.Профилактический массаж.
7.Сон без маечек.
8.Оздоровительная гимнастика
9.Утренняя гимнастика и физ. занятия на улице
Нетрадиционные
1. Оздоровительная ходьба
2..«Соленая дорожка»
3.Полоскание горла
|
9
3.Методика проведения закаливающих процедур
3.1 Традиционные способы закаливания.
1. Воздушные ванны – это вид аэротерапии ( лечения воздухом), который
заключается в дозированном воздействии воздуха на обнаженное тело, защищенное от прямого солнечного излучения. При этом улучшается обмен веществ, а также тонус мышечной и нервной систем, тренируются системы терморегуляции организма, успокаивается и нормализуется эмоциональный фон, уменьшается повышенная возбудимость, улучшается аппетит, сон, поднимается настроение и добавляется бодрости. Артериальное давление нормализуется, ускоряется кровоток, улучшается работа сердца и деятельность дыхательной системы. Повышаются защитные возможности, и происходит закаливание организма, снижается риск заболеваний. Улучшаются тонус, цвет и структура кожи. Оборудование: не требуется особого оборудования. Показания: процедура закаливания «Воздушные ванны» применяется детям от 1,5 лет и старше, детям с нарушениями сердечно – сосудистой системы, заболеваниями дыхательных путей (при наличии заболеваний обязательна консультация врача) Противопоказания: противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями. Методика проведения вариант 1 Воздушные ванны начинать нужно в теплое время года, летом. В холодное время года следует начинать прием воздушных ванн в предварительно проветренном помещении. По мере закаливания, эту процедуру можно перенести и на улицу. С детьми 1 младшей группы принимают воздушные ванны через 30 – 40 минут после еды, с детьми со 2 младшей группы и старше – через 1 – 1,5 часа. Воздушные ванны сочетают с подвижными играми или гимнастикой. Начинают в одежде – майка, трусы, мягкая обувь и по мере закаливания доводят одежду до трусов, если можно – босиком. Начинают ванны с 1 – 2 минут, постепенно увеличивают до 15 – 40 минут. Температура воздуха снижается через 3 – 4дня. Для детей до 2 лет – доводится до 20*С, от 2 до 7 лет – 14 – 15*С Воздушное закаливание на 2 – 3 недели предшествует водным закаливающим процедурам. Методика проведения вариант 2 1. Дети просыпаются после дневного сна под звуки музыки, что создает радостное эмоциональный фон. 2. Лёжа в постели поверх одеяла, выполняют в течение 2 – 3 минут 3 – 4 физических упражнения, охватывающие все группы мышц. - Подтягивание к груди согнутых колен с обхватом их руками и последующим выпрямлением. - Перекрестное и параллельное движение рук и ног, поднятых перпендикулярно относительно туловища. - Покачивание согнутых колен в правую и левую стороны с противоположным движением рук. 10
- А также различные упражнения в положении «лежа на боку», «сидя», «лежа» на животе». 3. Затем по команде воспитателя, дети встают с постели, быстро снимают пижаму, остаются лишь в трусах и майках. 4. Дети в течение 1 – 1,5 минут выполняют циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные элементы, нестандартные физические упражнения), 5. После чего, дети одеваются. Примечания : Температура воздуха в помещении спальни при выполнении закаливающей процедуры «Воздушные ванны» 1 – 3 день -22* С; 4 -6 день -20*С; 7 – й и далее – 18*С. В период реконвалесценции, после перенесенного ОРЗ и для особого ослабленных детей их одежда при проведении «Воздушных ванн» должна быть индивидуально щадящий ( гольфы или чешки, кофточка), а продолжительность процедуры в первые 5 – 7 дней сокращается вдвое. Рекомендации родителям: при переодевании дома следует оставлять ребёнка на некоторое время обнаженным, давая ему при этом возможность двигаться. Продолжительность такой ванны определяется положительной реакцией ребенка. Ориентируясь на реакцию, можно постепенно, через 2 – 3 дня либо снижать температуру в помещении, в котором проводится воздушная ванна, либо увеличить время ее принятия.
2.Закаливание воздухом. Оборудование: не требуется особого оборудования. Показания: процедура закаливания воздухом применяется детям от 1,5 лет и старше. Противопоказания: противопоказаний данного закаливания нет. Исключение составляют дети с острыми заболеваниями. Методика проведения: Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1*С . Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое, Применяют три способа проветривания: одностороннее, когда обеспечивается доступ свежего воздуха с одной стороны комнаты; угловое – когда проходит через проёмы в смежных стенах; сквозное, когда воздух проходит через проёмы в противоположных стенах. Сквозное проветривание – наиболее эффективный способ, т, к при нем за короткое время происходит многократная смена воздуха. На время сквозного проветривания детей необходимо вывести из помещения. Для детей дошкольного возраста необходимо создать оптимальный воздушный режим. В помещении – это основное условие эффективности закаливания. Температура воздуха в помещении: С1 до 3 лет - + 20* С, С3 до 7 лет - + 18*С, +20*С Проветривать помещение необходимо 4 – 5 раз вдень по 10 – 15 минут через фрамуги: перед утренней гимнастикой, перед физкультурным и музыкальным занятием, перед 11
сном. Во время прогулок проводиться сквозное проветривание, которое заканчивается за 30 – 45 минут до прихода детей ( в холодный период года). Термометр в групповой, спальной и умывальной комнатах должен располагаться на уровне роста детей. Прогулки также являются способом закаливания воздухом. В ДОУ по нормам СанПиНа прогулки осуществляются 2 раза в день продолжительности 3 – 4 часа. Рекомендации родителям: прогулка в любую погоду! Хорошо вспомнить совет одного из старейших педиатров Г. Б. Гецова: «Гулять в любую погоду, кроме особо отвратительной!» . Следует помнить, что правильная одежда для ребенка предусматривает возможность двигаться. Ребенок должен вернуться с прогулки не потным, с сухими и теплыми ногами. 3.Босохождение Оборудование : носки, мягкий коврик, коврики с камешками, пуговицами, гравий и т. Показания: процедура босо хождения применяется детей от 1,5 лет и старше. Противопоказания: - негативное отношение и страх ребёнка; - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки; - срок менее 2 –х недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду или в семье; - высокая температура в вечерние часы. Методика проведения: Босо хождение - следует начинать в носках по ковру в игровой комнате, на зарядке и физкультурном занятии по 5 – 10 минут. Через 3 – 4 дня – хождение по ковру босиком, начиная с 5 минут, в течение месяца довести это время до 20 минут. Данная процедура проводиться в игровой комнате, на утренней зарядке, на физкультурном занятии. Температура в помещении поддерживается 22 – 24*С. Рекомендации родителям: Утром и вечером детям рекомендовано ходить дома босиком по комнате от 15 до 30 минут. Каждый день время должно удлиняться на 10 минут и доводиться до 1 часа. Особенно хорошо действует хождение босиком по твердому грунту земли или мелкому гравию. Огрубевшая кожа на ступнях притупляет болевые ощущения и возбудимость к холоду.
Хождение по ребристым дорожкам «Дорожки здоровья» Оборудование: полоса из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка, Также, коврики для ванны типа «травка» и другие. Показания: рекомендовано детям от 1,5 лет и старше для профилактики плоскостопия, укрепления свода стопы и связок. Противопоказания: - негативное отношение и страх ребенка; - срок менее 2 – х недель после обострения хронического заболевания; - высокая температура в вечерние часы. Методика проведения: данный способ закаливания лучше всего осуществлять после дневного сна. 12
1. Педагог включает спокойную музыку и осуществляет постепенное пробуждение детей. 2. По команде педагога, дети выполняют корригирующую гимнастику на кроватках. 3. Далее, возле кроватей. 4. По «Дорожкам здоровья» дети переходят из спального помещения в группу (дорожки могут быть сухими, увлажненными или комбинированными – в зависимости от выбранного способа закаливания педагога). 5. В группе дети переходят к воздушному, водному или иному закаливанию, если другой способ закаливания не запланирован, то дети одеваются. Рекомендации родителям: осуществлять хождение по «Дорожкам здоровья» в домашних условиях.
4.Солнечные (воздушные) ванны – под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на кожу нет загара. Оборудование: панамки для детей, веранда или деревья создающие тень, сосуд с питьевой водой, стаканы для осуществления питьевого режима. Показания: детям от 1,5лет и старше, детям с ослабленным иммунитетом, после перенесенных инфекционных заболеваний, при некоторых формах заболеваний кожи, заболеваний крови, болезнях двигательного аппарата и почек. Противопоказания: - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки: - срок менее 2 –х недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду или в семье; - высокая температура в вечерние часы; - тяжелые потоки клапанов сердца; - некоторые заболевания головного и спинного мозга.
Методика проведения: Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3 – 5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30 – 35 минут. Закаливание солнцем начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят на местные солнечные ванны, оставляют открытыми отдельные участки тела, руки, ноги. Длительность приема ванн постепенно увеличивается, проводятся они под контролем самочувствия ребенка. Голова ребенка должна быть постоянно закрыта от солнечных лучей светлой панамкой. В жаркий летний день детям обязательно требуется питье. Наилучшее время для приема ванн – с 10 до 11 часов утра. Рекомендации родителям: продолжать осуществлять прием солнечных воздушных ванн в выходные дни, строго соблюдая правила закаливания – постепенное увеличение времени пребывания ребёнка под прямыми лучами солнца, начиная с 3 – 5 13
минут, с обязательно покрытой головой (панамка) и открытыми отдельными участками тела (ноги, руки). Закаливание должно осуществляться с соблюдением питьевого режима, вблизи тенистых деревьев или веранды. 5.Умывание – самый доступный вид закаливания водой. Оборудование: таз с теплой водой для умывания лица, рук и груди, тазы для обливания ног детей с водой разной температуры, полотенца. Показания: рекомендовано детям от 1,5 лет и старше. Закаливание ног рекомендовано детям с 3 – х лет. Противопоказания: противопоказаний к умыванию нет. Противопоказания к обливанию ног и всего тела: - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки; - срок менее 2 – х недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду или в семье; - высокая температура в вечерние часы; - тяжелые пороки сердца; - некоторые заболевания головного и спинного мозга; - чрезмерные тепловые потери организма, при которых возникает шум в ушах, головокружение, рвота; - аномальные реакции на холод. Методика проведения: детям с возраста 1,5 года рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30 – 32*С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из – под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание ( продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны. Обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6 – 8 сек водой с температурой 38*С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3 – 4 сек водой с температурой 18 *С, а часто болеющих, незакаленных – 28*С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором – трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна. Рекомендации родителям: в домашних условиях продолжать осуществлять закаливание в соответствии с рекомендованной температурой воды педагогами ДОУ, для сохранения эффекта закаливания. 6. Обтирание Показания: рекомендовано детям от 2 лет и старше. Противопоказания: - негативное отношение и страх ребёнка; - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболевании или профилактической прививки; - наличие хронических заболеваний носоглотки; - карантин в детском саду или в семье; - высокая температура в вечерние часы. 14
1 вариант - обширное умывание. Оборудование: кран с водой, полотенец. Ребенок должен: 1. Открыть кран с водой, намочить правую ладошку и провести ею от кончиков пальцев до локтя левой руки, сказать «раз»; то же проделать левой рукой. 2. Намочить обе ладошки, положить их сзади на шею и провести ими одновременно к подбородку, сказать «раз». 3. Намочить правую ладошку и сделать круговые движения по верхней части груди, сказать «раз». 5. Ополоснуть, «отжать» обе руки, вытереться насухо . Примечание. Через некоторые время длительность процедуры увеличивается, а именно: каждую руку, а так же шею и грудь обмывают по два раза, проговаривая «раз, два» и т.д. 2 вариант – для детей старших и подготовительных групп . Перед влажным обтиранием проводят 1 – 2 недели сухое местное и общее обтирание. Оборудование: таз с водой, варежки каждому ребёнку, полотенца каждому ребёнку. Методика проведения: воспитатель раздает детям влажные варежки. Дети левой рукой растирают правую руку (вытянутую вперед ладонью вниз) от кисти, с захватом верхней части плеча и груди (до живота). Дозировка – 5 раз. Затем дети начинают растирать нижнюю часть правой руки от кисти с захватом под мышки и грудной клетки – 5 раз. Те же движения повторяют другой рукой. Затем растирают грудь от подбородка до конца грудины – 5 раз. Круговыми движениями растирают грудь и верхнюю часть живота – 10 раз. По команде воспитателя дети встают в круг, передают свою варежку сзади стоящему ребенку. Растирают друг другу шею (сверху вниз) до середины спины -5 раз. Круговыми движениями растирают спину – 10 раз. Берут полотенце и растирают тело до покраснения. Температура воды для обтирания: - зимой: начальная – 30*, предельная – 22*; - летом: начальная -28*, предельная – 18* Температура воды снижается на 1 градус через 3 дня. Обработка варежек: в 1% раствора хлорамина замочить на 15 минут, затем прополоскать и высушить. Хранить в мешочке. Рекомендации родителям: осуществлять закаливание в выходные и праздничные дни в домашних условиях в соответствии с рекомендациями педагога для сохранения закаливающего эффекта.
7. Точечный массаж «Волшебные точки». Массаж повышает защитные свойства слизистой оболочки носа , глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, которые очень часто немного эффективнее и безопасные таблеток. Приемы точечного массажа очень легко освоить взрослым, а затем научить детей. Оборудование: не требуется особого оборудования, возможно использование массажеров.
15
Показания: детям от 1,5 лет и старше. Точечный массаж может применяться и для закаливания детей с ОВЗ (обязательна консультация врача). Противопоказания: особых противопоказаний нет. Точка 1 Расположена в центре грудины, на уровн е прикрепление 4 –го ребра. Связана со слизистой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение. Точка 2 Расположена в центре яремной вырезки грудины. Регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям. Точка 3 Располагается симметрично на уровне верхнего края щитовидного хряща, у переднего края мышцы. Контролирует химический состав крови и одновременно слизистую оболочку гортани. Точка 4 Расположена симметрично, сзади от уха, на границе волосистой части головы, в центре затылочной впадины. Шею сзади необходимо массировать сверху вниз. Зоны шеи связаны с регулятором деятельности сосудов головы, шеи и туловища. Нормализуется работа вестибулярного аппарата. Точка 5 Расположена между 7 – м шейным и 1 – м грудным позвонком, где при наклоне головы вперед осуществляется впадина ниже самого выступающего позвонка Точка 6. Расположена симметрично между носогубной складкой в середине крыла носа. Улучшает кровоснабжение слизистых оболочек носа и гайморовой полости. Дыхание через нос становиться свободным, насморк проходит. Точка 7 Расположена симметрично у внутреннего края надбровной дуги. Улучшается кровоснабжение в области глазного яблока и лобных отделов мозга. Точка 8 Расположена симметрично в углубление спереди козелка уха. Массаж этой области воздействует на органы слуха и вестибулярный аппарат. Точка 9 Симметричная, между 1 – й и 2 – й пястными костями, на конце кожной складки при отведении большого пальцы. Руки человека связаны со всеми органами . При массаже этих точек нормализуются многие функции организма. Методика проведения : Массировать биологически активные зоны нужно подушечками большого, указательного или среднего пальца горизонтально – вращательными движениями по часовой стрелке и против в течение 4 -5 сек в каждую сторону. Массаж не должен быть грубым и резким, не должен оставлять синяков. Лучше начинать с легкого нажима, постепенно повышая интенсивность воздействия. Зону 3 (в области шеи) нужно массировать легкими движениями пальцев сверху вниз. Если массируемая зона очень болезненна, проводится легкий круговой массаж. Если кожа в области массируемой зоны изменена (нагноения, ссадины, кровоподтеки), то массаж отменяется. Руки перед массажем должны быть чисто вымытыми. Теплыми. С хорошо остриженными ногтями. Не следует проводить массаж сразу после приема пищи. С профилактической целью массаж рекомендуется проводить 2 – 3 раза в день, а также после контакта с больным острой респираторной инфекцией. 8. Сон без маечек. Сон без маечек в комплексе с корригирующей гимнастикой, «Дорожками здоровья»
16
и умыванием. Оборудование: не требуется специального оборудования. На случай понижения температуры из – за перебоев в отопление или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки на ноги и вторая одежда. Показания: детям от 1,5 лет и старше. Противопоказания: особых противопоказаний не имеется. Методика проведения: сон без маечек в предварительно проветренном помещения. Проветривание помещения должно быть окончено за 30 минут до сна детей. Проводится круглый год. Температура в спальной комнате не должна быть ниже + 19* С. Рекомендации родителям: осуществлять данный способ закаливания в домашних условиях 9 Оздоровительная гимнастика: В комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на две недели. За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур . Благодаря частой смене комплексов интерес детей к данной гимнастике поддерживается на протяжении всего года. Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели; упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки; дыхательная гимнастика; индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа; водные процедуры. Оздоровительная гимнастика рекомендована здоровым детям, а также детям с ОВЗ. Оборудование: пока дети спят, педагог готовит условия для контрастного закаливания детей: «холодную комнату» (игровая комната или раздевалка, в зависимости от планировки здания детского сада), температура в ней снижается с помощью проветривания на 3 – 5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой. Показания: дети от 1,5 лет и старше. Противопоказания: - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний; - наличие хронических заболеваний, пороков; - высокая температура в вечерние часы.
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна: Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастика для глаз. Главное правило исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2 – 3 минут. Затем дети переходят в холодную комнату босиком и в трусиках. Там они выполняют
17
корригирующую ходьбу ( на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсядь, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой детей. Длительность этой части гимнастики 2 – 3 минуты. Обязательно должно быть включены упражнения на развитие дыхания. Затем педагог проводит индивидуальную или дифференцированную оздоровительную работу . С нуждающимися детьми (например, с часто болеющими). Можно организовать самостоятельную деятельность детей по оздоровлению ( например, дать задание детям с диагнозом «плоскостопием стопы» собирают каштаны то правой, то левой ногой). В это время остальные дети под руководством воспитателя или его помощника выполняют водные процедуры (умывание, обливание рук прохладной водой и т. д.) . Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять: - 8 – 10 минут для детей вторых младших групп, - 10 – 12 – для детей средних групп , - 12 – 15 минут – для старших дошкольников. Рекомендации родителям: осуществлять оздоровительную гимнастику в домашних условиях.
10 Утренняя гимнастика и физ занятия на улице. Для осуществления оздоровительных и воспитательных задач утренняя гимнастика должна проводиться в точно условленное по режиму время и соответствовать содержанию программе. Первое требование к ней – необходимость обеспечить правильную физическую, психическую и эмоциональную нагрузку. Показания: дети от 1,5 лет и старше. Противопоказания: - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний; - наличие хронических заболеваний, пороков; - высокая температура в вечерние часы.
Утренняя гимнастика с детьми второй младшей группы. Организация утренней гимнастики во второй младшей группе ничем по существу не отличается от организации ее в первой младшей группе. Если в начале года можно допустить, чтобы кто – то из детей не принимал участия в утренней гимнастике, то через 1,5 – 2 месяца заниматься должны все. Нужно постепенно приучать детей включать в нее без лишних напоминаний. Увеличивается продолжительность утренней гимнастики (5 – 6 минут) Оборудование: флажки, кубики, колечки, мячи среднего размера, напольные коврики Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще развивающего характера . Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег. В начале утренней гимнастики дается кратковременная ходьба разными способами (со сменой направления, на носочках и др.) Ходьба может совершаться в
18
любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом. Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения общеразвивающих упражнений. В первом полугодии используются преимущественно упражнения, разученные детьми в прошлом году. Это способствует их повторению и закреплению, дает возможность детям, вновь поступивших в группу, подтянуться до общего уровня. Применяются также упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены общеразвивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами среднего размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложностей и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием. Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели. Во время выполнения утренней гимнастики важно следить за качеством движений детей, четкость фиксируемых поз. Добиваясь сходства движения с образцом в общих чертах, воспитатель следит за тем, что бы оно выполнялось указанным способом. Как и в предыдущей группе, упражнения в комплексах утренней гимнастики строятся на действиях известных детям персонажей («Пчелки», «Медвежата» и др). На протяжении всей гимнастики инструктор действует совместно с детьми, показывая и поясняя упражнения, правильное способы движения. Однако инструктор не выполняет с детьми упражнения до конца. Проделав 2 – 3 раза и задав темп выполнения, он продолжает вести упражнение словесно, одновременно наблюдая за действиями детей, делая необходимые указания, по ходу движения. К середине, и особенно к концу года становиться, возможным использовать упражнения, не привязанные к слитному сюжету. Во время выполнения упражнений инструктор напоминает детям, когда целесообразнее совершать вдох и выдох, следит, чтобы дети не задерживали дыхание во время ходьбы и бега. Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста. Проводя утреннюю гимнастику в помещении, рекомендуется организовывать ее не в групповой комнате, а в зале. Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут. Оборудование: помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы среднего размеров, кегли, мячи. В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе. Начинается утренняя гимнастика с недлительной ходьбы, которая не должна быть однообразной и скучной. Она совершается в любых построениях: друг за другом, парами, врассыпную и др. Постепенно ходьба переходит в легкий бег (1,5 – 2 круга по залу). А бег снова в спокойную ходьбу, во
19
время которой производится перестроение. Для выполнения общеразвивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Схема расположения общеразвивающих упражнений в комплексе утренней гимнастики такая же, как и в предыдущих группах: сначала упражнения для плечевого пояса и рук, затем для ног и туловища. Содержание комплексов составляют упражнения знакомые детям. Используются всевозможные общие исходные положения (стоя, сидя, лежа, на коленях) и разные исходные положения рук (в стороны, вперед и т.д) Количество повторений 4 – 6 раз После обще –развивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед – назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1 – 2 раза). Они могут быть заменены бегом на месте или вокруг зала, переходящим в спокойную ходьбу. Может быть использованы эмоциональная игра. Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели. Некоторые упражнения могут меняться. Приемы руководства. В средней группе сохраняется значение утренней гимнастики для привлечения внимания детей к коллективным формам деятельности и для организованного начала дня в детском саду. Вместе с тем возрастает ее роль в активизации функциональной деятельности организма ребенка. С детьми пятого года жизни утренняя гимнастика проводится в хорошем, бодром темпе, без длительных пауз между упражнениями. Особенность объяснения упражнений – краткость и четкость. Инструктор лишь напоминает схему упражнения, последовательность его частей, например: «поставили ноги врозь, руки на пояс, наклоны вперед. Начали! Раз – дав – три, выпрямились». И далее, уже по ходу упражнения, ни теряя ритма движения, продолжает пояснения, выдвигая требования к правильности движения: «Ниже, ниже наклонить, смотреть на меня, выпрямились. Повторять еще раз, - говорит воспитатель, на мгновение, оставив группу: он заметил, что большинство детей сгибают ноги во время наклонов. – Ножки держать прямыми. Раз – два – три, пониже, выпрямились». Таким образом, указания инструктора сопутствуют выполнению упражнения. В ряде случаев можно прибегать к имитациям. Пояснения чаще всего сливаются с показом, возрастает значение качества показа инструктора. Необходимы четкие исходные положения и зафиксированные промежуточные положения (сидя – ноги подтянуть, коленки вместе, ближе к груди, выпрямить, ноги вместе, оттянуть носочки). Инструктор постепенно приучает детей действовать одновременно, в общем, для всех темпе, более настойчиво приучает детей к правильному положению корпуса во время выполнения упражнений. Необходимо напоминать и показывать детям, когда во время упражнений удобно совершать вдох и выдох, следить, чтобы они не задерживали дыхание во время бега и подскоков. Бег и подскоки являются обязательной составной частью всех комплексов утренней гимнастики. Именно эти упражнения оказывают наибольшую функциональную и эмоциональную нагрузку на организм ребенка. Выполняемые ежедневно в больших
20
дозах, они ведут к положительному тренировочному эффекту. В начале утренней гимнастики не применяется быстрый бег широким шагом. Наоборот, бег дается в умеренном темпе, мелкими шажками, с постановкой ноги с носка, руки свободно согнуты, корпус прямо, смотреть вперед. В конце утренней гимнастики бег должен быть активным, энергичным. Во время поскоков воспитатель задает определенный темп – примерно 12 – 15 подскоков за 10 секунд. Высокий темп объясняется тем, что дети пятого года жизни подпрыгивают на месте еще не высоко, лишь слегка отрывая носки от пола. Если дети сильно возбуждены после бега и прыжков, надо дать им успокоиться. Для этой цели, хороша спокойная ходьба на месте или некоторые дыхательные упражнения (руки в стороны – вдох, руки опустить – выдох; руки вниз – назад – вдох, руки опустить – выдох, то же, поднимаясь на носки и т д).
Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста
Утренняя гимнастика становиться привычной формы ежедневной физической культуры. При подготовке к ней детям оказывают большую помощь инструктору: они собирают своих сверстников на утреннюю гимнастику, говорят необходимый инвентарь, освобождают помещение. Инструктор следит за тем, что бы дети быстро переодевались и аккуратно складывали снятую одежду, не задерживали друг друга разговорами. Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут. Оборудование: гимнастические палки, обручи, скакалки и т д. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным шагом, с перешагиванием через препятствия и др, упражнения на внимание. Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение. В комплексе используется 5 – 6 общеразвивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы ни мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делает шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол – оборота направо или налево. Среди разнообразных исходных положений во второй половине года на утренней гимнастике применяется и основная стойка (пятки вместе, носки врозь). Как и прежде, очень различны исходные положения для рук. На утренней гимнастике в старшей группе несколько возрастает объем общеразвивающих упражнений без предметов. Включаются упражнения с гимнастическими палками, обручами, скакалками. Каждое упражнение повторяется 5 – 6 раз. Подскоки на месте с разными сочетаниями движений рук и ног, с продвижением вперед и назад, с перепрыгиванием высоких предметов и пр. повторяются 20 – 30 раз (1 или 2 раза с небольшим перерывом). Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели. По своему усмотрению воспитатель может вносить в него уточнение и изменение. Приемы руководства. Основная особенность утренней гимнастики в старших группах – ответственное отношение детей к ее выполнению. Для них
21
необязательна ее занимательность и образность. Воспитатель поясняет детям назначение утренней гимнастики, раскрывает ее роль в физическом развитии, приобретение силы, ловкости, формировании хорошего телосложения, красивой походки и т д. На утренней гимнастике инструктор требует точности положений и направлений движения тела, умения выполнить упражнение в соответствии со счетом или темпом музыкального сопровождения. Качество выполнения общеразвивающих упражнений достаточно высоко. Инструктор начинает приучать детей в упражнениях тянуть ноги, руки, пальцы, оттягивать носки ног, стоять, сидеть или лежать в заданной непринужденной, но и в тоже время несколько напряженной и подтянутой позе. Детям нравиться выполнять движения хорошо, красиво. Так как на утренней гимнастике применяются известные детям упражнения, то объяснение их имеет некоторую специфику – оно должно быть очень четким и кратким, фактически только напоминающим детям исходное положение, вид движения (наклоны, приседание, и т д), требования к его качеству. Пояснения упражнения сочетается с показом лишь первые дни освоения комплекса. Причем к показу инструктор широко привлекает детей, хорошо владеющих движением. Дети старшего дошкольного возраста быстро запоминают последовательность упражнений в комплексах. Они успешно проделывают их без сопровождающего примера инструктора. В крайнем случае, они ориентируются на впереди или рядом старших детей. Это дает возможность инструктору не находиться все время впереди группы, а ходить между рядами детей, тщательно наблюдать за упражнением каждого, оказывать индивидуальную помощь. Важно не сбиваться с темпа и ритма подсчета, регулирующего совместные действия детей. На протяжении всей утренней гимнастики инструктор неоднократно привлекает внимание к осанке детей, напоминая о необходимости не задерживать дыхание глубоко, согласовывать вдох и выдох с наиболее подходящими для этого фазами движениями (руки в стороны – вдох, руки вниз – выдох и т д). Некоторые упражнения связаны с не большим естественным напряжением. В момент такого напряжения происходит кратковременная задержка дыхания на вдохе, затем последовательный вдох и выдох. Указания к проведению бега и подскоков те же, что и в средней группе. Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе: Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивается ее, изменения темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Рекомендации родителям: в свободное время осуществлять прогулки детьми, учитывая рекомендации педагогов ДОО
Дыхательная гимнастика. Была разработано для восстановления и расширения диапазона голоса у
22
профессиональных певцов. Это уникальный метод естественного оздоровления всего организма. Оборудование: не требуется особого оборудования, в зависимости от выбранного упражнения - карандаш, демонстрационный материал – фрукты и овощи. Показания: наряду с улучшением звучания голоса дыхательная гимнастика. Снимает усталость, повышает жизненный тонус, улучшает настроение и снижает температуру. Противопоказания: требуется согласование с врачом для детей с пороками сердца, заболеваниями сердечно – сосудистой системы, органов дыхания, ЦНС и т.д. Методика проведения: 1. Постарайтесь вложить как можно больше эмоций во вдох. Вдох максимально активный, короткий, как укол, непродолжительный и заинтересованный. Нюхать воздух, как собака след. 2. Выполняя упражнения, соблюдать одновременность вдохов и движений, не контролировать выдох – пусть он будет произвольным. Вдох идет одновременно с движением. Движения создают короткому вдоху достаточный объем и глубину без особых усилий. 3. Делаем вдохи на счет «2», «4», «8», т. е. вдыхаем сериями. Следить за тем, чтобы вдох был несколько громче выдоха. Для детей достаточно 8 – 16 серий. 4. Не выполняйте упражнения мимоходом. Комплекс дыхательной гимнастики для детей. 1. «Разминка» Мы сегодня так играли. Нюхать воздух начинаем. Вдох – вдох – вдох – вдох. Гарью пахнет – ох – ох.
2.«Шаги» Марш на месте .(В дох делается на каждый шаг, выдох самопроизвольный) Аты – баты, аты – баты. А сегодня мы солдаты. Левой – правой мы шагаем. Быстро воздух мы вздыхаем. 3.»Кошка» Стоя на месте, руки согнуты локтях, кисти рук свободно опущены. Делать 4 коротких шумных вдоха носом, 4 пассивных выдоха При выполнении на вдохе сжимаем пальцы в кулаки (кошка ловит мышку, при выходе – разжимаем) Подражать мы будем кошке. В кулачки сожмем ладошки. Коготки мы выпускаем, Мышку быстро мы поймаем. 4. «Любопытная Варвара» Стоя. Мышцы шеи расслаблены, влево и вправо поворачивается только голова. Вдох и поворот головы выполняются в размеренном ритме ходьбы на месте. Любопытная Варвара
23
Смотрит влево, смотрит вправо. Чем же пахнет не понять, Нужно носиком вдохнуть. 5. «Ушки» Исходное положение: ноги на ширине плеч, спина прямая, руки опущены, глаза смотрят вперёд. Поочередно наклонять голову к правому и левому плечу. Короткий шумный вдох производится одновременно с каждым покачиванием головой. Головою покачаем - Влево – право наклоняем. Плечи мы не поднимаем - Воздух носиком вздыхаем. 6. «Сад – огород» Стоя прямо. Смотрим вверх – вдох, смотрим вниз – вдох. Нюхаем фрукты вверху на дереве, овощи – внизу на грядке. Вверх мы голову поднимем - Фрукты спелые увидим, А внизу растет редиска . И капуста близко – близко. 7. « Кошка охотится» Стоя, руки согнуты в локтях. Слегка присесть, повернувшись вправо, сделать хватательные движение руками - короткий и шумный вдох, добыча справа, то же влево (добыча слева). Вышла кошка на охоту - Воробья поймать охота. Влево – вправо приседаем - Запах воробья вдыхаем. 8. « Погончики» Стоя, руки сжаты в кулаки и прижаты к поясу. В момент, которого шумного вдоха с силой толкать кулаки к полу, при этом разжимая пальцы рук. Руки в кулаки сжимаем - Теперь руки вниз толкаем - Кулачки тут разжимаем - Воздух носиком вдыхаем. 9. «Насос» Стоя, руки внизу, корпус слегка наклонен вперёд. Взять в руки карандаш, как рукоятку насоса и накачивать шину автомобиля. Вдыхать носом в конечной фазе наклона. Въехали на горку – стоп! Колесо спустило – хлоп! Шину быстро накачаем, Воздух мы внизу вдыхаем. 10. «Обними плечи»
24
Стоя, ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Начать движение, бросая руки навстречу друг другу, при этом левая рука обнимает правое плечо, а правая – левую подмышку и наоборот. Вдох происходит, когда руки скрещиваются. Ой, ребята, замерзаем, Плечи дружно обнимаем. Упражнения дыхательной гимнастики: 1, «Часики» И.П. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так». 2. «Трубач» И.П. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф – ф – ф – ф» 3. «Петух» И.П – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и выдыхая произносить «Ку – ку – ку – ку» 4. «Паровоз» И.П. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, вращая согнутыми руками вдоль туловища, кисти сжаты в кулаки и приговаривать «чух –чух – чух- чух» 5. «Насос» И.П – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Наклонятся вперед с произношением звука «с – с – с – с» 6. «Регулировщик» И.П. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх , другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «р – р – р – р» 7. «Лыжник» И.П. – ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьба на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м». 8. «Гуси» П, - основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки поднимать в стороны, на выход опустить вниз с длительным произношением звука «у – у – у – у» 9. «Семафор» И.П. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выходом на звуке «С – с – с – с» 10. «Каша кипит» И.П. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш – ш – ш – ш» 11. «Партизаны» И.П. – стоя. В руках палка. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага вдох, на 6 – 8 шагов медленный выдох с произношением слова «Ти – ти – ти» 12. «На турнике» И.П. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой . Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «ФФ – ф – ф – ф» 13. «Гуси шипят» И.П. – ноги на ширине плеч, рука опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад. Медленный выдох на звуке «Ш – ш – ш – ш» 14 «Ежик» И.П. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выход на звуке «ф – ф – ф – ф» Выпрямить ноги - вдох. 15. «Шар лопнул» И.П. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение руки в стороны – вдох. Хлопок перед собой – медленный выход на звуке. «Ш – ш – ш – ш»
25
16. «Дровосек» И.П. – ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз - выдох с произношением «Ух – х – х»
3.2. Нетрадиционные методы закаливания. 1. Дозированная ходьба. Упражнения в ходьбе содействуют образованию динамического стереотипа, определенного осанку при ходьбе или походку. Оборудование: не требуется специального оборудования. Показания: детям от 1,5 лет си старше. Противопоказания: особых противопоказаний не имеется, за исключением детей с врожденными пороками и заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Совершенствование ходьба продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства. С возрастом изменяются не только качественные, но и количественные показатели овладения навыком ходьбы: увеличивается длина шага с 39 – 40 см у детей 4 лет до 51 – 53 см у детей 7 лет, соответственно уменьшается количество шагов в минуту со 170 – 180 до 120 – 150. Первая младшая группа (2 – 3 года). В первой младшей группе нужно учить детей ходить правильно, не наталкиваясь друг на друга; формировать умение сохранять устойчивое положение тела и правильную осанку. Для этих целей используются различные приёмы: указания педагога, его показ, имитацию, игровую форму, зрительные ориентиры. Например, воспитатель идет перед группой детей спиной вперед с флажком: «Дети, идите за мной! Смотрите на зеленый флажок. Какой он красивый, как развивается!». Малыши идут за взрослым, размахивая флажками, держа голову прямо. Чтобы научить детей выше поднимать ноги, следует использовать упражнения в ходьбе с перешагиванием через шнур, кубики. При выполнении ходьбы на носках эффективен такой прием: «Вот какие мы большие!» Развитию пространственной ориентировки служат зрительные ориентиры и ходьба в заданном направлении – к кукле, мишке. Вторая младшая группа (3 -4 года). Вводится ходьба на носках с высоким подниманием коленей, с изменением направления, с выполнением различных заданий (остановиться, присесть, повернуться лицом к окну, стене, воспитателю). Ходьбу на носочках с высоким подниманием коленей необходимо чередовать с обычной ходьбой. Продолжительность каждого упражнения в начале года недолжна , превышать 5 секунд, а к концу года - 10 секунд. Средняя группа(4 – 5). В средней группе становиться, задача закрепить умение ребёнка ходить, координируя движения рук и ног. Для этого в вводной части занятий следует использовать ходьбу с ускорением и замедлением, а также чередовать ходьбу с бегом. Во время ходьбы надо периодически напоминать детям, чтобы они не опускали голову, спину держать прямо. Закреплению навыка сохранять правильную осанку, укреплению мышц и связок стопы способствует ходьба на носочках со сменой положения рук. В этой группе вводится ходьба на пятках и наружных сторон стоп. Эти упражнения должны быть непродолжительными ( 5 – 10 секунд), они проводятся в чередовании с другими видами ходьбы. При обучении ходьбе мелким и широким шагом используются зрительные ориентиры (начерченные мелом линии, плоские
26
обручи и др). Старшая группа (5 – 6 лет) Детей необходимо приучать выполнять все виды ходьбы четко, ритмично, с правильной осанкой и координацией. Так, при ходьбе на носках ребенок должен двигаться выпрямившись, чуть сгибая ноги в коленях, при ходьбе на пятках, на внешней стороне стопы двигаться ритмично, в общем темпе, стараясь выпрямится. При обучении мягкому, эластичному шагу используются акцентированный перекат с пятки на носках и активные движения рук. Подготовительная группа (6 – 7 лет) . Дети совершенствуют технику ходьбы с разным положением рук. На одном занятии можно использовать упражнения в четырех – пяти видах ходьбы (повторяются пять – шесть раз примерно по 5 секунд). В летнее время дети следует упражнять в ходьбе по естественному грунту, песку, дорожке из камней, с подъемом и спуском, с перешагиванием ( используются разные способы ходьбы). Методика проведения: Правильная ходьба строится от бедра активным перекатом с пятки на носок, что обеспечивает наилучшее продвижение вперёд. Наряду с этим одним из важных показателей являются угол разворота стоп, обеспечивающий устойчивость и прямолинейность ходьбы. У детей на протяжении всего дошкольного возраста происходит постепенное его увеличение. У детей раннего возраста характерна параллельная постановка стоп. К младшему дошкольному возрасту угол разворота стоп достигает 13,5*, к среднему 15*, а у детей старшего дошкольного возраста составляет приблизительно 17,2*. Правильная ходьба предполагает соблюдение определенной осанки: корпус располагается прямо, плечи расслаблены и расправлены, немного отведены назад и вниз. Живот подобран. Положение головы свободное, взгляд направлен вперед. Голова располагается прямо и ровно, не напрягая шеи. Дети контролируют обстановку при движении взглядом перед собой на 1,5 – 2 м. В процессе правильный ходьбы наблюдается устойчивое проявление перекрестной координации и согласованности в работе рук и ног. Руки и кисти рук расслаблены, двигаются спокойно, без напряжения, с достаточной амплитудой вперед – назад. При ходьбе бедро выносится вперед – вверх, но поднимается не высоко. Голень толчковой ноги после отталкивается, немного складывается, и вместе с бедром выносится вперед – вверх. После достижения бедром определенного положения, перед его снижением срабатывает тормоз и после небольшой паузы, одновременно с постепенным опусканием бедра вниз, раскрывается голень. Подготавливаясь к загребающему движению под себя. Правильной ходьбе способствует принятие определенной стойкости перед началом движения, где положение головы, корпуса, а также разворот стоп соответствуют вышеописанному. Здесь же отметить, что принятие стойки предполагает такую расстановку стоп, при которой расстояние между пятками у младших дошкольников составляет приблизительно 10см, а у старших – 12,5. В процессе обычной ходьбы целесообразно не расставлять широко стопы, а стремиться соблюдать данное расстояние между пятками, так как в противном случае ходьба не будет носить прямолинейного характера.
27
В ходьбе стопа приземляется в последовательности пятка – носик. При этом бугры пальцев как бы чуть прихлопывают стопой после касания земли пяткой. Средний темп ходьбы ребенка – дошкольника составляет 148 – 172 шагов в минуту, что значительно больше, чем у взрослых (120 шагов в минуту), а длина шага у них короче и колеблется в пределах 42 – 67 см, у взрослых 70 – 90 см. С возрастам темп ходьбы детей замедляется, а длина шага увеличивается. В старшем дошкольном возрасте применяется ходьба: 1. С высоким подниманием бедра, которая укрепляет мышцы спины, брюшного пресса и ног, требует сильного взмаха рук. Способствующего развития мышц плечевого пояса и укреплению связочного и суставного аппарата. 2. Ходьба с крестным шагом, развивающая ловкость. 3. Ходьба приставным шагом. Детям предлагается ходьба с различными заданиями. Выполняемыми по сигналу, - на ориентировку в пространстве, изменение темпа, направления, с различными перестроениями, между предметами; ходьба с дополнительными движениями рук, с предметами; ходьба по уменьшенной площади опоры с постепенным подъемом в высоту, а также на различной высоте (мостики, доски, бревна). Содействующая воспитанию чувства равновесия, выдержки, собранности, ловкости, экономии движений. Рекомендации родителям: осуществлять прогулки с детьми в выходные и праздничные дни. В ходе возвращения из детского сада домой больше прогуливаться пешком. 2. Оздоровительная ходьба. Оздоровительная – спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигать лишь при соблюдении правильного общего режима. Оборудование: не требует специального оборудования. Показания: детей от 1,5 лет и старше. Противопоказания: особых противопоказаний не имеется, за исключением детей с врожденными пороками и заболеваниями опорно – двигательного аппарата. Методика проведения: Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки), в медленном темпе ( при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что проводит к утомлению). Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов - интенсивности и объема. Интенсивность ходьба должна быть такой , при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения. Осваивать оздоровительно – спортивную ходьбу лучше в два этапа. Первый этап - прогулочная ходьба в привычном для детей темпа. Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость
28
ходьбы постоянной (ЧСС 14 -16 уд./10с). Второй этап - оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течении 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18 – 20 уд. /10с) Дыхание должно быть произвольное, через нос. Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить. Для оздоровительной ходьбы характерны: - активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок; - поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге; - постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т.е. натекания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед. Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычкой. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводиться раз в день 4 - 5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба. Рекомендации родителям: осуществлять прогулки с детьми в выходные и праздничные дни. В ходе возвращения из детского сада домой больше прогуливаться, пешком выполняя рекомендации педагогов. 4. «Солевая дорожка» Эффективным средством закаливания в домашних учреждении является хождение по солевым дорожкам. Эффект солевых дорожек заключается в том, что соль раздражает стопу ребенка, богатую нервными окончаниями. Оборудование: ребристые дорожки, коврики с пуговицами, ведро с водой для разведения солевого раствора, соль (на 1 литр воды 90гр соли), ведро с чистой водой, три полотенца. Показания: детям от 1,5 лет и старше. Противопоказания: - негативное отношение и страх ребенка; - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний или профилактической прививки; - срок менее 2-х недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду или в семье; - высокая температура в вечерние часы. Методика проведения: необходимо подготовить 3 полотенца : 1 опустить в солевой раствор и выложить на пол, второе полотенце намоченное в пресной воде комнатной температуры положить рядом с первым, третье полотенце остается сухим и кладется рядом со вторым. Ребенок встает ногами на первое полотенце, выполняет притопывание, прыжки и т д в течении 4 – 5 минут, затем переходит на второе полотенце, стирая соль с подошвы ног, будто бы он пришел с улицы и вытирает ноги 29
о половик, а затем переходит на сухое полотенце и вытирает ступни ног насухо. Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используют массаж еры для стоп, пуговичные и палочные дорожки, упражнения для стопы: покачивание вперед – назад на стопе, ходьба на носочках, прыжки и т д . Рекомендации родителям: в домашних условиях осуществлять закаливание стоп детей при помощи хождения босиком по полу, обливания ног прохладной водой или использования «солевых дорожек». 5. Полоскание горла Оборудование: стаканы с водой комнатной температуры по количеству детей. Показания: полоскание рта проводится с 4 – 5 лет. Является превосходством средством, предупреждающим заболевания зубов и слизистых полости рта. Противопоказания: - срок, менее пяти дней после выздоровления от острых заболеваний; - срок менее 2 –х недель после обострения хронического заболевания; - карантин в детском саду и семье; - высокая температура в вечерние часы. На каждое полоскание используют примерно 12 – 13 стакана воды, причем «бульканье» воды в горле должно продолжаться как можно дольше, для чего, перед тем, как взять в рот воду, делают глубокий вдох, и запрокинув голову, чтобы вода стекла в область глотки, производят очень медленный и продолжительный выдох через рот. Для контроля удобнее тянуть голосом «а – а – а – а!» Начальная температура воды 23 – 28* понижая через каждую неделю на 1 – 2* и постепенно доводить до 1* воды из крана водопровода. Практически здоровые дети могут сразу начинать закаливающие полоскание, начав с температуры 25* снижая ее каждые 2 – 3 дня. Через месяц можно перейти на полоскание отварами трав, просто водой из крана, раствором морской соли. Рекомендации родителям: в качестве профилактики и предупреждения ангин, разрастания миндалин и аденоидов рекомендуется в домашних условий ежедневное полоскание горла утром после сна и вечером перед сном чистой кипяченой водой комнатной температуры.
Закаливание детей требует немалых усилий и упорства. Только набравшись терпения, вы добьетесь гармонии организма с природой, их благоприятного взаимодействия. Действие закаливающих факторов должно ощущать детьми как естественное и приятное, тогда, верными друзьями будет – солнце, воздух и вода!
30
4.Перечень закаливающих мероприятий для детей
Дети |
Метод закаливания |
Дети с нарушениями опорно двигательного аппарата (ДЦП) |
Воздушные ванны Массаж |
Дети с хроническими заболеваниями верхних дыхательных путей ( тонзиллит, аденоиды) |
Предпочтительнее применять контрастные процедуры: -контрастные ножные ванны; -контрастный душ |
Дети с пороками сердца |
Дозированная ходьба (по схеме) Воздушные ванны Босо хождение Сон без маечек |
Дети с нарушениями слуха (слабослышащие) |
Босо хождение. Хождение по «Ребристым дорожкам» («Дорожкам здоровья») |
Дети нарушениям зрения (слабовидящие) |
Солнечные ванны . Воздушные ванны. Обтирания. Утренняя гимнастика. Корригирующая гимнастика. Гимнастика на свежем воздухе. Полоскание горла |
Дети с нарушениями речи |
Солнечные ванны . Воздушные ванны. Обтирания. Утренняя гимнастика. Корригирующая гимнастика. Гимнастика на свежем воздухе. Самомассаж. Босо хождение Полоскание горла |
Дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети) |
Солнечные ванны . Воздушные ванны. Обтирания. Утренняя гимнастика. Корригирующая гимнастика. Гимнастика на свежем воздухе. |
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) |
Сон без маечек Солнечные ванны Воздушные ванны. Гимнастика |
Литература:
1. Артюхова Ю «Как закалить свой организм» Изд. «Харвест» Минск 2011 2 Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ. Под ред З,И Бересневой – М: ТЦ Сфера,2013 3. Здоровый ребенок в детском саду. Под ред Антипова С. А Воронеж, 2014г 4. Азбука закаливания .А.П. Лаптев М., 2011 9. Осокина Т. И. Игры и развлечения детей на воздухе И Просвещение, 2011 10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой, М,А Васильевой, М; Мозаика – синтез,2010. 11. Полиевский С.А Гук Е. П. Физкультура и закаливание в семье. М., 2012г 12. Сперанский Г,Н., Заблудовская Е.Д. Закаливание ребенка раннего и дошкольного возраста. М., 2010г
32
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.