Рекомендации родителям заикающегося ребенка.
Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.
Что могут сделать сами родители?
Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.
При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил:
· Нужно показать ребёнка врачу-невропатологу, чтобы получить медикаментозное лечение.
· Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
· Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
· Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом. Выскажите те же пожелания воспитателям в детском саду.
· Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
· Когда малыш вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
· Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
· Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
· Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.
· Не перегружать ребёнка впечатлениями. Не заставлять одновременно заниматься танцами, спортом, музыкой. Такая непосильная перегрузка может стать одной из причин возникновения заикания. Родители должны сами выбрать для себя, что в настоящее время необходимо ребёнку: здоровая речь или непомерная нагрузка.
· Нужно учитывать, что полезнее всего заниматься теннисом, плаванием. Именно эти виды спорта лучше других снимают напряжение, улучшают дыхание. А бокс, хоккей, футбол усиливают напряжение и нарушают дыхание.
· - Вы не должны создавать напряжённую обстановку в доме: прекратить ссоры, скандалы в семье. Ведь ребёнок чутко реагирует на это: он переживает семейный разлад, нервничает, часто плачет. Отношение к ребёнку должно быть ровным, то есть Вы не должны заласкивать его, не потакать его капризам, не наказывать физически.
· Привлекайте ребёнка к спокойным домашним делам. Зачастую девочки с удовольствием перебирают крупу, раскладывают пуговицы, занимаются рукоделием, а мальчики возятся с рабочими инструментами.
· Приучите к настольным играм (лото, мозаика), занятиям с конструктором. Это не только успокаивает, но и развивает тонкую моторику пальцев рук.
· Очень укрепляют нервную систему игры с водой, песком.
· Нужно помнить, что работа над речью не всегда протекает гладко: случаются срывы и неудачи. Вы не должны падать духом и отчаиваться. Эти неудачи, как правило, временные, и поэтому ребёнка в такие моменты необходимо поддержать и вселить в него больше уверенности.
· Заикание – это затяжная болезнь. Поэтому следует проявлять огромный такт, создавая благоприятные условия, способствующие ослаблению или полному устранению этого нарушения у своего ребёнка.
· Будем оптимистичны: дорогу осилит идущий!
· Правила, которые необходимо соблюдать в повседневной жизни ребёнка и на занятиях(памятка раздаётся каждому родителю)
· 1. Речь начинать только после вдоха, на плавном длительном выдохе достаточной силы.
· 2. Выделять в каждом слове ударную гласную, чтобы сознательно замедлять свою речь.
· 3. Все слова в словосочетаниях, фразах произносить слитно, то есть голос должен звучать постоянно и непрерывно.
· 4. Голос во время речи не форсировать, то есть не кричать.
· 5. Слушать, чтобы во время речи ребёнок не был напряжён и не пользовался сопутствующими движениями.
· 6. Соблюдать правильный режим дня.
· 7. Занятия проводить ежедневно.
Комплекс упражнений для релаксации
1. Упражнение «Кулачки»
· Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
· Поочерёдно сжимать и разжимать ладони.
· Упражнение выполнять 3 – 5 раз. Каждый раз заканчивать спокойным вдохом и выдохом.
2. Упражнение «Олени»
· Ребёнок сидит в позе покоя, руки на коленях расположены ладонями вниз.
· Поднимать скрещенные руки над головой, пальцы сильно напряжены, разведены. Затем руки опустить, расслабиться.
Расслабление мышц ног
· 1. Упражнение «Пружинка»
· Сидя, руки лежат на коленях. Ноги поставлены на пятки, носки приподняты. Представить, что ноги упираются носками в пружинки. Давим на «пружинки», с силой опускаем ноги на всю стопу.
2. Упражнение «Загораем»
· Сидя на стуле, приподнять ноги, представляя, что они греются на солнце. После этого ноги опустить, расслабиться.
· Во время выполнения упражнений, фиксировать внимание на приятном расслабление мышц ног.
Расслабление мышц рук, ног, корпуса
1. Упражнение «Штанга»
· Стоя, ноги на ширине плеч, руки расслаблены, опущены вдоль туловища.
· Наклониться, представить, что взяли тяжёлую штангу, поднять её к плечам, затем рывком вверх, бросить вниз, расслабиться, вернуться в исходное положение.
2. Упражнение «Походка моряка»
· Стоя, руки за спиной, ноги на ширине плеч. Переносить тяжесть тела с ноги на ногу. Одна нога (опорная) напрягается, стопа прижата к полу, вторая нога расслаблена, касается пола только носком. Начинать выполнение упражнения с правой ноги. Повторить 3 – 5 раз.
Релаксация мышц живота
Упражнение «Шарик»
· Поза покоя, одна рука лежит на колене, другая прижата к животу.
· Сделать вдох носом такой глубокий, чтобы живот надулся, как шарик. Следить, чтобы в момент вдоха плечи не поднимались, затем выдохнуть воздух через рот – «сдуть шарик».
· Вдох – напряжение, выдох – расслабление.
· Выполнять 3 – 5 раз.
Расслабление мышц шеи
Упражнение «Любопытная Варвара»
· Поворот головы влево – прямо, вправо – прямо, вверх – прямо, вниз – прямо.
Расслабление мышц речевого аппарата (губ, нижней челюсти). Выполняется перед зеркалом
1. Упражнение «Хоботок»
· Сидя в позе покоя, губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Губы вытягиваются трубочкой, затем возвращаются в исходное положение.
· Повторить 3 – 5 раз.
2. Упражнение «Лягушки»
· Губы расслаблены, рот слегка приоткрыт. Широко улыбнуться, затем принять исходное положение.
3. Упражнение «Орешек»
· Представьте, что вы разгрызаете орех.
· Повторить 3 – 5 раз.
4. Упражнение «Горка»
· Кончик языка упирается в нижние зубы с силой, спинка языка выгнута горкой, затем опустить язык и расслабить его.
При выполнении этих упражнений обратить внимание ребёнка на то, что напряжение вызывает неприятные ощущения в мышцах, а расслабление снимает их, вызывая приятное чувство покоя.
С помощью релаксации ребенок становятся уравновешенней, избавляются от напряжённости, скорее входят в ритм спокойной и правильной речи.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.