В рекомендациях для педагогов - Танцы как метод лечебного воздействия, предлагаются игровые упражнения направленные на умение педагогов выстроить адекватное поведение «особых» детей, помочь решению эмоциональных и познавательных проблем, а также проявить свою творческую потенцию. Танец это особая среда, в которой особый ребенок может творчески реализоваться.В рекомендациях для педагогов - Танцы как метод лечебного воздействия, предлагаются игровые упражнения направленные на умение педагогов выстроить адекватное поведение «особых» детей, помочь решению эмоциональных и познавательных проблем, а также проявить свою творческую потенцию. Танец это особая среда, в которой особый ребенок может творчески реализоваться.
Танцы как метод лечебного воздействия
Цель: выстроить адекватное поведение «особых» детей, помочь решению
эмоциональных и познавательных проблем, а также проявить свою творческую
потенцию.
т. е. танец это особая среда, в которой особый ребенок может творчески
реализоваться.
Этнические танцы являются одним из множества подходов. Но почему
именно народные танцы столь эффективны в работе с особыми детьми?
они просты и доступны всем
обладают концентрированной жизненной энергией
музыка мелодична и легко запоминается
ритм простой, повторяющийся
в них наблюдается четкая пространственная организация
самобытный яркий национальный колорит
Эффективность:
1. Это коллективное действо (участники – взрослые и другие дети)
2. Появляются навыки взаимодействия с партнером (дети учатся ощущать
поддержку партнера, соседа по кругу или помогать ему)
3. Включаются и гармонично взаимодействуют все психические сферы,
участвующие в организации поведения человека (воля, эмоции, интеллект)
Таким образом, танец, одновременно решая сложные терапевтические задачи и
актуализируя творческий потенциал, позволяет опираться на более сохранные звенья
в структуре личности и в то же время активизирует дефицитарные звенья.
Нарушения и причины их разрешения/компенсации в танце
Эмоциональноволевые проблемы (неадекватность поведения, сложности
социализации): ребенок не может интегрировать информацию, поступающую по
сенсорным каналам разной модальности, в одно целое.
Танец, нагружая ребенка движением под музыку и насыщая его
положительными эмоциями, позволяет включать и развивать зрительный,
слуховой и тактильный каналы. Это та искусственно созданная опора вовне,
которая ему необходима для осуществления самоконтроля.
Дети, гиперчувствительные к тактильным ощущениям: ребенок не может
участвовать в разных коллективных играх, где нужно держаться за руки, прикасаться
друг к другу
В танце:
1. Как только ребенок встает в хоровод и звучит музыка, включается звуковой
канал восприятия (что отвлекает внимание от тактильных ощущений).
2. Вскоре ребенок осваивается в ситуации и начинает обращать внимание на
других участников танца. В этот момент включается зрительный каналвосприятия.
3. Неприятные ощущения от тактильного контакта уходят на второй план.
Проблемы познавательной сферы
(в частности, несформированность
пространственных представлений): Ребенку тяжело совладать с собственным телом,
часто движения его организованы неправильно, ребенок не контролирует их и не
может адекватно выстроить свои отношения с пространственным миром.
Танец с его четкой структурой помогает все это нормализовать. Это
ритмически организованная среда, которая имеет постоянство пространства и
четкий порядок повторяющихся движений.
Пространственные страхи: ребенок не сознает и не ощущает пространства
позади себя,
боится потерять опору.
Танец помогает ребенку взаимодействовать с пространством:
1. Стереотипный рисунок хороводного танца.
2. Движения вперед – назад, в центр – из центра.
3. В ходе танца дети получают много полезной информации о своем теле.
4. Четкий ритм музыки (желательно двудольный) ведет за собой и не дает
«выпасть» из ситуации.
Методика обучения танцу
1. Адекватное ситуации количество взрослых в кругу (от вдвое превышающее
количество детей в начале занятий группы, до двух в конце)
2. Метод подражания (взрослый не дает инструкций, обучение происходит
непосредственно в танце). Поэтому педагог должен делать все движения четко,
акцентировано, хорошо знать их последовательность.
3. Положительный эмоциональный фон, сопровождающий это занятие
4. Постепенное движение от простого к сложному
!!! Во время танца взрослые НЕ переговариваются это может отвлечь
и дезориентировать ребенка.
!!! Необходимо оставаться эмоционально нейтральными. Пребывание в
тесном тактильном контакте с другими людьми и эмоции, вызываемые
самим танцем, достаточная нагрузка для ребенка. Дополнительное
эмоционирование, особенно в начале занятий группы, может быть
травматичным и отобьет желание участвовать в танцах.
Область применения танцевальной терапии
1. Занятия танцем в коррекционной группе
2. Танцы с детьми, приходящими на индивидуальные занятия
3. Подбор танцев для детей разного возраста
4. Танцы для праздников и развлечений.
5. Танцы как способ отдыха и релаксации для педагоговТанцы. Описание движений и их последовательности.
Музыка и танцы собраны Нордом Стуре
Шведский танец («Clap dance»). Запись №4 (дорожка 4).
Хоровод
1. 16 шагов вправо
2. 16 шагов влево
3. 1 шаг в круг
4. тройной притоп
5. 1 шаг из круга (спиной)
6. тройной притоп
7. хлопок в ладошихлопок по коленям (3 раза)
8. 3 хлопка в ладоши
п. 38 повторить сначала
Рекомендован для сближения коллектива, повышения настроения, развития
невербальных коммуникаций.
Сербский танец Запись №14 (дорожка 14)
Хоровод
1. 16 шагов вправо
2. 16 шагов влево
3. 15 шагов бегом вправо, на 16 подпрыгнуть
4. 15 шагов бегом влево, на 16 подпрыгнуть
п. 38 повторить сначала
Рекомендован для развития процессов регуляции поведения у двигательно
возбудимых детей, снятия статического напряжения и повышения настроения.
Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь