государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
Методическая разработка
урока русского языка в 6 классе
Тема: "Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишневая ветка» в 6
классе"
Разработала: Осипова Н.А.
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский
1 Тема урока: Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишнёвая ветка» в 6
2010 г.
Тип урока: урок формирования умений.
Цели урока
классе.
образовательные:
обучить восприятию текста и созданию на его основе нового;
развивающие:
развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроение,
ассоциации через систему творческих заданий;
развивать устную и письменную речь;
воспитательные:
развивать в детях чувственное восприятие мира в отношении доброты, чуткости,
внимательности друг к другу, сострадание.
Оборудование к уроку:
тексты А.Алексина «Вишнёвая ветка» (по числу учеников); два листа бумаги, проектор,
экран, слайды, цветные мелки, клей, карточки для рефлексии, звукозапись Л.Бетховена
Соната для фортепиано №14 «Лунная».
Ход урока.
I. Организационный момент.
Создание сферы общения через великую силу слова.
Слово учителя:
Ребята, как вы думаете, при помощи чего люди общаются? (Слова)
Да, при помощи великой силы слова. Ведь оно учит любить, понимать друг друга, жить. Всё
начинается со слова, ещё в Библии сказано: «Вначале было СЛОВО…». Именно со
Словом мы сегодня и будем работать.
II. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя:
Темой нашего урока является подготовка к сочинению по рассказу А.Алексина
«Вишнёвая ветка». Мы сегодня будем воспринимать и анализировать текст и на его основе
создавать свой собственный.
III. Работа с текстом.
2 1. Знакомство с текстом (текст на столах у каждого ученика).
Слово учителя:
Меня, ребята очень взволновал небольшой рассказ А.Алексина «Вишнёвая ветка».
Он у вас на столах. Возьмите его. И давайте вместе с вами его прочитаем.
(Чтение текста учителем вслух. Дети следят)
Вишнёвая ветка.
Лена приносила цветы и оставляла на крыльце. Положит и убежит, чтобы никто её
не увидел. Учительница всегда радовалась. Это её ученики дарят, их у неё много. В такие
дни она становилась весёлой и говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств.
Однажды Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый
платок.
Живая ветка. А на улице мороз, ветер.
Все смотрят и поверить не могут. Разве цветут вишни в декабре?
Лена положила бы на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет. От волнения у неё
покатились слёзы.
Ольга Сергеевна сказала: «Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне
твой подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят такие подарки. А сейчас давай
пока оставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла».
(Небольшая пауза).
2. Логический анализ:
а) восприятие текста
Я вижу по вашим глазам, что и вы не остались равнодушными к этому рассказу.
О чём же этот текст? (Дети пытаются проникнуть в замысел автора,
выдвигают
версии).
3. Интуитивное решение творческого процесса:
а) нахождение ключевого слова
Давайте найдём ключевое (главное) слово, вокруг которого разворачиваются
события этого текста. (Ветка)
(Учитель добавляет живая ветка и записывает на доске, учащиеся записывают на
листочках).
б) составление ассоциативных кругов
Фронтальная беседа:
3 Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? Посмотрим на экран и
вспомним, что такое ассоциация.
(Показывается слайд №1 с определением слова « Ассоциация»)
Ассоциация – это связь между словами, благодаря которой появление одних
слов в определенных условиях вызывают другие, с ними связанные. Ассоциация
отражает связи предметов и явлений.
(Каждое слово записывается в ассоциативную таблицу учителем на доске, а
учащимися в тетради).
Чем является это слово по тексту? (Подарком)
Какое слово стоит рядом со словом ветка и оно неотделимо от него? (Живая)
Как называется такое средство выразительности? (Олицетворение)
А почему автор добавляет слово живая? (Она цвела в стужу, лена берегла её,
лелеяла, вложила в неё душу, она подарила жизнь этой ветке).
Читаем дальше: «А на улице мороз, ветер». Что показалось вам необычным в
составе этих предложений? (В них нет сказуемых)
Эти предложения неполные. С какой целью автор их употребляет? (Чтобы
кратко, лаконично изобразить состояние природы и внутреннее состояние человека).
Мороз и ветер. Холодно. Так, наверное, было и на душе Лидии Алексеевны.
Почему? (Она больна, одинока)
Что же приносила Лена больной учительнице вместе с цветами? (Радость,
облегчение, надежду на выздоровление)
Цветы помогали больной учительнице. Значит Лена дарила ей жизнь, поэтому
ветка живая. (Жизнь)
А почему Лена приносила цветы тайком? Прочитаем: «Положит и убежит, чтобы
никто её не увидел». (Она не хотела, чтобы об этом знали, не хотела кричать о своей
доброте). Значит Лена добрая. (Доброта). Она хотела помочь больной учительнице, чтобы
Лидия Алексеевна знала, что её не забыли, помнят и уважают её ученики. (Уважение)
Найдите в тексте слова, которые характеризуют Лену.
А почему покатились слёзы у Лены? (Жалко ту ветку, которая дарила Лидии
Алексеевне надежду. Учительница сегодня останется без цветов, и ей, думала Лена,
будет одиноко и горько, она подумает, что о ней забыли).
А как вы думаете, будут ли и другие цветы у учительницы? (Будут)
А кто их будет приносить? (Весь класс)
И наверное весь класс будет заботиться о Лидии Алексеевне. (Забота)
4 Ведь поступок Лены отозвался в сердце у ребят. Какие слова говорят об этом?
(«Смотрят и поверить не могут»). (Отзывчивость)
Ольга Сергеевна сказала: «Редко кому дарят такие подарки». Какие такие? Почему
автор употребляет слово такие? (От души, с любовью)
Уважение Доброта Чуткость Подарок
Отзывчивость
Счастье
Живая ветка
Радость
Вдохновение Луч Любовь Жизнь
4. Вербализация интуитивного решения.
а) Фронтальная беседа:
Внимание
Надежда
Цветок
В начале урока мы сказали, что этот рассказ о девочке, которая тайком приносила
цветы больной учительнице. А теперь после такой подробной работы можем сказать о чём
ещё этот текст? (О проявлении внимания, заботы, о чуткости доброй девочки к
больному человеку).
А чем являлись эти тайные подарки для Лидии Алексеевны? Давайте найдём ответ
на этот вопрос в тексте и зачитаем. («В такие дни она становилась весёлой и говорила,
что цветы помогают ей лучше всяких лекарств».)
Как вы думаете, ребята, является ли это предложение выражением основной мысли
рассказа «Вишнёвая ветка»? (Да)
Итак, люди дарят друг другу подарки. Любите ли вы их получать? А дарить? Что
вы чувствуете, когда их дарите? (Радость от того, что ты делаешь комуто приятное,
счастье).
В чём, повашему, предназначение подарка? (Делать добро, дарить радость,
счастье).
А делать добро, дарить радость окружающим, помогать людям, проявлять
внимание – это великое счастье. И оно дано всем на Земле, но, к сожалению, не каждый
5 умеет пользоваться этим даром. А Лена умеет. Значит она, делая счастливым другого,
счастлива сама.
б) Наблюдение.
(На слайде №2 спроецированы словосочетания):
Заботиться о близких, проявлять внимание, напрасные хлопоты, чуткий к чужой
боли, жить без забот, щедрое сердце, милосердный поступок, чуткое отношение, оставить
без внимания, приносящий радость, стремиться делать добро, готовность помочь,
отзывчивый человек.
Ребята, посмотрите на экран, прочитайте сочетания слов и скажите, можно ли их
отнести к рассказу «Вишнёвая ветка»? Все?
Послушайте стихотворение, которое сочинила к этому тексту моя ученица ваша
ровесница:
Цветущая ветка, как лучик, зимой
И слёзы твои от волнения
Для Лидии Алексеевны больной
Стали надеждой на выздоровление.
IV. Творческая работа.
1. Слово учителя
Посмотрите, ребята, сколько чувств, слов, эмоций вызвало у вас это простое слово
«вишнёвая ветка». А сейчас мы с вами будем писателями, авторами своих тестов, которые
составим на основе прочитанного рассказа.
Я предлагаю вам следующие варианты начала творческих работ.
(На доске написаны варианты)
«Я думаю…»
«Меня взволновал…»
«Меня вдохновляет…»
«Этот рассказ заставил меня задуматься…»
«Я понял…»
«Мне кажется…»
Вы выбираете и вместе с вами я любой вариант начала и создаёте свой текст.
Поделитесь мыслями, чувствами, переживаниями, которые возникли у вас в ходе работы с
текстом А.Алексина «Вишнёвая ветка». Используйте в своей творческой работе слова из
ассоциативного круга, словосочетания, которые у нас на экране, составленные нами
предложения.
6 2. Самостоятельная работа учащихся над составлением текста.
(Учитель пишет вместе с учениками). Звучит «Лунная» соната Бетховена.
V. Представление работ.
Выборочное чтение учащимися собственных текстов.
(Учащиеся дают оценку друг другу, учитель корректирует).
Чтение учителем своего текста:
« Рассказ А.Алексина заставил меня задуматься о ценности человеческого внимания, о
чутком отношении к чужой боли.
Главная героиня рассказа, девочка Лена, очень чуткий человек. Сколько заботы,
любви, уважения, отзывчивости вмещается в её маленькое, но такое щедрое сердце, и
она вместе с цветами дарит их больной, одинокой учительнице. Но дарит тайком,
потому что она не хочет, чтобы об этом знали, она не рекламирует свою доброту, и
поэтому эта доброта настоящая, искренняя. Она хочет лишь одного: помочь
больному человеку.
Лена проливает слёзы над вишнёвой веткой, которая может замёрзнуть от
стужи и не доставить радость учительнице, не согреть от холода сердца, так
нуждающегося в человеческой теплоте и внимании.
Её цветы – это луч света, надежды для Лидии Алексеевны, они помогают ей
лучше всяких лекарств.
Я думаю, что делать добро, дарить радость окружающим, помогать людям –
это великое счастье. И оно даётся каждому человеку, но, к сожалению, не каждый
может это понять. А Лена поняла. Значит, делая счастливыми других, она счастлива
сама».
VI. Домашнее задание.
Доработать тексты и написать конкурсное сочинение по рассказу А Алексина «Вишнёвая
ветка» о человеческой доброте, чуткости, внимании для публикации в школьной газете под
рубрикой «Уроки доброты».
VII. Рефлексия.
Заполнение рефлексивной таблицы сигнальными карточками:
было трудно – синий кружок с лицом грустного человечка;
было нетрудно – красный кружок с лицом весёлого человечка.
Определение
Нахождение
Создание
Работа над
Представление
темы и идеи
текста.
ключевого
(главного)
ассоциативных
составлением
работы.
кругов.
текста.
7 слова.
Анализ таблицы, выявление трудностей, проблем, постановка цели на последующие уроки
развития речи.
VIII. Итог урока.
Учитель делает выводы о достигнутой цели, положительно оценивает результат
совместной деятельности, благодарит учащихся за плодотворную работу.
8
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.