Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 07.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Разработка урока развития речи.doc
государственное бюджетное  образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области Методическая разработка урока русского языка в  6 классе Тема: "Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишневая ветка» в 6 классе"  Разработала: Осипова Н.А.  учитель русского языка и литературы  ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш  муниципального района Клявлинский 1Тема урока: Подготовка к сочинению по тексту А.Алексина «Вишнёвая ветка» в 6 2010 г. Тип урока: урок формирования умений. Цели урока классе. образовательные: ­обучить восприятию текста и созданию на его основе нового;   развивающие: ­развивать образное мышление, способность реализовывать свои чувства, настроение,  ассоциации через систему творческих заданий; ­развивать устную и письменную речь; воспитательные: ­развивать в детях чувственное восприятие мира в отношении доброты, чуткости,  внимательности друг к другу, сострадание. Оборудование к уроку: тексты А.Алексина «Вишнёвая ветка» (по числу учеников); два листа бумаги, проектор,  экран, слайды, цветные мелки, клей, карточки для рефлексии, звукозапись Л.Бетховена  Соната для фортепиано №14 «Лунная». Ход урока. I. Организационный момент.  Создание сферы общения через великую силу слова. Слово учителя: ­Ребята, как вы думаете, при помощи чего люди общаются? (Слова) Да, при помощи великой силы слова. Ведь оно учит любить, понимать друг друга, жить. Всё начинается со слова, ещё в Библии сказано: «Вначале было СЛОВО…». Именно со  Словом мы сегодня и будем работать. II. Сообщение темы и цели урока. Слово учителя: ­Темой нашего урока является подготовка к сочинению по рассказу А.Алексина  «Вишнёвая ветка». Мы сегодня будем воспринимать и анализировать текст и на его основе  создавать свой собственный. III. Работа с текстом. 21. Знакомство с текстом (текст на столах у каждого ученика).  Слово учителя: ­Меня, ребята очень взволновал небольшой рассказ А.Алексина «Вишнёвая ветка».  Он у вас на столах. Возьмите его. И давайте вместе с вами его прочитаем. (Чтение текста учителем вслух. Дети следят) Вишнёвая ветка. Лена приносила цветы и оставляла на крыльце. Положит и убежит, чтобы никто её  не увидел. Учительница всегда радовалась. Это её ученики дарят, их у неё много. В такие  дни она становилась весёлой и говорила, что цветы помогают ей лучше всяких лекарств. Однажды Лена принесла в класс длинный тонкий свёрток, закутанный в тёплый  платок. Живая ветка. А на улице мороз, ветер. Все смотрят и поверить не могут. Разве цветут вишни в декабре?  Лена положила бы на крыльцо, а там снег. Веточка замёрзнет. От волнения у неё  покатились слёзы. Ольга Сергеевна сказала: «Мы с тобой, Лена, вместе отнесём Лидии Алексеевне  твой подарок. Она очень обрадуется. Редко кому дарят такие подарки. А сейчас давай  пока оставим веточку в кувшин, чтобы она не завяла». (Небольшая пауза). 2. Логический анализ: а) восприятие текста ­Я вижу по вашим глазам, что и вы не остались равнодушными к этому рассказу. ­О чём же этот текст? (Дети пытаются проникнуть в замысел автора,  выдвигают  версии). 3. Интуитивное решение творческого процесса: а) нахождение ключевого слова ­Давайте найдём ключевое (главное) слово, вокруг которого разворачиваются  события этого текста. (Ветка) (Учитель добавляет живая ветка и записывает на доске, учащиеся записывают на  листочках). б) составление ассоциативных кругов Фронтальная беседа: 3­Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание? Посмотрим на экран и  вспомним, что такое ассоциация. (Показывается слайд №1 с определением слова « Ассоциация») Ассоциация – это связь между словами, благодаря которой появление одних  слов в определенных условиях вызывают другие, с ними связанные. Ассоциация  отражает связи предметов и явлений. (Каждое слово записывается в ассоциативную таблицу учителем на доске, а  учащимися в тетради). ­Чем является это слово по тексту? (Подарком) ­Какое слово стоит рядом со словом ветка и оно неотделимо от него? (Живая) ­Как называется такое средство выразительности? (Олицетворение) ­А почему автор добавляет слово живая? (Она цвела в стужу, лена берегла её,  лелеяла, вложила в неё душу, она подарила жизнь этой ветке). ­Читаем дальше: «А на улице мороз, ветер». Что показалось вам необычным в  составе этих предложений? (В них нет сказуемых) ­Эти предложения неполные. С какой целью автор их употребляет? (Чтобы  кратко, лаконично изобразить состояние природы и внутреннее состояние человека). ­Мороз и ветер. Холодно. Так, наверное, было и на душе Лидии Алексеевны.  Почему? (Она больна, одинока) ­Что же приносила Лена больной учительнице вместе с цветами? (Радость,  облегчение, надежду на выздоровление) ­Цветы помогали больной учительнице. Значит Лена дарила ей жизнь, поэтому  ветка живая. (Жизнь) ­А почему Лена приносила цветы тайком? Прочитаем: «Положит и убежит, чтобы  никто её не увидел». (Она не хотела, чтобы об этом знали, не хотела кричать о своей  доброте). Значит Лена добрая. (Доброта). Она хотела помочь больной учительнице, чтобы Лидия Алексеевна знала, что её не забыли, помнят и уважают её ученики. (Уважение) ­Найдите в тексте слова, которые характеризуют Лену. ­А почему покатились слёзы у Лены? (Жалко ту ветку, которая дарила Лидии  Алексеевне надежду. Учительница сегодня останется без цветов, и ей,  думала Лена,  будет одиноко и горько, она подумает, что о ней забыли). ­А как вы думаете, будут ли и другие цветы у учительницы? (Будут) ­А кто их будет приносить? (Весь класс) ­И наверное весь класс будет заботиться о Лидии Алексеевне. (Забота) 4­Ведь поступок Лены отозвался в сердце у ребят. Какие слова говорят об этом?  («Смотрят и поверить не могут»). (Отзывчивость) ­Ольга Сергеевна сказала: «Редко кому дарят такие подарки». Какие такие? Почему автор употребляет слово такие? (От души, с любовью)                    Уважение           Доброта    Чуткость      Подарок                                                                              Отзывчивость                   Счастье                                                            Живая ветка          Радость                                  Вдохновение    Луч             Любовь          Жизнь 4. Вербализация интуитивного решения. а) Фронтальная беседа: Внимание Надежда Цветок ­В начале урока мы сказали, что этот рассказ о девочке, которая тайком приносила  цветы больной учительнице. А теперь после такой подробной работы можем сказать о чём  ещё этот текст? (О проявлении внимания, заботы, о чуткости доброй девочки к  больному человеку). ­ А чем являлись эти тайные подарки для Лидии Алексеевны? Давайте найдём ответ на этот вопрос в тексте и зачитаем. («В такие дни она становилась весёлой и говорила,  что цветы помогают ей лучше всяких лекарств».) ­Как вы думаете, ребята, является ли это предложение выражением основной мысли рассказа «Вишнёвая ветка»? (Да) ­Итак, люди дарят друг другу подарки. Любите ли вы их получать? А дарить? Что  вы чувствуете, когда их дарите? (Радость от того, что ты делаешь кому­то приятное,  счастье). ­В чём, по­вашему, предназначение подарка? (Делать добро, дарить радость,  счастье). ­А делать добро, дарить радость окружающим, помогать людям, проявлять  внимание – это великое счастье. И оно дано всем на Земле, но, к сожалению, не каждый  5умеет пользоваться этим даром. А Лена умеет. Значит она, делая счастливым другого,  счастлива сама. б) Наблюдение. (На слайде №2 спроецированы словосочетания): Заботиться о близких, проявлять внимание, напрасные хлопоты, чуткий к чужой  боли, жить без забот, щедрое сердце, милосердный поступок, чуткое отношение, оставить  без внимания, приносящий радость, стремиться делать добро, готовность помочь,  отзывчивый человек. ­Ребята, посмотрите на экран, прочитайте сочетания слов и скажите, можно ли их  отнести к рассказу «Вишнёвая ветка»? Все? ­Послушайте стихотворение, которое сочинила к этому тексту моя ученица ваша  ровесница: Цветущая ветка, как лучик, зимой И слёзы твои от волнения Для Лидии Алексеевны больной Стали надеждой на выздоровление. IV. Творческая работа. 1. Слово учителя             ­Посмотрите, ребята, сколько чувств, слов, эмоций вызвало у вас это простое слово  «вишнёвая ветка». А сейчас мы с вами будем писателями, авторами своих тестов, которые  составим на основе прочитанного рассказа.             ­ Я предлагаю вам следующие варианты начала творческих работ.  (На доске написаны варианты) «Я думаю…» «Меня взволновал…» «Меня вдохновляет…» «Этот рассказ заставил меня задуматься…» «Я понял…» «Мне кажется…»             ­Вы выбираете и вместе с вами я любой вариант начала и создаёте свой текст.  Поделитесь  мыслями, чувствами, переживаниями, которые возникли у вас в ходе работы с  текстом А.Алексина «Вишнёвая ветка». Используйте в своей творческой работе слова из  ассоциативного круга, словосочетания, которые у нас на экране, составленные нами  предложения. 62. Самостоятельная работа учащихся над составлением текста. (Учитель пишет вместе с учениками). Звучит «Лунная» соната Бетховена. V. Представление работ. Выборочное чтение учащимися собственных текстов. (Учащиеся дают оценку друг другу, учитель корректирует). Чтение учителем своего текста:    « Рассказ А.Алексина заставил меня задуматься о ценности человеческого внимания, о  чутком отношении к чужой боли.            Главная героиня рассказа, девочка Лена, ­ очень чуткий человек. Сколько заботы, любви, уважения, отзывчивости вмещается в её маленькое, но такое щедрое сердце, и  она вместе с цветами дарит их больной, одинокой учительнице. Но дарит тайком,  потому что она не хочет, чтобы об этом знали, она не рекламирует свою доброту, и  поэтому эта доброта настоящая, искренняя. Она хочет лишь одного: помочь  больному человеку.            Лена проливает слёзы над вишнёвой веткой, которая может замёрзнуть от  стужи и не доставить радость учительнице, не согреть от холода сердца, так  нуждающегося в человеческой теплоте и внимании.            Её цветы – это луч света, надежды для Лидии Алексеевны, они помогают ей  лучше всяких лекарств.            Я думаю, что делать добро, дарить  радость окружающим, помогать людям –  это великое счастье. И оно даётся каждому человеку, но, к сожалению, не каждый  может это понять. А Лена поняла. Значит, делая счастливыми других, она счастлива сама». VI. Домашнее задание. ­Доработать тексты и написать конкурсное сочинение по рассказу А Алексина «Вишнёвая  ветка» о человеческой доброте, чуткости, внимании для публикации в школьной газете под рубрикой «Уроки доброты». VII. Рефлексия. Заполнение рефлексивной таблицы сигнальными карточками: было трудно – синий кружок с лицом грустного человечка; было нетрудно – красный кружок с лицом весёлого человечка. Определение Нахождение Создание Работа над Представление темы и идеи текста. ключевого (главного) ассоциативных составлением работы. кругов. текста. 7слова. Анализ таблицы, выявление трудностей, проблем, постановка цели на последующие уроки  развития речи. VIII. Итог урока. Учитель делает выводы о достигнутой цели, положительно оценивает результат  совместной деятельности, благодарит учащихся за плодотворную работу. 8