государственное бюджетное образовательное учреждение средняя
общеобразовательная школа с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский Самарской области
Методическая разработка
урока литературы
в 8 классе
Тема: " Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова
«Красное вино Победы "
Разработала: Осипова Н.А.
учитель русского
языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
муниципального района Клявлинский
Самарской области
1 2015 г.
Тема урока «Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова
«Красное вино Победы»).
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урокразмышление.
Цели урока
Обучающие:
углубить понятие о нравственном подвиге русского солдата в рассказе Е.
Носова «Красное вино победы»;
организовать деятельность учащихся по проникновению в художественный
мир произведения, пониманию художественных образов;
способствовать развитию у учащихся умений формулировать проблемы,
задумываться над художественным значением произведения;
Развивающие:
развивать у учащихся культуру речевого поведения, внимание к деталям;
развивать познавательные и творческие способности через разнообразные
виды деятельности;
развивать образное мышление;
Воспитательные:
вызвать у учащихся интерес к чтению;
2 помочь ребятам сохранить память о солдатах в назидание живым – память,
поднимающую и очищающую человеческую душу;
учить стойкости в жизни на образе Копёшкина.
Оборудование к уроку: кадры о Великой Отечественной войне из
электронного учебника «От Москвы до Рейхстага»; портрет Е.И. Носова;
картасхема г. Москвы; книги Е.И. Носова с рассказом «Красное вино
Победы»; звукозапись песни Р.Гамзатова «Журавли» в исполнении М.
Бернеса; горящая свеча; на доске эпиграфы к уроку.
Ход урока.
Эпиграфы:
«Так их остаётся мало,
Так им всем недолго жить…»
М.Матусовский.
«Он не дожил до всех побед…»
I. Организационный момент.
1. Вступительное слово учителя.
Учитель читает стихотворение М. Матусовского.:
Под прямым и косым прицелом,
Настигающим всех у дорог,
Пал под городом он под Белым,
Где и я бы остаться мог.
Но молчат о нём обелиски,
Все архивы о нём молчат.
От него, составляя списки,
3 Отступился военкомат.
Как свидетелям сохраниться,
Если дням потерялся счёт,
Снег заносит его глазницы,
Дождик кости его сечёт.
Где последний приют солдата?
Кто заплачет о нём навзрыд?
Ведь считали же мы когдато
Что никто у нас не забыт.
Чтобы правду на солнце вынесть,
Тут нужны, почитай, года.
Но свершается справедливость
Лучше поздно, чем никогда.
Не погибшие в схватках бранных,
В душегубках или печах,
Лёгкий гроб его ветераны
На согбенных несут плечах.
Навзничь пав на земле ничейной,
Он не дожил до всех побед.
И грохочет салют ружейный
С опозданьем на много лет.
Звучат 2 куплета песни Р. Гамзатова «Журавли».
Слово учителя на фоне музыки:
4 Наша память… она живая. Как вы много знаете о судьбах своих дедушек,
прадедушек? Знаете, на каких фронтах они воевали, какие ранения получили,
какие имеют награды? Тема Великой Отечественной войны –
животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую
душу.
II. Мотивация целеполагание.
1.Слово учителя:
Давайте представим себе огромный храм, тёмный и мрачный. И вот в этом
храме зажгли свечу /учитель зажигает свечу/ она тоненькая, маленькая, но
её живой огонёк трепещет, не сдаётся. Он живой. Кто же зажёг свечу нашей
памяти? Конечно, писатели, которых мы читаем и любим. Один из них –
Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино
победы». /Открывается портрет Е.Носова/. Так кто же он Евгений Носов?
Учащимся было дано задание прочитать рассказ Е.Носова «Красное вино
Победы», найти и перечитать эпизоды «Ранбольные госпитальной
палаты»,
«Рядовой Копёшкин»,
«Последние дни Копёшкина»,
«Незаметная смерть Копёшкина»; индивидуальное задание – подготовить
сообщение «Биография Е.И. Носова».
2. Сообщение учащегося «Биография Е.И. Носова.
3. Слово учителя.
Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами
сегодня не совсем обычный урок – у нас Урокпамять, Урокблагодарность,
преклонение перед подвигом, Урокразмышление. Что такое подвиг?
Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на
сегодняшнем уроке будем искать ответы.
5 III. Изучение нового материала.
Анализ рассказа.
1. Беседа
Давайте мысленно перенесёмся далекодалеко и во времени и в
пространстве.
Когда происходит действие в рассказе? (Весна 1945 года)
Просмотр кадров «Май 1945 года» из электронного учебника «От Кремля до
Рейхстага» на фоне песни «Весна сорок пятого года».
Где происходит действие? (В военном госпитале небольшого городка
Серпухов, что под Москвой.
Показ на картесхеме г. Москвы.
Носов ведёт нас не к Рейхстагу, не в Потсдам, а в военный госпиталь.
Попробуем почувствовать те события, которые происходят в рассказе, и
ощутить при этом волнение памяти.
1.Анализ
I эпизода « Ранбольные госпитальной палаты»
Мы уже знаем, что рассказчику 21 год, мы вместе с ним видим солдатские
лица раненых, или ранбольных. Какие это лица? /Бледные, худые, жёлтые, с
запавшими глазами, под глазами синие круги, заострившиеся носы – всё
это свидетельство страданий/.
Назовите ранбольных. /Саша Селиванов, правый сосед Бородухов, слева –
солдат Копёшкин, Михай, молодой рассказчик/.
Весна 1945 года – когда мы читаем эти слова, сразу в памяти возникает
Победа, праздник, народное ликование после страшной войны. Но ничего
этого нет. А что есть? /Выборочное зачитывание эпизодов: «нас выносили
прямо в нижнем белье», «мы заново приучались есть из тарелок», «гипсы,
6 в которые мы закованы всяк на свой манер», «медленно заживающие раны
зудели. И это было пыткой» и др./.
В чём чувствовалась близость конца войны? /на освободившиеся места не
клали новеньких, но страшная мясорубка крутилась на предельных
оборотах/.
«Это была самая томительная военная весна». Почему томительная? /Со дня
на день, с часу на час ждали Победы .И страшная мясорубка!»
II эпизода «Солдат Копёшкин».
2. Анализ
«Слева от меня солдат Копёшкин». Чем отличался раненый Копёшкин от
остальных солдат в палате? /Самый тяжело раненный, перебиты обе руки,
повреждены шейные позвонки, другие увечья».
Кем он был на войне? /Рядовой, ездовой, числился в обозе/.
Чтение по ролям диалога Копёшкина с Самоходкой.
Ребята, писатель сказал всего несколько слов, а перед нами вся военная
судьба и характер солдата. Считает ли Копёшкин себя героем? /Нет, он
говорит, что « дак и стрелял, куда денешься…»/. Убил кого? / «А шут его
разберёт»/.
Как Копёшкин отвечает на вопросы Саши Самоходки? /Просто, как о чём
то обыденном/.
О чём сожалеет Копёшкин в конце разговора? /О прибитых лошадях «от
самого Сталинграда берёг»/.
О чём это говорит? /добрая русская душа, заботливый, много переживший
человек, солдат/.
3. Анализ
III эпизода «Последние дни Копёшкина».
Чтение эпизода учащимися вслух.
7 Как вы понимаете выражение «последние дни»?
Как он их прожил?
Как помогают ему их прожить рядовые солдаты, которых судьба забросила в
эту палату? /Выборочное чтение эпизодов/.
В чём она русская душевность, доброта?
Почему он так долго читает письмо?
«С ним он спал ночью. А может, и не спал». А если не спал, то о чём он
думал? /О доме, о детях, о жене, о деревне, т. е. о том, ради чего так
хотел выжить/.
Что произошло в палате в его последние дни? /Перед маем трое ушли
домой. Это означало конец войны. Все, кто остался, перебрались на койки
у окон, невообразимо хорошо за окном – и, наконец, Победа!/.
И вот красота весенней природы за окном, выпитое вино, разбередившее
души, спор о достоинствах Родины заставили Копёшкина зашевелить
пальцами и сказать: «Хорошо тоже». «…слабый, будто изпод земли, голос
Копёшкина, он пытался ещё чтото сказать и не смог, и вот…».
«В палате воцарилась тишина».
4. Анализ
IV
эпизода «Незаметная смерть Копёшкина».
Какими же словами можно описать эту тишину? /Страшная, мрачная,
гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная/.
Чтение эпизода со слов: «Копёшкина уже не было…».
Почему рассказчик не может примириться со смертью Копёшкина?
Для чего человек рождается? /Для жизни, а страшная война убивает
самое ценное – жизнь. А можно ли с этим согласиться?/
Итак, Копёшкин умирает так, как жил и воевал – скромно и достойно.
5. Словарная работа.
Кто такой герой? (Работа с Толковым словарём Ожегова).
8 Что такое подвиг? (Работа с Толковым словарём Ожегова).
6. Работа в группах.
Учащиеся делятся на две группы (желательно с разным мнением) и
каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос:
Как вы считаете, можно ли назвать героем солдата Копёшкина? Почему?
Докажите свою точку зрения.
Выступление каждой группы (один выступает, остальные дополняют).
Вывод: (делают учащиеся, учитель дополняет)
Если бы не было таких солдат, кто бы воевал, кто бы одержал Победу?
Именно каждодневные, пусть и незаметные подвиги приблизили Великую
Победу. Небольшой по объёму рассказ талантливого писателя ставит на
пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования.
Не кажется ли вам значительным имя солдата – Копёшкин Иван? В чём его
значение? (Иван – символ русского человека, русского солдата).
7. Заключительная беседа по рассказу.
Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить он
долго будет. Уж больно раскочегарено…»
Что же будет чадить? /человеческая память, которая вечно жива, никогда
не иссякнет/.
«Вино густо окрасило белую накрахмаленную наволочку. – Вечная тебе
память, русский солдат!»
Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус? Наверно, горькое
горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют красное
вино Победы, словно причащаются…
О войне написано много, и писатель Евгений Носов бесконечно углубляет эту
тему. Что же он показывает в своём рассказе? /нравственные корни
солдатского подвига, глубину русского национального характера/.
9 Прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете?
Чем дальше от нас та страшная война, тем более мы осознаём цену великого
народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше убелённых
сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам погибших. Сейчас
называют 27 миллионов погибших в годы войны и более 3 миллионов
неопознанных солдат. Но они живут… где? /В нашей памяти, в сердцах
людей/.
Человеческая благодарность погибшим – это память живых.
Евгений Носов – один из талантливейших и самобытнейших наших писателей,
гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом может
сказать о себе:
Уже меня не исключить
Из этих лет, из той войны…
Уже меня не излечить
От той зимы…
И с той землёй, и с той зимой
Уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже
Моих следов не различить…
IV. Рефлексия.
На экране слайд с изображением Вечного Огня.
Звучит звукозапись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса.
1. Письменный ответ на вопрос: «О чём заставляет нас задуматься рассказ
Е.Носова «Красное вино Победы»?»
2. Чтение учащимися своих высказываний.
Учитель подводит итоги урока, говорит о достигнутых целях, благодарит
учащихся за плодотворное сотрудничество.
10 V. Домашнее задание.
Написать сочинениеминиатюру «Что значит «причаститься памятью?»
11
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.