Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 07.08.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Урок_литературы_по_рассказу_Е.Носова_красное_вино_победы..doc
государственное бюджетное  образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Старый Маклауш муниципального района Клявлинский Самарской области Методическая разработка урока литературы в  8 классе Тема: " Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова «Красное вино Победы "  Разработала: Осипова Н.А.  учитель русского  языка и литературы  ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш  муниципального района Клявлинский Самарской области 12015 г. Тема урока «Величие духа русского солдата» (По рассказу Е.И. Носова  «Красное вино Победы»). Тип урока:  изучение нового материала. Форма урока: урок­размышление. Цели урока Обучающие: ­углубить понятие о нравственном подвиге русского солдата  в рассказе Е.  Носова «Красное вино победы»; ­организовать деятельность учащихся по проникновению в художественный  мир произведения, пониманию художественных образов; ­способствовать развитию у учащихся умений формулировать проблемы,  задумываться над художественным значением произведения; Развивающие: ­развивать у учащихся культуру речевого поведения, внимание к деталям; ­развивать познавательные и творческие способности через разнообразные  виды деятельности; ­развивать образное мышление; Воспитательные: ­вызвать у учащихся интерес к чтению; 2­помочь ребятам сохранить память о солдатах в назидание живым – память,  поднимающую и очищающую человеческую душу; ­учить стойкости в жизни на образе Копёшкина. Оборудование к уроку: кадры о Великой Отечественной войне из  электронного учебника «От Москвы до Рейхстага»; портрет  Е.И. Носова;  карта­схема г. Москвы; книги Е.И. Носова с рассказом «Красное вино  Победы»; звукозапись песни Р.Гамзатова «Журавли» в исполнении М.  Бернеса; горящая свеча; на доске эпиграфы к уроку. Ход урока. Эпиграфы: «Так их остаётся мало, Так им всем недолго жить…»  М.Матусовский. «Он не дожил до всех побед…» I. Организационный момент. 1. Вступительное слово учителя. Учитель читает стихотворение М. Матусовского.: Под прямым и косым прицелом, Настигающим всех у дорог,  Пал под городом он под Белым, Где и я бы остаться мог. Но молчат о нём обелиски,  Все архивы о нём молчат. От него, составляя списки,  3Отступился военкомат. Как свидетелям сохраниться,  Если дням потерялся счёт, Снег заносит его глазницы,  Дождик кости его сечёт. Где последний приют солдата? Кто заплачет о нём навзрыд? Ведь считали же мы когда­то Что никто у нас не забыт. Чтобы правду на солнце вынесть, Тут нужны, почитай, года. Но свершается справедливость Лучше поздно, чем никогда. Не погибшие в схватках бранных, В душегубках или печах, Лёгкий гроб его ветераны На согбенных несут плечах. Навзничь пав на земле ничейной, Он не дожил до всех побед. И грохочет салют ружейный С опозданьем на много лет. Звучат 2 куплета песни Р. Гамзатова «Журавли». Слово учителя на фоне музыки: 4­Наша память… она живая. Как вы много знаете о судьбах своих дедушек, прадедушек? Знаете, на каких фронтах они воевали, какие ранения получили, какие   имеют   награды?   Тема   Великой   Отечественной   войны   – животрепещущая   тема.   Память   о   ней   поднимает   и   очищает   человеческую душу. II. Мотивация целеполагание. 1.Слово учителя: ­Давайте представим себе  огромный храм, тёмный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу /учитель зажигает свечу/ ­ она тоненькая, маленькая, но её живой огонёк трепещет, не сдаётся. Он живой. Кто же зажёг свечу нашей памяти?   Конечно,  писатели,  которых   мы   читаем   и   любим.  Один   из   них   – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино победы». /Открывается портрет Е.Носова/. Так кто же он Евгений Носов? Учащимся было дано задание прочитать рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»,   найти   и   перечитать   эпизоды   «Ранбольные   госпитальной палаты»,   «Рядовой   Копёшкин»,   «Последние   дни   Копёшкина», «Незаметная смерть Копёшкина»; индивидуальное задание – подготовить сообщение «Биография Е.И. Носова». 2. Сообщение учащегося «Биография Е.И. Носова. 3. Слово учителя. ­Итак, жизнь писателя Носова навечно связана с памятью войны. У нас с вами сегодня не совсем обычный урок – у нас Урок­память, Урок­благодарность, преклонение   перед   подвигом,   Урок­размышление.   Что   такое   подвиг? Является ли солдат Копёшкин героем? Вот на эти вопросы мы с вами на сегодняшнем уроке будем искать ответы. 5III. Изучение нового материала. Анализ рассказа. 1. Беседа ­Давайте   мысленно   перенесёмся   далеко­далеко   и   во   времени   и   в пространстве.  ­Когда происходит действие в рассказе? (Весна 1945 года) Просмотр кадров «Май 1945 года» из электронного учебника «От Кремля до Рейхстага» на фоне песни «Весна сорок пятого года». ­Где   происходит   действие?  (В   военном   госпитале   небольшого   городка Серпухов, что под Москвой. Показ на карте­схеме г. Москвы. ­Носов   ведёт   нас   не   к   Рейхстагу,   не   в   Потсдам,   а   в   военный   госпиталь. Попробуем   почувствовать   те   события,   которые   происходят   в   рассказе,   и ощутить при этом волнение памяти. 1.Анализ     I   эпизода « Ранбольные госпитальной палаты» ­Мы уже знаем, что рассказчику 21 год, мы вместе с ним видим солдатские лица раненых, или ранбольных. Какие это лица? /Бледные, худые, жёлтые, с запавшими глазами, под глазами синие круги, заострившиеся носы – всё это свидетельство страданий/. ­Назовите ранбольных.  /Саша Селиванов, правый сосед Бородухов, слева – солдат Копёшкин, Михай, молодой рассказчик/. ­Весна 1945 года – когда мы читаем эти слова, сразу в памяти возникает Победа,   праздник,   народное   ликование   после   страшной   войны.   Но   ничего этого нет. А что есть?  /Выборочное зачитывание эпизодов: «нас выносили прямо в нижнем белье», «мы заново приучались есть из тарелок», «гипсы, 6в которые мы закованы всяк на свой манер», «медленно заживающие раны зудели. И это было пыткой» и др./. ­В чём чувствовалась близость конца войны?  /на освободившиеся места не клали   новеньких,   но   страшная   мясорубка   крутилась   на   предельных оборотах/. ­«Это была самая томительная военная весна». Почему томительная? /Со дня на день, с часу на час ждали Победы .И страшная мясорубка!»  II    эпизода «Солдат Копёшкин». 2. Анализ    ­«Слева от меня солдат Копёшкин». Чем отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате? /Самый тяжело раненный, перебиты обе руки, повреждены шейные позвонки, другие увечья». ­Кем он был на войне? /Рядовой, ездовой, числился в обозе/. Чтение по ролям диалога Копёшкина с Самоходкой. ­Ребята,   писатель   сказал   всего   несколько   слов,   а   перед   нами   вся   военная судьба   и   характер   солдата.   Считает   ли   Копёшкин   себя   героем?  /Нет,   он говорит, что « дак и стрелял, куда денешься…»/. Убил кого? / «А шут его разберёт»/. ­Как Копёшкин отвечает на вопросы Саши Самоходки? /Просто, как о чём­ то обыденном/. ­О чём сожалеет Копёшкин в конце разговора?  /О прибитых лошадях «от самого Сталинграда берёг»/. ­О чём это говорит? /добрая русская душа, заботливый, много переживший человек, солдат/. 3. Анализ     III    эпизода «Последние дни Копёшкина». Чтение эпизода учащимися вслух. 7­Как вы понимаете выражение «последние дни»? ­Как  он их прожил? ­Как помогают ему их прожить рядовые солдаты, которых судьба забросила в эту палату? /Выборочное чтение эпизодов/. ­В чём она русская душевность, доброта? ­Почему он так долго читает письмо? ­«С ним он спал ночью. А может, и не спал». А если не спал, то о чём он думал?  /О доме, о детях, о жене, о деревне, т. е. о том, ради чего так хотел выжить/. ­Что   произошло   в   палате   в   его   последние   дни?  /Перед   маем   трое   ушли домой. Это означало конец войны. Все, кто остался, перебрались на койки у окон, невообразимо хорошо за окном – и, наконец, Победа!/. ­И   вот   красота   весенней   природы   за   окном,  выпитое   вино,  разбередившее души,   спор   о   достоинствах   Родины   заставили   Копёшкина   зашевелить пальцами и сказать: «Хорошо тоже». «…слабый, будто из­под земли, голос Копёшкина, он пытался ещё что­то сказать и не смог, и вот…». ­«В палате воцарилась тишина». 4. Анализ     IV    эпизода «Незаметная смерть Копёшкина». ­Какими   же   словами   можно   описать   эту   тишину?  /Страшная,   мрачная, гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная/. Чтение эпизода со слов: «Копёшкина уже не было…». ­Почему рассказчик не может примириться со смертью Копёшкина? ­Для   чего   человек   рождается?  /Для   жизни,   а   страшная   война   убивает самое ценное – жизнь. А можно ли с этим согласиться?/ ­Итак, Копёшкин умирает так, как жил и воевал – скромно и достойно. 5. Словарная работа. ­Кто такой герой? (Работа с Толковым словарём Ожегова). 8­Что такое подвиг? (Работа с Толковым  словарём Ожегова). 6. Работа в группах. Учащиеся   делятся   на   две   группы   (желательно   с   разным     мнением)   и каждая группа готовит ответ на проблемный вопрос: ­ Как вы считаете, можно ли назвать героем солдата Копёшкина? Почему? Докажите свою точку зрения. Выступление каждой группы (один выступает, остальные дополняют). Вывод: (делают учащиеся, учитель дополняет) ­Если   бы   не  было   таких  солдат,  кто   бы  воевал,   кто   бы  одержал   Победу? Именно   каждодневные,   пусть   и   незаметные   подвиги   приблизили   Великую Победу.   Небольшой   по   объёму   рассказ   талантливого   писателя   ставит   на пьедестал русского солдата, совершившего подвиг самопожертвования. ­Не кажется ли вам значительным имя солдата – Копёшкин Иван? В чём его значение? (Иван – символ русского человека, русского солдата). 7. Заключительная беседа по рассказу.  ­Как вы понимаете выражение: «Вот и пожар затушили, а, видно, чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…» ­Что же будет чадить? /человеческая память, которая вечно жива, никогда не иссякнет/. ­«Вино   густо   окрасило   белую   накрахмаленную   наволочку.   –   Вечная   тебе память, русский солдат!» ­Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус? Наверно, горькое­ горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют красное вино Победы, словно причащаются… ­О войне написано много, и писатель Евгений Носов бесконечно углубляет эту тему.   Что   же   он   показывает   в   своём   рассказе?  /нравственные   корни солдатского подвига, глубину русского национального характера/. 9­Прочитаем эпиграфы к уроку. Как вы их понимаете? ­Чем дальше от нас та страшная война, тем более мы осознаём цену великого народного подвига и страшную цену Победы. Всё меньше и меньше убелённых сединами людей приходят в Дни Победы к памятникам  погибших. Сейчас называют   27   миллионов   погибших   в   годы   войны   и   более   3   миллионов неопознанных   солдат.   Но   они   живут…   где?  /В   нашей   памяти,   в   сердцах людей/. ­Человеческая благодарность погибшим – это память живых. ­Евгений Носов – один из талантливейших и самобытнейших наших писателей, гуманист и романтик, воевавший, тяжело раненный, с полным правом может сказать о себе: Уже  меня не исключить Из этих лет, из той войны… Уже меня не излечить От той зимы… И с той землёй, и с той зимой Уже меня не разлучить До тех снегов, где вам уже Моих следов не различить… IV. Рефлексия. На экране слайд с изображением Вечного Огня. Звучит звукозапись песни «Журавли» в исполнении М.Бернеса. 1. Письменный ответ на вопрос:  «О чём заставляет нас задуматься рассказ Е.Носова «Красное вино Победы»?» 2. Чтение учащимися своих высказываний. Учитель подводит итоги урока, говорит о достигнутых целях, благодарит учащихся за плодотворное сотрудничество. 10V. Домашнее задание. Написать сочинение­миниатюру «Что значит  «причаститься памятью?» 11