Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
Самарский областной институт повышения квалификации
и переподготовки работников образования
СИПКРО
Зачётная работа
по курсам повышения квалификации ИОЧ
вариативный блок «Формирование читательской компетенции
на уроках литературы»
08.04. – 12.04. 2013
Методическая разработка на тему
«Приёмы технологии РКМЧП на уроках литературы»
Выполнила
учитель
русского языка и литературы
ГБОУ СОШ с. Старый Маклауш
Клявлинского района
Осипова Наталья Анатольевна
1 Самара 2013
Пояснительная записка
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по
формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть
ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применить их на
практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы
обучающийся должен уметь работать с текстом, а для этого необходимы творческий
подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать
информацию.
На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по
новым технологиям. Вот некоторые из них:
желание развития творческого мышления,
потребность в развитии письменной и устной речи,
увеличение объёма информации,
уменьшение количества часов по предметам,
снижение познавательной активности учащихся,
низкая мотивация учебной деятельности.
Всё это заставляет пересматривать методы и приёмы обучения. На мой взгляд, эту
проблему позволяет решить технология развития критического мышления через чтение и
письмо, которая позволяет создать на уроке атмосферу партнерства, совместного поиска и
творческого решения проблем. Из всех технологий она, на мой взгляд, самая
рациональная. В ходе работы в рамках этой технологии учащиеся овладевают различными
способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на
основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и
логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по
отношению к окружающим. В этом заключается актуальность применения этой
технологии на уроках литературы.
2 Поэтому цель данной работы состоит в том, чтобы обобщить и проанализировать
имеющиеся наработки по использованию приемов технологии РКМЧП через представление
методических рекомендаций для учителей русского языка и литературы.
В основе этого педагогического опыта лежат идеи Л.С.Выготского,
А.А.Ухтомского, А.С.Макаренко, И.П.Волкова, И.П.Иванова, Н.Е.Щурковой.
В основе технологии развития критического мышления лежит базовая модель,
состоящая из трех стадий:
1. Стадия вызова ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование
личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к
предмету. На этом этапе сочетаются индивидуальная и групповая формы работы. Ребенок
ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме и чего он не знает «Что я
хочу узнать?»
2. В стадии осмысления главными задачами являются активное получение информации,
соотнесение нового уже с известным, систематизация, отслеживание собственного
понимания. Ребенок отвечает на те вопросы, которые сам поставил перед собой.
3. Стадия рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации,
выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов
для дальнейшего продвижения в информационном поле.
Предложенные материалы могут быть использованы на уроках литературы как в
рамках программы, так и на уроках внеклассного чтения.
Основная часть
.
Эффективные приемы технологии развития критического мышления на
уроках литературы (методические рекомендации).
1. Для развития умения воспринимать информацию можно использовать прием
«Знаю хочу узнать – узнал». Это работа с таблицей на стадии вызова. Ребята
разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут
быть какието ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения
полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу
узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. После
изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока,
учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
Литература 6 класс. Тема: «Большой человек» (страницы жизни М.Зощенко).
3 Учитель предлагает детям рассказать, что они знают о М.Зощенко (парная работа).
Результаты беседы фиксируются в графах «знаю», «источники информации». Затем
фиксируют вопросы о Зощенко, ответы на которые хотелось бы узнать.
Знаю
Хочу знать
Узнал
Писательюморист
Автор рассказов
«Галоша»
Где родился?
Какой была семья?
Как создавал свои
произведения?
Что больше всего
ценил в людях?
Источник
информации
Учитель
Произведения
писателя
Учебник
Затем чтение учебника и индивидуальное заполнение графы «узнал», обсуждение
информации. В качестве рефлексии можно предложить творческую работу «Что имел
ввиду Л.Утесов, называя Зощенко «большим человеком»?
2. Прием «Продвинутая лекция» это активное слушание, партнерские
отношения. Во время лекции уместнее использовать работу в паре: на стадии вызова
каждая пара заполняет первую графу таблицы (что я знаю?), затем во время чтения лекции
один ученик ищет соответствия и несоответствия первоначальной информации с
материалом лекции, другой кратко записывает новую информацию, на стадии рефлексии
идет обсуждение полученных результатов сначала в паре, затем – в классе. Использование
этого приема позволяет превратить монотонный рассказ учителя в интересный диалог
ученика с учеником, ученика с учителем и со всем классом.
Литература 9 класс. Тема: Своеобразие древнерусской литературы.
Форма урока: лекция
План лекции:
Что такое древнерусская литература?
Основные особенности произведений Древней Руси.
Тематика произведений древнерусской литературы.
Ведущие жанры.
Древнерусские произведения и их авторы.
Учитель сообщает, что первая часть лекции будет посвящена рассмотрению первого и
второго вопросов и спрашивает ребят, что им известно по этому поводу. Результаты
фронтальной беседы фиксируются на доске и в тетрадях подобным образом:
4 Литература Древней Руси
Связь с религией
Для церковных нужд
Церковнославянский язык
В монастырях
Рукописные книги
Авторы – монахи
Чтение первой части лекции учителем.
Анализируя услышанное, ученики в парах отмечают (+) ту информацию в записях,
подтверждение которой они услышали в лекции, () то, что не подтвердилось или было
опровергнуто (эту работу выполняет один из членов пары).
Второй ученик в паре фиксирует то. Что было новым. Записи в тетрадях могут выглядеть
так:
Литература Древней Руси 10 век +
Связь с религией +
Для церковных нужд
Церковнославянский язык +
В монастырях +
Рукописные книги +
Авторы – монахи +
Обсуждение результатов работы в классе.
1017 век
Анонимность
Торжественность
Патриотичность
Связь с принятием христианства
Из Болгарии (Кирилл и Мефодий)
Составление краткого письменного рассуждения по первой части лекции.
Работа над второй частью лекции проводится по тому же плану, но функции учеников
при работе в парах меняются.
3. Рефлексия.
Такой вид работы помог мне… (в чем?)
Такой вид работы не следует использовать. Почему?
Д/З: составить устное монологическое высказывание на тему «Своеобразие
древнерусской литературы» или написать вступительную статью для учебника по истории
русской литературы к разделу «Литература Древней Руси».
3. «Верные – неверные утверждения». Этот прием помогает развивать умение
прогнозировать. На стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не
изученной теме. Дети выдвигают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или
просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют
5 ключевые моменты. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить,
какие утверждения были верными.
Предлагаю утверждения к творчеству А.П. Чехова в 10 классе.
написал пьесу «Чайка» (В)
музей Чехова находится в Ялте (В)
ему принадлежит рассказ «Муму» (Н)
настоящее имя Антоша Чехонте (В)
4. Научить ребят думать над прочитанным, понимать произведение помогает прием
«толстых» и «тонких» вопросов. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть
использована на любой из трех фаз урока : на стадии вызова это вопросы до изучения
темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения,
слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.
Он может быть применён для самостоятельной учёбной и домашней работы. «Тонкими»
вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на
уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень
мышления : сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного
приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.
Вопросы и ответы могут оформляться в таблицу или задаваться устно.
«Тонкие» вопросы
«Толстые» вопросы
Кто … ?
Что … ?
Когда … ?
Как звать … ?
Было ли … ?
Объясните, почему …
Почему вы думаете … ?
В чём различие … ?
Предположите, что будет, если … ?
Заданный учеником вопрос по тексту художественного произведения является для
учителя способом диагностики знаний ученика, так как вопрос демонстрирует уровень
погружения в текст, умение анализировать его в контексте литературного процесса. На
первых порах работы с этим приемом нужно учить детей определять уровень сложности
вопроса – относить его к «тонким» или «толстым». «Толстые» вопросы, придуманные
учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы. Вот
«толстые» вопросы учеников 10го класса после изучения романа И.С.Тургенева «Отцы и
дети»:
* Почему роман называется «Отцы и дети», а не «Базаров»?
6 *Что устарело в романе и что в нем современно?
* В русской литературе есть несколько героев с именем Евгений. Кто эти герои? Что их
сближает?
Прием «Толстые и тонкие вопросы» можно использовать для организации
взаимоопроса после изучения темы учащимся предлагается сформировать три «толстых» и
три «тонких» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг
друга, используя свои таблицы.
Если урок прошел грамотно, ученик обязательно ответит на вопросы, «толстые»
они будут или «тонкие». Это для него не имеет значения, главное, что это его вопросы.
5. Для осмысления содержания текста используется прием «чтение с
остановками». Чтение текста осуществляется по частям, каждая часть анализируется и
делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Дети рассказывают о своих ассоциациях,
чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что нет. Интересно
такой прием использовать при изучении повести В.А. Закруткина «Матерь человеческая»,
новеллы Ги де Мопассан «Ожерелье» 8 класс, при изучении современной литературы в 11
классе (Н.Садур «Ведьмины слезки», В.Дегтев «Выбор», Е.Замятин «Дракон»), при анализе
главы «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова.
Литература 11 класс. Тема: Вечные ценности в рассказе Дегтева «Выбор».
Ход урока.
Вначале на доске появляется слово « выбор».
Запишите ассоциативный ряд к этому слову.
Где мы встречались с данным словом?
Что значит выбор? (определение записывается на доске).
Кратко запишите ожидаемое содержание рассказа (время, место, сюжет рассказа).
2. Сообщение темы и цели урока.
Слово учителя: Читая, смотря фильм, следя за развитием какихто событий, мы иногда
говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть
вперед, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как
читательский прогноз.
Какие книги вам больше нравятся читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с
героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Интересно ли
отгадывать продолжение?
7 Сегодня у нас на уроке интересный рассказ В. Дегтева «Выбор». И мы постоянно будем
отгадывать – что же там будет дальше в рассказе? Кроме того, мы будем читать по частям,
с остановками.
Чтобы закрепить наши впечатления и ожидания, начертим небольшую таблицу и будем
заполнять ее по мере чтения.
ожидаемое
неожиданное
Начало рассказа
Герои (портрет)
Развитие действия
Кульминация
Завершение
3. Работа с художественным текстом
1) чтение первой части рассказа.
Было ли для вас неожиданным начало рассказа?
Какие бы вопросы могли задать друг другу?
На что обратили внимание в начале рассказа? (детали).
«Дикий гусь», «Пес войны». Случайно ли автор берет эти названия в кавычки? – Что они
значат? (цитата или устойчивое выражение).
Что же вы ждете дальше от рассказа? Заполните таблицу.
2) Чтение второй части.
Вопросы на осмысление:
Почему герой оказался на войне?
Был ли у него выбор?
Какова роль ретроспективной композиции?
Что с героем могло произойти дальше? Предположите. Почему абзац заканчивается
многоточием?
3) Чтение третьей части.
Вопросы на осмысление:
Оправдывает ли автор героя? Почему?
Когда начинает меняться жизнь героя?
С какой целью автор включает в повествование эпизод с танцем Оксаны?
Предположите, как могли развиваться события дальше?
4) Чтение четвертой части.
Вопросы на осмысление.
8 Каково отношение автора к происходящему?
Почему подробно описывается полевой госпиталь? С чем ассоциируются его запахи?
Какое значение приобретает художественная деталь? (пламя буржуйки, Пожар в глазах
Оксаны).
Оправдались ли ваши ожидания? Не слишком ли жестоко пишет Дегтев?
Каким вам хочется видеть финал рассказа? Предположите его завершение.
5) Чтение пятой части.
Вопросы на осмысление.
Как вы относитесь к поступку Романа? Что это: минутная жалость или любовь?
Прокомментируйте финал рассказа. Почему финал открытый?
Какова же идея рассказа?
Можем ли мы теперь назвать героя «псом войны»?
4. Слово учителя.
Вот и закончен рассказ В. Дегтева. Интересно ли было его читать? Чему вы удивлялись,
читая рассказ?
А теперь перечитаем рассказ полностью. Оптимистичен или пессимистичен рассказ?
Выводы запишем в таблице. (сначала работа самостоятельная, затем коллективное
обсуждение).
Что описывается в рассказе?
О чем рассказ?
Война на Кавказе.
Любовь на войне.
О страшной трагедии.
О жестокости на войне.
О нравственных ценностях в жизни
человека.
О силе любви.
О нравственном выборе в бесчеловечных
условиях.
Ничего не удивляет?
Как получилось, что небольшой рассказ вмещает так много? Расскажите об этом
письменно.
Д/З на выбор:
1. Дописать финал рассказа.
2. Ответить на вопрос: «Какие традиции продолжает В.Дегтев?»
9 Было бы ошибочно думать, что использование этого приема возможно только при
изучении художественных произведений малых форм. При изучении романа «Война и мир»
Л.Н. Толстого можно предложить задание проследить судьбу одного из героев и заполнить
таблицу, охватывающую внешность, характер героя, события и размышления читателей.
6. Чтобы снять проблему конспектирования, можно использовать прием «Чтение с
пометками INSERT». Во время чтения текста делать на полях пометки в виде значков, а
потом оформить в таблицу.
«V» знал раньше
«+» я этого не знал (новая информация)
« «я думал иначе
«?» непонятная или недостаточная информация
7. Прием «Двойной дневник». По ходу чтения необходимо заполнить таблицу,
состоящую из двух граф: в первую выписать фразы из текста, которые произвели
наибольшее впечатление, вызвали согласие, протест и даже непонимание; во второй графе
дается объяснение, что заставило выписать эти фразы, какие мысли и ассоциации они
вызвали.
Литература 6 класс. Тема: Что такое притча?
Ход урока.
1. Стадия вызова.
На доске слова: князь, петух, нельзя выпускать, почти готов, убегают прочь.
Объединившись в группы, придумайте текст, включив в него предложенные слова и
выражения.
Творческие группы представляют результаты своей работы.
2. Стадия осмысления.
1) Чтение учителем притчи «Учитель боевых петухов».
«К одному князю пришел человек и предложил потренировать боевого петуха князя. Князь
согласился. Прошло десять дней.
Ну, как? – спросил князь. – Мой петух готов к бою?
Нет, нет! Он слишком самонадеян и рвется в драку. Его нельзя выпускать!
Прошло еще десять дней.
Ну, а теперь?
Нет, еще рано. Он очень нервный, на все реагирует. Чуть где какой петух крикнет, он все
принимает на свой счет. Его нельзя выпускать.
10 Прошло еще десять дней.
А теперь?
Рано еще. Сила и ярость переполняют его, прорываются наружу, и это заметно.
Прошло еще десять дней.
Ну, а теперьто готов?
Теперь почти готов. Он неподвижен и словно вырезан из дерева. На чужие крики не
реагирует. Но другие петухи не хотят с ним драться, и едва завидев его, с криком убегают
прочь.
2) Индивидуально работая с текстом притчи, ученики составляют в тетради двучастный
дневник. Например:
Цитаты, эпизоды, герои, которые особенно
Ассоциации, комментарии к выписанному
меня взволновали
«… самонадеян и рвется в драку»
«… нервный, на все реагирует»
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Истинный победитель имеет олимпийское
спокойствие.
Обмен впечатлениями в процессе обсуждения содержания дневников.
3)Работа с понятием «притча».
Задание: докажите, что перед нами притча.
3. Стадия рефлексии.
Закончить притчу, предположив, что ответил князь учителю боевых петухов.
8. Кластер графический систематизатор, схема.
Литература 5 класс. Тема: А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители».
Ход урока.
1. Стадия вызова.
Слово учителя (обращается к портрету писателя):
Вообразите себе, что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть
печальным, но помальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс. Какие
вопросы вы ему зададите, зная, что к вам пришел автор сказки «Черная курица, или
подземные жители» Антоний Погорельский?
Учащиеся формулируют вопросы, комментируя их. Учитель фиксирует их на доске.
Возможные варианты:
Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?
Когда вы научились читать?
Какие книги вы читали?
11 А в детстве вы сочиняли сказки?
Как вы придумали сказку о черной курице?
Ребята записывают каждый свой вопрос в тетради и затем в ходе рассказа учителя, работы
с учебником, анализа сказки записывают ответ на данный вопрос.
2. Стадия осмысления.
Посмотрим, кто из вас самый внимательный читатель.
На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, повашему, отражают
смысл сказки. Какую из них вы бы предложили в качестве эпиграфа к уроку?
1. Трудно найти, легко потерять.
2. Только ума на деньги не купить.
3. Как прожил, так и прослыл.
4. Сам погибай, а друзей выручай.
5. Дал слово – сдержи его.
6. Что посеешь, то и пожнешь.
7. долг платежом красен.
8. Учись на добро отвечать добром.
9. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
10. Добро век не забудется.
А теперь обратимся к главному герою сказки. Что вы можете сказать о нем?
Составление кластера.
Смотрел в дырочку, ждал волшебницу.
«юное воображение бродило по страшным развалинам»
Работая в парах, найдите цитаты, характеризующие героя. Заполните схему.
АЛЕША
мечтательный
Умеет дружить?
совестливый
одинокий
«…мысленно переносился в старинные, давно прошедшие века…»
Предательство
«Пороки обычно входят в дверь, а выходят в щелочку».
«Не приписывай себе того, что тебе не принадлежит».
Вопросы для обсуждения:
12 Почему вы решили, что Алеша одинок в пансионе?
Почему он спасает Чернушку? ( кластер можно изменять).
Внутренний голос… Голос совести…Муки совести… Как вы понимаете эти слова?
Какова цена предательства?
Почему Алеша боялся встречи с Чернушкой?
С чего начинается душевное обновление мальчика?
Чему учит нас сказка?
3. Фаза рефлексии. (прием «Напиши письмо»)
Представьте, что Алеша повзрослел. Напишите от его имени письмо близкому человеку.
9. Синквейн эффективный инструмент для анализа, синтеза и обобщения. Он учит
осознанно использовать понятие и определять свое отношение к проблеме.
1 строка – ключевое слово.
2 строка – два прилагательных.
3 строка – три глагола
4 строка – предложение, раскрывающее суть темы.
5 строка – синоним ключевого слова.
Памятка «Правила написания синквейнов».
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
Вторая строчка – это описание темы в двух словах как правило, именами прилагательными.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы,
деепричастия…).
Четвертая строчка – это фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к теме.
Последняя строчка – это слово синоним (метафора) из одного слова, которое передаёт
суть темы на эмоциональнообразцовом или философскообобщённом уровне.
М.Горький «На дне» Сатин.
Умный, дерзкий.
Играет, спорит, думает.
Не герой дела, а герой слова.
Правдолюбец.
А. Платонов «Котлован» Котлован.
Глубокий, черный.
Зияет, пугает, поглощает.
Строить общий дом – рыть могилу.
13 Бездна.
А. Островский «Гроза» Гроза
Страшная, ужасная
Губит, уничтожает, разрушает
В душе борьба светлого и грешного
Суд божий.
10. Прием «Напиши письмо» (Письмо от лица Раскольникова, страничка из
дневника Базарова).
11. Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. Учащиеся
делятся на группы от трех до восьми человек. У каждого ученика должен быть лист
бумаги. Я предлагаю учащимся записать на листке однотри предложения по определенной
теме. На это отводится две минуты. Потом каждый должен прочитать написанное на
листке и продолжить записи. Затем снова происходит обмен записями, и так до тех пор,
пока листок не вернется к первому автору. Каждый ученик читает написанное, затем я
предоставляю слово одному ученику, который вслух читает записи. Остальные потом
дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным.
«Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить
жизненный опыт детей или их позицию по тому или иному вопросу, так и для проверки
знаний учащихся. Но этот приём может служить и другим целям. У учащихся часто
возникает проблема с кратким пересказом художественных произведений, а «письмо по
кругу» в увлекательной форме позволит отработать этот навык. Предлагается передать
содержание текста или его отрывка в восьмидесяти предложениях (работа проводится по
описанной схеме) После завершения письменной части каждый ученик читает свой листок,
оценивает содержание пересказа: отражены ли важные моменты, поступки героев?
Раскрывается ли в пересказе тема текста, его основная мысль?
12. На стадии вызова очень хорошо заставляет творчески мыслить, говорить прием
“ключевые слова”, по которым за 35 минут пишется “легенда”, “рассказ”, “история”.
Этот прием позволяет и быстро повторить домашнюю работу, и поработать над развитием
речи, и поставить цели к уроку, и ввести учеников в рабочую атмосферу дальнейшей
работы. Например, в 8 классе после урока “Историческая основа создания повести А.С.
“Капитанская дочка” на 1 этапе следующего на доске записываю слова: “17731775,
Емельян Пугачев, А.С.Пушкин, Оренбург, 1832, старожилы, 3 тысячи, “История
пугачевского бунта” , 1832 год, “Капитанская дочка”, очерк, повесть, 1836”. Если
14 материал предыдущего урока усвоен, то учащиеся легко справляются с заданием. Вот один
из примеров такой работы: “В 1873 году было поднято восстание под предводительством
казака Емельяна Пугачева. Спустя годы, в 1832 году, получив разрешение, А.С.Пушкин
прибыл в Оренбург для сбора материалов. После встреч со старожилами очевидцами из
под пера поэта вышел знаменитый очерк “История пугачевского бунта”, изданный в 3
тысячи экземпляров. Эти материалы были положены в основу повести “Капитанская
дочка”, написанной в 1836 году”.
Литература 6 класс. Тема: М.Ю.Лермонтов «Парус».
Цель: познакомить с художественным миром поэта через анализ стихотворения «Парус»
Задача: повести мотивный анализ стихотворения через прием «ключевые слова»
Ожидаемый результат: осваивают прием «ключевые слова», повысят культуру работы в
группе, подготовят устное выступление, проведут стилистический эксперимент.
Ход урока.
1. Стадия вызова.
Запишите слова, которые вам вспоминаются, когда говорите М.Ю. Лермонтов.
Дети говорят и комментируют, учитель записывает на доске.
Задание: создать текст о Лермонтове и друг другу рассказать (работа в группах).
2. Стадия осмысления.
Сегодня расширяем представление о поэте. Что хотели бы узнать?
Вопросы записываются на доске.
вопросы
ответы
Записываются в ходе лекции учителя или
просмотра фильма о поэте.
В группе делятся записями, дополняют и готовят выступление на тему: «Я о Лермонтове
узнал…»
Назовите ключевые слова из прослушанной лекции. Объясните, почему именно их вы
считаете ключевыми. (Например: шахматы, Кавказ, служба, офицер, море….).
Знакомство со стихотворением «Парус». (читает учитель)
Задание: заполнить таблицу.
настроение
Тревога
Радость
грусть
Работа в паре.
цитата
«Что ищет он в краю далеком?»
«струя светлей лазури», «луч солнца
золотой»
«Увы! Он счастия не ищет…»
15 Задание: Нарисовать настроение этого стихотворения.
Как создается особое настроение стихотворения? (обратитесь к построению поэтической
фразы).
Почему необычный порядок слов? (вводится понятие инверсии)
Стилистический эксперимент.
Попробуйте поменять порядок слов. Что теряется? Вывод: роль инверсии в поэтическом
тексте).
3. Стадия рефлексии. (заполнение карты деятельности)
Творческая работа:
Представьте себя на месте поэта и опишите чувства, используя инверсию
Вывод:
Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными,
разными, непохожими, а работу обучающихся деятельностной, эффективной, интересной,
приносящей удовлетворение.
К одной и той же задаче можно подходить поразному, в зависимости от знаний в
данной области, особенностей своего характера. Мыслящий человек это интересный
человек, человек, самостоятельно добивающийся жизненной цели, удачно и твердо идущий
по жизни! Можно говорить об успешной адаптации молодого человека в обществе, ведь у
него всегда будет свое мнение, убедительная аргументация своей позиции!
Таким образом, приёмы развития критического мышления через чтение и письмо
помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребёнка в мир
художественного текста, формировать читательскую компетенцию.
Использованная литература
1. ЗаирБек С. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методы,
приемы // Директор школы. 2005, №4, С. 66.
2. Власова Т.А. Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах. //
Преподавание истории и обществознания в школе.2005, №3. С.44.
3. Вишнякова Е.Е. Не только о технологии РКМЧП // М.: Русский язык. 2004, №15. С.10.
4. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления //Школьные технологии.
2004. №2.
5. Ковалева Л.В. Технология развития критического мышления./Л.В.Ковалева. Горно
Алтайск: ИПКРОРА, 2005.
16 6. Низовская И. За и против. Критическое мышление это… М.: Библиотека в школе, №16.
С.34.
7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование,
1998.
8. Столбунова С.В. Развитие критического мышления. Апробация технологии. М.: Русский
язык, 2003. №27 28.С.3.
9. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Питер, 2000.
10. Клустер Д. Что такое критическое мышление? // Развитие критического мышления
через чтение и письмо. Часть 1. Приложение к газете “Первое сентября”. 2001.
11. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус.
и европ. языки. М.: Наука, 1999.
12. Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика, М., 2002.
Тема урока. «Анализ текста. Написание сочинения –
рассуждения при выполнения части С. ЕГЭ».
Цель урока:
- формирование знаний и умений работы с текстом;
-развитие речи и мыслительной деятельности учащихся;
- создание собственного текста.
Литература: текст из учебно-методического комплекса
«Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012», автор Н.А.Сенина,
Легион, Ростов-на-Дону, 2011.
17 Текст «Вещи и книги», автор Л.Лиходеев.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Сообщение цели и задачи урока.
Стадия Вызова. С целью активизации работы учащихся
использую прием «тонкие и толстые вопросы».
- Автор озаглавил свой текст «Вещи и книги». Как вы
думаете, о чем говорится в тексте?
- У вас есть любимые вещи?
- За что вы их любите?
- Вам интересны старые вещи?
- Для чего нужны вещи?
- Вещи умеют говорить?
- Вещи и книги…Что общего?
-Почему мы обращаемся к книге?
- Что интересного узнаем из неё?
- Книга может быть мертвой?
- Последняя прочитанная вами книга?
- Как вы относитесь к книге?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов, обсуждают,
аргументируют).
Стадия Содержания (осмысления). Чтение текста. Прием
«инсерт» (активное
чтение с маркировкой текста значками по мере его чтения
«+» - согласен ,
«-» - не согласен, «v» - знаю, интересно, «?»-не понял, есть
вопрос, «!» -
главное.)
Заполняем двухчастный дневник (после чтения).
Что мне известно по теме?
Что нового узнал из текста?
18 (ответы на тонкие и толстые
вопросы)
Вещи созданы , чтобы
служить людям.
Живут до тех пор, пока
служат..
Бездуховны, безразличны…
Книга – мудрый и живой
собеседник;
Книга мудрее времени…
Овеществленная
человеческая мысль-основа
нашей культуры, памяти и
существования.
………..
- В чем согласились с автором, когда читали текст?
-Какие проблемы поднимает автор в тексте?
- Какая проблема , на ваш взгляд, главная?
- Авторская позиция ? ( предложения №37-39)
-Дает ли автор ответ на поднятую проблему? (предложение
№43)
- Какие аргументы вы могли бы привести в доказательство
поднятой автором проблемы? ( Два аргумента: опираясь на
художественную литературу или на свой собственный
жизненный опыт).
Аргумент 1 Аргумент 2
Вывод.
Стадия Рефлексии. Создание собственного текста (сочинения
– рассуждения).
1. Проблема.
2. Комментарий к проблеме.
3. Позиция автора.
4. Собственное мнение.
5. Аргументация собственного мнения.
6. Вывод.
19 Конспект урока по русскому языку с использованием
технологии критического мышления через чтение и письмо.
8 класс.
Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.
Цели урока: познакомить с правилами постановки тире
между подлежащим и сказуемым в простом предложении;
- научить интонационно правильно произносить
предложения с отсутствующей связкой;
- графически объяснять условия выбора тире.
Литература. Учебник «Русский язык», 8 класс, авторы
Тростенцова Л.А. Ладыженская Т.А. и др., М., «Просвещение»,
2011
Распечатки текста на столах.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приемы: кластер, метод активного чтения с
маркировкой текста, работа в парах, поиск ответов на
поставленные вопросы в стадии вызова, заполнение схемы.
Ход урока.
20 1.Стадия вызова. Актуализация знаний, полученных при
изучении тем «Подлежащее» и «Сказуемое».
сказуемое
Обращаемся к учащимся с просьбой вспомнить всё, что они
знают, или думают, о подлежащем и сказуемом. Все версии
(правильные и неправильные) учитель записывает на доске.
Собираем всю информацию. Создаем кластер.
подлежащее
21 Проблемный вопрос. Как вы думаете, какие знаки
препинания могут стоять между подлежащим и сказуемым,
учитывая то, что между ними никогда не ставится запятая? (
Выдвигаются различные предположения, записываются на
доске)
2.Стадия осмысления. Работа с текстом. Контакт с новой
информацией
Петер Фаберже – сын ювелира, открывшего более ста
пятидесяти лет назад в Петербурге магазин золотых и
бриллиантовых вещей, знаток прикладного искусства,
талантливый предприниматель. Он сумел превратить
небольшой магазин отца в известную во всём мире фирму.
Изделия Фаберже – подлинные произведения искусства.
Самые удивительные изделия – сувенирные пасхальные
яйца, изготовленные по заказу членов царской семьи.
Содержание каждого – оригинальный сюрприз. Московский
Кремль, золотой заводной поезд, музыкальная шкатулка –
вот лишь немногие из сюрпризов. Филиалы фирмы были
открыты в Москве, Киеве, Одессе и Лондоне. Выполнять вещи
в духе старинной русской утвари – один из принципов работы
московского отделения фирмы.
(Работа в паре. По мере работы с текстом выделяют
грамматические основы и проговаривают, чем они
выражены.Обращают внимание на знак препинания, который
ставится между ними.)
В тетради записывают в виде схемы.
Подлежащее выражено Знак препинания
Сказуемое выражено
Сущ. в И.п. -
сущ.в И.п.
Неопред. форма глагола -
сущ. в И.п.
22 Перед частицей вот.
Обращаемся к учебнику стр. 56-57, упр.114(таблица) Читаем,
осмысливаем,
разбираем примеры, сравниваем с примерами из текста. Что
узнали нового? Дополняем схему.
3. Стадия рефлексии.
Выполняем по учебнику упр.115.
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой»,
используя полученные знания на стадии осмысления.
Возвращение к кластеру, к проблемному вопросу,
исправляем ошибочное мнение, устанавливаем причинно-
следственные связи. На что надо обращать внимание при
письме, чтобы правильно поставить тире? ( На сигнальные
слова и отсутствие-присутствие связки).
23 Синквейн.
Происходит от французского слова «cing» – пять. Это
стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как
способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает
способность резюмировать информацию, излагать мысль в
нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Сиквейн может быть предложен, как индивидуальное
самостоятельное задание; для работы в парах; реже как
коллективное творчество. Границы предметной области
зависят от гибкости воображения учителя. Обычно синквейн
используется на стадии рефлексии, хотя может быть дан и
как нетрадиционная форма на стадии вызова.
Как показывает опыт, синквейны могут быть полезны в
качестве:
1) инструмента для синтезирования сложной информации;
2) способа оценки понятийного багажа учащихся;
3) средства развития творческой выразителности.
Правила написания синквейна:
1. (первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ
словом, обычно именем существительным);
2. (вторая строка – описание темы в ДВУХ словах, как
правило, именами прилагательными);
3. (третья строка – описание действия в рамках этой ТРЕМЯ
словами, обычно глаголами);
24 4. (четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая
отношение автора к данной теме);
5. (пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на
эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне
повторяющее суть темы).
На уроках литературы эффективными являются такие
приемы, как «ключевые слова», «чтение с остановками»,
«синквейн» и «диаманта».
Перед чтением художественного текста учитель записывает
на доске ключевые слова из текста, ученики прогнозируют
сюжет произведения , а затем после чтения сравнивают свой
« прогноз» с произведением писателя.
Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Шинель»
Стадия Вызова. На доске ключевые слова.
Департамент
Чиновник
Шинель
Петербург
Маленький человек
Мечта
Привидение.
Как вы думаете, о чем повесть?
(Выдвигаются различные версии).
На стадии «осмысления» читается повесть.
Объёмные тексты учащиеся с трудом осиливают, не читают
до конца. Приходится не только читать текст, но извлекать
25 предполагаемую информацию и анализировать
художественную реальность во всем её многообразии.
Прием «Чтение с остановками».Текст заранее делится на
части: помечается «первая остановка», «вторая остановка»…
Остановок не должно быть много, самое главное не терять
логическую взаимосвязь частей текста. Формируются
задания и вопросы к тексту с учетом учебной познавательной
деятельности (ромашка Блума) : знание, понимание,
применение, анализ, синтез, оценка.
Фрагмент урока по повести Н.В.Гоголя «Шинель» (Вариант).
Первая остановка.
Где служит главный герой?
Перечитайте описание героя. Какое слово повторяется?
Как зовут героя?
Что означает его имя?
Продолжаем чтение.
Вторая остановка.
Почему в департаменте ему не оказывалось никакого
уважения?
Как он реагировал на насмешки?
О чем говорят слова героя , которые он произносил, когда
его толкали?
Что нового узнали о герое?
Как вы думаете, Башмачкин способен на какие –то
решительные поступки в своей жизни?
Почему повесть называется «Шинель», а не Башмачкин?
26 (Предположения)
Продолжаем чтение.
Третья остановка.
Башмачкин решится на пошив новой шинели или нет?
Как сложится «судьба» новой шинели?
Дочитать повесть до конца. «Фантастический» финал
повести.
Герой вызывает жалость, сострадание или смех?
Башмачкин –жертва большого города или его лицо?
Как вы понимаете выражение «человек без лица»?
Стадия рефлексии. Написать сочинение «Маленький
человек» в большом городе.
Художественные формы письменной рефлексии. Синквейны.
Роман «Война и мир». Образ Наташи Ростовой.
1.Наташа.
2. Наивная, обворожительная
3. Радуется, восхищается, любит,
4. Живет не умом, а сердцем.
5.Графиня.
Образ Пьера Безухова.
1. Пьер.
2. Неуклюжий, добрый.
3. Ошибается, путается, начинает всё сначала.
4. Пьер - толстовский идеальный герой.
5. Граф.
27 Диаманта. Образ Наполеона.
1. Наполеон (Полководец).
2. Самовлюбленный, высокомерный.
3. Побеждал, властвовал, наслаждался.
4. Величие, тщеславие, равнодушие, разочарование
5. Бежит, бросает, изгнан
6. Бесчеловечный, жестокий.
7. Предатель.
Эти приемы обобщают тему и дают лаконичную
характеристику персонажу.
28
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Рекомендации для учителя "Формы быстрого контроля на уроках русского языка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.