Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.
Результаты ОГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Анализ экзаменационных работ, заложенный в критериальную систему оценивания, позволяет не только повысить объективность проверки и оценивания, но и делать выводы о качестве усвоения содержания образования поэлементно с целью более эффективного использования полученных результатов в методической работе.Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Рекомендации
(подготовка к ОГЭ)
Первая часть работы ОГЭ – это написание сжатого изложения по
прослушанному тексту.
Освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух,
становится насущной необходимостью, поскольку готовит школьников к
дальнейшей учебной деятельности.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но
прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения
выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать
второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника 9
класса выполнить информационную обработку текста. При этом
востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные
коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и
грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать
полученную информацию.
Бедность словаря вызывает многочисленные речевые и грамматические
ошибки в работах выпускников. В связи с этим нужно работать над
расширением словарного запаса школьников, а также чаще включать в
работу по развитию речи аудиотексты открытого банка заданий ГИА
(fipi.ru).
Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части
экзамена, учителю прежде всего необходимо правильно организовать
работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого
изложения как формы содержательной и языковой обработки
текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором
ответа (2,3) и задания с кратким ответом (414). При этом все задания второй
части не выходят за пределы базового уровня.
Два задания с выбором ответа проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения
школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте
средства выразительности речи.
Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений,
определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций
выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют
необходимую лингвистическую базу владения орфографическими,
пунктуационными и речевыми нормами.
Усиление внимания к изучению разделов «Синтаксис» и
«Пунктуация» в основной школе должно способствовать
формированию важнейших синтаксических и пунктуационных умений,необходимых учащимся для проведения структурносемантического и
пунктуационного анализа соответствующих синтаксических
конструкций.
Задания с кратким ответом связаны с анализом языковых явлений,
представленных в тексте для чтения. Совершенно ясно, что неумение
опознавать определенные грамматические конструкции (например,
однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты),
видеть структуру предложения затрудняет понимание текста. Поэтому
выполнение подобных заданий на уроках так важно для восприятии
произведения.
Сложности в выполнении заданий типа 8 и 11, безусловно, связаны с
недостаточно сформированным у экзаменуемых умением определять
грамматическую основу предложения – одним из основополагающих, базовых
умений в области синтаксиса, чрезвычайно важным для постижения
структуры предложения, а следовательно, для овладения пунктуационными
нормами.
Между тем есть и другие причины трудностей: относительно низкий
уровень пунктуационного и синтаксического анализа связан с недостаточной
систематизацией знаний в области синтаксиса, а также с преимуществом
информационного принципа преподавания над практикоориентированным
При обучении
подходом к обучению синтаксису в основной школе.
синтаксису следует уделять большее внимание формированию умения
распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи,
прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике.
Для слабоуспевающих обучающихся необходимо к каждому
заданию ОГЭ составить алгоритм или пошаговую инструкцию: как
решить ту или иную лингвистическую задачу. Необходимо включать в
текущие уроки задания, составленные по типу работы ОГЭ.
Третья часть работы в содержит 3 творческих задания (15.1, 15.2,
15.3), которые проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется
умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный
текст.
Итак, у экзаменуемых есть возможность выбрать тему сочинения.
Согласно заданию 15.1, необходимо написать сочинениерассуждение на
лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
(у каждого варианта своя цитата) и аргументируя свой ответ примерами из
прочитанного текста.
Низкий уровень теоретических знаний не позволяет слабоуспевающим
обучающимся найти аргументы в тексте, предложенном для анализа.
Учащиеся путают лингвистические понятия, с трудом различают части речи ит.п., поэтому учитель должен настроить их на написание сочинения
15.2.
Для выполнения задания 15.2 выпускникам предлагается написать
сочинениерассуждение, объясняющее смысл фразы из прочитанного текста.
Здесь необходимо предупредить обучающихся о недопустимости
пересказа, При выполнении этого задания важно понять глубину и
подтекст выражения, правильно интерпретировать его, приводя в
качестве аргументов примеры из текста. Обычно слабые обучающиеся
достаточно неплохо справляются именно с этим видом сочинения.
Выполняя задание 15.3, необходимо написать сочинениерассуждение на
моральноэтическую тему (среди понятий известные нравственные
категории).
Cледовательно,
необходимо формировать у школьников
представление о том, что аргументом может быть только такой
пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает
его правильность.
Проблема повышения уровня практической грамотности на
современном этапе не может быть решена без формирования понимания
Проводя
школьниками мотивированности правописных умений.
комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать
коммуникативнодеятельностный и практикоориентированный
подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения
активным и осознанным.
Результаты ОГЭ по русскому языку убеждают в необходимости
использования в работе учителя современных способов проверки
знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода
к оценке творческих работ учащихся. Анализ экзаменационных работ,
заложенный в критериальную систему оценивания, позволяет не
только повысить объективность проверки и оценивания, но и делать
выводы о качестве усвоения содержания образования поэлементно с
целью более эффективного использования полученных результатов в
методической работе.