Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
9 кл
22.01.2018
Проблема повышения уровня практической грамотности на современном этапе не может быть решена без формирования понимания школьниками мотивированности правописных умений. Проводя комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать коммуникативно-деятельностный и практико-ориентированный подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения активным и осознанным.
Результаты ОГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся. Анализ экзаменационных работ, заложенный в критериальную систему оценивания, позволяет не только повысить объективность проверки и оценивания, но и делать выводы о качестве усвоения содержания образования поэлементно с целью более эффективного использования полученных результатов в методической работе.Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Рекомендации.doc
Рекомендации
(подготовка к ОГЭ)
Первая часть работы ОГЭ – это написание сжатого изложения по
прослушанному тексту.
Освоение умения обрабатывать информацию, воспринятую на слух,
становится насущной необходимостью, поскольку готовит школьников к
дальнейшей учебной деятельности.
Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но
прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения
выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать
второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника 9
класса выполнить информационную обработку текста. При этом
востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные
коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и
грамматические средства, дающие возможность связно и кратко передать
полученную информацию.
Бедность словаря вызывает многочисленные речевые и грамматические
ошибки в работах выпускников. В связи с этим нужно работать над
расширением словарного запаса школьников, а также чаще включать в
работу по развитию речи аудиотексты открытого банка заданий ГИА
(fipi.ru).
Таким образом, чтобы подготовить детей к первой части
экзамена, учителю прежде всего необходимо правильно организовать
работу с текстом, обратив внимание на особенности сжатого
изложения как формы содержательной и языковой обработки
текста.
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором
ответа (2,3) и задания с кратким ответом (414). При этом все задания второй
части не выходят за пределы базового уровня.
Два задания с выбором ответа проверяют глубину и точность понимания
экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения
школьниками основной проблемы текста, а также умение находить в тексте
средства выразительности речи.
Одиннадцать заданий с кратким ответом проверяют комплекс умений,
определяющих уровень языковой и лингвистической компетенций
выпускников. Все задания имеют практическую направленность и составляют
необходимую лингвистическую базу владения орфографическими,
пунктуационными и речевыми нормами.
Усиление внимания к изучению разделов «Синтаксис» и
«Пунктуация» в основной школе должно способствовать
формированию важнейших синтаксических и пунктуационных умений, необходимых учащимся для проведения структурносемантического и
пунктуационного анализа соответствующих синтаксических
конструкций.
Задания с кратким ответом связаны с анализом языковых явлений,
представленных в тексте для чтения. Совершенно ясно, что неумение
опознавать определенные грамматические конструкции (например,
однородные члены предложения, причастные и деепричастные обороты),
видеть структуру предложения затрудняет понимание текста. Поэтому
выполнение подобных заданий на уроках так важно для восприятии
произведения.
Сложности в выполнении заданий типа 8 и 11, безусловно, связаны с
недостаточно сформированным у экзаменуемых умением определять
грамматическую основу предложения – одним из основополагающих, базовых
умений в области синтаксиса, чрезвычайно важным для постижения
структуры предложения, а следовательно, для овладения пунктуационными
нормами.
Между тем есть и другие причины трудностей: относительно низкий
уровень пунктуационного и синтаксического анализа связан с недостаточной
систематизацией знаний в области синтаксиса, а также с преимуществом
информационного принципа преподавания над практикоориентированным
При обучении
подходом к обучению синтаксису в основной школе.
синтаксису следует уделять большее внимание формированию умения
распознавать разнообразные синтаксические структуры в живой речи,
прежде всего в тексте, и применять полученные знания на практике.
Для слабоуспевающих обучающихся необходимо к каждому
заданию ОГЭ составить алгоритм или пошаговую инструкцию: как
решить ту или иную лингвистическую задачу. Необходимо включать в
текущие уроки задания, составленные по типу работы ОГЭ.
Третья часть работы в содержит 3 творческих задания (15.1, 15.2,
15.3), которые проверяют коммуникативную компетенцию школьников, в
частности умение строить собственное высказывание в соответствии с
заданным типом речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется
умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный
текст.
Итак, у экзаменуемых есть возможность выбрать тему сочинения.
Согласно заданию 15.1, необходимо написать сочинениерассуждение на
лингвистическую тему, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста
(у каждого варианта своя цитата) и аргументируя свой ответ примерами из
прочитанного текста.
Низкий уровень теоретических знаний не позволяет слабоуспевающим
обучающимся найти аргументы в тексте, предложенном для анализа.
Учащиеся путают лингвистические понятия, с трудом различают части речи и т.п., поэтому учитель должен настроить их на написание сочинения
15.2.
Для выполнения задания 15.2 выпускникам предлагается написать
сочинениерассуждение, объясняющее смысл фразы из прочитанного текста.
Здесь необходимо предупредить обучающихся о недопустимости
пересказа, При выполнении этого задания важно понять глубину и
подтекст выражения, правильно интерпретировать его, приводя в
качестве аргументов примеры из текста. Обычно слабые обучающиеся
достаточно неплохо справляются именно с этим видом сочинения.
Выполняя задание 15.3, необходимо написать сочинениерассуждение на
моральноэтическую тему (среди понятий известные нравственные
категории).
Cледовательно,
необходимо формировать у школьников
представление о том, что аргументом может быть только такой
пример, который соответствует высказанному тезису и доказывает
его правильность.
Проблема повышения уровня практической грамотности на
современном этапе не может быть решена без формирования понимания
Проводя
школьниками мотивированности правописных умений.
комплексную работу в этом направлении, необходимо использовать
коммуникативнодеятельностный и практикоориентированный
подходы к обучению, позволяющие сделать процесс обучения
активным и осознанным.
Результаты ОГЭ по русскому языку убеждают в необходимости
использования в работе учителя современных способов проверки
знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода
к оценке творческих работ учащихся. Анализ экзаменационных работ,
заложенный в критериальную систему оценивания, позволяет не
только повысить объективность проверки и оценивания, но и делать
выводы о качестве усвоения содержания образования поэлементно с
целью более эффективного использования полученных результатов в
методической работе.
Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Рекомендации для учителя по подготовке обучающихся к ОГЭ (9 класс, русский язык)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.