Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Оценка 4.9

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Оценка 4.9
Руководства для учителя
doc
информатика +1
Все классы
29.08.2019
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по применению современных информационно - компьютерных технологий для обучения младших школьников. Как повысить мотивацию к обучению? Как сделать преподаваемый предмет привлекательным для изучения? Как применить ИКТ в проектной деятельности. На эти вопросы ответит данная статья.
Рекомендации использования ИКТ учителями в начальной школы.doc
Рекомендации использования ИКТ учителями в начальной школы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО­КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных  компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета  профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных  наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного  производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями  ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.  Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой,  новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к  организации своей деятельности. Век информации, мир — информационный, информационные технологии… Каким же  должен наконец стать человек, живущий в это время? Как должны измениться цели и  задачи, которые решает образовательное учреждение, и в первую очередь школа? Это те  вопросы, ответы на которые и хотелось бы сформировать ответы в процессе работы над  программой информатизации школы. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно  представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль  персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать  требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена. 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ Технология (Technology, от греч.Techne ­ искусство + Logos – учение) — объем знаний,  которые можно использовать в процессе обучения; включает в себе методы, приемы, режим работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми  средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами. Информационные технологии ­ совокупность методов, производственных и  программно­технологических средств, объединенных в технологическую цепочку,  обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации;  предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных  ресурсов. 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ  Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными  средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе  компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках  русского языка, литературы. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках  давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного  процесса: 1. Урок должен проводить учитель русского языка и литературы, т.к. он обучен  методике преподавания. 2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием  учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие  мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся. 3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для  выполнения компьютерных заданий. 4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в  соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по  которым использование компьютера допустимо в течение не более 10­15 минут.  ( Санитарные правила и нормы ). Достоинства компьютерной поддержки  1. возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока; 2. простоту разработки имеющихся программных средств; 3. возможность сочетания разных программных средств; 4. возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного  заведения; 5. побуждающий аспект активизации деятельности учащихся. Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и  применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки  предмета необходимо определить: 1. какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких  дидактических задач; 2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и  выполнения компьютерных заданий; 3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы  у детей; 4. какие уроки целесообразно делать компьютерными; 5. как организовать компьютерные занятия. Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки: 1. Выбор учебного раздела и учебной программы. 2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности,  и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения  компьютерных уроков. 3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков. 4. Выбор программных средств для разработки заданий. 5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных  средств. 6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий. 7. Разработка методических рекомендаций для учителя ­ предметника и учащегося. Организация уроков с компьютерной поддержкой. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где  возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока,  чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый  компьютерный урок является, в принципе, интегрированным ­ на нем помимо задач  предметных решаются задачи курса информатики. Предварительные знания и умения по информатике. Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех  классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или  нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе. К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:      правила ТБ при работе с компьютером; понятия “информация”, “компьютер”, “программа”, “меню”, “рабочий стол”, ”  значок”, “графический редактор”; что устройствами ввода информации Являются клавиатура и манипулятор “мышь”; основные инструменты текстового редактора; основные инструменты графического редактора. Учащиеся должны уметь: 1. пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры; 2. ипользовать манипулятор “мышь” ; 3. работать с командами открыть и закрыть меню файл создавать и редактировать  простые графические и текстовые изображения с использованием  инструментального меню. 4. ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ  Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к  выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит  формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует  развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех  анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и  правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует  познавательную активность. Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной  поддержкой, являются:    комбинированный урок, урок – контроль и коррекции, урок совершенствования знаний и умений Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу  предполагают 3 формы обучения:  фронтальная форма;   групповая форма (по типу КСО); индивидуальная форма обучения Фронтальная форма. При фронтальной форме задания как обучающие и как тестовые. Например: из дистанционной олимпиады “Радуга” Русский язык .Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных,  глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное” Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по  информатике или лаборанта. Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой,  которую проводит либо учитель информатики, либо сам учитель русского языка и  литературы. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная деятельность проходит одновременно или пары чередуются. Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию  при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным  увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и  как диагностикой и как планированием для коррекционной работы. При данной форме обучения бескомпьютерная часть урока проводится учителем­ словесником, а компьютерная часть урока ­ 2 учителями: учителем по информатике и  учителем русского языка и литературы, если имеется возможность усадить каждого  ребенка за компьютер. Если такой возможности нет, то класс делится на группы (2 человека) в зависимости от  индивидуальных особенностей учащихся (сенсорные нарушения, ведущая рука, темп  работы.) Работа пар длится 15 мин., а один ученик ­7 мин. 5. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические  навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и  коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является  осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:     осваивает модели учебной деятельности, приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает  представления о широком спектре технических решений (оборудования и  информационных ресурсов), получает наиболее существенные базовые знания из области информационных  технологий, развивает навыки общения. Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер  обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или  индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно  использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Весь курс обучения информатике можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором  выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном  проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект.  Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя семья», а этот – проекта «Мое имя». В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое  личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа­ сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том  числе – результаты проектной работы. Организация работы над проектом 1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта 2. Начало проектирование, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы  хотим и как этого достичь?») Выявление необходимых для реализации проекта  технических умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?») 3. Короткое практическое занятие для первоначального ознакомления с  необходимыми навыками 4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и  распределение обязанностей 5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование  технических умений. Уточнение результата и плана действий 6. Представление результатов работы учащимся друг другу в виде мультимедиа  сочинения. 7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще  пригодиться. Модель проектного урока Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий  исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы (за  исключением общих обсуждений). Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную  бескомпьютерную технологию реализации. Так, например, гиперструктуры первоначально  моделируются с помощью бумаги, клея, веревочек. Работа над содержательным проектом  типа «Моя семья» может быть продолжена или частично дублирована в реальном  пространстве – созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере,  набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами. Наиболее эффективно в рамках межпредметной интегративной проектной деятельности  может происходить создание гипермедиа сочинений и мультимедиа презентаций в  начальной школе. Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов  творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука,  фотоизображений и гипертекстовых страниц. Выбор подобных редакторов для начальной  школы невелик. Наиболее эффективными в начальной школе является использование творческих сред, использующих язык Лого. Достаточно широкое распространение  мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет  использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого  необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами  наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического  планирования. Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно  увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа  презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными  поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами  тематического планирования. Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования  ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания  использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих  познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели,  позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач. При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче  формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их  сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически  рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что­то новое,  делать выбор и принимать решения. 6. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ  Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!  На каждом слайде должно быть не более двух картинок.   Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).  Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление  Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 24­28 пунктов. всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина  различных линий и т.п.).

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе

Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2019