Материал содержит рекомендации для учителей начальных классов по применению современных информационно - компьютерных технологий для обучения младших школьников. Как повысить мотивацию к обучению? Как сделать преподаваемый предмет привлекательным для изучения? Как применить ИКТ в проектной деятельности. На эти вопросы ответит данная статья.
Рекомендации использования ИКТ учителями в начальной школы.doc
Рекомендации использования ИКТ учителями в начальной школы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАЦИОННЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных
компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Из предмета
профессиональной деятельности достаточно узкого круга специалистов в области точных
наук они превратились в инструмент, используемый во всех отраслях современного
производства, в быту и общественной жизни. Владение информационными технологиями
ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой,
новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к
организации своей деятельности.
Век информации, мир — информационный, информационные технологии… Каким же
должен наконец стать человек, живущий в это время? Как должны измениться цели и
задачи, которые решает образовательное учреждение, и в первую очередь школа? Это те
вопросы, ответы на которые и хотелось бы сформировать ответы в процессе работы над
программой информатизации школы.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно
представить себе современную школу. Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль
персональных компьютеров будет возрастать и в соответствии с этим будут возрастать
требования к компьютерной грамотности учащихся начального звена.
2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Технология (Technology, от греч.Techne искусство + Logos – учение) — объем знаний,
которые можно использовать в процессе обучения; включает в себе методы, приемы, режим
работы, последовательность операций и процедур, она тесно связана с применяемыми
средствами, оборудованием, инструментами, используемыми материалами.
Информационные технологии совокупность методов, производственных и
программнотехнологических средств, объединенных в технологическую цепочку,
обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации;
предназначены для снижения трудоемкости процессов использования информационных
ресурсов.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ
Обучающая, воспитывающая, развивающая функция урока обеспечивается различными
средствами. Одним из таких средств является компьютер. В современной школе
компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках
русского языка, литературы. Но, чтобы применение компьютера на предметных уроках
давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного
процесса: 1. Урок должен проводить учитель русского языка и литературы, т.к. он обучен
методике преподавания.
2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием
учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие
мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для
выполнения компьютерных заданий.
4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в
соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по
которым использование компьютера допустимо в течение не более 1015 минут.
( Санитарные правила и нормы ).
Достоинства компьютерной поддержки
1. возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
2. простоту разработки имеющихся программных средств;
3. возможность сочетания разных программных средств;
4. возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного
заведения;
5. побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и
применяться там, где это целесообразно. При разработке компьютерной поддержки
предмета необходимо определить:
1. какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких
дидактических задач;
2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и
выполнения компьютерных заданий;
3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы
у детей;
4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;
5. как организовать компьютерные занятия.
Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:
1. Выбор учебного раздела и учебной программы.
2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности,
и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения
компьютерных уроков.
3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
4. Выбор программных средств для разработки заданий.
5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных
средств.
6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
7. Разработка методических рекомендаций для учителя предметника и учащегося.
Организация уроков с компьютерной поддержкой. Уроки с использованием компьютера проводятся наряду с обычными занятиями, где
возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока,
чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Каждый
компьютерный урок является, в принципе, интегрированным на нем помимо задач
предметных решаются задачи курса информатики.
Предварительные знания и умения по информатике.
Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех
классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или
нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.
К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:
правила ТБ при работе с компьютером;
понятия “информация”, “компьютер”, “программа”, “меню”, “рабочий стол”, ”
значок”, “графический редактор”;
что устройствами ввода информации Являются клавиатура и манипулятор “мышь”;
основные инструменты текстового редактора;
основные инструменты графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
1. пользоваться буквенным и цифровым блоками клавиатуры;
2. ипользовать манипулятор “мышь” ;
3. работать с командами открыть и закрыть меню файл создавать и редактировать
простые графические и текстовые изображения с использованием
инструментального меню.
4. ТИПЫ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
Практика проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и
активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к
выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит
формирование тех или иных специфических умений); для детей с ДЦП способствует
развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех
анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, левополушарной и
правополушарной симметрии, а так же развитию духовности человека. стимулирует
познавательную активность.
Основными типами уроков, используемыми в процессе обучения с информационной
поддержкой, являются:
комбинированный урок,
урок – контроль и коррекции,
урок совершенствования знаний и умений
Уроки с компьютерной поддержкой при обучении детей по определенному спецкурсу
предполагают 3 формы обучения:
фронтальная форма;
групповая форма (по типу КСО);
индивидуальная форма обучения
Фронтальная форма. При фронтальной форме задания как обучающие и как тестовые.
Например: из дистанционной олимпиады “Радуга”
Русский язык .Тема “Правописание окончаний имен существительных, прилагательных,
глаголов” или тема “Части речи . Имя существительное”
Групповая форма (по типу КСО). В данном случае необходима помощь учителя по
информатике или лаборанта.
Часть урока без компьютерной деятельности, часть урока с информационной поддержкой,
которую проводит либо учитель информатики, либо сам учитель русского языка и
литературы. При данной форме обучения необходимо 2 или 3 компьютера, и компьютерная
деятельность проходит одновременно или пары чередуются.
Индивидуальная форма обучения. Именно здесь можно применить дифференциацию
при самостоятельной работе, используя многовариантность заданий с постепенным
увеличением трудности. Индивидуальная форма эффективна еже и тем, что она служит и
как диагностикой и как планированием для коррекционной работы.
При данной форме обучения бескомпьютерная часть урока проводится учителем
словесником, а компьютерная часть урока 2 учителями: учителем по информатике и
учителем русского языка и литературы, если имеется возможность усадить каждого
ребенка за компьютер.
Если такой возможности нет, то класс делится на группы (2 человека) в зависимости от
индивидуальных особенностей учащихся (сенсорные нарушения, ведущая рука, темп
работы.) Работа пар длится 15 мин., а один ученик 7 мин.
5. ПРОЕКТНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ
С использованием методики проектных занятий учащиеся осваивают базовые технические
навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ). Учащийся выполняет задание, которое является
осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:
осваивает модели учебной деятельности,
приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает
представления о широком спектре технических решений (оборудования и
информационных ресурсов),
получает наиболее существенные базовые знания из области информационных
технологий,
развивает навыки общения.
Такой организации работы в классе, наглядно проявляющей интегрированный характер
обучения информатике, наиболее полно отвечает проектная деятельность: групповая или
индивидуальная творческая работа, результатом которой является то, что можно
использовать в школьной жизни или в учебной деятельности. Весь курс обучения информатике можно представить в виде большого межпредметного проекта, в котором
выделяются более мелкие проекты, как индивидуальные, так и групповые. Работа в одном
проекте может естественным образом перетекать в следующий, объемлющий его проект.
Например, проект «Фамильное дерево» служит естественным продолжением проекта «Моя
семья», а этот – проекта «Мое имя».
В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое
личное информационное пространство. Это пространство включает в себя мультимедиа
сочинения класса и каждого учащего, а также другие информационные объекты, в том
числе – результаты проектной работы.
Организация работы над проектом
1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта
2. Начало проектирование, обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы
хотим и как этого достичь?») Выявление необходимых для реализации проекта
технических умений. («Что нам понадобиться, где и как это получить?»)
3. Короткое практическое занятие для первоначального ознакомления с
необходимыми навыками
4. Планирование и организация (проектирование) работы, создание групп и
распределение обязанностей
5. Выполнение проекта в моделях и объектах реального мира. Совершенствование
технических умений. Уточнение результата и плана действий
6. Представление результатов работы учащимся друг другу в виде мультимедиа
сочинения.
7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут еще
пригодиться.
Модель проектного урока
Типичный урок при работе в проектном стиле можно охарактеризовать как творческий
исследовательский урок, включающий сочетание индивидуальной и групповой работы. При
реализации проекта одним учителем целесообразно разделять класс на группы (за
исключением общих обсуждений).
Все проекты должны предполагать как компьютерную, так и предварительную
бескомпьютерную технологию реализации. Так, например, гиперструктуры первоначально
моделируются с помощью бумаги, клея, веревочек. Работа над содержательным проектом
типа «Моя семья» может быть продолжена или частично дублирована в реальном
пространстве – созданием аппликации из фотографий, отпечатанных на принтере,
набранных на компьютере текстов и рисунков, сделанных красками и фломастерами.
Наиболее эффективно в рамках межпредметной интегративной проектной деятельности
может происходить создание гипермедиа сочинений и мультимедиа презентаций в
начальной школе.
Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов
творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука,
фотоизображений и гипертекстовых страниц. Выбор подобных редакторов для начальной
школы невелик. Наиболее эффективными в начальной школе является использование творческих сред, использующих язык Лого. Достаточно широкое распространение
мультимедиа проекторов позволяет значительно увеличить наглядность за счет
использование учителем в ходе урока мультимедиа презентации. Однако для этого
необходимо снабдить учителя заранее подготовленными поурочными комплектами
наглядных материалов, методически связанными с вариантами тематического
планирования.
Достаточно широкое распространение мультимедиа проекторов позволяет значительно
увеличить наглядность за счет использование учителем в ходе урока мультимедиа
презентации. Однако для этого необходимо снабдить учителя заранее подготовленными
поурочными комплектами наглядных материалов, методически связанными с вариантами
тематического планирования.
Опыт организации учебного процесса по описанным моделям активного использования
ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания
использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих
познание через деятельность. Наибольшей эффективностью обладают модели,
позволяющие использовать ИКТ для решения мотивационных учебных задач.
При активном использовании ИКТ достигаются общие цели образования, легче
формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их
сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически
рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать чтото новое,
делать выбор и принимать решения.
6. РЕКОМЕНДАЦИИ К ОФОРМЛЕНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
Анимации возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе).
Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление
Размер шрифта на слайдах должен быть не менее 2428 пунктов.
всех слайдов: фон; название, размер, цвет, начертание шрифта; цвет и толщина
различных линий и т.п.).
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Рекомендации использования ИКТ в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.