Рекомендации "Логопедические пятиминутки"
Оценка 4.7

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
родителям
Детсад
03.06.2017
Рекомендации "Логопедические пятиминутки"
Материал, представленный в пособии, имеет многофункциональный характер и поможет родителям успешно преодолеть речевые нарушения детей – логопатов. «Логопедические пятиминутки» направлены на развитие: • общей и мелкой моторики (включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую гимнастику); • просодической стороны речи (упражнения на развитие диафрагмального дыхания, длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и ритма речи); • психических процесс
Логопедические пятиминутки.docx
Материал, представленный в пособии, имеет многофункциональный характер и              поможет замещающим родителям  успешно преодолеть речевые нарушения детей –               логопатов. «Логопедические пятиминутки» направлены на развитие:  общей и мелкой моторики (включают в себя подвижные игры, игры с мячом, пальчиковую  гимнастику);  просодической стороны речи (упражнения на развитие диафрагмального дыхания,   длительного плавного выдоха, глубокого вдоха, речевого дыхания, силы голоса, темпа и  ритма речи);  психических процессов (игры на развитие зрительного внимания, памяти, ловкости,  творческого воображения и подражательности);  лексико­грамматических категорий и связной речи  (игры и упражнения на обобщение,  дифференциацию, образование относительных прилагательных, существительных с  уменьшительно­ласкательными суффиксами, употребление предлогов и т.п.);  слухового внимания и фонематического слуха (упражнения «Внимательные ушки»,  «Подскажи словечко» и др.) «Краски осени» 1.Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»: Раз, два, три, четыре, пять,           (Загибают пальчики, начиная с большого) Будем  листья собирать.                (Сжимают и разжимают кулачки) Листья берёзы,                               (Загибают пальчики, начиная с большого) Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберём, Маме осенний букет отнесём.       («Шагают» по столу средним и                                                                указательным  пальчиками.) 2.Загадки: Дождик с самого утра,                              Кто всю ночь по крыше бьёт Птицам в дальний путь пора,                   Да постукивает, Громко ветер завывает.                             И бормочет, и поёт, Это всё когда бывает?                               Убаюкивает?                                    (осенью)                                                       (дождь) Летом вырастают,                                      Падают с ветки золотые монетки.   а осенью опадают.                                    ( листья ) 3.Координация речи с движением «Листья»: Листья осенние тихо кружатся,              (Кружатся на цыпочках, руки в стороны) Листья нам под ноги тихо ложатся        (Приседают) И под ногами шуршат, шелестят,           (Движения руками вправо­влево) Будто опять закружиться хотят.             (Поднимаются, кружатся.) 4.Упражнение «Осенние листочки».  Развитие длительного плавного выдоха. На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Дети стоят напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим,  чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не  раздувая щёк. (Повторяем 3­5 раз.) «Одежда» 1.Пальчиковая гимнастика «Гномики­прачки»: Жили­были в домике                                         (дети сжимают и разжимают Маленькие гномики:                                          кулачки) Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                       (загибают пальчики, начиная с                                                                                              больших) Раз, два, три, четыре, пять,                                (разгибают пальчики, начиная с                                                                                            мизинцев) Стали гномики стирать:                                     (трут кулачки друг о друга) Токи­рубашки,                                                    (загибают пальчики, начиная с               Пики­платочки,                                                   больших) Лики­штанишки, Чики­носочки. Мики умница был, Всем водичку носил. 2.Упражнение «Будь внимательным». Развитие слухового внимания, речевого  слуха. Увеличение словарного запаса.  Дифференциация зимней и летней  одежды. Педагог предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об  одежде, которые он им прочитает, чтобы потом перечислить все названия, которые  встретятся в этих стихотворениях.  Это чья рубашка – белые горошины?                   Наша Маша маленька, Бабушка старалась, шила для Алешеньки.           На ней шубка аленька. Это чей сарафан с белыми ромашками?               Опушка бобровая, Бабушка старалась, шила для Наташеньки.         Маша чернобровая. 3.Игра с мячом «Назови ласково». Образование существительных с  уменьшительно­ласкательными суффиксами. Взрослый:         Ребенок: Рубашка  ­         рубашечка Платье ­             платьице Кофта ­              кофточка Юбка ­               юбочка Брюки ­             брючки Сарафан ­          сарафанчик Футболка ­        футболочка     и т.д. «Этикет. Посуда» 1.Пальчиковая гимнастика «Помощники»: Раз, два, три, четыре,                         (удар кулачками друг о друга, хлопок в                                                                ладоши; повторить) Мы посуду перемыли:                       (одна ладонь скользит по другой по  кругу) Чайник, чашку, ковшик, ложку        (загибают пальчики, начиная с большого) И большую поварешку. Мы посуду перемыли,                        (одна ладонь скользит по другой) Только чашку мы разбили,                (загибают пальчики, начиная с большого) Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть­чуть сломали, Так мы маме помогали.                      (удар кулачками друг о друга, хлопок в                                                                ладоши; повторить) 2.Игра «Дружит или не дружит?» Усвоение обобщающего понятия «посуда».  Отличие посуды от других предметов. Педагог  показывает детям по два предмета и спрашивает: ­ Вилка «дружит» с ложкой? (Да, это посуда.) ­ Чайник «дружит» с куклой? (Нет, потому что кукла не посуда, а игрушка.) ­ Тарелка «дружит» с шубой? (Нет, потому что шуба не посуда, а одежда.) и т.д. 3.Координация речи с движением, закрепление в речи относительных  прилагательных «Посуда»: Вот большой стеклянный чайник,           (надули животик: одна рука на поясе, Очень важный, как начальник.                 другая изогнута, как носик) Вот фарфоровые чашки,                            (присели, одна рука на поясе) Очень хрупкие, бедняжки.                         Вот фарфоровые блюдца,                          (кружатся, рисуя руками круг) Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки,                             (потянулись, руки сомкнули над головой) Голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос                       (легли на ковер, вытянулись) Он посуду нам принес. «Здравствуй, зимушка­зима!» 1.Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»: Раз, два, три, четыре, пять,               (загибают пальчики по одному) Мы во двор пошли гулять.               («идут» по столу указательным и средним                                                              пальчиками) Бабу снежную лепили,                      («лепят» комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили,              («крошат хлебушек» всеми пальчиками) С горки мы потом катались,             (ведут указательным пальцем правой руки                                                               по ладони левой) А еще в снегу валялись.                     (кладут ладошки на стол то одной, то                                                               другой стороной) Все в снегу домой пришли.               (отряхивают ладошки) Съели суп и спать легли.                   (движения воображаемой ложкой; руки под                                                                 щеку) 2.Игра «Вьюга». Развитие силы голоса. Педагог  показывает картинку, на которой нарисована вьюга, и говорит: ­ Вьюга начинается. Дети стоят лицом к педагогу, спины прямые, по команде взрослого делают вдох, а  на выдохе начинают тянуть: ­ У­У­У… Если педагог  говорит, что вьюга сильная, дети увеличивают силу голоса. Если  педагог  говорит, что вьюга затихает, дети уменьшают силу голоса. Когда педагог  скажет, что вьюга кончилась, дети должны замолчать. 3.Хороводная игра «Снежная баба». Координация слова с движением,  развитие творческого воображения. Сегодня из снежного мокрого кома               (идут по кругу, катят перед собой Мы снежную бабу слепили у дома.                воображаемый ком) Стоит наша баба у самых ворот.                    («рисуют» руками три круга,                                                                             начиная с маленького) Никто не проедет, никто не пройдет.            (грозят указательным пальцем                                                                                             сначала правой руки, потом левой) Знакома она уже всей детворе,                       (идут по кругу, последние слова  А Жучка все лает: «Чужой во дворе!»           говорит один ребенок­ Жучка) «Комнатные растения» 1. Подвижная игра «На окне в горшочках»: На окне в горшочках                     (дети сидят на корточках лицом в круг, Поднялись цветочки.                     медленно встают) К солнцу потянулись,                    (тянутся на носочках, руки вверх, широко в  Солнцу улыбнулись.                      стороны) К солнышку листочки                   (ладони развернуть вверх) Повернут цветочки. Развернут бутоны,                         (руки соединить над головой, медленно  В солнышке утонут.                       развести в стороны) 2.Игра «Кто кого?» Развитие силы голоса. Педагог  ставит двух детей друг против друга, и по сигналу взрослого дети  начинают сначала тихо, а затем громко тянуть гласные: А, О и т.п. Кто тянет  дольше, не делая дополнительного вдоха, тот выиграл. 3.Упражнение «Переставь цветок». Развитие слухового внимания.  Совершенствование грамматического строя речи, употребление предлогов НА,  С, СО, В, ИЗ. На магнитной доске закреплены изображения окна с подоконником, стола,  книжного шкафа. Педагог  показывает детям картинку с изображением кактуса в  горшочке, с обратной стороны которой подклеен магнит. Затем один из детей  начинает прикреплять картинку НА стол, В книжный шкаф и т.п., а остальные  комментируют его действия. 4. «Подскажи словечко»:                                                    Рано­рано по утру                                    Гуляю на балконе я Лейку новую беру.                                  Там, где цветет…(бегония) Мне воды не жалко. Пей, моя…(фиалка) «Новогодний калейдоскоп» 1.Пальчиковая гимнастика «Елочка»: Перед нами елочка:                    (пальцы рук переплетены, из больших пальцев ­                                                       верхушка «елочки») Шишечки, иголочки.                  (кулачки, указательные пальчики выставлены) Шарики, фонарики,                    («шарики» из пальцев вверх, вниз) Зайчики и свечки,                       («ушки» из указательного и среднего пальцев;                                                        обе ладони сложены, пальцы сжаты) Звезды, человечки.                     (ладони сложены, пальцы расправлены; средний                                                       и указательный пальцы стоят на столе) 2.Упражнение «Что изменилось?». Развитие зрительного внимания, связной  речи. На наборном полотне большая картинка с изображением елки. На ветвях елки  закреплены магниты. Рядом с елкой – изображение елочных игрушек (с  подклеенными с обратной стороны магнитами). Педагог  предлагает детям украсить елку, прокомментировав свои действия. Дети украшают елку и поясняют: ­ Я повешу на елку шарик. ­ Я повешу снежинку. И т.п. Затем педагог  предлагает детям посмотреть на елку и запомнить, какие игрушки и  где висят на ней. Далее педагог  просит детей закрыть глаза и убирает одну из  игрушек или меняет две игрушки местами. Открыв глаза, дети рассказывают, что  изменилось. 3.Игра «Приятный запах». Развитие речевого дыхания. Дети подходят к вазочке с очищенным апельсином, мандарином, к еловой веточке и  т. п., нюхают, на выдохе произносят: «Хорошо», «Вкусно», «Приятный запах». 4. «Подскажи словечко»: Вот она – елка, у елки…(иголки).              Елочка высока, достает до…(потолка). Наступает Новый год,                                 Он с седою бородой. Всем подарки он несет.                               Шуба, посох со звездой. Вокруг елки в светлом зале                        Он подарки нам принес, Дети водят…(хоровод).                               Добрый…(дедушка Мороз). Вот пришла девчурка – из снега…(снегурка). «Животный мир. Дикие животные» 1.Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке»: Сидит белка на тележке,                (хлопки ладонями и удары кулачками Продает она орешки.                      попеременно) Лисичке­сестричке,                        (загибают по одному пальчику, начиная  Воробью, синичке,                          с большого) Мишке толстопятому, Заиньке усатому. Кому в платок,                                 (ритмичные хлопки ладонями и удары  Кому в зобок,                                   кулачками) Кому в лапочку. 2.Упражнение «У кого кто?». Совершенствование грамматического строя речи, обучение употреблению существительных с суффиксами: ­онок, ­енок,  ­ат, ­ят. Педагог  и дети стоят кружком на ковре. Взрослый, бросая мяч, спрашивает: ­ У лисы кто? Ребенок, поймав мяч и бросая его обратно педагогу, отвечает: ­ Лисенок, лисята. И т.п. 3. Координация речи с движением «Заяц Егорка»: Заяц Егорка                                     (дети бегут по кругу, взявшись за руки; Свалился в озерко.                          в центре на корточках сидит один ребенок) Бегите под горку!                            (дети подбегают к сидящему ребенку и  Спасайте Егорку!                            помогают ему встать) 4. «Подскажи словечко». Педагог  читает стихотворение и выставляет картинки, а дети договаривают слова: Шла по лесу девочка, Вот с бельчонком…(белочка), Вот лисица и …(лисенок), Вот волчица и …(волчонок), Вот зайчиха и …(зайчонок), Вот ежиха и …(ежонок), И без мамы …(медвежонок). «Город мастеров. Профессии» 1.Пальчиковая гимнастика «Что принес нам почтальон?»: Что принес нам почтальон?                (сжимают и разжимают кулачки) С толстой сумкой ходит он.                («шагают» пальчиками по столу) Перевод, журнал, газету,                     (на каждое наименование загибают по В бандероли – две кассеты.                 одному пальчику, начиная с большого) И письмо от тети Вали, Чтоб ее приезда ждали. 2.Игра «Что кому нужно?». Совершенствование грамматического строя речи,  употребление существительных – названий профессий в дательном падеже. Педагог  помещает на наборном полотне картинки с изображениями сумки  почтальона, почтового ящика, весов, набора гирь и просит детей назвать картинки.  После этого педагог  задает вопрос: ­ Кому для работы нужна сумка? Дети отвечают: ­ Сумка нужна почтальону. Педагог  спрашивает: ­ Кому для работы нужны весы? Дети отвечают: ­ Весы нужны продавцу. И т.п. 3.Работа над темпом и ритмом речи «Продавец». Проговаривание стихотворения в сопровождении металлофона. Педагог отбивает  ритм на металлофоне, дети хором проговаривают стихотворение. Затем отбить  ритм пробуют дети по очереди: Продавец ребятам рад. В магазине для ребят Есть матрешки расписные, Есть машинки заводные. 4. Упражнение «Внимательные ушки». Развитие фонематического слуха,  выделение звука (а) из ряда гласных, закрытых слогов, слов (начальная  ударная позиция). Педагог  называет звуки, слоги, слова. Дети, услышав звук (а), поднимают флажок:  а, у, и, а, о, а, и, ы, а, у; ам, уп, от, ин, ан; аист, утка, астра, осень, Алик, Аня. «Мир природы. Насекомые» 1. Пальчиковая гимнастика «Пчела»: Прилетела к нам вчера                           (машут ладошками) Полосатая пчела. А за нею шмель­шмелек                        (на каждое название насекомого  И веселый мотылек,                                загибают один пальчик) Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза.                               (делают кружочки из пальчиков и                                                                   подносят к глазам) Пожужжали, полетали,                          (машут ладошками) От усталости упали.                               (роняют ладони на стол) 2.Упражнение «Чего не хватает?». Развитие зрительного внимания.  Совершенствование грамматического строя речи. Употребление  существительных в родительном падеже. На магнитной доске прикреплены изображения шмеля, жука, божьей коровки,  бабочки, муравья, состоящих из частей. Педагог  просит детей рассмотреть  изображения, назвать их, обобщить. Затем дети закрывают глаза, а педагог убирает у шмеля лапки, у жука усы, у божьей коровки черные точки, у пчелы полоски, у  бабочки крылышко, у муравья голову. Дети открывают глаза. Педагог  просит их  ответить на вопрос: ­ Чего не хватает у насекомых? Дети отвечают: ­ У шмеля нет лапок. ­ У жука нет усов. И т.п. 2. Координация речи с движением «Мотылек»: Мотылек­витилек,                            (бегут по кругу, расставив руки в стороны) Принеси нам ветерок: От ворот – поворот                           (поворот; бегут в обратную сторону) Гнать кораблик в ручеек. Вей, вей, ветерок,                             (останавливаются, поворачиваются лицом Натяни парусок,                                в круг; взмахи руками, потягиваются) Гони стружок                                    (бегут по кругу, взявшись за руки) С запада на восток.

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"

Рекомендации "Логопедические пятиминутки"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.06.2017